РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инструментальные методы исследований
для подготовки магистров по программам:
«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».
ФГОС ВО
Направление 35.04.04 «Агрономия»
Курс 1
Семестры /модули 1/1
Москва, 2016
Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов; к.б.н. С.С. Зверева
(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 201_г.
«__» ________ 201_г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
________________Б1.Б5_________студентам очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 2016 г.
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор _____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________И.Г. Романова
(подпись)
(подпись)
Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 201_г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян
(подпись)
Содержание
Аннотация.. 5
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5
2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6
4. Структура и содержание дисциплины... 6
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 6
4.2 Содержание дисциплины.. 9
4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 13
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 14
4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14
5. Образовательные технологии.. 18
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22
7.1 Основная литература. 22
7.2 Дополнительная литература. 22
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23
8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23
8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24
Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24
10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24
Аннотация
Дисциплина «Инструментальные методы исследований» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен. Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы.
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины «Инструментальные методы исследований» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Инструментальные методы исследований» включена в обязательный перечень ФГОС ВО, в дисциплины базовой части. Дисциплина «Инструментальные методы исследований» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «Инструментальные методы исследований» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплине «Инструментальные методы исследований» в соответствии с требованиями ФГОС ВО, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 – «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Экзамен
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-4 | способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности | критерии оценки состояния агрофитоценозов и теоретические основы методов инструментальной регистрации, уровень надежности оценки параметров состояния агрофитоценозов | обоснованно (с учетом требуемой точности, условий и стоимости) выбрать инструментальные методы и средства оценки агрофизических, агрохимических и биологических показателей, адаптировать их к изменению определяемых параметров и охарактеризовать состояние агрофитоценозов. | оценить методы, имеющиеся для реализации поставленных целей, выбрать средства для регистрации с заданными параметрами, критически анализировать полученные данные, применить их для регулирования технологий |
2. | ОК-5 | способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ | особенности проведения современных лабораторных и полевых методов по оценке состояния агрофитоценозов | определить особенности проведения эксперимента, рассчитать время, материалы и реактивы, необходимые для организации исследований с использованием современных методов анализа в агрономии | разработать план проведения исследовательских и проектных работ в соответствии с целями, систематизировать умения и навыки методов инструментальной регистрации согласно поставленным задачам |
3. | ОК-7 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями программы магистратуры) | принцип работы современных приборов и оборудования применяемых в агрономии для оценки плодородия почвы и качества получаемой продукции | применять современные приборы и оборудование для решения поставленных задач и анализировать полученные результаты | основными методами инструментальной регистрации заданных параметров при оценке условий эксперимента |
4. | ОК-8 | владением методами пропаганды научных достижений | современные достижения мировой науки и области их применения | оценить преимущества и недостатки современных методов и целесообразность их применения в научно- исследовательской работе | способами внедрения современных достижений для решения поставленных задач, целесообразность и своевременность использования высокотехнологичного оборудования |
5. | ПК-3 | способностью самостоятельно организовать и провести научные исследования с использованием современных методов анализа почвенных и растительных образцов | нормативные затраты времени на единичное определение, необходимые материалы и реактивы, особенности хранения и транспортировки почвенных и растительных образцов, специфику современных лабораторных и полевых методов. | рассчитать затраты времени на определение показателей, необходимые объемы материалов и реактивы, провести инструментальный анализ по выбранным критериям, применять современные приборы и оборудование для решения поставленных задач и анализировать полученные результаты | организовать исследования в соответствии с поставленными целями, планировать свое время, место и ресурсы при работе с современными приборами и оборудованием, составить алгоритм работы при самостоятельном их изучении в различных условиях |
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно) |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | ||
Л | ПЗ | ЛР | |||
Введение | 5 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 «Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений» | 35 | 2 | 2 | 4 | 27 |
Раздел 2 «Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции» | 36 | 2 | 2 | 4 | 28 |
Раздел 3 «Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений» | 32 | 2 | 4 | - | 26 |
Всего за 1 модуль | 108 | 8 | 8 | 8 | 84 |
Итого по дисциплине | 108 | 8 | 8 | 8 | 84 |
Раздел 1 (Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений)
Тема 1 (Понятие об оптимальном агрофизическом состоянии почвы и методах его исследования)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Понятие об оптимальном агрофизическом состоянии почвы и физических условий агрономического экспериментирования
2. Фундаментальные уровни исследования физического состояния почвы
3. Показатели агрофизического состояния, определяемые на разных уровнях
Тема 2 (Инструментальные методы оценки основных агрофизических характеристик почвы)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Современные лабораторные и полевые методы определения влажности и твердости почвы
2. Современные методы определения структурного состояния почвы
3. Понятие об ОГХ. Методы и устройства изучения гидрофизических свойств.
