Задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.
- подвести к пониманию, что комнатные растения живой организм,
требующий определенного ухода;
- дать детям представления об особенностях комнатных растений;
- закрепить знания детей о частях растения.
- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, радоваться результатам своего труда.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма Поль Мариа Джеймс Ласт – одинокий пастух.
Предварительная работа:
- наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
- рассматривание частей растения в процессе пересадки.
- уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».
- Словесные игры: «Опиши комнатные растения», «Магазин Цветов».
Ход НОД.
- Ребята я загадаю вам трудную загадку
«Ни рук не ног, а двигается,
Нет носа, а дышит,
И рта нет, а пьет и ест?»
- Правильно растение
- Как двигается растение? (поворачивается к свету).
- А как оно дышит? (через листья и корни.)
- А как оно пьет и ест? (корнями.)
- Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)
- Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)
- Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)
- А сейчас внимательно посмотрите на растения (аспарагус, фикус, герань, ландыш, бегония, герань). Какое из них лишнее? (ландыш.)
- Почему? (ответы детей.)
- Верно, ландыш растет на улице, а все остальные только в помещении и поэтому они называются? (комнатные растения.)
- Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали только что. (комнатные растения живут только в домашних условиях.)
А еще некоторые из них могут лечить людей. (демонстрация Алоэ, «живое дерево», герани.)
- Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;
- Листочки герани успокаивают боль в ушах.
- А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)
- Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;
Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.
- Как они выживают? ( появляются отростки, рассаживаем.)
- Правильно
- Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.
Физминутка «Цветы».
Я прошу тебя цветочек
Подними свой лепесточек,
Вылез из горшочка
Топни три разочка,
И головкой покачай
В окне солнце повстречай
Стебель наклони слегка
- вот зарядка для цветка,
Вымой ты свой корешок,
И опять залазь в горшок
Шевелятся листья все
День встречай в своей красе! (автор Сычевская Т.Г.)
(дети выполняют действия согласно тексту.)
- Превращаю всех в детей!
- Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.
- На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.
- Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.
- Ах это ты Незнайка! А что ты такой грустный?
- Давайте поможем Незнайке правильно собрать картинку!
- Дидактическая игра «Собери правильно» ( Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)
- Молодцы ребята, Незнайка очень рад и вас благодарит. Незнайка, а ты знаешь, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?
- Ребята давайте вспомним и подскажем ему (ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка», и.т.д.)
- Теперь ты тоже знаешь! Куда торопишься? (Незнайка убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).
- А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.
Психогимнастика « Я растение». (под музыку).
- Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.
-А теперь все встанем и послушаем стихотворение Е. Благининой.
(читает ребенок.)
«Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы –
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою – лето,
Где цветов полно».
- Мы с вами будем продолжать узнавать о комнатных растениях новое, будем ухаживать за ними.
Рефлексия:
- Что Вам понравилось сегодня?
- Почему вам нравится ухаживать за комнатными растениями?
- Вспомните «тайны» комнатных растений.
Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».
Цель беседы:
- Продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями.
- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.
- Воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает).Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.
(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)
Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания.(ответы детей.)
Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?
Почему вы полили толстянку?
А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть ее нужно полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями ( ответы детей).
Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь
Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,
Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,
Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!
Приложение 2.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Дата: 2018-09-13, просмотров: 917.