Сущность системы технического обслуживания и ремонта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1.1 Общие сведения о системе технического обслуживания и ремонта

 

Основные понятия в области видов, методов и показателей ТО и Р изделий военной техники устанавливает ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» и ГОСТ В 25883-83 «Эксплуатация и ремонт военной техники. Термины и определения».

В соответствии с теорией систем системой называется совокупность, образованная и упорядоченная по определенным правилам, состоящая из конечного множества элементов, взаимодействующих между собой в процессе преобразования сигналов.

В теории технических систем различают системы типа «объект», элементами которых являются предметы (образцы вооружения, средства производства и т.п.), и системы типа «процесс», элементами которых являются операции (например, изготовления, технического обслуживания, ремонта). Термин «процесс» здесь означает, что что-то происходит, совершается, т.е. изменяется стечением времени. При таком подходе рассматриваемая система ТО и Р ВВТ относится к системам и типа «объект» и типа «процесс», а между элементами системы существуют определенные отношения.

Построение системы ТО и Р возможно по трем основополагающим показателям:

1. ТО и Р проводится по ресурсу или сроку службы образца (комплекса). В этом случае ТО и Р проводятся через жестко определенные периоды времени в заданном объеме независимо от технического состояния изделия.

2. ТО и Р проводится по реальному техническому состоянию. Необходимость проведения ТО и Р определяется по результатам периодического котроля фактического состояния образцов. Соответственно предполагаются различные по продолжительности периоды и объемы мероприятий.

3. ТО и Р проводится по заданному уровню надежности. Изделия эксплуатируются до снижения величины показателя надежности ниже заданного уровня. В качестве такого показателя надежности может быть использован коэффициент готовности, который выражает долю изделий, находящихся в любой момент времени в работоспособном состоянии. При достижении его величины ниже заданного вся группа образцов выводится в ТО и Р.

В целях повышения качества технического состояния ВВТ на протяжении их жизненного цикла при одновременном снижении расходов на эксплуатацию с 1999 года приказом МО РФ в существующую планово-предупредительную систему ТО и Р внедряются: техническое обслуживание с периодическим контролем и ремонт по техническому состоянию.

Система ТО и Р ВВТ по техническому состоянию базируется на информации, получаемой при периодическом контроле технического состояния изделий, и, соответственно, предполагает различные по продолжительности периоды и объемы мероприятий. Такое гибкое управление ТО и Р позволяет достичь заданной степени боеготовности и эксплуатационной надежности при сокращении затрат на ТО.

Основными мероприятиями по поддержанию и восстановлению качества ВВТ являются контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт.

Контроль технического состояния образца ВВТ – это определение фактических значений показателей, качественных признаков, характеризующих техническое состояние образца ВВТ, сопоставление с требованиями, установленными в нормативно-технических документах в целях оценки технического состояния образца ВВТ.

Техническое обслуживание образца ВВТ – это комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности образца ВВТ при использовании по назначению, хранении и транспортировании.

В соответствии с действующими НТД техническое обслуживание включает в себя перечень работ и операций, представленных на рисунке 2.1.

В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния (определение фактических значений показателей или качественных признаков, сопоставление их требованиями, установленными в НТД), очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.

Основными видами ТО ВВТ являются:

А. По этапам эксплуатации – техническое обслуживание при спользовании, техническое обслуживание при хранении, техническое обслуживание при транспортировании.

Б. По регламентации выполнения – техническое обслуживание с периодическим контролем, регламентированное техническое обслуживание.

В. По периодичности и объемам проведения – ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х), техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х); техническое обслуживание №2х с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП). Эти виды ТО составляют группу так называемых номерных видов ТО.  Номер технического обслуживания – это условное обозначение технического обслуживания в эксплуатационной документации, присваемое в зависимости от содержания, периодичности и условий выполнения.

Г. По условиям эксплуатации – сезонное техническое обслуживание (СО), техническое обслуживание в особых условиях.

