Тема 3.6. Правонарушения. Виды, признаки, состав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридическая ответственность

Любое правонарушение связано с поведением личности в обществе.

Поведение человека - это имеющая природные предпосылки, социально-обусловленная деятельность, регулируемая заранее поставленной целью, которая избирается личностью, обладающей способностью к свободному выбору самостоятельно принимать решения. Человек обладает способностью выбирать характер своего поведения. Общество выработало множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них - моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, обычаи, традиции, деловые обыкновения и другие. Нормы - это определенно стандартные образцы, эталоны поведения, социального общения; без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более общество. Человек действует, соотнося свое поведение с нормами, устанавливаемыми в обществе. Он постоянно имеет возможность выбирать между общественно полезным, одобряемым обществом поведением и негативным антисоциальным.

С правовой точки зрения поведение личности может носить правомерный или противоправный характер.

Правомерное поведение личности - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм.

Это законопослушное социальное поведение, облаченное в юридическую форму. Посредством правомерного поведения право действует, вне его оно мертво. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм. А само оно составляет суть правопорядка.

Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его жизнедеятельность. Основная масса возникших и существующих в нашем обществе правоотношений имеет в своей основе правомерное поведение.

Правовое поведение очень широко по своему диапазону и весьма неоднородно по характеру. Существуют следующие 3 вида правового поведения:

Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств.

Для того чтобы защищать себя, обеспечить нормальные условия существования и развития, быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов, иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной в экономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях. Правовая активность личности - требование времени. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это добросовестная служебная деятельность, участие в формировании и работе партии, общественных объединений, обсуждение законопроектов.

2. Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая, иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридические действия. Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обоснована и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, обществе, государстве. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека.

3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не исполняют принадлежащие им права. Пассивно ведет себя, например: гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущество, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не исполняющего право для удовлетворения своих интересов. Однако ущерб терпит общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере выводит государственные структуры из-под влияния и контроля народа.

Правомерное поведение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегда включает в себя два момента: информационный и поведенческий, государство обязано осведомлять гражданина о своих юридических правах и обязанностях и давать представление о законных способах их осуществления. Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в таком обучении велика в настоящее время, поскольку, во-первых, существующая ранее система правового воспитания разрушена, а созданием новой никто не занимается, во-вторых, основательно размыта грань между правомерным и неправомерным поведением. Произошло это отчасти из-за декриминализации многих деяний (считается традиционно в современном обществе непреступными: спекуляция товарами, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), а отчасти нового для нашего общества лозунга: "Разрешено все, что не запрещено законом". Рамки дозволенного будут четкими лишь в том случае, если гражданин хорошо знает, что запрещено.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 398.