Социальная психология личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социальная психология личности

Направление подготовки: 37.04.01 Психология
Направленность (профиль): Психология семьи и личности
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: заочная

 

 

Армавир, 2018


Автор (составитель): Твелова И.А., доцент, к.псх.н., доцент

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» сентября 2015 г. № 1043 по направлению подготовки 37.04.01 Психология

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) Психология семьи и личности

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

(протокол № 10 от « 30 » июня 2018 г.)

 

 

Зав. кафедрой                 к.псх.н., доцент Дохоян А.М.       

 


Содержание Рабочей программы дисциплины:

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 5
5. Содержание дисциплины 6
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 17
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 18
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 20

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся представления об основах социально-психологического подхода к личности, подготовить их к решению различных социально-психологических проблем личности.




Задачи:

-ознакомление обучающихся со структурой и научной проблематикой социальной психологии личности;

-изучение основных социально-психологических процессов и феноменов личности;

-изучение основных отечественных и зарубежных социально-психологических теорий личности;

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как Методологические проблемы психологии, Научные школы и теории в современной психологии, Качественные и количественные методы исследований в психологии и др.

Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как Индивидуальное консультирование взрослых и детей, Психологическая коррекция личностных нарушений, Психологическая диагностика личности, Актуальные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии и др.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Коды компетенции Содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: этические и психологические нормы и основы организации взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности. Уметь: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: технологиями эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария Знать: теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии и основы их профилактики. Уметь: разрабатывать программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии . Владеть: методикой реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии с применением современного психологического инструментария.

 

4. Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости

 

Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

ТЕМАЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

 

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоем-кость*,

Часов

Часов

Часов

СРС**,

Часов

Текущий рубежный контроль

лекции практические лабораторные 1 Личность как предмет междисциплинарных исследований 13 3 1 2   10   2 Проблема личности в социальной психологии 18 8 2 6   10   3 Социализация личности 17 4 2 2   13 тест 4 Социальная установка личности 15 5 1 4   10 реферат

* указывается без учета времени, отведенного на проведение мероприятий промежуточной аттестации в виде групповой и индивидуальной контактной работы;

** указывается без учета времени, отведенного на подготовку к проведению мероприятий промежуточной аттестации в период экзаменационных сессий по очной форме обучения и учебно-экзаменационных сессий по заочной форме.

 


5.2. Виды занятий и их содержание:

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий


Лекционное занятие № 1.

Тема: Личность как предмет междисциплинарных исследований.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Специфика психологического подхода к исследованию личности.

2. История исследования личности.

3. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

4. Источники активности личности в различных концепциях.

Лекционное занятие № 2.

Тема: Проблема личности в социальной психологии.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии.

2. Представления о личности в отечественной социальной психологии.

3. Социально-психологические аспекты психологии личности.

4. Отклонения в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Лекционное занятие № 3.

Тема: Социализация личности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Содержание процесса социализации.

2. Сферы, в которых осуществляется становление личности.

3. Стадии процесса социализации.

Лекционное занятие № 4.

Тема: Социальная установка личности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Социальная установка как функциональная система.

2. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

3. Система социальных установок.

4. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия окружающих.

 

 

5.4.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практическое занятие № 1.

Тема: Личность как предмет междисциплинарных исследований.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Научное определение понятия личность.

2. Соотнести понятия индивид, личность, индивидуальность.

3. Движущие силы развития личности.

4. Критерии развития личности.

Задание на СРС:

1. Дать определение понятия «личность» из философского, толкового, психологического и др. словарей и показать, как рассматривают это понятие различные отрасли наук (социология, этика, педагогика, психология и др.)

2. -Конспектирование: Брушлинский А.В. Психология субъекта // Психологический журнал – 2003. – т. 24. - №2. – с. 15-17.

 

Практическое занятие № 2.

Тема: Социально-психологические представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

1. Основные теории личности в зарубежной психологии:

- Психоанализ З.Фрейда.

- Аналитическая концепция К.Юнга.

- Индивидуальная психология А.Адлера.

- Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.

- Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

- Проблема самореализации и спонтанного развития в работах К.Хорни. Персонологическая концепция Г.Оллпорта.

- Гуманистическое направление А.Маслоу и К.Роджерса.

2. Основные теории личности в отечественной психологии:

- Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

- Деятельностный подход к личности А.Н.Леонтьева.

- Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна.

- Концепция личности Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.

- Теория установки Д. Н. Узнадзе

Практическое занятие № 3.

Тема: Механизмы психологической защиты личности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.Понятие психологической защиты.

