Тарского муниципального района Омской области
Экологический проект
«Цветы вокруг нас».
Автор проекта: Даниленко Ольга Валерьевна
музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад № 9 города Тары»,
участники проекта:
воспитатели БДОУ «Детский сад № 9 города Тары»:
Максименко Н.Г., Сычевская Т.Г., Плотникова Е.А.
Тара – 2013.
Актуальность проекта.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
· Дать понятие, что такое цветок.
· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
· Развивать умение сравнивать и анализировать.
· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
· самостоятельное наблюдение;
· коллективное наблюдение;
· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
· технология моделирования;
· релаксация;
· ароматерапия;
· слушание музыки.
Формы организации проекта:
· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
· Экскурсии;
· Дидактические игры;
· Трудовая деятельность детей;
· Экологические викторины.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Комнатные растения (средняя группа).
2. Садовые цветы (старшая группа).
3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).
6. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия | Ответственные |
I. Подготовительный этап
II. Основной этап | ||||
июнь 1 неделя 2 неделя | · Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа);
· Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа);
· Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа)
Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада.
· Загадывание загадок, ребусов.
· Заучивание и чтение стихотворений.
· Чтение художественной, познавательной литературы,
· Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
· Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
· Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
· Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
· Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
· НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).
· Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1.
· НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения).
· Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике); Приложение 2.
· НОД «Бархатцы – садовый цветок»
| Плотникова Е.А.
Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г.
Сычевская Т.Г.
Максименко Н.Г.
Плотникова Е.А.
Музыкальный руководитель Даниленко О.В.
Воспитатели.
Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г.
Плотникова Е.А.
Сычевская Т.Г.
Максименко Н.Г.
Плотникова Е.А.
| ||
3 неделя | · Оформление фотовыставки на тему: «Комнатные растения в саду и дома»; § Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»; § Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп». | Родители и воспитатели | ||
III. Заключительный этап | ||||
4 неделя | · Музыкальный праздник «Бал цветов» Приложение 5. · Коллаж «Цветочный калейдоскоп» · Выставка рисунков «Цветы моего края» · Фотовыставка «Помощники интерьера» Презентация. | Даниленко О.В.
Плотникова Е.А. Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г. | ||
В ходе проекта:
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
· Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
· Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
· Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
· А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
· “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
· А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
· С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
· Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
· Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.
Приложение 1.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Тайны комнатных растений».
Задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.
- подвести к пониманию, что комнатные растения живой организм,
требующий определенного ухода;
- дать детям представления об особенностях комнатных растений;
- закрепить знания детей о частях растения.
- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, радоваться результатам своего труда.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы и оборудование: Кукла Незнайка, иллюстрации комнатных растений, атрибуты к дидактической игре «Собери правильно», фонограмма Поль Мариа Джеймс Ласт – одинокий пастух.
Предварительная работа:
- наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
- рассматривание частей растения в процессе пересадки.
- уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев.)
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Чего не хватает?», «Найди, что порошу», «Что лишнее?».
- Словесные игры: «Опиши комнатные растения», «Магазин Цветов».
Ход НОД.
- Ребята я загадаю вам трудную загадку
«Ни рук не ног, а двигается,
Нет носа, а дышит,
И рта нет, а пьет и ест?»
- Правильно растение
- Как двигается растение? (поворачивается к свету).
- А как оно дышит? (через листья и корни.)
- А как оно пьет и ест? (корнями.)
- Ну а где же пища для них хранится? (в земле, почве.)
- Правильно ребята, растения питаются не как человек и если его лишить почвы, оно не сможет жить и что произойдет? (погибнет.)
- Ребята, а раз растения могут питаться, дышать и двигаться, что можно о них сказать? (они живые как мы.)
- А сейчас внимательно посмотрите на растения (аспарагус, фикус, герань, ландыш, бегония, герань). Какое из них лишнее? (ландыш.)
- Почему? (ответы детей.)
- Верно, ландыш растет на улице, а все остальные только в помещении и поэтому они называются? (комнатные растения.)
- Знаете ребята, я сегодня расскажу о тайнах комнатных растений. Первую мы уже узнали только что. (комнатные растения живут только в домашних условиях.)
А еще некоторые из них могут лечить людей. (демонстрация Алоэ, «живое дерево», герани.)
