Математика и механика
1. Периодизация истории математики А.Н. Колмогорова с позиций математики конца XX в.
2. Математика Древнего Египта с позиций математики XX в.
3. Математика Древнего Вавилона с позиций математики XX в.
4. Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики.
5. Апории Зенона в свете математики XIX—XX вв.
6. Аксиоматический метод со времен Античности до работ Д. Гильберта.
7. Теория отношений Евдокса и теория сечений Деде кинда (сравнительный анализ).
8. Интеграционные и дифференциальные методы древних в их отношении к дифференциальному и интегральному исчислению.
9. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с точки зрения математики XX в.
10. Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания.
11. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в XVII—XIX вв.
12. Рождение математического анализа в трудах И. Ньютона.
13. Рождение математического анализа в трудах Г. Лейбница.
14. Рождение аналитической геометрии и ее роль в развитии математики в XVII в.
15. Л.Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.
16. Спор о колебании струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частными производными.
17. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.
18. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XVIII-XIX вв.
19. Качественная теория дифференциальных уравнений в XIX- начале XX в.
20. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.
21. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце XIX — первой половине XX в.
22. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII-XX вв.
23. Аналитическая теория дифференциальных уравнений XIX—XX вв. и 21-я проблема Гильберта.
24. Теория эллиптических уравнений и 19-я и 20-я проблемы Гильберта.
25. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.
26. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г. Абеля.
27. Рождение и развитие теории Галуа в XIX — первой половине XX в.
28. Метод многогранника от И. Ньютона до конца XX в.
29. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и математического естествознания.
30. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М. Петерсо-на до середины XX в.
31. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в XIX — первой половине XX в.
32. Великая теорема Ферма от П. Ферма до А. Уайлса.
33. Аддитивные проблемы теории чисел в XVII—XX вв.
34. Петербургская школа П.Л. Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.
35. Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.
36. Проблема аксиоматизации теории вероятностей в XX в.
37. Развитие вычислительной техники во второй половине XX в.
38. Континуум-гипотеза и ее роль в развитии исследований по основаниям математики.
39. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в XX в.
40. Доклад Д. Гильберта «Математические проблемы» и математика XX в.
Науки о Земле
1. География в древнем мире:
1. Дописьменный период географии: представления первобытного человека о мире. «Бытийный географизм».
2. Переселения народов, торговые связи и их значение для распространения географических знаний.
3. Очаги древней цивилизации (Египет, Месопотамия, страны Леванта, Индия, Китай), их роль в накоплении и развитии географических знаний.
4. Расширение представлений об обитаемом мире — успехи в мореплавании; экспедиции китайцев; плавания финикийцев.
5. Историко-географическое значение Библии. Древнейшие картографические изображения.
2. География в античной Греции и Древнем Риме:
6. Географические представления Гомера (по «Одиссее» и «Илиаде») и Гесиода.
7. Значение походов Александра Македонского в расширении географического кругозора древних греков.
8. Первые умозрительные теории античных географов о форме и размерах Земли, ее происхождении и изменчивости, представления о соотношении суши и моря на земной поверхности. Периплы и периэги.
9. Отличительные особенности философских воззрений о природе ионийской (милетской) и элейской (пифагорейской) школ, их основные представители и последователи.
10. Вклад Аристотеля, Аристарха и Эратосфена в формирование науки о Земле. Понятие географического детерминизма.
11. Военные операции и территориальные приобретения Древнего Рима и их влияние на географический кругозор античных ученых.
12. Вклад александрийской (греческой) научной школы (Страбон, Пто-лемей) в развитие географической науки в римскую эпоху.
13. Географические представления и обобщения римских авторов Лукреция Кара, Помпония Мелы, Публия Корнелия Тацита, Плиния Старшего и др.
14. Истоки основных направлений современной географии: географическое и хорографическое отображение окружающего мира; первые схемы климатических зон и др.
Экология, Геоэкология
1. Эволюционная экология.
2. Этапы становления и развития экологии.
3. Геобиохимия В.И. Вернадского.
4. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
5. Учение о ноосфере.
6. Философские основания экологии.
7. Методологические подходы в геоэкологии.
8. Методологические проблемы экологии.
Биологические науки
1. Особенности эллинистической науки.
