Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Это прежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность человечества, установленный порядок управления и др. Такие же сферы отношений, как трудовые, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, - менее значительные, а потому посягательство на них предусматривается не преступлением, а проступком.
2. Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законом признается, как правило, преступлением, если нет - проступком. Например, ст. 166 КоАП РФ признает самоуправство (самовольное нарушение установленного законом порядка, осуществление своего действенного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам либо государственным или общественным органам. В случае же причинения этим объектом существенного вреда то же деяние признается уголовным преступлением (ст. 330 УК РФ).
3. Способ, время, место совершения деяния. Незаконное использование радиопередающего устройства - административный проступок (ст. 137 КоАП). Такое же использование устройства вблизи аэродрома, могущее поставить под угрозу безопасность полетов или явившееся причиной аварии, будет уже квалифицироваться по ст. 268 УК РФ как преступление. Распространение определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законному "переводу" проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополняется в этом случае новым составом преступления.
Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Этот вид правонарушений пока не получил в юридической науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов, противоречащих закону, достаточно велико.
В числе основных условий правонарушений в современном российском обществе можно выделить следующие:
Низкий уровень материальной жизни населения. Болезненный и противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населения России. Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары, культ денег привели к небывалому росту хищения имущества, грабежам, разбою. Зная положение в нашей экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных правонарушений.
Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовая культура гражданина предписывает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять. К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворять свои интересы противоправным путем ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере.
3. Кризис морали. На смену господствующей десятилетиями морали советского общества приходит новая мораль. Но она еще пока далека от общечеловеческих начал. Дискредитирование основного принципа демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей - это лишь показатели кризиса морали в нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих. Все эти обстоятельства - благодатная почва для формирования "противозаконного синдрома" у многих людей, особенно у молодежи.
4. Алкоголизм и наркомания. Эти крайне опасные для личности и общества явления быстро прогрессируют и получили широкое распространение в нашей стране. Причиняя непоправимый вред здоровью людей, уничтожая генофонд народа, эти явления питают и противоправное поведение. Многие правонарушения, особенно так называемые "уличные", "бытовые", совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда человек не контролирует свое поведение и неадекватно оценивает ситуацию.
Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Высокий уровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорит о том, что правоохранительные органы работают недостаточно эффективно, не проявляют должной активности и наступательности в борьбе с преступностью, неоперативно реагируют на появление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам в технике, средствах связи и защиты. Все это рождает у лиц, совершивших правонарушения, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшее противоправное их поведение.
Несовершенство законодательства. Одной из важнейших задач любой законодательной системы является пресечение действий, наносящих вред отдельному человеку или обществу в целом. Законодательство должно своевременно определять и фиксировать эти деяния в качестве правонарушений и устанавливать за них ответственность.
Сегодня у нас наблюдается запаздывание такого процесса, возможно, это связано с реалиями сегодняшнего дня, когда рушатся старые и устанавливаются новые производственные отношения. Темпы этого процесса порой ускоряются искусственно настолько, что право не успевает реагировать на базисные изменения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.