Тарского муниципального района Омской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тарского муниципального района Омской области

Экологический проект

«Цветы вокруг нас».

Автор проекта: Даниленко Ольга Валерьевна

музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад № 9 города Тары»,

участники проекта:

воспитатели БДОУ «Детский сад № 9 города Тары»:

 Максименко Н.Г., Сычевская Т.Г., Плотникова Е.А.

Тара – 2013.

 Актуальность проекта.

 Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
   Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
    Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Участники. Воспитатели,   дети 4 -6 лет, родители.

  Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»

Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,  

развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

· Дать понятие, что такое цветок.

· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

· Развивать умение сравнивать и анализировать.

· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.

· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

· самостоятельное наблюдение;

· коллективное наблюдение;

· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

· технология моделирования;

· релаксация;

· ароматерапия;

· слушание музыки.

Формы организации проекта:

· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Трудовая деятельность детей;

· Экологические викторины.




Этапы проекта.

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов.

Содержание.

1. Комнатные растения (средняя группа).

2. Садовые цветы (старшая группа).

3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).

6. Бал цветов.

7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.

 

Этапы реализации проекта

 

Период Мероприятия Ответственные

I. Подготовительный этап

июнь 1 неделя   · Сбор и анализ литературы по данной теме; · Разработка плана реализации проекта; · Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию; · Разработка дидактических игр, пособий; · Подборка иллюстративного материала; · Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; · Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме; · Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям; · Подготовка семян цветов, рассадников. · Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах. · Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. Музыкальный руководитель: Даниленко О.В.; Воспитатели: Плотникова Е.А., Максименко Н.Г., Сычевская Т.Г.

 

II. Основной этап

 
июнь 1 неделя   2 неделя · Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа); · Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа); · Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа) Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада. · Загадывание загадок, ребусов. · Заучивание и чтение стихотворений. · Чтение художественной, познавательной литературы, · Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве» · Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. · Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). · Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). · Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). · НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями). · Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1. · НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения). · Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике); Приложение 2. · НОД «Бархатцы – садовый цветок»
  • Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами) Приложение 3.
· Подвижные игры. · Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов “ Не рвите цветы” П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” З.Б. Качаева “Где же одуванчики?” «Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Он на ёжика похож» (расширять представления детей о кактусах); НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Цветы нашего края» (расширять представления детей о луговых и лесных цветах нашего края, знать и называть их); НОД ОО «Музыка» в старшей группе по теме: «Цветы вокруг нас» (расширять представления детей о садовых цветах, знать и называть их, воспитывать бережное отношение к природе) Приложение 4. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: · если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. · где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); · проращивание отростков цветов, рассматривание корешков. Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами. · Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов». · Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы? Работа с родителями: · Подготовка материала для экологических книг. Художественно-творческая деятельность: а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»; б) изготовление цветов из бумаги; в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: г) принимать участие в выставках в детском саду: - «Одуванчик золотой» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения) - Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Рисуем толстянку» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). - Портрет “ Растение улыбается” · Картотека дидактических игр: «Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер». «Посади луговой и садовые цветки» «Назови лишний цветок» · Наблюдения (пр: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках. · День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). · Вечер загадок «Загадки Лесной феи». · Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев Работа с родителями: o Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике». o Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми». o Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».

Плотникова Е.А.

 

Максименко Н.Г.

 

 

Сычевская Т.Г.

 

Сычевская Т.Г.

 

 

Максименко Н.Г.

 

 

Плотникова Е.А.

 

 

Музыкальный руководитель Даниленко О.В.

 

 

Воспитатели.

 

 

Максименко Н.Г.

 

 

Сычевская Т.Г.

 

Плотникова Е.А.

 

Сычевская Т.Г.

 

 

Максименко Н.Г.

 

Плотникова Е.А.

 

 
3 неделя · Оформление фотовыставки  на тему: «Комнатные растения в саду и дома»; § Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»; § Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп».  

Родители и воспитатели

 

III. Заключительный этап

 
4 неделя

· Музыкальный праздник «Бал цветов» Приложение 5.

· Коллаж «Цветочный калейдоскоп»

· Выставка рисунков «Цветы моего края»

· Фотовыставка «Помощники интерьера» Презентация.

Даниленко О.В.

 

Плотникова Е.А.

Максименко Н.Г.

 

Сычевская Т.Г.

         

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

· Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

· Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

· Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

· А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.

· “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

· А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.

· С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

· Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

· Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.

 




Приложение 1.

Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие».

 Тема: «Тайны комнатных растений».

Задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.

- подвести к пониманию, что комнатные растения живой организм,

требующий определенного ухода;

- дать детям представления об особенностях комнатных растений;

- закрепить знания детей о частях растения.

- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, радоваться результатам своего труда.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма Поль Мариа Джеймс Ласт – одинокий пастух.

Предварительная работа:

 - наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

 - рассматривание частей растения в процессе пересадки.

 - уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)

 - Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».

 - Словесные игры: «Опиши комнатные растения», «Магазин Цветов».

Ход НОД.

- Ребята я загадаю вам трудную загадку

«Ни рук не ног, а двигается,

  Нет носа, а дышит,

  И рта нет, а пьет и ест?»

- Правильно растение

- Как двигается растение? (поворачивается к свету).

- А как оно дышит? (через листья и корни.)

- А как оно пьет и ест? (корнями.)

- Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)

- Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)

- Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)

- А сейчас внимательно посмотрите на растения (аспарагус, фикус, герань, ландыш, бегония, герань). Какое из них лишнее? (ландыш.)

- Почему? (ответы детей.)

- Верно, ландыш растет на улице, а все остальные только в помещении и поэтому они называются? (комнатные растения.)

- Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали только что. (комнатные растения живут только в домашних условиях.)

А еще некоторые из них могут лечить людей. (демонстрация Алоэ, «живое дерево», герани.)

- Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;

- Листочки герани успокаивают боль в ушах.

- А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)

- Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;

 Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.

- Как они выживают? ( появляются отростки, рассаживаем.)

- Правильно

- Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.

Физминутка «Цветы».

Я прошу тебя цветочек

Подними свой лепесточек,

Вылез из горшочка

Топни три разочка,

И головкой покачай

В окне солнце повстречай

Стебель наклони слегка

- вот зарядка для цветка,

Вымой ты свой корешок,

И опять залазь в горшок

Шевелятся листья все

День встречай в своей красе! (автор Сычевская Т.Г.)

(дети выполняют действия согласно тексту.)

- Превращаю всех в детей!

- Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.

- На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.

- Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.

- Ах это ты Незнайка! А что ты такой грустный?

- Давайте поможем Незнайке правильно собрать картинку!

- Дидактическая игра «Собери правильно» ( Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)

- Молодцы ребята, Незнайка очень рад и вас благодарит. Незнайка, а ты знаешь, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?

- Ребята давайте вспомним и подскажем ему (ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка», и.т.д.)

- Теперь ты тоже знаешь! Куда торопишься? (Незнайка убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).

- А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.

Психогимнастика « Я растение». (под музыку).

- Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.

-А теперь все встанем и послушаем стихотворение Е. Благининой.

(читает ребенок.)

                                                             

 

«Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это                                                                                                                                                                                                            

Милое окно,

Где зимою – лето,

Где цветов полно».

- Мы с вами будем продолжать узнавать о комнатных растениях новое, будем ухаживать за ними.

Рефлексия:

- Что Вам понравилось сегодня?

- Почему вам нравится ухаживать за комнатными растениями?

- Вспомните «тайны» комнатных растений.

 Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».

 Цель беседы:

- Продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями.

- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.

- Воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .

Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)

Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)

Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает).Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.

(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)

Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания.(ответы детей.)

Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?

Почему вы полили толстянку?

А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть ее нужно  полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями ( ответы детей).

Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь

Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,

Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,

Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!

Приложение 2.

Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы».

 Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

Загадка про одуванчик

Был цветочек золотой
За неделю стал седой
А денечка через два облысела голова (одуванчик).

Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Воспитатель - Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».





Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?

                  Где растут одуванчики?

                  Что вам больше всего запомнилось?

           

                               Беседа «Одуванчик полевой».

Цель. Закреплять знания детей о растении луга, его полезности для человека.

Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

  Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
  Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев. Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.













Рефлексия.

– С чем мы сегодня познакомились? Что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

 

 Приложение 3.

Конспект непосредственно-организованной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание».

 Тема: «Бархатцы — садовые цветы».

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я принесла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?

Дети: Бархатцы

Воспитатель: Что привлекает вас в этом букете? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.

Воспитатель ставит перед каждым ребенком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.

Дети: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.

Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки.

- Имеют ли запах эти растения?

Дети: У них резкий запах.

Воспитатель: Какие листья у бархатцев?

Дети: Темно-зеленые, резные, красивые.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. (Дети составляют рассказы.)

У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком, а на Украине — чернобровиками. Почему?