2. Александрия как исследовательский и образовательный центр на стыке восточной и древнегреческой цивилизаций.
3. Естественно-научные труды Аристотеля.
4. Знания первобытного человека о природе.
5. Протобиологическое знание древнейших цивилизаций Востока.
6. Биологическое знание в Древней Греции.
7. Эллинизм и биологическое знание.
8. Теология и биологическое знание в раннем Средневековье.
9. Арабская наука и биологическое знание.
10. Эпоха Возрождения и возникновение предпосылок естественной истории.
11. Век систематики: от неупорядоченного многообразия к иерархическим построениям.
12. Преформизм и эпигенез.
13. Научные предпосылки теории эволюции.
14. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции (конец XVIII — начало XIX в.).
15. Учение Ч. Дарвина и борьба за утверждение эволюционной идеи в биологии.
16. Недарвиновские концепции эволюции.
17. Переоткрытие законов Менделя и кризис селекционизма.
18. Создание современного эволюционного синтеза в биологии.
19. Формирование концепций экономии и политики природы в трудах К.. Линнея и Ч. Лайеля.
20. Возникновение эволюционной антропологии.
21. Изучение филогении гоминид и ее движущих сил.
22. Микроскопия и биологические открытия.
23. Демография как источник экологии.
24. Введение понятия экологии Э. Геккелем.
25. Холистская интерпретация экосистем.
26. Экосистема как сверхорганизм.
27. Концепция экосистемы А. К. Тэнсли.
28. Математические и экспериментальные методы в экологии популяций.
29. Программа популяционной биологии растений В.Н. Сукачева.
30. Развитие концепции биологической ниши.
31. Трофодинамическая концепция Р. Линдемана.
32. Эколого-ценотические стратегии Л.Г. Раменского.
33. Естествознание и проблема белка.
34. Происхождение жизни на Земле.
35. Интеграционная роль физико-химической биологии в решении фундаментальных биологических проблем.
36. Зарождение менделизма.
37. Мутационная теория и становление генетики.
38. Т.Х. Морган и хромосомная теория наследственности.
39. Структура и функция гена: молекулярная парадигма.
40. Эпигенетическая наследственность.
41. Методы хромосомного анализа.
42. Прокариоты как объект микробиологии.
43. Эволюция взглядов на биологию бактерий.
44. Клеточная теория, ее формирование и развитие.
45. Изучение деления ядра клетки.
46. Исследование процесса оплодотворения.
47. Основные направления изучения биологии клетки в XX в.
48. Сравнительно-эволюционная эмбриология и ее влияние на развитие биологии.
49. Возникновение и развитие экспериментальной эмбриологии.
50. Механицизм и холизм.
51. Теория биологического поля.
52. Эмбриональная индукция.
53. Анализ явлений роста.
54. Эмбриология и генетика.
55. Проблема целостности организма.
56. Физиология кровообращения.
57. Физиология пищеварения.
58. Нейрофизиология.
59. Учение о биосфере В.И. Вернадского.
60. Ноосфера П. Тейяра де Шардена.
61. Эколого-ценотические стратегии.
62. Трофо-динамическая концепция экосистем.
63. Учение о трансмиссивных природно-очаговых заболеваниях.
64. Мегатаксономия.
65. Сохранение биоразнообразия.
66. Социокультурные проблемы развития биологии.
67. Изучение протоплазмы клетки и разработка новых методов цитологического исследования в XX в.
68. Изучение онтогенеза растений.
69. Исследование структуры биомолекул и путей их превращения в организме.
70. Мутационный процесс и стабильность генов.
71. Изучение онтогенеза растений.
72. Развитие молекулярных биотехнологий и проблемы биоэтики.
73. Трансформация СТЭ в конце XX в.
Психологические науки
1. Проблема души в классической античной психологии.
2. Проблема сознания в трудах Р. Декарта.
3. Постановка и решение психофизической проблемы в трудах Р. Декарта.
4. Картезианское понимание человека.
5. Проблема «внутреннего» мира человека.
6. Диалогическая природа «Я» человека (М. Бахтин, М. Бубер).
7. Проблема мышления в работах М. К. Мамардашвили.
8. Творческое мышление (философский аспект).
