Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории Сычевская Т.Г

Задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.

- подвести к пониманию, что комнатные растения живой организм,

требующий определенного ухода;

- дать детям представления об особенностях комнатных растений;

- закрепить знания детей о частях растения.

- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, радоваться результатам своего труда.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма Поль Мариа Джеймс Ласт – одинокий пастух.

Предварительная работа:

 - наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

 - рассматривание частей растения в процессе пересадки.

 - уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)

 - Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».

 - Словесные игры: «Опиши комнатные растения», «Магазин Цветов».

Ход НОД.

- Ребята я загадаю вам трудную загадку

«Ни рук не ног, а двигается,

  Нет носа, а дышит,

  И рта нет, а пьет и ест?»

- Правильно растение

- Как двигается растение? (поворачивается к свету).

- А как оно дышит? (через листья и корни.)

- А как оно пьет и ест? (корнями.)

- Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)

- Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)

- Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)

- А сейчас внимательно посмотрите на растения (аспарагус, фикус, герань, ландыш, бегония, герань). Какое из них лишнее? (ландыш.)

- Почему? (ответы детей.)

- Верно, ландыш растет на улице, а все остальные только в помещении и поэтому они называются? (комнатные растения.)

- Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали только что. (комнатные растения живут только в домашних условиях.)

А еще некоторые из них могут лечить людей. (демонстрация Алоэ, «живое дерево», герани.)

- Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;

- Листочки герани успокаивают боль в ушах.

- А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)

- Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;

 Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.

- Как они выживают? ( появляются отростки, рассаживаем.)

- Правильно

- Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.

Физминутка «Цветы».

Я прошу тебя цветочек

Подними свой лепесточек,

Вылез из горшочка

Топни три разочка,

И головкой покачай

В окне солнце повстречай

Стебель наклони слегка

- вот зарядка для цветка,

Вымой ты свой корешок,

И опять залазь в горшок

Шевелятся листья все

День встречай в своей красе! (автор Сычевская Т.Г.)

(дети выполняют действия согласно тексту.)

- Превращаю всех в детей!

- Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.

- На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.

- Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.

- Ах это ты Незнайка! А что ты такой грустный?

- Давайте поможем Незнайке правильно собрать картинку!

- Дидактическая игра «Собери правильно» ( Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)

- Молодцы ребята, Незнайка очень рад и вас благодарит. Незнайка, а ты знаешь, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?

- Ребята давайте вспомним и подскажем ему (ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка», и.т.д.)

- Теперь ты тоже знаешь! Куда торопишься? (Незнайка убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).

- А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.

Психогимнастика « Я растение». (под музыку).

- Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.

-А теперь все встанем и послушаем стихотворение Е. Благининой.

(читает ребенок.)

                                                             

 

«Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это                                                                                                                                                                                                            

Милое окно,

Где зимою – лето,

Где цветов полно».

- Мы с вами будем продолжать узнавать о комнатных растениях новое, будем ухаживать за ними.

Рефлексия:

- Что Вам понравилось сегодня?

- Почему вам нравится ухаживать за комнатными растениями?

- Вспомните «тайны» комнатных растений.

 Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».

 Цель беседы:

- Продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями.

- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.

- Воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .

Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)

Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)

Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает).Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.

(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)

Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания.(ответы детей.)

Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?

Почему вы полили толстянку?

А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть ее нужно  полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями ( ответы детей).

Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь

Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,

Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,

Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!

Приложение 2.

Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы».

 Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 204.