Здесь особые условия – это условия эксплуатации изделий военной техники, харктеризующиеся экстремальными значениями каких-либо факторов (ГОСТ В 25883-83).

Ремонт образца ВВТ – это комплекс операций по восстановлению его исправности, работоспособности и восстановлению ресурса образца ВВТ или его составных частей.

В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль, технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания (например, регулировка, замена элементов, вырабавших свой ресурс).

Система ТО и Р ВВТ включает в себя единые виды контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта ВВТ.

 

 

Рисунок 2.1 – Перечень основных операций и работ, проводимых при техническом обслуживании образцов ВВТ

2.1.2 Стратегии построения систем технического обслуживания и ремонта

 

Под стратегией технического обслуживания и ремонта понимается определенный порядок (периодичность и последовательность) проведения различных видов ТО и Р образцов вооружения, обеспечивающий оптимальную эффективность ремонтно-восстановительных работ по выбранному критерию.

Любая стратегия ТО и Р должна отвечать одному из требований:

1. Обеспечение заданного коэффициента готовности ( ) образца ВВТ при минимальной суммарной стоимости (СS) или трудоемкости (SS) ТО и Р

              при:     СS ® min

SS ® min

2. Обеспечение максимального коэффициента готовности Кг при заданных суммарной стоимости СS и трудоемкости SS  ТО и Р

         при:      

Рассмотрим существующие стратегии технического обслуживания.

К наиболее известным из них относятся «нулевая», «индивидуальная» и «групповая» стратегии.

Сущность «нулевой» стратегии заключается в том, что никаких профилактических работ не выполняется. Обслуживание (ремонт) проводится только после возникновения отказа (отказов), повторяющегося через произвольные промежутки времени, которые в общем случае не равны между собой  (рисунок 2.2, а). В процессе эксплуатации (технического обслуживания) осуществляется только чистка, смазка и регулировка креплений.

Достоинства данной стратегии заключаются в экономии сил и средств на обслуживание.

Недостаток данной стратегии в том, что отказ может произойти в процессе использования по прямому назначению и изделие не выполнит заданных функций.

Сущность «индивидуальной» стратегии заключается в том, что на каждое изделие (элемент) устанавливается предельный профилактический «возраст», по достижении которого данное изделие заменяется. Если отказ произошел до указанного профилактического «возраста» и отказавшее изделие пришлось заменить, затратив время Тв, то следующая профилактическая замена проводится через время , отсчет которого начинается с момента восстановления  (рисунок 2.2, б).

Достоинство рассматриваемой стратегии состоит в значительной экономии затрат на запасные части.

Недостаток индивидуальной стратегии заключается в том, что осуществить строгий учет наработки по каждому элементу весьма широкой номенклатуры сборочных единиц изделия не представляется возможным.

 

Рисунок 2.2 – Сущность различных стратегий технического обслуживания

а) «нулевая» стратегия; б) «индивидуальная» стратегия;

в) «групповая» стратегия

 

Сущность «групповой» стратегии заключается в том, что для группы однотипных элементов устанавливается оптимальный срок замены. По достижении этого срока t з проводится ТО (рисунок 2, в), при котором заменяются как изделия, срок использования которых закончился, так и изделия заменявшиеся при отказах.

Достоинства этой стратегии заключается в том, что значительно упрощается задача профилактической замены изделий, нет необходимости вести учет времени замены каждого изделия.

Недостаток – увеличенный расход запасных частей.

В качестве критерия оценки возможности применения той или иной стратегии можно использовать удельное время простоя (нерабочего состояния).

 ,

где  – время, затрачиваемое на проведение ТО и (или) ремонта;

– периодичность проведения ТО.

Для «нулевой» стратегии:

 ,

где n – количество отказов за промежуток времени  ;

Тв – среднее время устранения отказа;

– интенсивность отказов .