2.Механизмы психологической защиты и их основные признаки.

3. Функции механизмов психологической защиты.

Психологический практикум:

Опросник Плутчика Келлермана Конте «Индекс жизненного стиля».

Инструкция.

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком "+".

Вопросы теста:

1. Со мной ладить очень легко.

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим.

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия.

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется.

6. Я легко краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств - это умение владеть собой.

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком.

9. Я легко выхожу из себя.

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими.

13. Я часто бываю не в своей тарелке.

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком.

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.

18. Мне говорят, что я хвастун.

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве.

20. Почти все мною восхищаются.

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью.

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность.

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.

26. Я человек, у которого нет предрассудков.

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.

29. Очень не люблю недоброжелательных людей.

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть.

31. Я из тех, кто редко плачет.

32. Пожалуй, я много курю.

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо помню лица.

35. Я иногда занимаюсь онанизмом.

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии.

37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей.

39. Люди мне никогда не надоедают.

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время.

41. Я мало, что могу вспомнить из своего детства.

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей.

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать.

44. Другие считают меня излишне доверчивым.

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства.

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы.

47. Я не теряю никогда оптимизма.

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей.

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры.

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным.

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях.

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов.

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы.

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.

55. Другие считают, что я равнодушный человек.

56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь.

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности.

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль.

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом.

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит.

62. Я грызу ногти.

63. Другие говорят, что я избегаю проблем.

64. Я люблю выпить.

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство.

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами.

67. Я не люблю карьеристов.

68. Я много говорю неправды.

69. Фильмы для взрослых вызывают у меня отвращение.

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера.

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей.

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние.

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения.

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение.

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок.

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам.

77. Покойники меня не «трогают».

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания.

79. Многие люди вызывают у меня раздражение.

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова.

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим.

83. Я хочу, чтобы меня считали чувственно привлекательным.

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело.

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным.

86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых.

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники.

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают.

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Другие считают, что я излишне объективен.

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

 

Обработка результатов.

Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле n/N х 100 %, где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале. Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле n/92 х 100%, где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

Норма значений теста Плутчика.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

  Названия защит Номера утверждений N
1 Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 10
2 Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 17
3 Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 10
4 Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 11
5 Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 12
6 Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 10
7 Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 10
8 Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 12

 

Интерпретация результатов.

Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация - это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество

Интроспекция - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Практическое занятие № 4.

Тема: Социализация л ичности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие социализации.

2. Сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание.

3. Стадии процесса социализации: ранняя социализация, стадия обучения, трудовая стадия, послетрудовая стадия.

4. Институты социализации.

5. Отклонения в социальном и личностном статусе и развитии человека.

Психологический практикум:

1. Работа с публикациями:

- Авдулова Т. П. Социализация подростков в информационном пространстве. – Мир психологии. – 2011. - №3 (67). – с. 196-205.

- Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Мир психологии. – 2007. - №1 (49). – с. 126-140.

- Цымбаленко С. Б. Социальное пространство первого интернет-поколения России (новая медиасреда детей и подростков).– Мир психологии. – 2012. - №4 (72). – стр. 131-148.

2. Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Инструкция: Подготовьте бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка. Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

Бланк ответов

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

Бланк вопросов.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка результатов

Количественный анализ:

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности — с третьей строчкой.

Оценка приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.

Качественный анализ

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Пащинская Яна Григорьевна коэффициент 3.

Обобщение результатов.

Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения.

Задание на СРС:

1. Провести диагностику на 3-х учащихся по Методике изучения социализированности личности, сделать обработку и представить результаты.

2. Конспектирование: Бондырева С. К. Проблема социализации в образовательном пространстве динамично развивающегося общества. – Мир психологии. – 2012. - №3 (71). – стр. 215-221.

Практическое занятие № 5.

Тема: Социальная установка личности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Структура социальной установки.

2. Стереотипы и предрассудки.

3. Иерархическая структура системы социальных установок.

4. Изменение социальных установок.

5. Толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий окружающих.

Психологический практикум:

1. Работа с публикациями:

- Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал – 2008. – т. 29. - №6. – с. 48-55.

- Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. – 2009. - №6, т.30. – с. 3-17.

- Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Установка на поиск как развивающий эффект учебной деятельности. // Вопросы психологии. – 2007. - № 3. – с. 42-52.

Ключ к методике.