9. Синергетическая концепция мира П. А. Флоренского.
10. Философские идеи фрейдизма и неофрейдизма.
11. Научное творчество в гештальтпсихологии.
12. Познание и мышление в прагматизме.
13. Философские проблемы современной психологии.
14. Развитие психологии личности в XX – XXI вв.
15. Основные направления психологии второй половины XIX в.
16. Когнитивная психология.
17. Гуманистическая психология.
18. Психология А.Н. Леонтьева.
19. Психология личности М. Ярошевского.
20. Психология С.Л. Рубинштейна.
21. Психология Л.С. Выготского.
22. Психологическое учение А. Лурия.
23. Экспериментальная психология.
24. Психология и нейрофизиология.
Педагогическая психология
1. Исследование адаптации в истории психологии.
2. Исследование индивидуальных особенностей человека в истории психологии.
3. Концепция развития мышления в американском прагматизме (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ч. Пирс).
4. Познавательное творчество в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Дункер).
5. Концепции обучения: Л. Выготский, Ж Пиаже, П. Гальперин.
6. История психологии труда в России в 20-30 годы ХХ столетия.
Медицинская психология
1. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее.
2. Девальвация личности: причины и возможности коррекции.
3. Современная биоэтика и медицина: наука и моральные ценности.
4. Мозг и психика в контексте современной науки.
Экономика
1. Концепция полезности в теории ценности и ее критики.
2. Развитие системы национального счетоводства от Ф. Кенэ до С.Кузнеца.
3. Использование теории меркантилизма в современной науке и практике.
4. Трудовая теория стоимости от А. Смита до наших дней.
5. Теория налогообложения от У. Петти до А. Лаффера.
6. Теории предпринимательской функции и прибыли в трудах Ж.- Б. Сэя, К. Маркса, И. Шумпетера и др.
7. Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева и ее применение в современных условиях.
8. Модели макроэкономического равновесия в трудах классиков-экономистов.
9. Теории заработной платы в трудах экономистов от Т. Мальтуса до наших дней.
10.Теория равновесной цены А. Маршалла и ее дальнейшее развитие.
11. Экономика и нравственность в учениях русских философов (В.С. Соловьева, С. Булгакова и др.).
12. Пагубная самонадеянность Ф.А. Хайека: теория и практика.
13. Деловая этика в культуре современного менеджмента.
14. Синергетическая методология в экономике.
15. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия.
16. Историческая школа в экономической науке: Ф. Лист, В. Рошер и др.
17. Классический экономический институционализм: Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гибсон, У. Митчелл.
18. М. Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма».
19. Австрийская школа экономической мысли.
20. Возникновение неоклассической экономической школы.
21. Дж. М. Кейнс: теория эффективного спроса.
22. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство.
23. Экономическая критика социализма: Л. Мизес, Ф. Хайек.
24. Неоклассический синтез в экономической науке.
25. Монетаризм как направление экономического исследования.
26. Постиндустриализм и прогнозы трансформации экономики (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.).
27. Философия хозяйства Ю.М. Осипова.
28. Философско-теоретические основания бухгалтерского учета.
29. Основные современные направления развития теории бухгалтерского учета.
30. Философско-методологические проблемы теории экономического и финансового анализа.
Юриспруденция
1. Идеи об основах права и закона в трудах мыслителей Древней Греции.
2. Возникновение светской юриспруденции в Древнем Риме.
3. Правовая концепция христианской теологии (А. Блаженный, Ф. Аквинский).
4. Рационалистическая концепция права (Г. Гроций).
5. Теория естественного права (Т. Гоббс, Д. Локк).
6. Метафизика права: соотношение морали и права (И. Кант).
7. Философия права в трудах Г.Гегеля.
8. Историческая школа права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта).
9. Универсализм права (Б.Н. Чичерин).
10.Реалистическая теория права (Р. Иеринг).
11. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Паунд).
12.«Чистая теория права» (Г. Кельзен).
13.Теория солидаризма (Л. Дюги).
14.Юридический позитивизм (Г.Ф. Шершеневич).
15.Социологический позитивизм (С.А. Муромцев).
16.Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий).
17.Теория «возрожденного» естественного права (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский).
18.Становление советской правовой теории (М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис).