Для «групповой» стратегии:

 ,

где n – количество отказов за промежуток времени t;

Тв – среднее время устранения одного отказа;

ТТО – время, затрачиваемое на проведение ТО;

t – периодичность ТО (в соответствии с рисунком 3, t = t 3 ).

Для «индивидуальной » стратегии  определяется аналогично «групповой».

Для выяснения целесообразности проведения ТО используют коэффициент (КТО), который рассчитывается путем решения соотношения:

 ;

 .

Если КТО < 1 – проведение ТО является целесообразным.

Если КТО > 1 – проведение ТО не имеет смысла, так как абсолютное большинство отказов являются внезапными и профилактические мероприятия не дают никакого эффекта.

Известны и другие типы стратегий ТО, а также их комбинации.

Рассмотрим наиболее распространенные стратегии ремонта.

Наиболее простая стратегия ремонта – стратегия «по потребности». Ремонт изделия производится только при наличии отказа. Она по своей сути схожа с «нулевой» стратегией ТО, имеет те же достоинства и недостатки.

Ремонт может организовываться по «послеосмотровой» стратегии, сущность которой заключается в том, что плановыми являются не ремонты, а осмотры изделий. По результатам осмотров конкретных изделий определяется его действительное техническое состояние, в зависимости от которого назначают вид и сроки проведения ремонта.

Достоинства данной стратегии – экономия сил и средств, так как устраняются только те отказы и неисправности, которые выявлены при осмотре. Кроме того, она обеспечивает быстроту проведения ремонта (сразу после осмотра) и позволяет руководителям (командирам и начальникам) вести постоянный контроль над состоянием вооружения.

Недостатки стратегии заключаются в том, что не проводятся профилактические мероприятия по предупреждению отказов и неисправностей, затруднено перспективное планирование работы ремонтных подразделений, может иметь место субъективизм в назначении вида ремонта и времени его проведения.

Известна стратегия «стандартных» ремонтов, которая широко используется в Военно-воздушных силах. Сущность ее состоит в том, что отправка в ремонт осуществляется в заранее оговоренные сроки, или по установленной наработке. При этом строго определены объем и содержание ремонта, вне зависимости от фактического состояния вооружения.

Эта стратегия используется там, где на первый план выходит высокая надежность вооружения.

Достоинство стратегии – обеспечение постоянно высокого уровня безотказности вооружения. Возможность перспективного планирования ремонта.

Недостаток стратегии в существенном увеличении расходов на ремонт из-за того, что ремонту могут подвергаться изделия не выработавшие свой межремонтный ресурс и являющиеся исправными.

В настоящее время в ВС РФ применяется единая система комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения. Если рассматривать ее с позиции описанных выше стратегий, то можно утверждать, что как стратегия ТО она является «групповой», так как все виды ТО планируются и проводятся принудительно, в строго оговоренные сроки и в определенном объеме.

Стратегия ремонтов в данной системе носит характер «стандартных» ремонтов, потому что ремонты вооружения планируются по расходу ресурсов и сроку службы. Более подробно современная система ТО и Р будет рассмотрена на следующем занятии.

 

2.1.3 методика разработки системы технического обслуживания и ремонта

 

Из анализа и обобщения большого опыта применения планово-предупредительной системы ТО и Р можно констатировать, что рациональная система  ТО и Р должна быть:

- наиболее экономичной;

- наиболее простой и универсальной, пригодной для всех типов образцов вооружения;

- обеспечивать высокое качество ТО и Р;

- учитывать реальную надежность, ремонтопригодность и сроки службы изделий и их сотавных частей;

-предельно гибкой;

- пригодной на мирное и военное время.

Для разработки рациональной системы ТО и Р вооружения необходимо системно решить следующие задачи:

1. Установить виды ТО и их оптимальную периодичность, т.е. обосновать программу ТО образца вооружения.

2. По аналогии установить виды ремонта, их периодичность в течение ремонтного цикла, т.е. принять наиболее рациональную и гибкую ремонтную схему по всем видам и типам изделий с учетом опыта обеспечения их надежности и ремонта.