Часть первая: выявления установок на "альтруизм – эгоизм", "процесс – результат":

§ "Ориентация на процесс": 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

§ "Ориентации на результат": 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

§ ''Ориентация на альтруизм'': 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

§ ''Ориентация на эгоизм'': 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Часть вторая: выявления установок ''свобода – власть'', ''труд – деньги'':

§ ''Ориентация на труд'': 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

§ ''Ориентации на свободу'': 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

§ ''Ориентация на власть'': 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

§ ''Ориентация на деньги'': 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка и анализ теста.

За каждый ответ ''да'' начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Обсуждение в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);

- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);

- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).

Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

Дискуссия

Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.

 

 

6. Оценочные материалы для проведения текущего кон троля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Примеры оценочных материалов для проведения

текущей аттестации обучающихся по дисциплине

Примеры тестов для оценки сформированности компетенции

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

 

Тестовые задания

1. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом:

а) З. Фрейду;

б) А.Адлеру;

в) К.Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

2. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии:

а) З. Фрейду;

б) А.Адлеру;

в) К.Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

3. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

а) З. Фрейду;

б) А.Адлеру;

в) К.Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

4. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии»?

а) З. Фрейду;

б) А.Адлеру;

в) К.Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

5. Назовите три исследовательских стратегии в изучении личности:

а) несистематизированное, естественное и контролируемое полевое наблюдение;

б) методом изучения клинических случаев;

в) корреляционный метод;

г) факторный анализ;

д) экспериментальный метод.

6. Среди критериев оценки личности можно выделить:

а) верифицируемость;

б) эвристическая ценность;

в) внутренняя согласованность;

г) широта взгляда;

д)экономность;

е) функциональная значимость;

ж) широта охвата.

7. Сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости; умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституционализма и проактивности; незначительная приверженность принципу субъективности – основные положения, нашедшие отражение в:

а) гуманистической теории;

б) психоаналитической теории;

в) социокультурной;

г) структурной теории черт.

8. «Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам…».

9. К какому направлению в психологии личности относится выше сказанное:

а) научающее-бихевиоральное;

б) когнитивное;

в) диспозициональное;

г) социально-когнитивное.

10. Соотнесите основные направления в теории личности с их представителями:

а) когнитивное                                                             А. Бандура

б) социально-когнитивное                                          Э.Фромм;

в) диспозициональное                                                 Г. Олпорт

г) социально-психологические теории личности       Д.Келли.

11. Строгая приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости, умеренная приверженность элементализму; средняя позиция по положениям свобода-детерминизм, субъективность-объективность и проактивность-реактивность – основные положения, нашедшие отражение в:

а) гуманистической теории;

б) психоаналитической теории;

в) социально-когнитивной теории;

г) структурной теории черт.

12.«……….- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду...» О чем говорится в тексте?

а) развитие личности;

б) воспитание;

в) социализация;

г) социальная установка.

13. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название:

а) школы;

б) институты социализации;

в) организационное окружение;

г) университеты;

д) учреждения социализации.

14. Приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной), функция знания, функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции), функция защиты. Какой феномен в социальной психологии личности характеризуют эти функции:

а) социальная установка;

б) аттитюд;

в) социализация;

г) социальная идентичность.

 

Написание реферата и его защита для оценки степени сформированности компетенции:

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария.

Темы рефератов.

1. Толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

2. Предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности.

3. Проблема социального характера в психоаналитической трактовке.

4. Человеческое “Я” как зеркало системы взаимодействий.

5. Политическая социализация личности.

6. Психологические средства разрешения конфликтов.

7. Специфика экспериментального метода исследования личности.

8. Стратегии оптимизации межличностных отношений как механизм регуляции взаимодействия с социальной средой.

9. Функционирование человека как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

10. Метод репертуарных решеток как идеографический подход в познании личности.

11. Социализация и детерминация социального поведения личности.

12. Предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария.

13. Школа как институт социализации.

14. Влияние культуры на гендерные роли.

15. Факторы «ролевого стресса».

16. Влияние культуры на формирование и измерение моральных гендерных стереотипов.

17. Проблема идентичности в концепции Э. Эриксона.

18. Детерминация поведения человека в теории Скиннера.

19. Регуляторы социального поведения личности.

20. Взаимосвязь установок и поведения. Личностные и ситуационные факторы, опосредующие взаимосвязь аттитюдов и поведения.

21. Формирование и развитие социальной идентичности. Исследования идентичности в условиях социального кризиса.

22. Теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности.

23. Семья как институт социализации.

6.2.1 Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации

(экзамена)

 

1. Специфика психологического подхода к исследованию личности.

