Занятие 4. Трехфакторная модель значимого другого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского:

1) Критерии субъективной значимости «другого»;

2)  Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого».

2. Методическое обеспечение практической работы с группой социального психолога

3. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Практические приложения в социальной психологии (социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли).

 

Задание 2. 1). Подготовьте ответы на вопросы (по статье: Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2011. №2. С.17–28. ).

-Кто такой «значимый другой»? Кем и когда это понятие введено в психологическую науку?

-Назовите зарубежных и отечественных учёных, внесших вклад в изучение проблемы «значимый другой»?

-Чем различаются между собой понятия (словосочетания): «значимый другой», «отношения межличностной значимости», «значимый круг общения»?

-Какие три направления можно выделить в исследовании проблемы «значимого другого» (или «значимости»)?

-Какие критерии «значимости» составляют трехфакторную модель «значимого другого»?

2). Подготовьте ответы на вопросы (по статье: Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №4. С.114–134).

-Назовите методики, вошедшие в комплекс диагностико-исследовательских социально-психологических методик, активно используемых в научной психологической школе А.В. Петровского.

-Какие социально-психологические показатели характеризуют группу-кооперацию?

-Какие социально-психологические особенности присущи группе-ассоциации?

-Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о высоком личном статусе члена малой группы высокого уровня социально-психологической зрелости?

-Какие эмпирические данные, полученные в ходе социально-психологической диагностики, позволяют сделать вывод о низком личном статусе конкретного сообщества? Например, малой группы корпоративного типа?

 

Задание 3. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье.

Список статей (можно взять статью по своему усмотрению):

Бабанин П.А. Социально-психологическая специфика отношений авторитетности в учебных группах современных вузовских студентов [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.14–44.

Ковалева В.В. Особенности интрагруппового структурирования в старших классах, претерпевших композиционное изменение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. №3.

Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №3. С.125–142.

Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. №2. С.143–153.

Кондратьев М.Ю., Емельянова Е.В. Социально-психологические особенности взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности студентов [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2011. №1. С.56–73.

Кондратьев М.Ю., Лисицына А.А. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2012. №2. С.21–40.

Кондратьев М.Ю., Лисицын В.А. К вопросу о модификации «внутригруппового» социально-психологического инструментария для исследования межгрупповых отношений и взаимовосприятия // Социальная психология и общество. 2013. №4. С.133–150.

Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авторитета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закрытых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2012. №3. С.48–57.

Лисицын В.А., Кондратьев М.Ю. Особенности межгруппового и межличностного взаимовосприятия разностатусных подростков и юношей. Сообщение 1. Особенности межгруппового и межличностного взаимовосприятия разностатусных школьников — старшеклассников общеобразовательной школы // Социальная психология и общество. 2013. №3. С.65–70.

Кутейникова В.Д. Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 2.

Пащенко А.К. Социально-психологические особенности взаимосвязи нормативности младших школьников и интрагруппового структурирования учебного класса [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2012. №2. С.80–96.

Радина Н.К. Власть, аттракция и референтность в социальных отношениях макроуровня: закрытая группа и закрытое общество [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.45–59.

Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2013. №1. С.92–102.

Расходчикова М. Н. Статусная позиция старшеклассников и студентов на разных этапах их вхождения в ученическую группу [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2008. №5. С.98–103.

Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №2. С.90–104.

Чернышова Е.А. Взаимосвязь особенностей систем личностных конструктов студентов и их статусной позиции в учебных группах // Социальная психология и общество. 2012. №1. С.59

 

Литература

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб. : Питер, 2005. - С. 72 - 82; 256 - 268.

Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.

Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №4. С.114–134.

Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

Самойлова И.Г., Усков М.А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 29 - 40.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.