3. Решить основную организационную  проблему, кто и какими силами будет производить ТО и Р. Из опыта известно четыре основных направления:

а) первое - кто эксплуатирует тот и ремонтирует;

б) второе – ремонт производится специализированными ремонтными предприятиями, которые не занимаются эксплуатацией изделий, а только их ремонтом;

в) третье – производится сервисное обслуживание по принципу: «Кто производит, тот ремонтирует и обслуживает»;

г) четвертое направление – смешанное, когда ТО и Р производится в эксплуатирующих организациях и в ремонтных органах. Это направление наиболее распространено в настоящее время ВС РФ.

4. Определить содержание, периодичность и порядок профилактического обслуживания и ремонта изделий.

Как видно, ключевым вопросом является периодичность ТО и Р. ГОСТ 18322-78 периодичность технического обслуживания (ремонта) определяет как интервал времени или наработки между данным видом ТО (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Здесь под видом  технического обслуживания (ремонта) понимают ТО или Р выделяемое (выделяемый) по одному из признаков: этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т.д.

Исходя из приведенного, одной из важнейших задач, решаемых при разработке системы ТО И Р, является обоснование программы ТО.

Программа ТО это совокупность нормативных показателей периодичности проведения, объема и последовательности выполнения операций в соответствии с целями предупреждения отказов.

Разработка программ ТО для вооружения связана с рядом проблем, обусловленных различными причинами. К основным из них относятся:

- сложность современных образцов вооружения, характеризующихся многокомпонентностью;

- разнообразие предупредительных работ, составляющих основу ТО;

- необходимость создания идентичных программ ТО для класса объектов (а не для отдельных типов) ввиду организационных трудностей и экономических ограничений.

При разработке программы ТО наиболее существенным является ее оптимизация: определение таких показателей технического обслуживания, при которых стоимость ТО минимальна, а величина коэффициента готовности (или другого показателя готовности) не меньше требуемой.

Правомочность постановки задачи оптимизации программы ТО объясняется наличием двух групп противоречивых факторов: увеличение объемов и частоты ТО приводит, с одной стороны, к увеличению вероятности работоспособного состояния объекта на интервале времени между двумя обслуживаниями, с другой - к увеличению затрат на ТО, расхода ресурса объекта и вероятности его отказа из-за ТО, а также к снижению готовности из-за часто проводимых разборок объекта или прерывания режима его использования. Поэтому из рассмотренных вариантов программ ТО выбирают тот, который соответствует сформулированной задаче оптимизации.

Разработка программы ТО проводится обычно в следующей последовательности.

1. Анализ конструкции изделия. Выделение составных частей по физическим и функциональным признакам.

2. Определение видов работ для составных частей и изделия в целом.

3. Обоснование периодичности работ по выявлению и устранению неисправностей.

4. Определение целесообразности планово-предупредительной замены отдельных элементов и сроков ее проведения.

5. Определение содержания видов технического обслуживания и периодичности их проведения.

6. Окончательное определение периодичности проведения различных видов ТО с учетом кратности их проведения.

Одна из начальных стадий разработки программ ТО – анализ объектов. При этом анализе выделяются составные части объекта по физическим и функциональным признакам (рисунок 3).

По физическим признакам составные части образцов вооружения делятся на механические, гидравлические, электрические, электронные, оптические. Каждая из этих групп должна содержать составные части объекта, имеющие вполне определенное функциональное назначение. Так, с учетом этого требования механическими составными частями могут быть ствол с затвором, направляющая, трансмиссия, механизмы наводки. К гидравлическим относятся такие элементы образцов вооружения, как противооткатные устройства, гидроподъемники, гидроприводы, гидродомкраты. Наиболее характерные электрические элементы образцов вооружения – источники электропитания, кабельная сеть, электропривод, цепи пуска, блокировок и сигнализации. Электронные составные части образцов вооружения – это наземная аппаратура управления пуском ракет и снарядов, аппаратура артиллерийской разведки, электронные прицелы, контрольно-измерительная аппаратура, специализированные ЭВМ. К оптическим составным частям образцов вооружения относятся оптические прицелы, приборы наблюдения и другие элементы.