19.Официальная правовая теория эпохи Сталина (А.Я. Вышинский).
20. Либертарная концепция права (B.C. Нерсесянц).
Образование и педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования
1. Теоретико-методологические особенности компетентностного подхода.
2. Герменевтический подход в современной педагогике.
3. Синергетический подход в современной педагогике.
4. Педагогика как практическая философия.
5. Развитие педагогики в России в XIX в.
6. Развитие дидактики и методики в России в XIX в. (можно по конкретным дисциплинам).
7. История образования и педагогической мысли как область научного знания.
8. Учитель, характеристика его роли и функций в историко-педагогическом контексте.
9. Анализ проблемы активности личности в исторической ретроспективе.
10. Зарождение института образования и педагогической мысли, на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в Античном мире.
11. Воспитание и образование в эпоху средневековья.
12. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
13. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до ХУШ в.)
14. Школа и педагогика Нового времени в России и за рубежом.
15. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в Х1Хв (до 80-х гг.)
16. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.
17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале ХХ в. (до 1917г.)
18. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
19. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
20. Традиционные и инновационные подходы к проблеме развития личности.
21. Личностно-ориентированная педагогика.
22. Философско-методологические особенности развивающего обучения.
23. Проблемное обучение: философские аспекты.
Теория и методика профессионального образования
1. Вопросы профессионального образования в документах ООН и Конституции РФ. Закон РФ о профессиональном образовании.
2. Ведущие тенденции развития современного профессионального образования за рубежом.
3. Развитие профессионального образования в послевоенный период.
4. Реформы 1958, 1984, 1988 годов, их отражение в профессиональном образовании.
5. Профессиональное образование России в 1917-1941гг.
6. Характеристики профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США в колледжах и университетах. Современные модели профессионального образования за рубежом.
7. Создание государственных основ профессионального образования в XIX - начале XX вв. Разработка проблем дидактики профессионального обучения.
8. Развитие профессионального образования в XVIII в. в России.
9. Профессиональное образование в средние века. Цеховая и гильдейские школы. Средневековые университеты.
10. Развитие идеи гуманизации профессионального образования.
11. Развитие идеи демократизации профессионального образования.
12. Последипломное образование в России. Самообразование взрослых.
13. Философские проблемы современной педагогики высшей школы.
Теория и методика обучения и воспитания (информатика)
1. Поколения ЭВМ. Синергетическая составляющая в развитии элементной базы.
2. Информационные технологии: точки разрыва (бифуркаций) на трассе развития.
3. Информационное общество: плюсы и минусы - философское обоснование.
4. Почему калькулятор отлучил школьника от знаний таблицы умножения? Опасности автоматизации интеллектуальной деятельности человека.
5. Безбумажные технологии управленческой деятельности. Миф или реальность?
6. Поляризация стран мира в эпоху информационного общества. Прогноз последствий.
7. Фундаментальные основы информатики. Философское обоснование понятий.
8. Программирование: информационная технология или основа, основ computer science.
9. Отечественная индустрия производства ЭВМ. Причины провала и его последствия.
10. Мифы и реальность образовательной информатики (не является ли ориентация обучения информационным технологиям коллективным безумием).
11. Развитие персональных вычислений. Повсеместная зависимость (во всех видах деятельности) человечества от одной операционной системы (от одного человека) «фильм ужасов» или «произведение искусства».
12. Диалог теории информации К. Шеннона и кибернетических моделей.
13. Проект «искусственного интеллекта» и этапы его реализации.
14. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность.
15. Информационная эпистемология и конструктивная кибернетическая эпистемология Х.фон Ферстера и В. Турчина.
16. Синергетика и информация.
Теория языка
1. Научные парадигмы в лингвистике
2. Теория языка в Античности
3. Теория языка в Средние века и эпоху Возрождения
4. Языкознание Нового времени. «Грамматика
5. Пор-Рояль» и отражение ее идей в лингвистике XVII-XVIII вв.
6. Сравнительно-историческое языкознание XIX в.
7. Философия языка В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианское течение (Л.Вайсгербер) XX в. Натуралистическое направление в языкознании середины XIX в.
