ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Направление подготовки 37.04.01«Психология»
Направленность «Социокинетика детства.
Социальная психология организации школьников »
Квалификация (степень) выпускника: Магистр
заочная форма обучения
Кострома
2017
Рабочая программа дисциплины «Психология социального ра звития человека» разработана:
- 1) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», направленность «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников», утвержденным приказом № 1043 от 23.09.2015
-2) в соответствии с учебным планом направления подготовки 37.04.01 «Психология», направленность «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников», год начала подготовки по заочной форме – 2017.
Разработал: __________ Самойлова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры социальной психологии, канд.пс.н., доцент
Рецензент: __________ Кирпичник Анатолий Григорьевич, заведующий кафедрой социальной психологии, канд.пс.н., профессор
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании кафедры социальной психологии
Протокол заседания кафедры №_1__ от _6 сентября 2017 г.
Заведующий кафедрой социальной психологии
__________ ___________ Кирпичник Анатолий Григорьевич, заведующий кафедрой социальной психологии, канд.пс.н., профессор
подпись
Программа дисциплины «Психология социального развития человека» рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности 37.04.01 «Психология», направленность «Психология и акмео л о гия
му зыка льн о-педа г огическо г о обра з ования» при заочной форме обучения во втором и третьем семестрах. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.
Данная программа ориентирует магистрантов на работу с классическими и современными оригинальными текстами (монографиями и статьями) ведущих отечественных и зарубежных социальных психологов, внесших вклад в социальную психологию развития.
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.
Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.
Тема 2. Информационная социализация личности.
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.
Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.
Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов способности анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических и психосоциальных параметров жизнедеятельности человека в онто- и социогенезе.
Задачи курса:
-ознакомить магистрантов с основными теоретическими концепциями процесса социализации личности; с психосоциальной периодизацией развития взрослого человека;
-ознакомить магистрантов со спецификой социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;
-сформировать у магистрантов умения анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе;
-сформировать готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов и кризисов развития;
-сформировать способность и готовность к координации взаимодействия участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности;
-сформировать способность и готовность оказывать содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-закономерности социального развития личности ребенка, подростка и взрослого человека, понимаемого как процесс социализации;
-основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности, теории развития взрослого человека, психологическое содержание этапов среднего и позднего онтогенеза;
2) уметь:
-с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающем усвоение социального опыта и активно воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути;
-выделять содержание социально-психологических проблем личности в реальных явлениях общественной жизни;
-анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических и психосоциальных параметров жизнедеятельности человека в онто- и социогенезе;
-решать управленческие задачи в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности;
-координировать взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-осуществлять поддержку организованной социальной активности детей с разной принадлежностью к социальным группам;
Владеть:
-основными методами диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам.
4) освоить компетенции:
-способность анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе (ПК-3);
-способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10);
-способность и готовность к координации взаимодействия всех участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей с разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности (СК-3);
- способность и готовность оказывать методическое, педагогическое и управленческое содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, в том числе развитию самоуправления обучающихся на основе социального партнерства (СК-4).
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Психология социального развития человека» относится к базовой части общеобразовательных дисциплин (Б1.Б.9), читается во втором семестре и заканчивается зачетом; её изучение продолжается в третьем семестре и в четвертом в качестве итога курс завершается экзаменом.
Начальным этапом формирования ПК-3 является курс «Актуальные проблемы психосоциального развития школьников». В курсе «Психология социального развития человека» формирование ПК-3 осуществляется совместно с дисциплинами «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Социальная психология детских и юношеских групп», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях». Данная профессиональная компетентность формируется в ходе НИР и практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. На завершащем этапе ПК-3 формируется в ходе преддипломной практики, при подготовке и защите ВКР.
В курсе «Психология социального развития человека» формирование ПК-10 осуществляется совместно с дисциплинами «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности и психола», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях», «Психология организаторской деятельности школьников», в ходе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Далее ПК-10 обеспечивается предметами «Организация и содержание коллективной деятельности школьников», «Взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях», «Управление и самоуправление в общественной организации детей», «Организационная культура детских и юношеских объединений». Завершается формирование ПК-10 в ходе подготовки и сдаче госэкзамена.