Дети: У цветка на лепестках есть черные пятна.

Воспитатель: А еще их называют цыганочками. Почему?

Дети: У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?

Дети: Акварелью, карандашами.

Воспитатель: А как вы отразите бархатистость лепестков? (Ответы детей)

- Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами, а потом покрыть их парафином.

Воспитатель предлагает детям нарисовать клумбы из бархоток: одним — из солнечных цветков, другим — из чернобровиков, третьим — из цыганочек.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Введение игрового момента

- Ребята, я хочу с вами поиграть.

2. Дидактическая игра. Лото «Что где растет»

Играющие делятся на три команды. Маленькие карточки с изображением растений и цветов лежат в коробке. У воспитателя на столе три большие карты, на которых нарисованы луг, сад и огород, соответственно для первой, второй и третьей команды. По сигналу воспитателя игроки выбегают к столу находят картинку, соответствующую рисунку на большой карте, называют растение и закрывают пустые клетки на карте. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро закрыли все пустые клетки и правильно назвали растение.

- Что отличает садовые цветы от луговых растений?

- Кто ухаживает за луговыми растениями?

-А кто ухаживает за растениями сада и огорода?

- Расскажите, как заботится о садовых цветах человек? (Ответы детей)

3. Условия для роста и развития растений и цветов.

- Послушайте сказку «Кто что любит». Перевод с французского Г. Остера.

- Цветы, - сказал дядя Цезарь, - любят, когда их поливают.

- А я нет, - подумал Пиф, поливая цветы под дождем. – Был бы я цветком – непременно завел бы себе маленький непромокаемый зонтик.

Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению.

- Прав ли Пиф?

- Правильно ли он понял дядю Цезаря?

- Когда необходимо поливать цветы?

С одной стороны растения требуют постоянного полива, а с другой – избыток влаги вреден для них. Во время дождя нет необходимости поливать растения. А если во время не полить растение что будет?

- Зачем растению нужна вода?

- Какие еще условия необходимы растению, чтобы расти и развиваться? (свет, тепло, почва)

Приложение 4.

Непосредственно-организованная деятельность в средней группе. Образовательная область «Музыка» по теме: «Он на ёжика похож».

Ход НОД.

Под веселую музыку дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Давайте все дружно поздороваемся.

Непосредственно-организованная деятельность в средней группе. Образовательная область «Музыка» по теме: «Цветы нашего края».

Ход НОД.

Дети входят в зал под песню «Выглянуло солнышко» и здороваются.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, что за гость к нам сегодня пришел? (на экране появляется солнышко)

Я весь мир обогреваю,
Я усталости не знаю.
Улыбаюсь я в оконце,
И зовут меня все – … (солнце)

Солнышко приглашает нас всех в страну цветов. Сегодня мы будем любоваться цветами нашего края. Цветы произрастают повсюду, назовите, в каких местах они могут расти? (на лугу, в поле и в лесу)

Просмотр презентации «Цветочные поля».

Музыкальный руководитель. Сейчас вы услышите песенку, а, прослушав её внимательно, скажите, о каких цветах в ней поется.

Слушание песни «Вася-василек».

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте вспомним попевку про полевой цветок.

Пение попевки «Василек-василек» с использованием музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель. А сейчас, ребятки, отгадайте загадку:

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик).





Задачи в обучении

- Продолжать формировать музыкально – эстетическое сознание в процессе восприятия музыки и движений.

- Совершенствовать творческие навыки.

Задачи в развитии

- Развивать детскую фантазию, творческую инициативу.

- Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.

Задачи в воспитании

- Воспитывать любовь к природе.

- Воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: компьютер, проектор, полянка из ткани, домик Дюймовочки, колокольчики, цветы, вырезанные из пленки, презентация на тему: «Садовые цветы».

Ход НОД.

Дети свободно входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов», здороваются.

Музыкальный руководитель: Кто из вас, ребята, знает, что это за музыка звучит? (ответы детей) А кто её написал? (ответы детей) сегодня мы с вами поговорим о цветах, а о каких – вы сразу узнаете, если загадки отгадаете.

Загадки.

1. Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
                                (Роза)

2. Сама похожа на звезду -
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьницам.
                                                    (Астра)

3. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
                (Тюльпан)

4. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху - алый огонёк.
Не растенье, а маяк
- Это ярко-красный …
                           (Мак)

5. Все знакомы с нами:

  Яркими, как пламя.

  Мы однофамильцы

  С мелкими гвоздями.