8. Психологическое направление в философии языка второй половины XIX в. (Г.Штейнталь -М.Лацарус, В.Вундт, А.А.Потебня)
9. Младограмматический этап в языкознании. Лейпцигская лингвистическая школа.
10. Московская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа. И.А.Бодуэн де Куртене
11. Историко-культурные течения в языкознании конца XIX в. - начала XX в. Школа «Слова и вещи» Г.Шухардт. Эстетическая школа. К.Фосслер. Ареальная лингвистика
12. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра. Женевская школа в лингвистике
13. Пражская школа функциональной лингвистики
14. Копенгагенский структурализм. Глоссематика Американский структурализм. Дескриптивная лингвистика
15. Американская этнолингвистика. Лондонская лингвистическая школа
16. Теория дискурса. Лингвокультурные концепты
Германские языки
1. История изучения лексики (словообразования, фразеологии...) германских (английского/немецкого) языков.
2. История изучения фонетики (интонации, ударения, фоностилистики...) германских (английского/немецкого) языков.
3. История изучения грамматики (морфологии, синтаксиса....) германских (английского/немецкого) языков.
4. История лингвистических исследований особенностей развития германской группы языков.
5. Типологические исследования германских языков.
6. Сравнительно-историческое изучение германских языков.
7. Исследования национальных вариантов германских языков.
8. Германистика как раздел языкознания.
Общее языкознание
1. Спор о «правильности имен» в истории философского осмысления языка.
2. Спор об аналогии и аномалии.
3. Грамматическая система александрийцев.
4. Учение стоиков.
5. Александрийская система за пределами греческого языка: Донат, Присциан; переводные грамматики.
6. Вернакулярные грамматики и грамматические трактаты.
7. Философское и лингвистическое содержание спора об универсалиях.
8. Логика и грамматика в истории науки о языке.
9. Расширение эмпирической базы изучения языков. «Лингвистический кругозор».
10. Теоретическое осмысление новых европейских языков (эпоха Возрождения).
11. Ранние научные грамматики (английские грамматисты, Ф. Санчес).
12. Научная революция XVII в. и языкознание (Ф. Бэкон).
13. Универсальный язык и языковое конструирование в лингвистике XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Ньютон и др.).
14. Соотношение универсального и идиоэтнического в истории языкознания (грамматика Пор-Рояля, В. Гумбольдт, Н. Хомский).
15. Философия языка В. Гумбольдта.
16. Зарождение историзма в подходе к языку.
17. Возникновение и развитие типологических представлений в языкознании XIX в. (Ф. Шлегель, А.В. Шлегель, В. Гумбольдт, А. Шлейхер).
18. Возникновение сравнительно-исторического метода.
19. Влияние идей эволюционизма на сравнительно-историческое языкознание.
20. Младограмматики и их роль в истории лингвистики.
21. Концепция звукового закона в истории сравнительно-исторического
языкознания XIX—XX вв.
22. Критика младограмматического направления в языкознании конца
XIX - начала XX в.
23. Развитие идей В. Гумбольдта в языкознании XIX в. (X. Штейнталь,
А.А. Потебня).
24. «Курс общей лингвистики» как исходный пункт развития языкознания XX в.
25. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа.
26. Основные направления структурализма.
27. Язык в западноевропейской философии XX в.
28. «Новое учение о языке».
29. Антропологическая лингвистика.
30. Генеративная лингвистика: основные этапы развития.
31. Лингвистика универсалий.
32. Сравнительно-историческое языкознание в XX в.
33. Психо- и нейролингвистика.
Литературоведение
1. История литературоведения как наука.
2. Античные поэтики. Их своеобразие.
3. Латинские поэтики. Их состав и композиция.
4. Средневековая литературоведческая мысль. Система знаний о литературе.
5. Двуязычие в литературоведении: история и своеобразие.
6. Теория классицизма. Ее развитие.
7. Проблема народности и становление теории романтизма.
8. Западноевропейская историко-литературная мысль XVIIIв.
9. Проблемы фольклористики в литературоведении XVIII в.
10. Становление текстологии в западноевропейском литературоведении XVIII в., «критика текста».
11. Литературоведение в России в XVIII в. Работы по теории и истории
литературы.
12. Стиховедение в России XVIII в.
13. В.К. Тредиаковский как стиховед, теоретик и историк литературы.