Тема 3 (Способы коррекции и оптимизации основных агрофизических параметров)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Оптимальные параметры физического состояния почвы для возделывания различных полевых культур
2. Использование агрофизической информации при управлении плодородием почвы и планировании экспериментов
3. Способы корректировки показателей агрофизического состояния почвы при возделывании полевых культур
Раздел 2 (Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции)
Тема 1 (Общая характеристика агрохимических исследований и инструментальные методы для их реализации)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Классификация инструментальных методов агрохимических исследований
2. Взаимосвязь агрохимических показателей и их влияние на урожайность полевых культур
Тема 2 (Использование современных инструментальных методов для оценки плодородия почвы и качества продукции)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Применение полевого и лабораторного рН-метра для определения реакции среды
2. Инструментальные методы определения содержания питательных веществ в почве и растениях
3. Показатели качества продукции растениеводства и основные методы их определения
Тема 3 (Использование агрохимической информации при управлении плодородием почвы и продуктивностью растений)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Способы оптимизации агрохимических показателей плодородия почвы при возделывании полевых культур
2. Использование информации по качеству продукции при ее реализации
Раздел 3 (Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений)
Тема 1 (Биологические свойства почвы и возможность их инструментальной индикации и регулирования)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Понятие о биологических свойствах почвы и их роли в формировании урожая полевых культур
2. Способы контроля изменения биологических показателей при возделывании полевых культур
Тема 2 (Инструментальные методы определение базовых характеристик биологических свойств почвы)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Методы определения фитотоксичности почвы и интенсивности прорастания при действии различных концентраций токсических веществ
2. Методы инструментальной оценки морфофизиологического состояния растений
4.3. Содержание разделов дисциплины
Введение. Общее в инструментальных методах исследований. Области экспериментальной агрономии и агропроизводства, требующие инструментального контроля. Особенности почвы (почвенного покрова), растений (агрофитоценозов) и как объектов инструментального анализа. Физика, химия и биология среды обитания растений. Двойственный смысл словосочетания «биологическое исследование». Особенности современных инструментальных методов агрофизического, агрохимического и биологического исследования (анализа) почвы и растений. Подготовка к анализам. Особенности отбора проб. Технические средства отбора (отбор с регистрацией координат). Протокол отбора проб. Этикирование, транспортировка, сушка, просеивание, размол, хранение. Электронные системы учета. Банки данных. Протокол результатов анализа. Первичный контроль данных. Статистические методы обработки результатов. Экспрессные методы диагностики почвы и растений.
Содержание лабораторного практикума/практических занятий/семинарских занятий и контрольных мероприятий
№ раздела | № и название лабораторных/ практических/ семинарских занятий с указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
Раздел 1. (Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений) | |||
| Лабораторная работа № 1. (Определение удельной поверхности почвы ускоренным методом) | защита работ | 2 |
Лабораторная работа № 2. (Определение дифференциальной пористости почвы) | защита работ | 2 | |
Практическое занятие № 1. (Определение влажности почвы и пенетрации) | защита работ | 1 | |
Контрольная работа по разделу 1 | 1 | ||
Раздел 2. (Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции) | |||
Практическое занятие № 2. (Использование ионометрии для определения кислотности почвы и содержания в ней минеральных форм азота) | защита работ | 1 | |
Лабораторная работа № 3. (Определение общего азота в почве и растениях по методу Кьельдаля) | защита работ | 2 | |
Лабораторная работа № 4 (Использование фотометрии в исследованиях условий среды обитания и качества растительной продукции.) | защита работ | 2 | |
Контрольная работа по разделу 2 | 1 | ||
Раздел 3. (Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений) | |||
| Практическое занятие № 3. (Определение потребности в подкормке азотом с помощью N–Testera.) | защита работ | 1 |
Практическое занятие № 4. (Определение токсичности почвы по проросткам ячменя) | защита работ | 2 | |
Контрольная работа по разделу 3 | 1 |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
Таблица 5
Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
№ |
П/п
Введение
Раздел 1. (Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений)
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел 2. (Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции)
5.
