Для определения типа наследования признака рекомендуют придерживаться следующей последовательности действий:
1). Определите, доминантным или рецессивным является изучаемый признак. Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным.
Если, наоборот, люди с изучаемым признаком встречаются в родословной часто, в каждом поколении, и если дети с таким признаком рождаются в тех семьях, где хотя бы один из родителей имеет данный признак, то можно думать, что изучаемый признак является доминантным.
2). Определите, в аутосоме или в половой хромосоме находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются с разной частотой вплоть до отсутствия признака у представителей одного пола, то можно думать, что изучаемый признак сцеплен с полом: обусловливающий его ген расположен в половой хромосоме. Анализ передачи такого гена из поколения в поколение позволяет определить, в какой именно половой хромосоме – Х или Y - расположен этот ген.
3). Если ген находится в половой хромосоме, то определите: в какой именно половой хромосоме – Х или Y – находится ген, обусловливающий формирование изучаемого признака. При этом возможны следующие варианты:
а) если признак встречается только у особей мужского пола и передается только от отца сыну, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме;
б) если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей мужского пола, у отцов которых данный признак отсутствует, но имеется у дедов или прадедов по материнской линии, то можно думать, что рецессивный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме;
в) если среди особей с доминантным признаком особи женского пола встречаются приблизительно в два раза чаще, чем особи мужского пола, и у мужчины с доминантным признаком все дочери тоже имеют этот признак, а у всех его сыновей этот признак отсутствует, то можно думать, что доминантный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.
4). Установив тип наследования изучаемого признака, проверьте: обладает ли анализируемая родословная теми признаками, которые характерны для выбранного вами типа наследования [4, с. 54-55].
II. Практическая часть
Задание №1: Рассмотрите примеры родословных схем и их анализ (см. рис. 2-6).
Задание №2: Выполните самостоятельно один из предложенных вариантов.
Вариант №1
1. Рассмотрите родословную семьи с наследованием ихтиоза (см. рис.7):
Рисунок 7. Родословная семьи с наследованием ихтиоза
2. Определите тип наследования указанного признака;
3. Укажите членов семьи, которые являются «вероятными носителями дефектного гена;
4. Определите: какова была вероятность ихтиоза для IV-3?
Вариант №2
1. Рассмотрите родословную схему семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины (рис.8).
Рисунок 8. Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины
2. Определите тип наследования указанного признака;
3. Укажите генотипы мужчин и женщин в этой семье;
4. Определите вероятность гипертрихоза у детей в браке III-1 с III-2.
Заключение
В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы изучить генеалогический метод исследования генетики человека и принцип составления родословных.
Выполнены поставленные задачи:
1) дано определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучена цель данного метода исследования и науки в целом;
2) подробно рассмотрен генеалогический метод изучения генетики человека, изучен принцип составления и анализа графического изображения типов родословных;
3) составлены варианты заданий для закрепления материала по изученной теме.
4) на основе полученных сведений можно сделать вывод о том, что генеалогический метод исследования генетики человека является наиболее универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. При помощи генеалогического метода можно изучить прошлое в генетике человека. А изучив прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.
Список использованной литературы
1. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.Ю.Асанов, Н.С.Демикова, С.А. Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -247 с.
2. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 2007. -365 с.
3. Генетика / Под ред. Т.Т. Логутовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -172 с.
4. Замотайлов С. С., Бурдун А. М. Краткий курс генетики. - М.: Агропромиздат, 2004. -139 с.
5. Пригожин Н.Ю. Основы генетики: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Медицина, 2005. -173 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 679.