14. Теория романтизма в западноевропейском литературоведении XIXв.
15. Теория словесности в России первой половины XIX в.
16. «Философия литературы» Г.В.Ф. Гегеля.
17. 17.Биографический метод» в изучении творчества писателей.
18. Братья В. и Я. Гримм: рождение мифологической школы.
19. Историко-литературная мысль в России первой половины XIX в.
20. В.Г. Белинский как теоретик и историк литературы.
21. Мифологическая школа в России: Ф.И. Буслаев.
22. Школа сравнительной мифологии.
23. Культурно-историческая школа: И. Тэн.
24. Сравнительно-историческое литературоведение. «Историческая поэтика» Александра Н. Веселовского.
25. Социально-генетическое литературоведение. Социологический метод.
26. Теория стилей в западноевропейском и русском литературоведении XX в.
27. «Неомифологизм» в литературоведении и фольклористике.
28. Теория художественного метода в советском литературоведении.
29. Формальная школа в литературоведении.
30. Становление текстологии как науки.
31. Поэтика: многообразие школ.
32. Вульгарно-социологическая школа в литературоведении.
33. Структурализм в литературоведении.
34. Историко-функциональное изучение литературы.
35. Изучение литератур народов СССР.
36. Рождение литературоведческого науковедения: труды по истории литературоведения в России.
37. Учение Платона и его воплощение в современной литературе (философский роман).
38. Философский рационализм картезианского образца в системе классицистической поэтики.
39. Отражение философских взглядов Дж. Локка в литературе Просвещения.
40. Ассоцианизм и его значение для формирования психологического метода английской литературной критики XVIII^.
41. Наследие Паскаля в художественной прозе французского Просвещения (Вольтер).
42. Роль субъективного идеализма Шеллинга и Фихте в формировании литературной теории романтизма.
43. Позитивизм как философская основа натурализма в западноевропейских литературах.
44. Интуитивизм Бергсона в системе французского и немецкого модернизма (М. Пруст, Т. Манн).
45. Воплощение философии экзистенциализма в художественной прозе Ж.- П. Сартра и А. Камю.
46. Философские основы постмодернизма в современной зарубежной литературе.
47. П. Рикер: рассказ и время.
Культурология
Теория и история культуры
1. Философия культуры и культурология: особенности взаимоотношений.
2. Г. Зиммель и анализ трагедии культуры.
3. Н.А. Бердяев и его философия творчества.
4. П.А. Флоренский: культ и культура.
5. Эволюционистский подход к культуре.
6. Оппозиция «природа-культура» в эпоху Возрождения.
7. Просвещение и интерпретация культуры как цивилизации.
8. Кризис европейской культуры: О. Шпенглер и А. Вебер.
9. Социология культуры М. Вебера.
10. Постмодернизм и критика культуры.
11. В. Тиллих и его теология культуры.
12. Теория культуры Э. Кассирера.
13. Семиотический подход в культурологии.
14. Психоаналитическое направление в культурологии.
15. Учение о культуре Ф. Ницше.
16. Структурно-антропологическое направление в культурологи.
17. Теория культуры Ю. Лотмана.
18. Системный подход к исследованию культуры.
19. Диалогическая модель культуры.
20. Игровая модель культуры.
21. Основные направления и проблемы современной культурологии.
22. Становление теоретической культурологии.
Математика и механика
1. Периодизация истории математики А.Н. Колмогорова с позиций математики конца XX в.
2. Математика Древнего Египта с позиций математики XX в.
3. Математика Древнего Вавилона с позиций математики XX в.
4. Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики.
5. Апории Зенона в свете математики XIX—XX вв.
6. Аксиоматический метод со времен Античности до работ Д. Гильберта.
7. Теория отношений Евдокса и теория сечений Деде кинда (сравнительный анализ).
8. Интеграционные и дифференциальные методы древних в их отношении к дифференциальному и интегральному исчислению.
9. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с точки зрения математики XX в.
10. Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания.
11. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в XVII—XIX вв.
12. Рождение математического анализа в трудах И. Ньютона.
13. Рождение математического анализа в трудах Г. Лейбница.
14. Рождение аналитической геометрии и ее роль в развитии математики в XVII в.
