Рабочая программа
Учебного предмета «Химия»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом авторской рабочей программы «Химия. Рабочая программа: базовый уровень 10—11 классы / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Программу составила: Булышева Н.В.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» за курс среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, на основе примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию. Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16), с учетом авторской программы «Химия. Рабочая программа: базовый уровень 10—11 классы / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. — М.: Вентана-Граф, 2017. Программа реализуется в учебниках, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»: Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия. 10 класс (базовыйуровень); Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н., Шаталов М. А. Химия. 11 класс (базовый уровень).
Основные цели изучения химии в 10—11 классах: 1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира. 2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, понимание необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды. 3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства. 4. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ. 5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы. 6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими. 7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции. 8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологичское образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
Содержание учебного предмета
Класс
(1 ч в неделю, всего – 36 ч)
Раздел I . Теоретические основы органической химии.
Введение в органическую химию. Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.
Теория строения органических соединений. Теория химического строения А. М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.
Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация. Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей. Простая и кратная ковалентные связи.
Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений. Теоретические основы протекания реакций органических соединений.
Класс
(1 ч в неделю, всего — 34 ч.)
Раздел I . Общая химия
Важнейшие понятия и законы химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объём. Химическая реакция. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро.
Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны.
Строение и многообразие веществ. Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки и их типы. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Смеси и растворы веществ. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворённое вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.
Химические реакции. Классификации органических и неорганических реакций. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения реакций. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Электролиз.
Класс
(1 ч в неделю, всего — 36 ч.)
Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов,. | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий ) |
Класс
(1 ч в неделю, всего — 34 ч.)
Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов,. | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строенияА.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончанию 10 класса учащийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строенияА.М. Бутлерова;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
По окончанию 10 класса учащийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
По окончанию 11 класса учащийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
По окончанию 11 класса учащийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения
Тип оборудования | Вид оборудования | Примерная комплектация, рекомендации и пояснения | Рекомендуемое количество | наличие | |
1. | Оборудование общего назначения и ТСО | Доска аудиторная (рекомендуемый размер 100 х 300 см. – 3-х элементная с пятью рабочими поверхностями. Возможна комбинация мел-маркер); Комплект инструментов классных: линейка, циркуль, угольник, транспортир и др. (рекомендуемая комплектация с жестким пеналом, навешиваемым на стену и магнитным держателем инструментов); Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) в составе: персональный компьютер учителя с комплектом копировальной и сканирующей техники (и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым программным обеспечением). Аудиовизуальные средства и системы (комплекты проекционной и акустической техники включая системы коммутации к которым относятся: различные виды и комбинации проекционных и звукоусиливающих устройств в вариантах: интерактивный проектор; интерактивная доска; мультимедиа проектор; документ-камеры, проекционный экран и пр.; со встроенными или автономными системами звукоусиления, обеспеченные системой коммутации с АРМ учителя) Многофункциональный комплекс преподавателя - оборудование для хранения и демонстрации плоскостных (карт, таблиц и плакатов) наглядных и дидактических пособий, расходных материалов, установки и крепления аудиовизуальных средств и систем. (Изделие подлежит обязательной сертификации по ГОСТ 22046-2002); Стенды информационные (для размещения сменных печатных носителей информации). Комплект электроснабжения; Источник высоковольтный 30 кВ регулируемый; Аппарат для дистилляции воды; Комплект нагревательных приборов (баня, плитка электрическая, спиртовка демонстрационная); Штатив демонстрационный; Стол-подъемник; Весы лабораторные электронные; Термометр электронный; Доска для сушки посуды. Рекомендации по разделу: Все электроприборы должны быть обеспечены сетевыми фильтрами. | Один комплект на кабинет | Да Нет Нет Да Нет Персон.компьютер копир. Техники Да да нет да Нет Нет Нет Демонстр. Да нет \да Да Да Да да да да да | |
