Коллоквиум на тему: «Проблемы правового регулирования групп компаний и холдингов в России и зарубежных странах»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При обсуждении ответить на следующие вопросы:

-признает ли законодательство за холдингом гражданскую или налоговую правосубъектность?

-каковы особенности корпоративного управления и контроля в холдинге?

-какие правовые механизмы позволяют обеспечить контроль за сделками дочерних (подконтрольных) компаний со стороны акционеров и директоров головной компании?

-каковы особенности правового режима квазиказначейских акций? Какое значение имеет перекрестное владение акциями в холдинге?

4. Проверка и анализ результатов самостоятельной работы студентов.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

-ознакомиться с соответствующими главами основной рекомендованной литературы;

-проанализировать не менее трех научных публикаций по теме коллоквиума из списка дополнительной рекомендованной литературы;

- выполнить задания для самостоятельной работы студентов:

№1. Подготовить схему сделки по купле продаже акций и долей в соответствии с законодательством Германии/ Великобритании / США (страна по выбору студента). Отметить отличия от процедур, предусмотренных законодательством РФ.

№2.  Изучить схемы на стр. 625, 627, 629, 630 в книге Andreas Cahn, David C. Donald. Comparative company law, быть готовыми пояснить их содержание.

№3. Разработать схему построения отношений в группе компаний со следующими активами: объекты недвижимости (страна Z); завод, производящий оборудование для промышленного производства (страна Х); заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, находящиеся в различных странах и регионах России; банковские услуги (несколько стран).

№4. Прочитать Очерк 11. Корпоративные поглощения как институт корпоративного права (на примере акционерных поглощений)\ Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики/ под общ. Ред. В.А. Белова. М, Юрайт, 2016.

 

 

3.5. Самостоятельная работа студента

Специфика учебной дисциплины «Сравнительное корпоративное право» состоит в необходимости изучения нормативных актов зарубежных государств, значительная часть которых опубликована только на иностранных языках в Интернет-ресурсах. Кроме того, для всестороннего изучения тем занятий также требуется изучение источников на английском языке, которые указаны в списке дополнительной литературы.

Модель подготовки к темам занятий заключается в детальном рассмотрении студентами теоретических основ регулирования отдельной группы правоотношений в различных правопорядках (прежде всего Германии, США и Великобритании) в обязательной увязке с конкретными ситуациями, практическом применении изучаемого материала, а также применением сравнительного метода исследования. Задачей студента является получение знания об особенностях правового регулирования схожих правоотношений в сфере корпоративного права в различных правопорядках, с сопоставлением тенденций регулирования данного института или понятия в Российской Федерации.

Виды самостоятельной работы студента:

Аудиторная самостоятельная работа студента подразумевает выполнение заданий, определенных преподавателем, для каждой темы курса.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента складывается из следующих примерных видов активности (в дополнение к указанным к каждой теме обязательным заданиям):

1. Подготовка обзоров Интернет-ресурсов, содержащих законодательные акты в сфере корпоративного права и практику рассмотрения корпоративных споров судами иностранных государств.

2. Подбор судебных актов высших инстанций иностранных государств по актуальным дискуссионным вопросам корпоративного права.

3. Составление сравнительных таблиц: основания привлечения участников к дополнительной ответственности; подходы к оценке категорий добросовестности, разумности и лояльности в иностранных правопорядках; отличия прямого, косвенного и группового иска в различных правопорядках.

4. Разработка схем, отражающих систему организационно-правовых форм ведения бизнеса (включая неинкорпорированные формы); способы приобретения активов и долей участия; основания и порядок раскрытия информации в различных правопорядках.

5. Разработка проектов исковых заявлений по следующей модели:

Определить вид иска, ответчика, нарушенное право акционера, а затем подготовить проект иска исходя из следующих обстоятельств:

Корпорация WWW в течение нескольких лет публиковала фальсифицированную публичную отчетность, из которой исключались нарушения и высокорисковые операции (с ведома аудитора корпорации). Как только информация раскрылась, цена акций опустилась с 20 евро в 2012 г. до 2 евро в 2015 г.