Формирование специальных компетенций СК-3 и СК-4 было начато в курсах «Актуальные проблемы психосоциального развития школьников» (СК-3) и «Социокинетика детства» (СК-4). Затем совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» специальные компетенции СК-3 и СК-4 будут формироваться предметами «Социальная психология детских и юношеских групп», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях». После формирование СК-3 и СК-4 обеспечивается в ходе изучения дисциплин «Взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях», «Управление и самоуправление в общественной организации детей», «Организационная культура детских и юношеских объединений», в ходе педагогической практики, при подготовке и сдаче госэкзамена. СК-3 так же формируется дисциплинами «Особенности организации игровой деятельности школьников», «Методика подготовки и проведения массовых мероприятий школьников», а СК-4 – дисципльинами «Формирование образа детского, юношеского объединения в социуме», «Социокультурное проектирование в работе детских и юношеских объединений», «Методическое обеспечение деятельности детских и юношескх объединений».
4. Объем дисциплины (модуля)
4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических (астрономических) часов и виды учебной работы
Виды учебной работы, | Очная форма | Очно-заочная | Заочная |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | 4 | ||
Общая трудоемкость в часах | 144 | ||
Аудиторные занятия в часах, в том числе: | 22 | ||
Лекции | 8 | ||
Практические занятия | 14 | ||
Лабораторные занятия | - | ||
Самостоятельная работа в часах | 122 | ||
Форма промежуточной аттестации | Зачет (2 семестр) Экзамен (4 семестр) |
4.2. Объем контактной работы на 1 обучающегося
Виды учебных занятий | Очная форма | Очно-заочная | Заочная |
Лекции | 8 | ||
Практические занятия | 14 | ||
Лабораторные занятий | |||
Консультации | 2 | ||
Зачет/зачеты | 0,25 | ||
Экзамен/экзамены+5% от лекций | 0,35+0,4 | ||
Курсовые работы | - | ||
Курсовые проекты | - | ||
Всего | 25 |
5.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием количества часов и видов занятий
5.1 Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела, темы | Всего
| Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практические | Лабораторные (нет) | ||||
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире | ||||||
1 | Социализация: понятие, содержание, механизмы | 14 | 1 | 2 | - | 11 |
2 | Информационная социализация личности | 18 | 2 | 2 | - | 14 |
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности | ||||||
3 | Проблема развития личности с позиций социальной психологии | 23 | 3 | 4 | - | 16 |
4 | Я-концепция как результат социального развития личности | 14 | - | - | - | 14 |
5 | Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости | 30 | 2 | 6 | - | 22 |
Зачет | 9 | 9 | ||||
Экзамен | 36 | 36 | ||||
ИТОГО | 144 | 8 | 1 4 | - | 1 22 |
Содержание
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости
Эпигенетическая теория развития Эрика Эриксона и её практические приложения в современной социальной психологии. Кризисы личности. Нормативные кризисы развития взрослого человека. Социальная ситуация развития в переходный период (от юности к ранней взрослости). Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к ранней взрослости. Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к средней взрослости (кризис 30-ти лет).
Психология зрелого возраста и акмеология. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации. приходящаяся на зрелость. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.
Социализация личности в период взрослости. Принятие новых социальных ролей. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.
Социальная ситуация развития в старости. Роль личностного фактора в процессе старения. Значение старости как этапа жизненного пути. Теории старости и старения. Понятия нормального, оптимального и патологического старения. Социальные и психологические критерии оптимального и нормального старения. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости. Типичные психические состояния в старости. Познавательные функции в старости. Психологические задачи старости как возраста жизни. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта. Социализация личности в старости в соответствии с типологией старения. Сравнительная характеристика социализации и социальной адаптации. Социализация личности в условиях оптимального старения и социальная адаптация в условиях нормального старения. социальной группы). Критерии успешности социальной адаптации в старости (на уровне общества, группы, личности). Особенности субъектности в старости.
6. Методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины
6.1. Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Задание | Часы | Методические рекомендации по выполнению задания | Форма контроля |
1. | Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы | Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. | 11 | К заданию 1 вопросы см. в практич. занятии 1; в процессе выполнения задания 2 используйте различные психологические и социологические словари. | По заданию 1 групповая дискуссия по предложенным вопросам; по заданию 2 оценка за письменную работу. |
2. | Тема 2. Информационная социализация личности | Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологич. исследования (электр. научн. журн.). 2012. № 5 (26). С.7 // http:// www/psystudy.ru Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5-6 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Задание 3. Подготовьте выступление по предложенным статьям (см. список статей к практич. занятию 2) | 14 | К заданию 1 вопросы по статье Т.Д. Марцинковской см. в практич. занятии 2; к заданию 2 и 3 см. список статей к практич. занятию 2. По заданию 3: в выступлении (микросообщение – не более 10 минут) нужно отразить: цель, задачи исследования; объект и предмет исследования; гипотезы и результаты исследования; сделать выводы. | По заданию 1 групповая дискуссия по предложенным вопросам; по заданию 2 оценка за письменную работу; по заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии 3. |
3. | Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии | Задание 1. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию А.В. Петровского. Задание 2. Подготовьте ответы на вопросы Задание 3. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. | 16 | К заданию 1 см. cписок к литературы к практич. занятиям 5-6. По заданию 2 рекомендованы две статьи: Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2011. №2. С.17–28. Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №4. С.114–134). Задание 3. Подготовьте выступление по предложенным статьям (см. список статей к практич. занятию 2) | По заданию 1, 2 групповая дискуссия. По заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии |
4. | Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности | Задание 1. Дайте определение социально-психологической зрелости личности (по А.Л. Журавлеву). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Перечислите методы изучения «Я-концепции» личности. | 14 | По заданию 1 см. список литературы к практическим занятиям | По заданию 1. групповая дискуссия По заданию 2 оценка за выступление на практич. занятии |
5. | Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости | Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы Задание 2. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на себе. Обсуждение результатов. Задание 3. Подготовьте выступление по отдельным главам монографии Л. И Анцыферовой (Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии; издание 2-е. М.: Ин-т психологии РАН, 2006). Задание 4. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет. Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы Задание 5 . Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям». | 22 | По заданию 1 после прочтения главы 2 и 3 в монографии Е.Л. Солдатовой подготовьте ответы на вопросы. По заданию 3. СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой можно найти в её монографии (Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007); методику симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой – в статье: Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости // Вестник Челябинского гос. пед. ин-та. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2009. - №4. – С. 185 – 192. По заданию 3 магистранты готовят сообщения (не более 10 минут) по главам монографии Л. И Анцыферовой: главы 14, 15, 16, 19, 20, 21. По заданию 4, 5 рекомендуется прочитать статьи: Солдатова Е.Л., Завьялова И.Ю. Геронтопсихологические аспекты нормативных кризисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2012. - № 45. – С. 64 – 66. Завьялова И.Ю. Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2013. – Т. 6. - № 1. – С. 109 – 114. | По заданию 1 групповая дискуссия. По заданию 2 обсуждение результатов диагностики; по заданию 3 оценка за выступление на практич. занятии; по заданию 4 оценка за письменное предсталение схемы консультативной беседы; по заданию 5 оценка за программу тренинга для пожилых. |
6.2. Тематика и задания для практических занятий
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2008.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Проблема cоциализации: история и cовременность. М.: Моск. псих. соц. университет, 2013.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009.
Дубовская Е. М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - С. 148 - 161.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития; науч. ред. пер. на рус. язык Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
Мудрик А.В. Социализация человека. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.
Розум С. И Психология cоциализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.
Литература
Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникации. – М.: Моск. псих. соц. университет, 2013.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Проблема cоциализации: история и cовременность. М.: Моск. псих. соц. университет, 2013.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития; науч. ред. пер. на рус. язык Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
Мудрик А.В. Социализация человека. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.
Розум С. И Психология cоциализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.
Социализация детей и подростков: методический комплекс/ Т.Д. Марцинковская и др. – М.:МГУ, 2009.
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 233 - 241.
Донцов А. И. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 229 - 241.
Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психологическом университете // Социальная психология и общество.- 2011. - № 3. – С. 14 – 31.
Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1987.
Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы психологии. – 1982. - № 3. – С. – 44 – 53.
Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – гл. 3. – С. 77 – 90.
Литература
Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб. : Питер, 2005. - С. 72 - 82; 256 - 268.
Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.
Кондратьев М.Ю., Бабанин П.А. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности социального психолога-практика с малой группой [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №4. С.114–134.
Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.
Самойлова И.Г., Усков М.А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 29 - 40.
Литература
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009. - С. 177 - 197.
Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140 - 147.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - С. 30 - 66; 225 - 245.
Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие. - М. :ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 68 - 82.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1997. - С. 64 - 73.
Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2008. - С. 84 - 90.
Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - С. 151 - 178.
Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби: Проспект, 2006. - С. 67 - 80.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости
Занятие 6-7. Нормативные кризисы развития взрослого человека
1. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
2. Практические приложения эпигенетичесой теории развития личности Эрика Эриксона в современной социальной психологии
3. Кризисы личности. Нормативные кризисы развития взрослого человека.