2.1. | Демонстрационное оборудование | Приборы | Аппарат Кипа, аспиратор, приборы для демонстрации закона сохранения массы веществ; иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий; окисления спирта над медным катализатором; определения состава воздуха; получения газов; электролиза растворов солей; прибор для опытов по химии с электрическим током (ПХЭ), установка для перегонки веществ. Набор оборудования для демонстрационных опытов с использованием высокого напряжения. | Один комплект на кабинет | Да Нет Да Да Да Да нет да Да Нет Нет нет |
2.2. | Посуда | Бюретки, воронка делительная, комплекты фарфоровой посуды, колб, мерной посуды, набор посуды для демонстрационных опытов с токсичными веществами, наборы пробирок, стаканов стеклянных и полипропиленовых, пипеток стеклянных и пластиковых, флаконов, узлов и деталей, воронок, предметные стекла, стеклянные палочки, чашки Петри, чаша кристаллизационная. | Один комплект на кабинет | Нет Нет Да Да Да да Да Да Да Да Да | |
2.3. | Принадлежности | Штатив для пробирок, подставка для бюреток и воронок, бумажные фильтры; ерши для мытья пробирок; зажимы (винтовой, пробирочный, пружинный), комплект этикеток, ложка для сжигания веществ, набор резиновых пробок, промывалка, сетка-рассекатель, трубка пластиковая (шланг), щипцы тигельные и др. (Изделия, относящиеся к данной группе пособий не подлежат обязательной сертификации.) | Один комплект на кабинет | Да Нет Да Да Да Да Да Да Нет Да Нет да | |
2.4. | Коллекции (демонстрационные и раздаточные) | «Волокна», «Металлы», «Нефть и продукты ее переработки», «Топливо», «Чугун и сталь», «Пластмассы», «Шкала твердости», «Алюминий», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук и продукты его переработки», «Стекло и изделия из стекла», «Минералы и горные породы» | Один комплект на кабинет | Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да да | |
2.5. | Модели | Набор кристаллических решеток (алмаза, графита, фуллерена, графена, нанотрубки углерода, железа, диоксида углерода, йода, льда, магния, меди, поваренной соли), модель молярного объема газа, набор атомов для составления моделей молекул, модель строение атома и др. | Один комплект на кабинет | Да Нет Да нет | |
3.1. | Лабораторное оборудование (базовый уровень) | Лабораторные комплекты, наборы, микролаборатории (оборудование, посуда и принадлежности для проведения лабораторных опытов и практических работ) | Лоток с лабораторной посудой и принадлежностями; мини-экспресс-лаборатория учебная для изучения химико-экологических параметров объектов окружающей среды в комплекте со специальным учебно-методическим пособием, набор химической посуды учащегося, наборы банок и склянок, зажим пробирочный, комплект этикеток лабораторный, пластина для капельного анализа, набор пипеток с цветовой индикацией, штатив лабораторный химический, бумага индикаторная, фильтры, пинцет, выпарительная пластина, мерный цилиндр, газоотводные трубки, спираль медная, петля нихромовая, палочка стеклянная и др. | 1 компл. на 2 учащихся | Да Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да нет Да |
3.2. | Приборы | Термометр спиртовой, весы лабораторные электронные, нагреватель пробирок, спиртовка, приборы для получения газов, галоидоалканов, электролиза растворов, источник питания и др. | 1 компл. на 2 учащихся | Нет Нет Нет Да Да Да Нет Нет | |
3.3. | Наборы реактивов | Кислоты органические и неорганические; металлы; оксиды и гидроксиды металлов; галогены; минеральные удобрения; соли: сульфаты, сульфиты, сульфиды, карбонаты, фосфаты, силикаты, галогениды, ацетаты, роданиды, нитраты, соединения хрома, соединения марганца; углеводороды, амины; кислородсодержащие органические вещества; образцы органических веществ; индикаторы; материалы; соли для демонстрационных опытов. | 1 компл. на 2 учащихся | 1 комплект на класс Да Да Да Да Нет Нет Да Да Да Нет Да | |
3.4. | Оборудование и принадлежности для хранения реактивов и обеспечения безопасности | Комплект средств индивидуальной защиты (очки, перчатки, халат и др). Вытяжной шкаф, хранилище для химических реактивов, аптечка для оказания первой помощи. | 1 компл. на 2 учащихся | Нет Да Да да | |
4.1. | Наглядные пособия (базовый уровень) | Пособия постоянной экспозиции | «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде» «Ряд активности металлов», комплект портретов выдающихся химиков. | Один комплект на кабинет | Да Да Да да |
4.2. | Карты, таблицы и пособия по разделам предмета на печатных и цифровых носителях (ЭОР) в т.ч. с комплектами раздаточного материала; видеофильмы; альбомы и репродукции. | Таблицы по основным разделам неорганической и органической химии, химические производства, химия в технологиях сельского хозяйства, инструктивные таблицы по технике безопасности в кабинете химии. Методика выполнения лабораторных опытов и практических работ, последовательность сборки экспериментальных установок, видеозапись демонстрационных опытов, мультимедийные обучающие программы по общей, неорганической и органической химии. | Один комплект на кабинет | Нет, есть 9 класс Нет Нет Нет Да | |