15. Л.Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.
16. Спор о колебании струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частными производными.
17. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.
18. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XVIII-XIX вв.
19. Качественная теория дифференциальных уравнений в XIX- начале XX в.
20. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.
21. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце XIX — первой половине XX в.
22. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII-XX вв.
23. Аналитическая теория дифференциальных уравнений XIX—XX вв. и 21-я проблема Гильберта.
24. Теория эллиптических уравнений и 19-я и 20-я проблемы Гильберта.
25. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.
26. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г. Абеля.
27. Рождение и развитие теории Галуа в XIX — первой половине XX в.
28. Метод многогранника от И. Ньютона до конца XX в.
29. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и математического естествознания.
30. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М. Петерсо-на до середины XX в.
31. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в XIX — первой половине XX в.
32. Великая теорема Ферма от П. Ферма до А. Уайлса.
33. Аддитивные проблемы теории чисел в XVII—XX вв.
34. Петербургская школа П.Л. Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.
35. Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.
36. Проблема аксиоматизации теории вероятностей в XX в.
37. Развитие вычислительной техники во второй половине XX в.
38. Континуум-гипотеза и ее роль в развитии исследований по основаниям математики.
39. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики в XX в.
40. Доклад Д. Гильберта «Математические проблемы» и математика XX в.
Науки о Земле
1. География в древнем мире:
1. Дописьменный период географии: представления первобытного человека о мире. «Бытийный географизм».
2. Переселения народов, торговые связи и их значение для распространения географических знаний.
3. Очаги древней цивилизации (Египет, Месопотамия, страны Леванта, Индия, Китай), их роль в накоплении и развитии географических знаний.
4. Расширение представлений об обитаемом мире — успехи в мореплавании; экспедиции китайцев; плавания финикийцев.
5. Историко-географическое значение Библии. Древнейшие картографические изображения.
2. География в античной Греции и Древнем Риме:
6. Географические представления Гомера (по «Одиссее» и «Илиаде») и Гесиода.
7. Значение походов Александра Македонского в расширении географического кругозора древних греков.
8. Первые умозрительные теории античных географов о форме и размерах Земли, ее происхождении и изменчивости, представления о соотношении суши и моря на земной поверхности. Периплы и периэги.
9. Отличительные особенности философских воззрений о природе ионийской (милетской) и элейской (пифагорейской) школ, их основные представители и последователи.
10. Вклад Аристотеля, Аристарха и Эратосфена в формирование науки о Земле. Понятие географического детерминизма.
11. Военные операции и территориальные приобретения Древнего Рима и их влияние на географический кругозор античных ученых.
12. Вклад александрийской (греческой) научной школы (Страбон, Пто-лемей) в развитие географической науки в римскую эпоху.
13. Географические представления и обобщения римских авторов Лукреция Кара, Помпония Мелы, Публия Корнелия Тацита, Плиния Старшего и др.
14. Истоки основных направлений современной географии: географическое и хорографическое отображение окружающего мира; первые схемы климатических зон и др.
География в период Средневековья
15. Исторические условия развития географии и географическая картина мира в эпоху раннего Средневековья.
16. Влияние античной географии на развитие географии в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения.
17. Географические представления Козьмы Индикоплова и других мыслителей раннего Средневековья.
18. Основные направления пространственной активности европейцев и причины, ее порождавшие (религиозные миссии). Паломничества в Святую землю и Крестовые походы, их роль в расширении географического кругозора европейцев.
19. Монастырская картография и сохранение географических знаний Античности.
20. Средневековые карты-портоланы (компасные карты) и их влияние на развитие навигации и картографии.
21. Норманны и их открытия.
22. Арабские географы — Бируни, Ибн Баттута, Идриси, Вард, Якуби, Ибн Фадлан Истархи и их представления об обитаемом мире.
23. Влияние арабской географии и картографии на возрождение географических знаний Античности в средневековой Европе.
24. «Руководство по географии» Клавдия Птолемея и его роль в создании современной картографической парадигмы.
25. География в Китае и Индии в Средние века. Китайская картография и ее отличие от европейской.
26. Путешествия европейцев в восточные страны: значение их странствий и трудов в расширении представлений об обитаемом мире и становлении географии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 560.