6.
7.
Раздел 3. (Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений)
8.
9.
Образовательные технологии
Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п |
Тема и форма занятия
Общее количество часов аудиторных занятий, проведенных с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 12 часов (50% от аудиторных часов).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Лабораторное помещение с оборудованием: лопаты, буры, пакеты, этикетки, коробки, фарфоровые ступки с пестиками, наборы сит, цилиндры, ванны для насыщения, колбы для растворов, реактивы, лабораторная посуда. Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием.
Требования к специализированному оборудованию
Для проведения курса необходимы: полевые опыты по изучению влияния основных регулирующих воздействий (удобрения, обработка почвы, известкование и.т.п.) на агрономические свойства почвы и урожайность полевых культур или отобранные образцы. Приборы: (режущие кольца для определения плотности сложения, N-тестер,) для определения водопрочной структуры, пенетрометры, влагомер полевой, тензиостат, сушильный шкаф, электронные весы, ионометр, рН-метр полевой, термореактор, муфельная печь, автоматический аппарат Кьельдаля, фотометры (пламенный, фотоколориметр и/или атомно-адсорбционный).
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины
Для успешного освоения дисциплины «Инструментальные методы исследований » студентам необходимо использовать знания по ряду дисциплин с целью формирования у них способности комплексно оценивать исследуемый объект, зная взаимосвязи и взаимовлияние отдельных компонентов агроэкосистемы и умея количественно определить интересующие показатели. При изучении дисциплины особое внимание уделяется развитию самостоятельности студентов, способности ставить цели и задачи исследования, находить решения, используя современные инструментальные методы, правильно и обосновано анализировать полученные результаты.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инструментальные методы исследований
для подготовки магистров по программам:
«Адаптивные системы земледелия»; «Интегрированная защита растений»; «Технология производства продукции растениеводства»; «Фитотехнологии и биопродукционные системы»; «Управление агробизнесом в растениеводстве»; «Риски при производстве продукции растениеводства».
ФГОС ВО
Направление 35.04.04 «Агрономия»
Курс 1
Семестры /модули 1/1
Москва, 2016
Составители: профессор, д.с.-х.н. Н.Ф. Хохлов; к.б.н. С.С. Зверева
(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 201_г.
«__» ________ 201_г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
________________Б1.Б5_________студентам очной формы обучения
(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.04 «Агрономия», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015г. № 834 и зарегистрированного в Минюсте РФ «03» сентября 2015г. № 38785 и учебного плана по данному направлению 35.04.04 «Агрономия» год начала подготовки 2016 г.
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор _____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Рецензент: профессор, д.с.-х.н. А.В. Пуховский __________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________И.Г. Романова
(подпись)
(подпись)
Декан факультета Соловьев А.А., д.б.н., профессор ____________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Шитикова А.В. канд. с.-х. наук, доцент _______________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 201_г.