- Алоэ затягивает и обеззараживает ранки, «живое дерево» лечит насморк, оно вызывает и чихание и болезнетворные микробы просто «вылетают» из носа;
- Листочки герани успокаивают боль в ушах.
- А чтобы узнать еще одну тайну, я предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (клумба, цветущая летом и комнатные растения на подоконнике, то же, но зимой.)
- Что можно сказать? (комнатные растения живут круглый год, а садовые, луговые, лесные погибают;
Но ведь комнатные растения тоже вырастают большими, или теряют листья.
- Как они выживают? ( появляются отростки, рассаживаем.)
- Правильно
- Еще одну маленькую тайну мы узнаем чуть позже, а я превращаю всех в цветы.
Физминутка «Цветы».
Я прошу тебя цветочек
Подними свой лепесточек,
Вылез из горшочка
Топни три разочка,
И головкой покачай
В окне солнце повстречай
Стебель наклони слегка
- вот зарядка для цветка,
Вымой ты свой корешок,
И опять залазь в горшок
Шевелятся листья все
День встречай в своей красе! (автор Сычевская Т.Г.)
(дети выполняют действия согласно тексту.)
- Превращаю всех в детей!
- Посмотрите, какие все стали красивые! Ребята мы можем зимой любоваться красотой цветения, зеленью.
- На улице? (нет.) В доме? (да.) Комнатные растения как кусочек лета греют нас и радуют.
- Ребята, кто-то здесь непорядок устроил, разбросал карточки.
- Ах это ты Незнайка! А что ты такой грустный?
- Давайте поможем Незнайке правильно собрать картинку!
- Дидактическая игра «Собери правильно» ( Цветочный горшок, корень, стебель, листья, цветок, если растение цветет.)
- Молодцы ребята, Незнайка очень рад и вас благодарит. Незнайка, а ты знаешь, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?
- Ребята давайте вспомним и подскажем ему (ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка», и.т.д.)
- Теперь ты тоже знаешь! Куда торопишься? (Незнайка убегает к своим друзьям рассказать обо всем ).
- А мы с вами присядем на ковер и представим, что мы маленькие комнатные растения.
Психогимнастика « Я растение». (под музыку).
- Вас посадили в теплую, мягкую землю, вы еще ростки, беззащитные и хрупкие, но чьи то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют ваши листья. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике с другими комнатными растениями.
-А теперь все встанем и послушаем стихотворение Е. Благининой.
(читает ребенок.)
«Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы –
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою – лето,
Где цветов полно».
- Мы с вами будем продолжать узнавать о комнатных растениях новое, будем ухаживать за ними.
Рефлексия:
- Что Вам понравилось сегодня?
- Почему вам нравится ухаживать за комнатными растениями?
- Вспомните «тайны» комнатных растений.
Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений».
Цель беседы:
- Продолжать формировать у детей представления об уходе за комнатными растениями.
- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.
- Воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, как к объектам природы.
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .
Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля поглубже.
Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)
Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)
Дети, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает).Такими растворами подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе лежит все необходимое для ухода за растениями. Вы сейчас будете самостоятельно ухаживать за растением.
(дети выполняют практическое задание. На столе стоят горшки с комнатными растениями фикус, которому нужно протереть листья, толстянка с сухой почвой, герань с увядшими листьями.)
Воспитатель. С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения задания.(ответы детей.)
Как вы догадались, что фикусу нужно протереть листья?
Почему вы полили толстянку?
А почему вы решили убрать у герани увядшие листья, может быть ее нужно полить? Сейчас ребята давайте подведем итог нашей беседы и еще раз повторим правила ухода за комнатными растениями ( ответы детей).
Если ты возьмешь росточек и в горшок земли сыпнешь
Посади, полей цветочек, знаешь, что потом поймешь,
Что трудился не напрасно, появилась в том горшочке,
Шапка листиков зеленых в обрамлении цветочков!
Приложение 2.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Загадка про одуванчик
Был цветочек золотой
За неделю стал седой
А денечка через два облысела голова (одуванчик).
Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Воспитатель - Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?
Где растут одуванчики?
Что вам больше всего запомнилось?
Беседа «Одуванчик полевой».
Цель. Закреплять знания детей о растении луга, его полезности для человека.
Воспитатель - Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Воспитатель - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев. Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
Рефлексия.
– С чем мы сегодня познакомились? Что узнали нового? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
Приложение 3.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание».
Тема: «Бархатцы — садовые цветы».