Виды работ по техническому обслуживанию существенно зависят от физической природы составных частей объектов и их функционального назначения. Поэтому рассмотренный анализ объектов позволяет обоснованно выделить виды работ для каждой составной части объекта, а затем – для объекта в целом.

В общем, для каждого компонента объекта можно рассматривать три вида работ по техническому обслуживанию. Такое деление обусловлено способами обоснования периодичности их проведения (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Классификация работ ТО по способу обоснования периодичности их проведения

 

К первому виду работ можно отнести такие, периодичность проведения которых не требует количественного обоснования, она определена многолетним опытом эксплуатации образцов-аналогов. К работам этого вида можно отнести чистку, смазывание, крепежные работы, замену масел. Назовем такие работы детерминированными (определенными, характеризуемыми известными, уже установленными по опыту периодами их выполнения).

Ко второму виду работ относятся работы по выявлению и устранению неисправностей. Их можно разделить на две группы: работы по выявлению неисправностей и работы по устранению неисправностей.

В первую группу работ входят: внешний осмотр объекта или его частей, проверка элементов без включения объекта; частичная разборка объекта, осмотр, сборка; контроль параметров при включенном состоянии объекта; поиск неисправного элемента (если с помощью регулировок устранить неисправность невозможно). Вторая группа содержит следующие работы: регулировки, на стройки, замена неисправного элемента исправным, подтверждающий контроль исправности объекта, при необходимости настройка и регулировка.

Определение периодичности выполнения работ второго вида возможно на основе специального метода, базирующегося на использовании статистических данных о неисправностях и отказах образцов вооружения.

Работы третьего вида – это планово-предупредительные замены устройств, блоков, узлов. Для их выполнения производятся демонтаж элементов, подлежащих замене, монтаж новых элементов на объект (образец вооружения), подтверждающий контроль исправности объекта, при необходимости настройка, регулировка. Периодичность работ этого вида обосновывается с помощью метода, использующего показатели надежности и стоимости образцов вооружения.

Принадлежность работ каждого из рассмотренных видов составным частям объекта зависит от их физической природы и функционального назначения.

Таким образом, для обоснования видов работ по техническому обслуживанию необходимо деление объекта на компоненты (по физическим и функциональным признакам), а затем для каждого компонента определение соответствующих работ из рассмотренных видов. Окончательно необходимость и периодичность работ второго и третьего вида обосновываются с помощью соответствующих методов.

Рассмотрим вначале сущность обоснования периодичности работ по выявлению устранению неисправностей.

Для многих видов объектов неисправности могут служить признаком приближения отказа. Например, ослабление резьбовых или других разъемных соединений, появления течи в гидросистемах, коррозия, появление трещин не сразу приводят к нарушению работоспособности объекта. Подобные отклонения от требований, предусмотренных нормативной документацией, легко выявляются, могут быть устранены и тем самым будет предотвращено появление отказа.

Модель возникновения отказа объекта с указанием возможных его состояний в процессе эксплуатации показана на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Графическое изображение развития постепенного отказа:

t - момент возникновения неисправности; t - момент возникновения отказа

Техническое обслуживание объекта может проводиться в момент нахождения его в одном из трех состояний. Возможные случаи проведения технического обслуживания представлены на рисунке 2.6.

В случае а техническое обслуживание проводится, когда момент возникновения неисправности (показан кружком) еще не наступил. Вероятность этого события обозначим .

 

Рисунок 2.6 – Возможные случаи проведения ТО

 

Случай б соответствует моменту проведения технического обслуживания, когда в объекте возникла неисправность, но еще не переросла в отказ (момент возникновения отказа обозначен косым крестом). Вероятность этого события обозначим через .