Заведующий выпускающей кафедрой Мазиров М.А., д.б.н., профессор
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» _______ 201_г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И. Ханжиян
(подпись)
Содержание
Аннотация.. 5
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины... 5
2. Место дисциплины в учебном процессе.. 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины... 6
4. Структура и содержание дисциплины... 6
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам (модулям) 6
4.2 Содержание дисциплины.. 9
4.3 Лабораторные/практические/семинарские занятия. 13
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины.. 14
4.5 Курсовые работы (проекты)/контрольные работы/расчётно-графические работы/учебно-исследовательские работы/рефераты.. 14
5. Образовательные технологии.. 18
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины... 19
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций. 19
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине. 20
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 22
7.1 Основная литература. 22
7.2 Дополнительная литература. 22
7.3 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 23
7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 23
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 23
8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 23
8.2 Требования к специализированному оборудованию.. 23
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины... 24
Виды и формы отработки пропущенных занятий. 24
10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине.. 24
Аннотация
Дисциплина «Инструментальные методы исследований» направлена на формирование способностей применения основных лабораторных и полевых методов идентификации условий среды экспериментальных и производственных посевов для управления урожаем и его качеством, плодородием почвы и сохранением окружающей среды. Дисциплина предполагает как теоретические вопросы, так и практическое использование знаний по инструментальным методам анализа в агрономии, сопряжена с использованием статистических основ методологии полевых экспериментов, информационных средств коммуникации и компьютерных технологий обработки данных. В ходе освоения дисциплины основное внимание уделяется освоению практических навыков современного стандартизированного инновационного инструментария и анализа, доступного и перспективного для отечественного аграрного производства и экспериментальной агрономии, а также способности интерпретировать полученные данные и принимать решения на их основе. Системой текущего контроля приняты: рефераты, защиты практических работ, контрольные работы, а итогового - экзамен. Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы.
1. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины «Инструментальные методы исследований» является освоение студентами теоретических и практических знаний и овладение компетенциями по организации и проведению анализа почвы и растений с последующим использованием информации для управления плодородием и урожаем.
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Инструментальные методы исследований» включена в обязательный перечень ФГОС ВО, в дисциплины базовой части. Дисциплина «Инструментальные методы исследований» реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 «Агрономия». Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Инструментальные методы исследований» являются основы почвоведения, агрохимии, земледелия, микробиологии, агрофитоценологии, основы научных исследований в агрономии. Дисциплина «Инструментальные методы исследований» является основополагающей для изучения следующих дисциплин базовой части по направлению подготовки «Агрономия»: «Инновационные технологии в агрономии»; цикла научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики, подготовки выпускной квалификационной работы цикла итоговой государственной аттестации.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплине «Инструментальные методы исследований» в соответствии с требованиями ФГОС ВО, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению 35.04.04 – «Агрономия» направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций представленных в таблице 1.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по модулям
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Экзамен
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-4 | способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности | критерии оценки состояния агрофитоценозов и теоретические основы методов инструментальной регистрации, уровень надежности оценки параметров состояния агрофитоценозов | обоснованно (с учетом требуемой точности, условий и стоимости) выбрать инструментальные методы и средства оценки агрофизических, агрохимических и биологических показателей, адаптировать их к изменению определяемых параметров и охарактеризовать состояние агрофитоценозов. | оценить методы, имеющиеся для реализации поставленных целей, выбрать средства для регистрации с заданными параметрами, критически анализировать полученные данные, применить их для регулирования технологий |
2. | ОК-5 | способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ | особенности проведения современных лабораторных и полевых методов по оценке состояния агрофитоценозов | определить особенности проведения эксперимента, рассчитать время, материалы и реактивы, необходимые для организации исследований с использованием современных методов анализа в агрономии | разработать план проведения исследовательских и проектных работ в соответствии с целями, систематизировать умения и навыки методов инструментальной регистрации согласно поставленным задачам |
3. | ОК-7 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями программы магистратуры) | принцип работы современных приборов и оборудования применяемых в агрономии для оценки плодородия почвы и качества получаемой продукции | применять современные приборы и оборудование для решения поставленных задач и анализировать полученные результаты | основными методами инструментальной регистрации заданных параметров при оценке условий эксперимента |