5.1. | Оборудование для изучения предмета на профильном уровне и проектной деятельности | Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования | Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым программным обеспечением). Цифровые измерительные приборы и датчики с соответствующим программным обеспечением и необходимым интерфейсом, мини-экспресс лаборатория с набором тест-комплектов. Мини-экспресс-лаборатория учебная для изучения химико-экологических параметров объектов окружающей среды в комплекте со специальным учебно-методическим пособием. Набор тест-комплектов для экспресс-анализа важнейших химико-экологических показателей воды сред и почвы. | Два комплекта на кабинет | Нет Нет Да нет |
5.2 | Дидактические пособия | Учебные и наглядные пособия, справочные материалы и определители на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения. | Два комплекта на кабинет | нет | |
6.1. | Оборудование для изучения предмета на углубленном уровне | Измерительные приборы и комплекты лабораторного оборудования | Автоматизированное рабочее место ученика (ПК и др. средства ИКТ коммуникаций в комплекте с необходимым программным обеспечением). Мини-экспресс-лаборатория учебная для изучения химико-экологических параметров объектов окружающей среды в комплекте со специальным учебно-методическим пособием. Полевая комплектная лаборатория исследования воды и почвенных вытяжек в комплекте со специальным учебно-методическим пособием. | Один комплект на 4-5 учащихся | Нет Да нет |
6.2. | Дидактические пособия | Учебные и наглядные пособия, справочные материалы и определители на печатной и цифровой основе (ЭОР) с комплектами необходимого программного обеспечения. | Один комплект на 4-5 учащихся | нет |
Рабочая программа
Учебного предмета «Химия»
за курс среднего общего образования
(базовый уровень)
Срок реализации –2 года
Класс: 10-11
Составлена с учетом авторской рабочей программы «Химия. Рабочая программа: базовый уровень 10—11 классы / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Программу составила: Булышева Н.В.
с. Выльгорт, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» за курс среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, на основе примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию. Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16), с учетом авторской программы «Химия. Рабочая программа: базовый уровень 10—11 классы / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. — М.: Вентана-Граф, 2017. Программа реализуется в учебниках, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»: Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н. Химия. 10 класс (базовыйуровень); Кузнецова Н. Е., Лёвкин А. Н., Шаталов М. А. Химия. 11 класс (базовый уровень).
Основные цели изучения химии в 10—11 классах: 1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира. 2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, понимание необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды. 3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства. 4. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ. 5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы. 6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими. 7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции. 8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологичское образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета «химия»
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на:
• Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших понятий, законов и теорий;
• Формирование и развитие умений применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости грамотного в химическом аспекте отношения к своему здоровью и благосостоянию окружающей среды;
• Применение полученных знаний и умений для безопасного использования материалов и
веществ в быту, сельском хозяйстве и в промышленности, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения вреда здоровью человека и благосостоянию окружающей среды.
В тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания. В химии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающегося на уровне учебных действий включают умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.
Таким образом, в программе цели изучения химии представлены на разных уровнях:
- на уровне собственно целей с разделением на личностные, метапредметные и предметные;
- на уровне образовательных результатов (требований) с разделением на метапредметные, предметные и личностные;
- на уровне учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствие с федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение химии в старшей школе выделяется 70 часов (36 ч в 10 классе, 34 ч в 11 классе, нагрузка - 1 час в неделю). В курсе «Химия» 10 класса рассматриваются основные классы органических веществ. В основу построения курса положена классификация органических соединений по функциональным группам. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Этнокультурное содержание включает изучение месторождений нефти и газа и вопросы охраны окружающей среды в республике Коми. Ведущая роль в курсе «Химия» 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как основе научных химических знаний. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях, законах и химических технологиях. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самые существенные детали изучаемого материала. Формой годовой промежуточной аттестации является контрольная работа (тест).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 456.