6. Подготовка аналитических справок: о применении доктрины law&economics в актах Конституционного суда РФ в сфере корпоративного права; о рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации корпоративных спорах, в которых был применен (или напротив, не был применен) подход к пониманию данного института, признанный в зарубежном правопорядке.

 

Подготовка к практическим занятиям как вид внеаудиторной самостоятельной работы студента включает в себя следующие обязательные элементы:

-изучение соответствующих разделов базовой литературы, а также не менее трех публикаций из дополнительного списка по изучаемой теме. Дискуссионные вопросы доктрины и правоприменения, которые были уяснены студентом из прочитанной литературы, должны быть законспектированы и схематически изображены в электронной форме или в рабочей тетради студента;

- поощряется самостоятельный подбор и анализ студентом научной литературы (монографий, диссертационных исследований, материалов конференций), в том числе на иностранных языках, по проблемным вопросам сравнительного корпоративного права, не указанных в списке дополнительной литературы;

- изучение указанных нормативных актов в актуальных редакциях, включая акты правотворчества иностранных государств, в том числе на иностранном языке (если они не имеют официального перевода на русский);

- изучение материалов практики, включая судебные и (или) административные акты, официальные сайты органов власти и т.п.;

- решение практических задач, приведенных к каждой теме;

-подготовка к участию в дискуссии, мозговом штурме, деловой игре в соответствии с планом соответствующего занятия;

-выполнение письменных заданий (подготовка схем, разработка казусов и проч.)

- подготовка ответов на теоретические вопросы с целью использования полученных знаний для выполнения практических заданий на занятии.

Полученные студентом в ходе подготовки к занятию выводы проверяются и обсуждаются в процессе интерактивного общения на занятии.

Применение практики публичных выступлений студентами осуществляется в следующем порядке:

-студент заблаговременно согласовывает с преподавателем тему своего выступления и его продолжительность. Тема должна затрагивать дискуссионный вопрос корпоративного права в сравнительно-правовом аспекте,

-студент самостоятельно подбирает научную литературу, акты законотворчества и судебную практику, в том числе из списка рекомендованной литературы,

- студент готовит текст публичного выступления, а также презентацию с отражением основных положений доклада;

- студентом могут быть разработаны проверочные вопросы и задания-кейсы / тесты для закрепления материала другими студентами.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Особенность самостоятельной работы магистрантов заочной формы обучения состоит в преимущественно самостоятельной форме усвоения знаний по дисциплине.

По наиболее сложным для понимания темам, которые требуют изучения разрозненных источников, в том числе на иностранных языках, студенты обеспечиваются краткими презентациями, иллюстрирующими проблематику темы.

Подготовка к практическим занятиям осуществляется по то же модели, которая описана выше для студентов очной и очно-заочной форм обучения.

    Конкретные задания для самостоятельной работы студента применительно к заочной форме обучения определяются в разделе 3.4 настоящей Программы.

Контроль за осуществлением выполняемой студентом самостоятельной работы осуществляется преподавателем в период сессии на практических занятиях. В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат, коллоквиум.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общий банк данных применяемых образовательных технологий

1. Подготовка проектов документов, работа с типовыми формами документов, моделирование бизнес-консультаций, работа с электронными банками правовой информации (с применением технических средств).

2. Интерактивные и активные формы проведения занятий (мозговой штурм, деловая игра, разбор конкретных ситуаций, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, работа в малых группах, электронные презентации с последующим обсуждением, вузовские и межвузовские телеконференции и др.).

3. Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации).

4. Встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателями и практикующими юристами, адвокатского и судейского корпуса, в т. ч. для проведения мастер-классов и круглых столов.

4.1 Интерактивные образовательные технологии, применяемые на занятиях со студентами всех форм обучения

Вид занятия   Используемые интерактивные образовательные технологии Количество Часов
Лекция.     Практические занятия, темы: 2, 3, 4. Лекция с применением обратной связи (читается в диалоговом режиме с использованием технических средств – презентация). Доклад с презентацией и обсуждением; обсуждение и решение конкретных ситуаций (кейсов), обсуждение итогов исследовательской работы малых групп; работа с электронными банками правовой информации, Интернет-ресурсами; деловая игра; мозговой штурм. 2     6
Итого   8

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы эссе:

1. О влиянии отдельных институтов зарубежного корпоративного законодательства на развитие отечественного корпоративного права.