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я принесла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?
Дети: Бархатцы
Воспитатель: Что привлекает вас в этом букете? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.
Воспитатель ставит перед каждым ребенком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.
Дети: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.
Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки.
- Имеют ли запах эти растения?
Дети: У них резкий запах.
Воспитатель: Какие листья у бархатцев?
Дети: Темно-зеленые, резные, красивые.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. (Дети составляют рассказы.)
У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком, а на Украине — чернобровиками. Почему?
Дети: У цветка на лепестках есть черные пятна.
Воспитатель: А еще их называют цыганочками. Почему?
Дети: У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?
Дети: Акварелью, карандашами.
Воспитатель: А как вы отразите бархатистость лепестков? (Ответы детей)
- Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами, а потом покрыть их парафином.
Воспитатель предлагает детям нарисовать клумбы из бархоток: одним — из солнечных цветков, другим — из чернобровиков, третьим — из цыганочек.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Введение игрового момента
- Ребята, я хочу с вами поиграть.
2. Дидактическая игра. Лото «Что где растет»
Играющие делятся на три команды. Маленькие карточки с изображением растений и цветов лежат в коробке. У воспитателя на столе три большие карты, на которых нарисованы луг, сад и огород, соответственно для первой, второй и третьей команды. По сигналу воспитателя игроки выбегают к столу находят картинку, соответствующую рисунку на большой карте, называют растение и закрывают пустые клетки на карте. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро закрыли все пустые клетки и правильно назвали растение.
- Что отличает садовые цветы от луговых растений?
- Кто ухаживает за луговыми растениями?
-А кто ухаживает за растениями сада и огорода?
- Расскажите, как заботится о садовых цветах человек? (Ответы детей)
3. Условия для роста и развития растений и цветов.
- Послушайте сказку «Кто что любит». Перевод с французского Г. Остера.
- Цветы, - сказал дядя Цезарь, - любят, когда их поливают.
- А я нет, - подумал Пиф, поливая цветы под дождем. – Был бы я цветком – непременно завел бы себе маленький непромокаемый зонтик.
Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению.
- Прав ли Пиф?
- Правильно ли он понял дядю Цезаря?
- Когда необходимо поливать цветы?
С одной стороны растения требуют постоянного полива, а с другой – избыток влаги вреден для них. Во время дождя нет необходимости поливать растения. А если во время не полить растение что будет?
- Зачем растению нужна вода?
- Какие еще условия необходимы растению, чтобы расти и развиваться? (свет, тепло, почва)
Приложение 4.
Непосредственно-организованная деятельность в средней группе. Образовательная область «Музыка» по теме: «Он на ёжика похож».
Ход НОД.
Под веселую музыку дети входят в зал.
Музыкальный руководитель. Давайте все дружно поздороваемся.
Непосредственно-организованная деятельность в средней группе. Образовательная область «Музыка» по теме: «Цветы нашего края».
Ход НОД.
Дети входят в зал под песню «Выглянуло солнышко» и здороваются.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, что за гость к нам сегодня пришел? (на экране появляется солнышко)
Я весь мир обогреваю,
Я усталости не знаю.
Улыбаюсь я в оконце,
И зовут меня все – … (солнце)
Солнышко приглашает нас всех в страну цветов. Сегодня мы будем любоваться цветами нашего края. Цветы произрастают повсюду, назовите, в каких местах они могут расти? (на лугу, в поле и в лесу)
Просмотр презентации «Цветочные поля».
Музыкальный руководитель. Сейчас вы услышите песенку, а, прослушав её внимательно, скажите, о каких цветах в ней поется.
Слушание песни «Вася-василек».
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте вспомним попевку про полевой цветок.
Пение попевки «Василек-василек» с использованием музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель. А сейчас, ребятки, отгадайте загадку:
Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик).
Задачи в обучении
- Продолжать формировать музыкально – эстетическое сознание в процессе восприятия музыки и движений.
- Совершенствовать творческие навыки.
Задачи в развитии
- Развивать детскую фантазию, творческую инициативу.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей.
- Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.
Задачи в воспитании
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: компьютер, проектор, полянка из ткани, домик Дюймовочки, колокольчики, цветы, вырезанные из пленки, презентация на тему: «Садовые цветы».
Ход НОД.
Дети свободно входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов», здороваются.
