Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 6.

Идет урок. Учитель спрашивает - дети отвечают.

 - А ты, Коля, почему руку не поднимаешь? Опять не слушал? Смотри, как другие ребята работают. Оксана уже три примера решила, а ты все еще первый решаешь.

Мальчик вздрагивает. Тяжелое чувство стыда пригибает детскую фигурку к парте. "Откуда она взяла, что я не слушал,- с тоской думает Коля.- Слушал я, все время слушал, да только понять не могу".

 А урок продолжается. Дав задание классу, учительница подходит к Коле. Тетрадная страница размалевана бессвязными каракулями. Учительница вздыхает. Таких, как он, в классе еще четверо. Они тоже размазывают по тетради что-то бессмысленное, тоже молят глазами, нет, не о похвале, что так щедро раздается другим, но хотя бы о снисхождении.

1. Проанализируйте ситуацию урока с точки зрения закономерностей процесса обучения

2. Дайте определение понятию «обучение», «закономерность процесса обучения», «обученность», «обучаемость»

3. Проанализируйте реализацию каждой закономерности процесса обучения подтвердив примерами из предложенной ситуации урока

4.  Сформулируйте рекомендации учителю по учету индивидуальных особенностей в процессе обучения

5. Предложите собственный вариант фрагмента урока, учитывая индивидуальные особенности младших школьников

Задание 7.

Анна Ивановна, особенно чуткая к теоретическим положениям педагогической науки, творчески претворяет их в работе. Готовясь к урокам, она тщательно продумывает их содержание и методы преподавания, заботится о том, чтобы для всех детей материал был посилен, интересен, познавателен. После объяснения нового материала она сразу же проверяет, все ли ребята поняли, кто в чем затрудняется, какая помощь требуется. И тут же оказывает ее.

Урок русского языка. Дети готовятся к сочинению на тему "Цветут сады". Пяти ученикам учительница предложила карточки: на двух - готовый план и начало рассказа, а на трех - план и опорные слова. Учащиеся работают с большим увлечением. Всем интересно и в меру трудно, но трудности оказались преодолимыми. К концу урока сочинение написано всеми.

Урок математики. Ребята учатся применять рациональные способы вычисления. Постоянно звучат вопросы:

 - Как легче вычислить? Почему? Какие свойства арифметических действий применили?

 Ученики умело анализируют задачу, устанавливают связи между ее элементами, обосновывают выбор действий.

 В классе не бывает даже двух похожих уроков, в каждый из них учительница вносит что-то новое, яркое, запоминающееся, чтобы у детей не пропадал интерес к учению.

1. Проанализируйте действия учителя на уроке.

2.  На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3. В чем сущность каждого из них?

4. Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

Сделайте вывод о педагогических способностях учителя. Предложите собственный вариант профессиограммы учителя

Задание 8.

Внимательно просмотрите учебник для начальной школы (на Ваш выбор). Ответьте на следующие вопросы:

1. Как в данном учебнике автор реализует требования последовательности и систематичности? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения, приведя 3-5 аргументов.

2.  К каким приемам прибегает автор, чтобы активизировать учебную деятельность? Приведите 3-4 примера.

3.   Как задания учебника способствуют формированию познавательных УУД. Приведите примеры.

Методы, приемы и средства обучения

Задание 9.

В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:

 - Дети, что мы изучали на прошлом уроке? Скажи, Вася.

 - Мы изучали про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.

 - Дети, кто дополнит Васю? Лена!

 - Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.

 - Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?

 Но вот другая беседа по той же теме:

 - Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)

 - Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)

 - Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)

 - А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой.

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения эффективности выбора методов обучения

2. Докажите целесообразность использования метода беседы в младшем школьном возрасте. Приведите 3-4 аргумента

3. Сравните два типа бесед, приведенных выше, выделив критерии для сравнения.

4. Какая из них результативнее? Почему? Приведите 3-4 аргумента.

5. Какие требования предъявляются к каждой беседе? От чего зависит результативность беседы как метода на уроке?

6. Сделайте вывод о целесообразности использования беседы на уроке?

Задание 10.

Урок русского языка в 3-м классе. Учительница предлагает ребятам вспомнить правило о правописании безударных гласных в корне слова. Учащиеся отвечают четко, примеры каждый раз новые, не из учебника: «ок но — окна», «кленовый — клен»... Затем работают со словами, где безударные гласные нельзя поставить под

ударение.

— Составим «Словарь огородника»,— говорит учи­тельница.— Три' минуты.

— Капуста, картофель, огурец, помидор, арбуз, мор­ковь, горох,  фасоль, бобы,— читает свой словарь Лена.

Ребята поднимают руки:

—   Лена оговорилась: слово «бобы» можно прове­рить — «боб»!

На парте у каждого ученика лежат карточки с глас­ными. Их рисовали сами ребята. Учительница показыва­ет классу слово «С.нтябрь». Взлетают руки с буквой «е». Темп убыстряется: «...ктябрь» — «о»; «ос.нь» — «е».

—   Быстрее, быстрее,— торопит учительница и под­нимает вверх все новые и новые слова.

Наконец, она кладет на стол последнюю карточку и отодвигает занавес у доски. На доске таблички с буквами-ребусами. Ребята с удовольствием выполняют новое за­дание. —  А теперь пишем сочинение-малютку на тему «Осень». Обязательно используйте слова: «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «деревья», «дожди». Помните: сочинение-малютка, ничего лишнего. Должно быть коротко и хорошо.

Пока ребята пишут в тетрадях, учительница пишет на доске: «Вянет, травка, и, ж...лтеет, лугах, на, з...ленеет, на, оз...мь, только, п...лях, солнце, туча, кроет, не бл...стит, небо, вет...р, поле, в, воет, моросит, дождик».

—   Если мы хорошо подумаем,— говорит учительни­ца,— и расставим все слова по местам, то прочитаем сти­хотворение Федора Ивановича Тютчева. Будете работать самостоятельно. Помните, как пишутся стихотворные строки, не забывайте о безударных гласных.

В класе тишина. Все пишут быстро. Проверяют сочи­нение-малютку, а затем выразительно читают стихотворе­ние. К доске идет ученик и цветным мелком вписывает пропущенные буквы.

В заключение урока проводится небольшой выбороч­ный диктант и разбор предложения.

1. Проанализируйте урок, определите методы и прие­мы обучения и дайте оценку целесообразности их применения.

2. Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема.

3. С какой целью учительница увеличивала темп ра­боты учащихся?

4. Как подобная организация урока способствовала поддержанию внимания младших школьников

5. Предложите 5-7 приемов поддержания внимания

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 628.