  Полюбуйтесь дикими

  Алыми ...

                (Гвоздиками.)

6. Он стоит на ножке длинной,

  Точно в пачке балерина.

  Как букет, цветок один –

  Тёмно-красный ...

                                 (Георгин.)

7. Украшая свежие газоны,

  К шумам привыкнув городским,

  Нас пышноцветные ...

  Нарядом радуют своим.

                                           (Пионы.)

8. Он на стражника похожий,

  Словно клумбу встал стеречь.

  Яркий цвет, лист заострённый,

  По латыни значит «меч».

                              (Гладиолус.)

 9. Что ж ты, добрый молодец,

    Голову повесил?

    Нежен твой прекрасный цвет,

    Ну а ты невесел.

                                   (Нарцисс)

Музыкальный руководитель: Где растут эти цветы? Как их называют одним словом? А из чего растут цветы? Что нужно сделать для того, чтобы цветок вырос? Сейчас я вас приглашаю в сказку. Раз, два, три – повернись и в цветок превратись.

Визуализация «Распускание цветка».

Музыкальный руководитель: Какие прекрасные цветы распустились, какой они издают аромат, понюхайте свои цветы.

Дыхательная гимнастика "Понюхай цветы".

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на зеленой полянке вырос один цветок, он какой-то непростой и внутри он не пустой. Как вы думаете, кто в нем живет? (ответы детей) Я вам сейчас загадаю загадку, если правильно отгадаете, то сразу узнаете, кто живет в этом цветке.

Загадка. Появилась девочка

           В чашечке цветка,

           А была та девочка

           Меньше лепестка.

           В ореховой скорлупке

           Девочка спала,

           Вот какая девочка,

           Как она мала!

           Кто читал такую книжку,

           Знает девочку-малышку? (Дюймовочка)

Ребята, посмотрите, а полянка у Дюймовочки совсем еще зеленая, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы полянка стала разноцветной и красивой? (ответы детей).

















Игра «Бабочка прилетела».

Детям раздают в руки цветы. Бабочка «летает» между «цветами». После слов «Бабочка на полянку прилетела и на «название цветка» села. Бабочка ищет названый цветок и «садится» на него.

Музыкальный руководитель: а сейчас немного отдохнем и присядем на ковер.

Приложение 5.

Бал цветов.

(сценарий праздника для средних и старших групп)

Звучит музыка. Выходит ведущий.

Ведущий.  Есть много праздников веселых

               На свете и у нас в стране:

               Есть день учителя, шофера,

               Есть даже праздник – День Земли!

               А почему бы не устроить

               Нам новый праздник – день цветов?

               Цветам и взрослый, и ребенок

               Любовь свою отдать готов!

1 ребенок. С удовольствием хотим

                Мы все цветы сюда позвать.

                Пусть они прекрасным видом

                Землю будут украшать.

2 ребенок. Комнатные, полевые и садовые цветы,

                Приглашаем, приходите, не жалейте красоты!

Ведущий. Каждый из цветов готов?

                Мы открываем бал цветов!

Под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского в зал входят парами цветы, идут по кругу.

Ведущий. А вот и сама хозяйка праздника. Встречайте – к нам пожаловала сама Королева цветов. (аплодисменты)

Королева цветов. На волшебную полянку

                            Выхожу я спозаранку

                            Солнышком земля согрета,

                            Все ребята любят лето.

                            Они летом не ленились,

                            Очень славно потрудились.

                            Воду носили, землю поили,

                            Грядки рыхлили, все их хвалили,

                            Вот и выросли цветы небывалой красоты!

                            Мы по кругу все пойдем, песню про цветы споем.

Игра «Собери ромашку».

Королева цветов.   А теперь, мои ребятки,

                             Отгадайте-ка загадку:

                             Золотое солнышко прямо у дорожки,

                             Листья – треугольнички на зеленой ножке.

                             Озорной, веселый мальчик, это рыжий…(одуванчик)

Выходят одуванчики.

1 одуванчик.      Одуванчик на дорожке

                              Стоит на тоненькой зеленой ножке.

                              Пушинки с ветерком летят,

                              И порхают, и парят.

2 одуванчик.       На полянке там и тут

                              Одуванчики растут.

 

3 одуванчик.        Мы цветем на радость людям,

                                Солнца жаркого привет,

                                Веселые и озорные

Все одуванчики.    Мы цветочки – желтый цвет.

Тарского муниципального района Омской области

Экологический проект

«Цветы вокруг нас».

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1487.