Целостный педагогический процесс как объект изучения в педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1.

Урок математики в 4 классе учитель начал так:

- Постарайтесь вспомнить, какие известные вам геометрические фигуры и тела представляют предметы, которые вы видели дома. Назовите предметы и определите, какую геометрическую фигуру они вам напоминают.

Вопрос вызвал большое оживление в классе. Учащиеся говорили, что крышка стола, окно, стена дома напоминают прямоугольник, сиденье табуретки – квадрат, обеденный стол – круг, шкаф – параллелепипед и т.д.

- Найдите геометрические тела и фигуры в классе, - говорит учитель.

Опять много примеров. Далее учитель предлагает ребятам вырезать из бумаги прямоугольник, квадрат и вычислить их площадь.

- Посмотрите, что у меня в руках, - вновь привлекает внимание учащихся учитель, показывая им параллелепипеды, кубы и шары различных размеров.

Учащиеся правильно называют геометрические тела. Затем выясняют, что границей геометрического тела является поверхность, а границей поверхности линия. В результате сравнения дети поняли, что геометрическое тело имеет три измерения, поверхность – два, линия – одно, а точка измерений не имеет.

Домашнее задание: понаблюдать. запомнить и назвать 10 различных геометрических тел и фигур, которые учащиеся увидят по дороге домой. Оно вызвало большой интерес уже на уроке. и подготовка его началась сразу же по выходе из школы

1. Проанализируйте предложенную ситуацию. При ответе старайтесь использовать четкую терминологию, иллюстрировать излагаемые Вами теоретические положения конкретными примерами из текста.

2. Докажите, что данное описание – описание педагогического процесса. При доказательстве опирайтесь на определение. Составьте схему, иллюстрирующую педагогический процесс

3. Какие характеристики педагогического процесса вы можете выявить в данном описании? Аргументируйте свое мнение

4. Докажите, что при таком построении работы происходит реализация функций педагогического процесса

5. Какие компоненты педагогического процесса вы можете выделить из данного описания? Проиллюстрируйте их конкретными примерами.

6. Разработайте рекомендации учителю как подготовить современный урок

Ребенок как субъект целостного педагогического процесса

Задание 2.

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1. Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2. Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3. Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4. Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы.

 

Методы педагогического исследования

Задание 3.

Как-то ученица IV класса Люба Г. на вопрос учителя: почему она плохо учится? - заявила, что у нее плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое "психологическое отступление" на уроке. Он рассказал, что эксперименты ученых-психологов доказали: у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провел беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, которые помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба Г. была поражена тем, что у нее развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: "Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться".

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов психолого-педагогического исследования

2. Дайте определение понятий «метод исследования», «классификация методов исследования».

3. Определите, какие методы исследования были использованы учителем. Конкретизируйте свой ответ примерами из предложенной ситуации

4. Докажите эффективность их применения

5. Предложите свой вариант рекомендаций, которые могла дать учительница Любе Г.

Сущность процесса обучения

Задание 4.

Анализ учебных пособий свидетельствует о том, что во многих из них даются различные трактовки сущности процесса обучения.

 Так, одни авторы считают, что "обучение означает совместную деятельность учителя и учащихся, когда первые передают знания, умения и навыки, в той или иной степени руководят процессом их усвоения (преподавание), вторые усваивают эти знания, умения и навыки (учение). Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения" (Болдырев Н. И)

 Другие полагают, что обучение "представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ научного мировоззрения и поведения учащихся" (П. Е. Есипов)

 Третьи утверждают, что обучение - это "активная познавательная деятельность, в которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение" (Костенков П. П.)

1. Проанализируйте определения с точки зрения сущности процесса обучения:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность учителя и учащихся;

- руководство со стороны учителя;

- специальная, планомерная организация и управление;

- целостность и единство педагогического процесса;

- соответствие закономерностям возрастного развития;

управление развитием и воспитанием учащихся;

2. Раскройте двусторонний характер обучения через систему функциональных компонентов.

3. Опираясь на предложенные определения сформулируйте собственное, наиболее полно отражающее сущность процесса обучения. Аргументируйте Ваше мнение.

Содержание образования

Задание 5.

Проанализируйте страницу 66 – 67 учебника «Окружающий мир» (Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. ч.1. – М.: Просвещение. 2009)

1. Сформулируйте тему урока и соотнесите ее с учебной программой

2. Определите круг знаний и умений, формируемых на данном уроке

3. Как при организации работы по данной странице на уроке будет происходить реализация функций учебника?

4. Проанализируйте соответствие изложенного материала страницы учебника требованиям к учебной книге.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 559.