4. Социальная ситуация развития в переходный период (от юности к ранней взрослости). Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к ранней взрослости.
5. Нормативный кризис развития личности на этапе перехода к средней взрослости (кризис 30-ти лет).
6. Психология зрелого возраста и акмеология.
7. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации, приходящаяся на зрелость.
8. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.
9. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.
Задание 1. Подготовьте ответы на следующие вопросы (после прочтения главы 2 и 3 в монографии Е.Л. Солдатовой «Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости». Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007):
1). Какие критерии положены в основу периодизации развития человека после детства?
2). Дайте определения понятиям «личностные новообразования», «ведущая деятельность», «социальная ситуация развития».
3). Дайте определение понятию «нормативный кризис развития взрослого человека». Чем нормативный кризис отличается от ненормативного?
4). Каково содержание нормативного кризиса перехода к ранней взрослости?
5). Каково содержание нормативного кризиса перехода к средней взрослости?
6). Каково содержание нормативного кризиса перехода к зрелости?
Задание 2. Диагностика по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на себе. Обсуждение результатов.
Литература
Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 168 с.
Зеер Ф.Э, Сыманюк Э.Э. Психология взрослости М.: МПСИ,2011.
Калинина Н.В., Дмитриева Ю.Н. Гендерные особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса 30 лет // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – 2009. Т. 11. - №4. С. 926 – 931.
Сиврикова Н.В. Методы диагностики взрослых людей в нормативных кризисах развития // Проблемы современной науки. – 2012. - № 5-1. – С. 206 – 212.
Солдатова Е. Л. Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. – Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. – М.: МПСИ, 2009.
Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости // Вестник Челябинского гос. пед. ин-та. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2009. - №4. – С. 185 – 192.
Занятие 8-9. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта
1. Социальная ситуация развития в старости. Понятия нормального, оптимального и патологического старения.
2. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости.
3. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта.
4. Особенности субъектности в старости.
Задание 3. Подготовьте индивидуальные сообщения по отдельным главам из книги Л.И. Анцыферовой (Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии; издание 2-е. М.: Ин-т психологии РАН, 2006).
1) Анцыферова Л.И. Глава 14. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности.
2) Анцыферова Л.И. Глава 15. Психологические приобретения и потери человека в период поздней взрослости.
3) Анцыферова Л.И. Глава 16. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости (Типы отношений социума к стареющим людям: мнения, стереотипы, шаблоны).
4) Анцыферова Л.И. Глава 19. Способность личности к преодолению деформаций своего развития.
5) Анцыферова Л.И. Глава 20. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека.
6) Анцыферова Л.И. Глава 21. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного я и призвания человека.
Задание 4. Проведите диагностику по СЭИ-тесту Е.Л. Солдатовой и симптомов нормативного кризиса взрослости Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой на респонденте 50-ти лет и 60-ти лет. Проведите консультативную беседу. Письменно представьте схему консультативной беседы.
Задание 5. Создайте программу тренинга для пожилых «Моя благодарность учителям».
Литература
Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии; издание 2-е. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
Завьялова И.Ю. Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2013. – Т. 6. - № 1. – С. 109 – 114.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия, 2002.
Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2009 (3) - С. 34-59.
Солдатова Е.Л., Завьялова И.Ю. Геронтопсихологические аспекты нормативных кризисов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». – 2012. - № 45. – С. 64 – 66.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 415 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. – М.: МПСИ, 2009.
6.3. Тематика и задания для лабораторных занятий
Лабораторных занятий по дисциплине не предусмотрено
6.4. Методические рекомендации для выполнения курсовых работ (проектов) при наличии
Курсовые работы и проекты по дисциплине не предусмотрены
7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная:
Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=891792
Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014. – 603 с. www.biblioclub.ru
б) дополнительная:
Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова; издание 2-е. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006. www.biblioclub.ru
Крайг, Г.Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум ; науч. ред. пер. на рус. язык Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2006.
Психология развития : [учебник для студ. высш. учеб. заведений] : рекомендовано УМО РФ / Т. Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.