4. | ОК-8 | владением методами пропаганды научных достижений | современные достижения мировой науки и области их применения | оценить преимущества и недостатки современных методов и целесообразность их применения в научно- исследовательской работе | способами внедрения современных достижений для решения поставленных задач, целесообразность и своевременность использования высокотехнологичного оборудования |
5. | ПК-3 | способностью самостоятельно организовать и провести научные исследования с использованием современных методов анализа почвенных и растительных образцов | нормативные затраты времени на единичное определение, необходимые материалы и реактивы, особенности хранения и транспортировки почвенных и растительных образцов, специфику современных лабораторных и полевых методов. | рассчитать затраты времени на определение показателей, необходимые объемы материалов и реактивы, провести инструментальный анализ по выбранным критериям, применять современные приборы и оборудование для решения поставленных задач и анализировать полученные результаты | организовать исследования в соответствии с поставленными целями, планировать свое время, место и ресурсы при работе с современными приборами и оборудованием, составить алгоритм работы при самостоятельном их изучении в различных условиях |
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплин (укрупнёно) |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | ||
Л | ПЗ | ЛР | |||
Введение | 5 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 «Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений» | 35 | 2 | 2 | 4 | 27 |
Раздел 2 «Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции» | 36 | 2 | 2 | 4 | 28 |
Раздел 3 «Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений» | 32 | 2 | 4 | - | 26 |
Всего за 1 модуль | 108 | 8 | 8 | 8 | 84 |
Итого по дисциплине | 108 | 8 | 8 | 8 | 84 |
Раздел 1 (Инструментальная диагностика физических условий среды обитания растений)
Тема 1 (Понятие об оптимальном агрофизическом состоянии почвы и методах его исследования)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Понятие об оптимальном агрофизическом состоянии почвы и физических условий агрономического экспериментирования
2. Фундаментальные уровни исследования физического состояния почвы
3. Показатели агрофизического состояния, определяемые на разных уровнях
Тема 2 (Инструментальные методы оценки основных агрофизических характеристик почвы)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Современные лабораторные и полевые методы определения влажности и твердости почвы
2. Современные методы определения структурного состояния почвы
3. Понятие об ОГХ. Методы и устройства изучения гидрофизических свойств.
Тема 3 (Способы коррекции и оптимизации основных агрофизических параметров)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Оптимальные параметры физического состояния почвы для возделывания различных полевых культур
2. Использование агрофизической информации при управлении плодородием почвы и планировании экспериментов
3. Способы корректировки показателей агрофизического состояния почвы при возделывании полевых культур
Раздел 2 (Инструментальная диагностика химических условий среды обитания растений и качества продукции)
Тема 1 (Общая характеристика агрохимических исследований и инструментальные методы для их реализации)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Классификация инструментальных методов агрохимических исследований
2. Взаимосвязь агрохимических показателей и их влияние на урожайность полевых культур
Тема 2 (Использование современных инструментальных методов для оценки плодородия почвы и качества продукции)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Применение полевого и лабораторного рН-метра для определения реакции среды
2. Инструментальные методы определения содержания питательных веществ в почве и растениях
3. Показатели качества продукции растениеводства и основные методы их определения
Тема 3 (Использование агрохимической информации при управлении плодородием почвы и продуктивностью растений)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Способы оптимизации агрохимических показателей плодородия почвы при возделывании полевых культур
2. Использование информации по качеству продукции при ее реализации
Раздел 3 (Инструментальная диагностика биологических факторов среды обитания растений)
Тема 1 (Биологические свойства почвы и возможность их инструментальной индикации и регулирования)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Понятие о биологических свойствах почвы и их роли в формировании урожая полевых культур
2. Способы контроля изменения биологических показателей при возделывании полевых культур
Тема 2 (Инструментальные методы определение базовых характеристик биологических свойств почвы)
(Перечень рассматриваемых вопросов)
1. Методы определения фитотоксичности почвы и интенсивности прорастания при действии различных концентраций токсических веществ
2. Методы инструментальной оценки морфофизиологического состояния растений
4.3. Содержание разделов дисциплины
Введение. Общее в инструментальных методах исследований. Области экспериментальной агрономии и агропроизводства, требующие инструментального контроля. Особенности почвы (почвенного покрова), растений (агрофитоценозов) и как объектов инструментального анализа. Физика, химия и биология среды обитания растений. Двойственный смысл словосочетания «биологическое исследование». Особенности современных инструментальных методов агрофизического, агрохимического и биологического исследования (анализа) почвы и растений. Подготовка к анализам. Особенности отбора проб. Технические средства отбора (отбор с регистрацией координат). Протокол отбора проб. Этикирование, транспортировка, сушка, просеивание, размол, хранение. Электронные системы учета. Банки данных. Протокол результатов анализа. Первичный контроль данных. Статистические методы обработки результатов. Экспрессные методы диагностики почвы и растений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 581.