2. Применение доктрины law&economics при разрешении корпоративных споров в отечественном правопорядке.

3. Общие подходы корпоративного законодательства зарубежных стран к регулированию правового положения публичных компаний.

4. Перспективы применения в обороте организационно-правовых форм европейских корпораций.

5. Особенности применения концепции «снятия корпоративной вуали» в налоговых спорах в РФ.

6. Достоинства и недостатков теории "твердого капитала" и концепции "снятия корпоративной вуали" с точки зрения защиты прав кредиторов корпорации.

7. Применение правила делового суждения при взыскании убытков с директоров корпораций (в сравнительно-правовом аспекте).

8. Обязанность мажоритарного акционера не действовать в ущерб интересам миноритарного: возможна ли такая постановка вопроса?

9.  Теория «отраженных убытков» акционера и косвенный иск.

10.  Какие обстоятельства нужно учитывать при выборе способа приобретения контроля над активами корпораций?

 

 

Темы рефератов:

1. Источники корпоративного права США.

2. Источники корпоративного права ЕС.

3. Понятие и признаки корпорации в зарубежных странах.

4. Транснациональные корпорации: понятие и особенности правового регулирования.

5. Процедура учреждения корпораций по праву Великобритании, Германии и России: сравнительно-правовой анализ.

6. Партнерства в англо-американской правовой системе и товарищества в континентальной Европе: сравнительно-правовое исследование.

7. Система «последующего контроля» в американском правопорядке.

8. Функции уставного капитала в современных корпорациях: сравнительно-правовой анализ.

9.  Доктрина «снятия корпоративной вуали»: основания для применения в США, Германии и России.

10.  Модели управления корпорацией в США, Германии и России: сравнительно-правовой анализ.

11. Участие работников в управлении корпорацией.

12.  Применение доктрины ultra vires в современном корпоративном праве: сравнительно-правовой анализ.

13.  Косвенный иск в праве Великобритании, США, Германии и России.

14.  Обязанности директора корпорации: сравнительно-правовой анализ.

15.  Проблемы правового статуса концернов и холдингов.

16.  Права участника на информацию: сравнительно-правовой анализ.

17. Защита интересов кредиторов в сделках слияния и поглощения.

18. Права миноритарных акционеров: сравнительно-правовое исследование

19.  Содержание корпоративного договора: сравнительно-правовой анализ.

20.  Групповые иски в праве США и России: сравнительно-правовой анализ.

 

Темы коллоквиумов:

1. Проблемы правосубъектности предварительных обществ в Германии и объединения  учредителей в США, Великобритании, России.

2. Особенности правового положения миноритарных акционеров в России и зарубежных странах.

3. Проблемы правового регулирования групп компаний и холдингов в России и зарубежных странах.

 

5.4. Тестовые задания.

Тест к теме 3.

1. Какие из предлагаемых вариантов являются способом контроля за должным формированием уставного капитала европейских корпораций при их учреждении?

А) привлечение независимого оценщика или аудиторов для оценки неденежных вкладов,

Б) представление документов, подтверждающих оплату уставного капитала регистратору компаний,

В) оплата всего уставного капитала исключительно денежными средствами в присутствии нотариуса,

Г) выпускаемые при учреждении акции могут размещаться как ниже, так и выше своего номинала.

2. Отметить верные утверждения. Уставный капитал корпорации:

 А) может быть распределен между участниками при выплате дивидендов,

Б) может быть больше, чем чистые активы общества,

В) является реальным имуществом, которое может быть распределено между участниками общества в случае ликвидации корпорации или выхода участника из корпорации,

Г) владение его частью означает определенный объем корпоративного контроля участника и распределения прибыли в определенной части в его пользу.

3. Какие правовые механизмы использует правовая система США для защиты интересов кредиторов:

А) требование о минимальном размере уставного капитала,

Б) условия контрактов об обеспечении обязательств,

В) уголовная ответственность директоров (менеджмента) в случае фильсификации отчетности корпорации о ее финансовом состоянии,

Г) проведения директорами корпорации теста на состоятельность перед распределением имущества корпорации ее участникам.