Солдатова Е. Л. Cтруктура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. – Челябинск: Изд-во ЮурГу, 2007. http://znanium.com
Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) // Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Пресс, 1997. http://znanium.com
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
‑ ЭБС «Университетская библиотека online»; путь доступа: www.biblioclub.ru;
‑ ЭБС «Знаниум»; путь доступа: http://znanium.com;
‑ НЭБ elibrary.ru;
‑Сайт Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК); пусть доступа: vak. ed.gov.ru
‑Портал психологических изданий PsyJournals.ru, путь доступа: psyjournals.ru
Сайт Киберленинка, путь доступа: https//cyberleninka.ru
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для освоения дисциплины необходимы учебные аудитории, оснащенные учебной мебелью и доской (меловой, флипчатом), комплект мультимедиа-оборудования, видео-техника. Программное обеспечение: GNU LGPL v3+, cвободно распространяемый офисный пакет с открытым исходным кодом
АННОТАЦИЯ
Формируемые компетенции
ПК-3: способность анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе.
ПК-10: способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности.
СК-3: способность и готовность к координации взаимодействия всех участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей с разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности.
СК-4: способность и готовность оказывать методическое, педагогическое и управленческое содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, в том числе развитию самоуправления обучающихся на основе социального партнерства.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
з нать:
-закономерности социального развития личности ребенка, подростка и взрослого человека, понимаемого как процесс социализации;
-основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности, теории развития взрослого человека, психологическое содержание этапов среднего и позднего онтогенеза;
Уметь:
-с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающем усвоение социального опыта и активно воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути;
-выделять содержание социально-психологических проблем личности в реальных явлениях общественной жизни;
-анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических и психосоциальных параметров жизнедеятельности человека в онто- и социогенезе;
-решать управленческие задачи в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности;
-координировать взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-осуществлять поддержку организованной социальной активности детей с разной принадлежностью к социальным группам;
владеть:
-основными методами диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Направление подготовки 37.04.01«Психология»
Направленность «Социокинетика детства.
Социальная психология организации школьников »
Квалификация (степень) выпускника: Магистр
заочная форма обучения
Кострома
2017
Рабочая программа дисциплины «Психология социального ра звития человека» разработана:
- 1) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», направленность «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников», утвержденным приказом № 1043 от 23.09.2015
-2) в соответствии с учебным планом направления подготовки 37.04.01 «Психология», направленность «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников», год начала подготовки по заочной форме – 2017.
Разработал: __________ Самойлова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры социальной психологии, канд.пс.н., доцент
Рецензент: __________ Кирпичник Анатолий Григорьевич, заведующий кафедрой социальной психологии, канд.пс.н., профессор
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании кафедры социальной психологии
Протокол заседания кафедры №_1__ от _6 сентября 2017 г.
Заведующий кафедрой социальной психологии
__________ ___________ Кирпичник Анатолий Григорьевич, заведующий кафедрой социальной психологии, канд.пс.н., профессор
подпись
Программа дисциплины «Психология социального развития человека» рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности 37.04.01 «Психология», направленность «Психология и акмео л о гия
му зыка льн о-педа г огическо г о обра з ования» при заочной форме обучения во втором и третьем семестрах. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает лекции и интерактивные занятия. Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.
Данная программа ориентирует магистрантов на работу с классическими и современными оригинальными текстами (монографиями и статьями) ведущих отечественных и зарубежных социальных психологов, внесших вклад в социальную психологию развития.
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.
Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.
Тема 2. Информационная социализация личности.
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.
Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.
Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов способности анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических и психосоциальных параметров жизнедеятельности человека в онто- и социогенезе.
Задачи курса:
-ознакомить магистрантов с основными теоретическими концепциями процесса социализации личности; с психосоциальной периодизацией развития взрослого человека;
-ознакомить магистрантов со спецификой социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;
-сформировать у магистрантов умения анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе;
-сформировать готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов и кризисов развития;
-сформировать способность и готовность к координации взаимодействия участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности;
-сформировать способность и готовность оказывать содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-закономерности социального развития личности ребенка, подростка и взрослого человека, понимаемого как процесс социализации;
-основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности, теории развития взрослого человека, психологическое содержание этапов среднего и позднего онтогенеза;
2) уметь:
-с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающем усвоение социального опыта и активно воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути;
-выделять содержание социально-психологических проблем личности в реальных явлениях общественной жизни;
-анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических и психосоциальных параметров жизнедеятельности человека в онто- и социогенезе;
-решать управленческие задачи в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности;
-координировать взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-осуществлять поддержку организованной социальной активности детей с разной принадлежностью к социальным группам;
Владеть:
-основными методами диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
-навыками работы с научной литературой по изучаемым проблемам.
