Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы
Понятие социализации. Соотношение понятий социализации и социального развития. Социализированность. Социализация и воспитание. Ресоциализация личности. Процесс социализации и его содержание. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности (Е.П. Белинская). Основные функции социализации: преемственность культуры и развитие Я. Теории социализации: биогенетические, социогенетические, интеракционистские, социально-экологический подход, теории социального научения, психоаналитические теории, когнитивистские и конструкционистские теории. Механизмы и условия социализации личности. Институты и агенты социализации.
Тема 2. Информационная социализация личности
Влияние средств массовой информации и новых информационных технологий на личность в процессе социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская). Междисциплинарность исследования информационной социализации. Нарушение межпоколенной трансмиссии в информационной социализации человека. Роль интернет-коммуникации и музыки в информационной социализации подростков и юношества. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности.
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности
Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии
Развитие психики человека и развитие его личности. Процесс вхождения личности в социальную среду и интеграция в ней. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции (А.В. Петровский). Развитие личности в изменяющейся среде. Концепция персонализации (В.А. Петровский).
Социализация ребенка. Неоднозначность понимания социализации в отечественной психологии: социализация как индивидуализация (по Л.С.Выготскому), как интимизация (по И.С.Кону это означает переход от «МЫ» к «Я»), как производство внутреннего плана сознания (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина). Социализация как форма социального развития человека в онтогенезе, становление его как существа социального (Д.И. Фельдштейн).
Теория деятельностного опосредствование межличностных отношений содержанием деятельности (стратометрическая теория коллектива А.В. Петровского). Структура группового сознания по А.В. Петровскому. Ценностно-ориентационное единство как феномен малой группы. Типология групп в стратометрической теории коллектива А.В. Петровского.
Социально-психологические модели вхождения личности в референтную группу и восхождения личности к своей социальной зрелости. Трехфакторная модель «значимого» другого. Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого». Методическое обеспечение практической работы с группой социального психолога (социометрия, референтометрия, методика изучения интрагрупповой структуры власти).
Тема 4. Я-концепция личности как результат ее социального развития
Определение основных понятий темы. Специфика рассмотрения Я-концепции в социальной психологии. Я-концепция как результат социального развития личности. Формирование Я-концепции: факторы и механизмы. Я-концепция и социальная установка. Структура и функции Я-концепции. Изменчивость и стабильность Я-концепции. Временные аспекты Я-концепции. История изучения Я-концепции. Составляющие Я-концепции — самоуважение и самооценка. Их роль в развитии личности. Методы изучения Я-концепции.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости
Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона и её практические приложения в современной социальной психологии. Кризисы личности. Нормативные кризисы развития взрослого человека. Социальная ситуация развития в переходный период (от юности к ранней взрослости). Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к ранней взрослости. Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к средней взрослости (кризис 30-ти лет).
Психология зрелого возраста и акмеология. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации. приходящаяся на зрелость. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.
Социализация личности в период взрослости. Принятие новых социальных ролей. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.
Социальная ситуация развития в старости. Роль личностного фактора в процессе старения. Значение старости как этапа жизненного пути. Теории старости и старения. Понятия нормального, оптимального и патологического старения. Социальные и психологические критерии оптимального и нормального старения. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости. Типичные психические состояния в старости. Познавательные функции в старости. Психологические задачи старости как возраста жизни. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта. Социализация личности в старости в соответствии с типологией старения. Сравнительная характеристика социализации и социальной адаптации. Социализация личности в условиях оптимального старения и социальная адаптация в условиях нормального старения. социальной группы). Критерии успешности социальной адаптации в старости (на уровне общества, группы, личности). Особенности субъектности в старости.
6. Методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины
6.1. Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Задание | Часы | Методические рекомендации по выполнению задания | Форма контроля |
1. | Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы | Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. | 11 | К заданию 1 вопросы см. в практич. занятии 1; в процессе выполнения задания 2 используйте различные психологические и социологические словари. | По заданию 1 групповая дискуссия по предложенным вопросам; по заданию 2 оценка за письменную работу. |
2. | Тема 2. Информационная социализация личности | Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологич. исследования (электр. научн. журн.). 2012. № 5 (26). С.7 // http:// www/psystudy.ru Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5-6 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Задание 3. Подготовьте выступление по предложенным статьям (см. список статей к практич. занятию 2) | 14 | К заданию 1 вопросы по статье Т.Д. Марцинковской см. в практич. занятии 2; к заданию 2 и 3 см. список статей к практич. занятию 2. По заданию 3: в выступлении (микросообщение – не более 10 минут) нужно отразить: цель, задачи исследования; объект и предмет исследования; гипотезы и результаты исследования; сделать выводы. | По заданию 1 групповая дискуссия по предложенным вопросам; по заданию 2 оценка за письменную работу; по заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии 3. |
3. | Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии | Задание 1. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию А.В. Петровского. Задание 2. Подготовьте ответы на вопросы Задание 3. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. | 16 | К заданию 1 см. cписок к литературы к практич. занятиям 5-6. По заданию 2 рекомендованы две статьи: Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2011. №2. С.17–28. Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №4. С.114–134). Задание 3. Подготовьте выступление по предложенным статьям (см. список статей к практич. занятию 2) | По заданию 1, 2 групповая дискуссия. По заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии |
4. | Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности | Задание 1. Дайте определение социально-психологической зрелости личности (по А.Л. Журавлеву). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Перечислите методы изучения «Я-концепции» личности. | 14 | По заданию 1 см. список литературы к практическим занятиям | По заданию 1. групповая дискуссия По заданию 2 оценка за выступление на практич. занятии |
5. | Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости | Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы Задание 2. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на себе. Обсуждение результатов. Задание 3. Подготовьте выступление по отдельным главам монографии Л. И Анцыферовой (Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии; издание 2-е. М.: Ин-т психологии РАН, 2006). Задание 4. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет. Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы Задание 5 . Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям». | 22 | По заданию 1 после прочтения главы 2 и 3 в монографии Е.Л. Солдатовой подготовьте ответы на вопросы. По заданию 3. СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой можно найти в её монографии (Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007); методику симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой – в статье: Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости // Вестник Челябинского гос. пед. ин-та. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2009. - №4. – С. 185 – 192. По заданию 3 магистранты готовят сообщения (не более 10 минут) по главам монографии Л. И Анцыферовой: главы 14, 15, 16, 19, 20, 21. По заданию 4, 5 рекомендуется прочитать статьи: Солдатова Е.Л., Завьялова И.Ю. Геронтопсихологические аспекты нормативных кризисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2012. - № 45. – С. 64 – 66. Завьялова И.Ю. Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2013. – Т. 6. - № 1. – С. 109 – 114. | По заданию 1 групповая дискуссия. По заданию 2 обсуждение результатов диагностики; по заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии; по заданию 4 оценка за письменное предсталение схемы консультативной беседы; по заданию 5 оценка за программу тренинга для пожилых. |
6.2. Тематика и задания для практических занятий
Дата: 2018-12-21, просмотров: 361.