4. Паулианов иск используется как средство:

А) оценки платежеспособности корпорации,

Б) оспаривания недостоверной отчетности о финансовом состоянии корпорации,

В) оспаривания сделок, совершенных в целях причинения вреда кредиторам.

5. Какая из систем: (1) твердого капитала и контроля ex ante или

(2) система последующего контроля (ex post) - за финансовым состоянием корпорации содержит больше предпосылок привлечения к субсидиарной ответственности участников и менеджмента? Обоснуйте свой ответ.

5.5.  Зачет сдается в форме предоставления студентом портфолио из выполненных заданий для самостоятельной работы и написания эссе по вопросам, указанным в п. 5.1 Рабочей программы, с последующей защитой. Студент может выбрать тему для подготовки эссе, связанную с его диссертационным исследованием, согласовав содержание такого эссе с преподавателем.

5.6. Контрольные вопросы к экзамену:

1. Понятие, цели и задачи сравнительного корпоративного права.

2. Законодательство о корпорациях в континентальных европейских правовых системах.

3. Английское и американское законодательство о корпорациях.

4. Понятие корпорации в зарубежных правопорядках.

5. Виды корпораций в сравнительно-правовом аспекте, классификация.

6. Корпорации и партнерства в англо-американском праве.

7. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза.

8. Процедура и особенности создания корпорации в Германии, Англии, США.

9. Процедура и особенности создания корпорации по праву Евросоюза.

10. Понятие и значение уставного капитала в континентальных европейских правовых системах.

11. Ограничения и контроль над имуществом корпорации в англо-американском праве.

12. Дополнительная (субсидиарная) ответственность участников по обязательствам корпорации в континентальных правовых системах.

13. Концепция "снятия корпоративного покрова" в американском корпоративном праве.

14.  Основные правовые модели управления корпорацией в Германии, Англии, США.

17. Основные обязанности членов наблюдательных советов и правления.

18. Особенности правового положения директоров. Основные обязанности директоров.

19. Вопросы определения компетенции директоров в зарубежном законодательстве.

20. Корпоративные договоры (акционерные соглашения) в зарубежном праве и РФ.

21. Германская модель производственных советов. Участие профсоюзов в управлении корпорацией.

22. Понятия холдинга и концерна в зарубежном праве.

23. Правовое регулирование порядка приобретения и отчуждения долей в континентальном европейском праве.

24. Правовое регулирование порядка приобретения и отчуждения долей в Англии.

25. Правовое регулирование порядка приобретения и отчуждения долей в США. Обретение контроля над корпорацией в американском праве.

26. Раскрытие информации как способ защиты инвесторов и участников корпораций.