Случай в соответствует моменту проведения технического обслуживания после возникновения отказа. Вероятность этого события обозначим . Очевидно, что рассмотренные события, как независимые, образуют полную группу,т.е.

Исходя из предназначения технического обслуживания – предотвращать возникновение отказа - целесообразно назначить момент его проведения по схеме случая б. В этом случае в объекте есть признак, определяющий характер профилактических работ, они могут быть выполнены целенаправленно. В случае а такого признака (неисправности) нет и характер предупредительных мероприятий не определен, т.е. они могут выполняться, в значительной мере не достигая цели. В случае в техническое обслуживание как предупредительное мероприятие проводить смысла не имеет, поскольку отказ уже возник.

Моменты времени возникновения неисправности t, отказа t и интервал времени, на котором неисправность перерастает в отказ (вторая стадия развития отказа), являются случайными, поэтому интервал времени, по истечении которого должно проводиться техническое обслуживание, может быть определен с некоторой вероятностью. Такой вероятностью является вероятность того, что в объекте возникла неисправность, но в отказ еще не переросла ( ). Конкретно момент времени проведения технического обслуживания должен соответствовать максимуму этой вероятности (рисунок 2.7).

 

Рисунок 2.7 – К определению момента времени для определения времени проведения технического обслуживания

 

Вероятность  может быть вычислена с помощью плотности распределения времени до вознкновения неисправности и функции распределения времени . Если допустить, что интервалы времени и подчиняются экспоненциальному закону распределения с параметрами и , то

.

Величина оптимального периода Тто  технического обслуживания (по выявлению и устранению неисправностей) может быть определена как корень уравнения

или

Учитывая, что постоянный множитель можно выносить за знак производной, а производная равна самой функции, то по правилу дифференцирования показательной функции имеем

.

Отсюда после преобразования получаем

.

После логарифмирования в результате получается расчетное соотношение

.

где - параметр потока неисправностей, ; - параметр потока отказов, явившихся следствие предшествовавших неисправностей, ;  - соотношение параметров потоков отказов и неисправностей; - среднее время или наработка до возникновения неисправности;  - среднее время или наработка до момента возникновения отказов.

Интервалы времени или наработки и  могут быть определены по результатам наблюдений за реальной эксплуатацией объектов. Особенностью организации сбора данных о неисправностях и отказах является то, что при эксплуатации объекта не удается зафиксировать момент возникновения неисправности. Известны только интервалы времени (между смежными техническими обслуживаниями или между моментом возникновения отказа и последним техническим обслуживанием), на которых неисправности появляются, и моменты возникновения отказов.

Значения параметров и  определяются на основе статистических данных об отказах и неисправностях.

Рассмотрим теперь принцип определения целесообразности планово-предупредительной замены элемента и сроков ее проведения.

Цель планово-предупредительной замены элемента (узла, блока, устройства) – уменьшение параметра потока отказов, который характеризует скорость выхода из строя одного изделия из группы N изделий, взятых под наблюдение, и, следовательно, уменьшение числа ремонтов и времени неготовности вооружения из-за отказов.

Замене должны подлежать работоспособные элементы, параметр потока отказов которых значительно возрос или начинает возрастать (рисунок 2.8).

 

 

Рисунок 2.8 – Назначение периодов планово-предупредительной замены

 

На интервале времени 0–t0, i замена i-го элемента на новый нецелесообразна, так как выигрыша в уменьшении количества отказов не дает. По истечении времени t0, i замена может дать выигрыш в уменьшении показателя w: в результате замены сохраняется (на интервале времени Tз, i) значение этого показателя (w»w0, i), а без замены величина wi возрастает существенно и через время t з, i (отсчитываемое с момента t0, i достигает значения w1, i.

Выигрыш в уменьшении w является необходимым, но недостаточным условием целесообразности предупредительных замен элементов. Следует учитывать еще две группы факторов:

1. Комплекс условий, характеризующих применение объекта и обеспечивающих его эксплуатационно-технические процессы.