2. Многогранность феноменологии личности.

3. Понятие «личность – индивид - субъект – индивидуальность».

4. История исследования личности.

5. Движущие силы развития личности.

6. Механизмы формирования личности.

7. Источники активности личности в различных концепциях.

8. Критерии развития личности.

9. Психоанализ З.Фрейда.

10. Аналитическая концепция К.Юнга.

11. Индивидуальная психология А.Адлера.

12. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

13. Бихевиоральные теории личности.

14. Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)

15. Гуманистическая психология К.Роджерса.

16. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

17. Деятельностный подход к личности А.Н.Леонтьева.

18. Концепция личности В.Н.Мясищева.

19. Механизмы психологической защиты и их основные признаки.

20. Содержание процесса социализации.

21. Сферы, в которых осуществляется становление личности.

22. Стадии процесса социализации.

23. Институты социализации.

24. Отклонения в социальном и личностном статусе и развитии человека.

25. Социальная установка как функциональная система.

26. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

27. Система социальных установок.

28. Структура социальной установки.

29. Стереотипы и предрассудки.

30. Иерархическая структура системы социальных установок.

31. Изменение социальных установок.

32. Толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий окружающих.

Текущая аттестация

 

Шкала оценки теста на примере освоения компетенции

ОПК-2 «готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»

Тесты по всем темам дисциплины состоят из 10 вопросов.

Тесты оцениваются в соответствии со следующими критериям:

 

Оценка Характеристика сформированности компетенций
5 «отлично» Знать: этические и психологические нормы и формы и методы организации эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности Уметь: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеть: широким спектром  технологий эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности
4 «хорошо» Знать: этические и психологические нормы и основы организации эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности Уметь: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Владеть:  технологиями эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности
3 «удовлетворительно» Знать: этические и психологические нормы и методы организации взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности Уметь: толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия Владеть:  технологиями взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности
2 «неудовлетворительно» Не знает: этические и психологические нормы и основы организации взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности Не умеет: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Не владеет:  технологиями эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности

 

Шкала оценки выполнения и защиты долговременной работы на примере освоения компетенции

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария.

Оценка Характеристика сформированности компетенций
5 «отлично» Знать: теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии и основы их профилактики. Уметь: разрабатывать программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии. Владеть: методикой реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии с применением современного психологического инструментария.
4 «хорошо» Знать: основные теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии и основы их профилактики. Уметь: разрабатывать программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии. Владеть: методикой реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии с применением психологического инструментария.
3 «удовлетворительно» Знать: основные теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии. Уметь: разрабатывать отдельные разделы программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии. Владеть: определенными методами реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии.
2 «неудовлетворительно» Не знает: теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии и основы их профилактики. Не умеет: разрабатывать программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии. Не владеет: методикой реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии с применением современного психологического инструментария.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социальная психология личности

Направление подготовки: 37.04.01 Психология
Направленность (профиль): Психология семьи и личности
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: заочная

 

 

Армавир, 2018


Автор (составитель): Твелова И.А., доцент, к.псх.н., доцент

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» сентября 2015 г. № 1043 по направлению подготовки 37.04.01 Психология

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) Психология семьи и личности

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

(протокол № 10 от « 30 » июня 2018 г.)

 

 

Зав. кафедрой                 к.псх.н., доцент Дохоян А.М.       

 


Содержание Рабочей программы дисциплины:

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 5
5. Содержание дисциплины 6
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 10
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 17
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 18
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 20

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся представления об основах социально-психологического подхода к личности, подготовить их к решению различных социально-психологических проблем личности.




Задачи:

-ознакомление обучающихся со структурой и научной проблематикой социальной психологии личности;

-изучение основных социально-психологических процессов и феноменов личности;

-изучение основных отечественных и зарубежных социально-психологических теорий личности;

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как Методологические проблемы психологии, Научные школы и теории в современной психологии, Качественные и количественные методы исследований в психологии и др.

Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как Индивидуальное консультирование взрослых и детей, Психологическая коррекция личностных нарушений, Психологическая диагностика личности, Актуальные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии и др.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Коды компетенции Содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знать: этические и психологические нормы и основы организации взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности. Уметь: толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: технологиями эффективного взаимодействия в сфере своей профессиональной деятельности
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария Знать: теории отклонений в социальном и личностном статусе и развитии и основы их профилактики. Уметь: разрабатывать программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии . Владеть: методикой реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии с применением современного психологического инструментария.

 

4. Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости

 

Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.