Музыкальный руководитель: Кто из вас, ребята, знает, что это за музыка звучит? (ответы детей) А кто её написал? (ответы детей) сегодня мы с вами поговорим о цветах, а о каких – вы сразу узнаете, если загадки отгадаете.
Загадки.
1. Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)
2. Сама похожа на звезду -
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьницам.
(Астра)
3. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
4. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху - алый огонёк.
Не растенье, а маяк
- Это ярко-красный …
(Мак)
5. Все знакомы с нами:
Яркими, как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
(Гвоздиками.)
6. Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один –
Тёмно-красный ...
(Георгин.)
7. Украшая свежие газоны,
К шумам привыкнув городским,
Нас пышноцветные ...
Нарядом радуют своим.
(Пионы.)
8. Он на стражника похожий,
Словно клумбу встал стеречь.
Яркий цвет, лист заострённый,
По латыни значит «меч».
(Гладиолус.)
9. Что ж ты, добрый молодец,
Голову повесил?
Нежен твой прекрасный цвет,
Ну а ты невесел.
(Нарцисс)
Музыкальный руководитель: Где растут эти цветы? Как их называют одним словом? А из чего растут цветы? Что нужно сделать для того, чтобы цветок вырос? Сейчас я вас приглашаю в сказку. Раз, два, три – повернись и в цветок превратись.
Визуализация «Распускание цветка».
Музыкальный руководитель: Какие прекрасные цветы распустились, какой они издают аромат, понюхайте свои цветы.
Дыхательная гимнастика "Понюхай цветы".
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на зеленой полянке вырос один цветок, он какой-то непростой и внутри он не пустой. Как вы думаете, кто в нем живет? (ответы детей) Я вам сейчас загадаю загадку, если правильно отгадаете, то сразу узнаете, кто живет в этом цветке.
Загадка. Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Меньше лепестка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
Ребята, посмотрите, а полянка у Дюймовочки совсем еще зеленая, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы полянка стала разноцветной и красивой? (ответы детей).
Игра «Бабочка прилетела».
Детям раздают в руки цветы. Бабочка «летает» между «цветами». После слов «Бабочка на полянку прилетела и на «название цветка» села. Бабочка ищет названый цветок и «садится» на него.
Музыкальный руководитель: а сейчас немного отдохнем и присядем на ковер.
Приложение 5.
Бал цветов.
(сценарий праздника для средних и старших групп)
Звучит музыка. Выходит ведущий.
Ведущий. Есть много праздников веселых
На свете и у нас в стране:
Есть день учителя, шофера,
Есть даже праздник – День Земли!
А почему бы не устроить
Нам новый праздник – день цветов?
Цветам и взрослый, и ребенок
Любовь свою отдать готов!
1 ребенок. С удовольствием хотим
Мы все цветы сюда позвать.
Пусть они прекрасным видом
Землю будут украшать.
2 ребенок. Комнатные, полевые и садовые цветы,
Приглашаем, приходите, не жалейте красоты!
Ведущий. Каждый из цветов готов?
Мы открываем бал цветов!
Под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского в зал входят парами цветы, идут по кругу.
Ведущий. А вот и сама хозяйка праздника. Встречайте – к нам пожаловала сама Королева цветов. (аплодисменты)
Королева цветов. На волшебную полянку
Выхожу я спозаранку
Солнышком земля согрета,
Все ребята любят лето.
Они летом не ленились,
Очень славно потрудились.
Воду носили, землю поили,
Грядки рыхлили, все их хвалили,
Вот и выросли цветы небывалой красоты!
Мы по кругу все пойдем, песню про цветы споем.
Игра «Собери ромашку».
Королева цветов. А теперь, мои ребятки,
Отгадайте-ка загадку:
Золотое солнышко прямо у дорожки,
Листья – треугольнички на зеленой ножке.
Озорной, веселый мальчик, это рыжий…(одуванчик)
Выходят одуванчики.
1 одуванчик. Одуванчик на дорожке
Стоит на тоненькой зеленой ножке.
Пушинки с ветерком летят,
И порхают, и парят.
2 одуванчик. На полянке там и тут
Одуванчики растут.
3 одуванчик. Мы цветем на радость людям,
Солнца жаркого привет,
Веселые и озорные
Все одуванчики. Мы цветочки – желтый цвет.
Тарского муниципального района Омской области
Экологический проект
«Цветы вокруг нас».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1487.