27.  Гражданско-правовые формы защиты прав участников корпораций и инвесторов в США, Великобритании и странах ЕС.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№№п/п Наименование темы учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения
11 Тема 1. Общие положения сравнительного корпоративного права. ОК-3, ПК-2, ПК-7, ПК-11, ДПК-1.   Знать: цели и задачи сравнительно-правового исследования проблем корпоративного права, степень преемственности отдельных положений корпоративного права иностранных правопорядков и характер их влияния на развитие корпоративного законодательства других стран. Уметь: применять сравнительно-правовой метод исследования актуальных проблем корпоративного права, анализировать и выявлять общие принципы правового регулирования корпораций в различных правопорядках. Владеть: навыками поиска источников корпоративного права зарубежных государств, в том числе по Интернет-ресурсам; понятийным аппаратом корпоративного права иностранных правовых систем.
22 Тема 2. Сравнительный анализ форм корпораций и процедуры их учреждения в зарубежных странах ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-11, ДПК-1, ДПК-2.   Знать: особенности системы источников корпоративного права Германии, Франции, Великобритании, США; основные формы корпораций Германии, Франции, США, Великобритании, особенности правового статуса партнерств и товариществ, понятие публичной, закрытой корпорации. Уметь: анализировать особенности системы корпораций РФ в сравнении с корпорациями зарубежных правопорядков; выявлять особенности каждого вида корпорации; осуществлять выбор оптимальной формы ведения бизнеса в каждой изучаемой правовой системе исходя из интересов и целей учредителе; участвовать в совместном с коллегами решении практических задач, вести дискуссию. Владеть: навыками применения источников зарубежного законодательства для определения правового режима отдельного вида корпорации,  способностью применения полученных правовых знаний в ходе правоприменительной деятельности.
33 Тема 3. Формирование имущества корпораций и дополнительная ответственность участников по долгам корпораций в зарубежных странах (на примере Германии, Великобритании и США) ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-11, ДПК-1, ДПК-2.   Знать: основные этапы учреждения корпораций в зарубежных правопорядках, значение категории уставного капитала в различных правопорядках, общие положения о порядке формирования уставного капитала, размещении акций, критерии определения размера имущества корпорации в целях защиты интересов ее кредиторов. Уметь: устанавливать обстоятельства, влекущие дополнительную ответственность участников по долгам корпорации в различных правопорядках, определять преимущества и недостатки системы твердого капитала и последующего контроля; анализировать законопроекты, предусматривающие введение новых институтов в отечественное корпоративное право; работать с источниками на иностранном языке. Владеть: методами оценки платежеспособности корпорации в сравнительном аспекте, навыками схематического изображения процедур, необходимых для легитимации корпораций в различных правопорядках, сравнительно-правовым методом оценки эффективности категории минимального уставного капитала.
4 44 Тема 4. Особенности корпоративного управления и ответственности органов корпораций в законодательстве зарубежных стран. ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-8, ПК-12, ДПК-1, ДПК-4, ДПК-5.   Знать: модели корпоративного управления, основные обязанности директоров, особенности формирования наблюдательных советов в Германии, основания для привлечения к ответственности директоров. Уметь: анализировать преимущества и недостатки каждой модели управления в сравнении с корпоративным законодательством РФ; определять объем компетенции директоров исходя из доктрин «явных полномочий» и ultra vires; определять пределы диспозитивности положений корпоративных договоров в различных правопорядках; оценивать и толковать нормы российского законодательства исходя из их понимания в различных правопорядках; выступать с докладами, проводить научные исследования по отдельным вопросам. Владеть: сравнительно-правовым методом изучения институтов, относящихся к корпоративному управлению, системой эффективного распределения компетенции органов, навыком использования эффективных инструментов зарубежного корпоративного права в целях совершенствования отечественного законодательства.
55 Тема 5. Права участников корпораций и формы их защиты в зарубежных странах. ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-11, ДПК-1, ДПК-2.   Знать: подходы зарубежного законодательства к защите интересов миноритарных акционеров, раскрытию информации, обеспечению прав на дивиденды, голосование, основные обязанности участников корпораций. Уметь: определять способ защиты интересов участников применительно к конкретной ситуации, разграничивать прямые и косвенные иски, оперировать основными институтами зарубежного законодательства применительно к определению содержания прав и обязанностей участников корпораций, формировать предложения по совершенствованию отечественного законодательства. Владеть:  навыком поиска и анализа иностранных прецедентов в сфере судебной защиты прав участников корпораций, методикой квалификации требований участников, применяемой в зарубежных правовых системах, системным подходом к толкованию аналогичных институтов корпоративного права в  различных правовых систем.
66   Тема 6. Сравнительный анализ правового регулирования сделок слияния и поглощения в зарубежных странах. Холдинги. ОК-3, ОК-5, ПК-2, ПК-7, ПК-11, ДПК-1, ДПК-2.     Знать: основные способы приобретения контроля над активами и долями участия корпораций, преимущества и недостатки каждого способа, общие положения и холдингах и концернах. Уметь:  определять схему приобретения активов и акций/долей исходя из заданных условий, анализировать проблемные вопросы, возникающие при создании холдингов и предлагать варианты их решения с точки зрения правоприменения и законотворчества, работать с литературой на иностранном языке. Владеть: навыками выявления правовых рисков с точки зрения кредиторов и участников при образовании группы лиц, холдингов, приобретении активов, сравнительно-правовым методом при анализе правового регулирования реорганизации корпораций в различных правопорядках.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.