4) освоить компетенции:
-способность анализировать базовые механизмы психических процессов, cоcтояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе (ПК-3);
-способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10);
-способность и готовность к координации взаимодействия всех участников воспитательного процесса, к психолого-педагогической поддержке организованной социальной активности детей с разной возрастной, половой, гендерной и иной принадлежности (СК-3);
- способность и готовность оказывать методическое, педагогическое и управленческое содействие организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, в том числе развитию самоуправления обучающихся на основе социального партнерства (СК-4).
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Психология социального развития человека» относится к базовой части общеобразовательных дисциплин (Б1.Б.9), читается во втором семестре и заканчивается зачетом; её изучение продолжается в третьем семестре и в четвертом в качестве итога курс завершается экзаменом.
Начальным этапом формирования ПК-3 является курс «Актуальные проблемы психосоциального развития школьников». В курсе «Психология социального развития человека» формирование ПК-3 осуществляется совместно с дисциплинами «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Социальная психология детских и юношеских групп», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях». Данная профессиональная компетентность формируется в ходе НИР и практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. На завершащем этапе ПК-3 формируется в ходе преддипломной практики, при подготовке и защите ВКР.
В курсе «Психология социального развития человека» формирование ПК-10 осуществляется совместно с дисциплинами «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности и психола», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях», «Психология организаторской деятельности школьников», в ходе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Далее ПК-10 обеспечивается предметами «Организация и содержание коллективной деятельности школьников», «Взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях», «Управление и самоуправление в общественной организации детей», «Организационная культура детских и юношеских объединений». Завершается формирование ПК-10 в ходе подготовки и сдаче госэкзамена.
Формирование специальных компетенций СК-3 и СК-4 было начато в курсах «Актуальные проблемы психосоциального развития школьников» (СК-3) и «Социокинетика детства» (СК-4). Затем совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» специальные компетенции СК-3 и СК-4 будут формироваться предметами «Социальная психология детских и юношеских групп», «Социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях». После формирование СК-3 и СК-4 обеспечивается в ходе изучения дисциплин «Взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях», «Управление и самоуправление в общественной организации детей», «Организационная культура детских и юношеских объединений», в ходе педагогической практики, при подготовке и сдаче госэкзамена. СК-3 так же формируется дисциплинами «Особенности организации игровой деятельности школьников», «Методика подготовки и проведения массовых мероприятий школьников», а СК-4 – дисципльинами «Формирование образа детского, юношеского объединения в социуме», «Социокультурное проектирование в работе детских и юношеских объединений», «Методическое обеспечение деятельности детских и юношескх объединений».
4. Объем дисциплины (модуля)
4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических (астрономических) часов и виды учебной работы
Виды учебной работы, | Очная форма | Очно-заочная | Заочная |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | 4 | ||
Общая трудоемкость в часах | 144 | ||
Аудиторные занятия в часах, в том числе: | 22 | ||
Лекции | 8 | ||
Практические занятия | 14 | ||
Лабораторные занятия | - | ||
Самостоятельная работа в часах | 122 | ||
Форма промежуточной аттестации | Зачет (2 семестр) Экзамен (4 семестр) |
4.2. Объем контактной работы на 1 обучающегося
Виды учебных занятий | Очная форма | Очно-заочная | Заочная |
Лекции | 8 | ||
Практические занятия | 14 | ||
Лабораторные занятий | |||
Консультации | 2 | ||
Зачет/зачеты | 0,25 | ||
Экзамен/экзамены+5% от лекций | 0,35+0,4 | ||
Курсовые работы | - | ||
Курсовые проекты | - | ||
Всего | 25 |
5.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием количества часов и видов занятий
5.1 Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела, темы | Всего
| Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практические | Лабораторные (нет) | ||||
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире | ||||||
1 | Социализация: понятие, содержание, механизмы | 14 | 1 | 2 | - | 11 |
2 | Информационная социализация личности | 18 | 2 | 2 | - | 14 |
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности | ||||||
3 | Проблема развития личности с позиций социальной психологии | 23 | 3 | 4 | - | 16 |
4 | Я-концепция как результат социального развития личности | 14 | - | - | - | 14 |
5 | Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости | 30 | 2 | 6 | - | 22 |
Зачет | 9 | 9 | ||||
Экзамен | 36 | 36 | ||||
ИТОГО | 144 | 8 | 1 4 | - | 1 22 |
Содержание
Дата: 2018-12-21, просмотров: 331.