2. Стоимостные показатели эксплуатации объекта.

Так, например, если в соответствии с первой группой факторов допустимое время на восстановление объекта достаточно, чтобы успеть восстановить объект методом замены элемента, то плановые предупредительные замены нецелесообразны (целесообразны неплановые замены для проведения ремонтов).

В соответствии со второй группой факторов может оказаться, что затраты на замену элемента превышают потери, вызванные увеличением показателя wi (по сравнению со случаем замен). В таких случаях плановые предупредительные замены также нецелесообразны (например, суммарные затраты на текущий ремонт элемента не превышают аналогичные затраты и стоимость работы при заменах).

Окончательно периодичность выполнения всех работ устанавливается на завершающем этапе анализа. При этом по результатам анализа всех трех групп работ («детерминированных», выявления и устранения неисправностей, планово-предупредительных замен), относящихся к различным составным частям образца, необходимо построить для него программу ТО в целом. Для этого необходимо обоснованно совместить близкие по срокам (хотя и различные по видам) работы в единые объемы и таким образом получить виды ТО.

Распределяя работы по видам ТО, необходимо учитывать возможности их выполнения:

- силами расчета;

- силами расчета с привлечением специалистов ремонтного подразделения;

- ремонтным подразделением с привлечением расчета.

После получения исходных видов ТО проверяют кратность периодичности

их проведения, т.е. соблюдение условия

.

Кратность видов ТО способствует не только удобству в организации и проведении ТО, но и в целом экономичности работ.

При нецелом К  определяют целесообразность введения кратности путем изменения значений TTO - j и TTO - I . При этом используют те же принципы оценки, что и при совмещении работ.

В результате выполнения перечисленных работ формируется цикл ТО.

Циклом ТО называется наименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями НТД все установленные виды плановых ТО.

Цикл ТО для образцов ВВТ определяется периодичностью проведения технического обслуживания № 2. В таблице 2.1 приведены данные по периодичности проведения технического обслуживания для различных видов ракетно-артиллерийского вооружения.

По аналогии ремонтный циклнаименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями НТД все установленные виды ремонта.

Рассмотрим на примере состав и построение цикла ТО и Р РАВ.

Проведенными за последние годы исследованиями и обощением опыта эксплуатации гаубицы Д-30 установлено, что она выходит в средний ремонт (С) примерно через 5 лет, а в капитальный ремонт (К) – через 8-9 лет эксплуатации. При этом интенсивность эксплуатации изделия составляла всего 1000 км пробега в год, 9000 км за ремонтный цикл. Выход в ремонт происходит по техническому состоянию при достижении значений параметров в 6-8 основных узлах (агрегатах) изделия. Например, такие, как мертвые хода в механизмах наведения, качка трубы, провисание станин и т.п.

Таблица 2.1 – Периодичность ТО при использовании для образцов РАВ

Образец РАВ

Единица

измерения

Вид ТО

ТО-1 ТО-2
Наземная артиллерия, минометы лет 1 3
Стрелковое оружие лет 1 4

БМ-21 (РСЗО 9К55 «Град»)

тыс. км 1,0…1,2 5…6
лет 1 2

БМ 9П148 (ПТРК «Конкурс»)

тыс. км 2 4
лет 1 2

САО 2С3

тыс. км 1,0…1,1 2,0…2,2
лет 1 3

 

Примерный график цикла ТО и Р изделия Д-30 показан на рисунке 9. Общее количество обслуживаний и ремонтов за цикл, как видно из графика составляет:

- ТО-1 – 18 при периодичности проведения через 250 км пробега или 3 месяца эксплуатации;

- ТО-2 – 9 соответственно через 500 км пробега или 6 месяцев эксплуатации;

- мелких ремонтов (М) – при периодичности через 12 мксяцев эксплуатации;

- средних и капитальных ремонтов – по одному за цикл.

Кроме того, ежегодно проводится два сезонных обслуживания (СО).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1125.