Генеалогический метод изучения генетики человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Паспорт учебного проекта

Тема (название учебного проекта) Изучение наследственности человека при помощи генеалогического метода
Тип учебного проекта Информационный
Цель учебного проекта Цель: изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных
Планируемый результат Презентация, реферат, буклет
Форма представления результата (продукта) экспертиза и представление на заседании кружка

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.4-5

I. Теоретическая часть...………………………………………….……....стр.6-19

1. Генеалогический метод изучения генетики человека..….....………..стр.6

2. Составление и анализ родословных.....…………………………….стр.7-10

2.1. Типы наследования признака.……………..……….………............стр.10-17

2.2. Определение типа наследуемого признака……………….............стр.17-19

II. Практическая часть……………………...……………………….…..стр.20-21

Задание 1…………………………………………………………………стр.20

Задание 2………………………………………………………………..стр.20-21

Заключение……………..……………………….……………………….стр.22

Список литературы………...………………………….………………...стр.23

 

Введение

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своем происхождении. Изучить историю рода, происхождение фамилии и судьбы своих предков – что может быть интереснее? Полученная информация может быть настолько ценной, что позволит ознакомиться с привычками, образом жизни, манерами поведения и социальным положением родственников. История поколения разрабатывается на основании ономастических исследований родословной, которые под силу квалифицированным специалистам. Применение метода анализа патологии людей в XVIII — XIX вв. можно считать, как предпосылку к формированию генеалогического метода. Этот метод является доступным и информационным, он даёт возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск проявления его у близких родственников.

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи.

Актуальность:
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками, узнавать определенные болезни, которые передаются из поколения в поколение.

Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

Цель:

Изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных.


Задачи:

1. Дать определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучить цели генеалогии.

2. Рассмотреть генеалогический метод изучения генетики человека, научиться составлять и анализировать схемы родословных.

3. В практической части составить варианты заданий для закрепления материала по изучаемой теме.

4. Проанализировать полученные сведения, сделать вывод.

Объект исследования: генеалогический метод.

Предмет исследования: изучение генетики человека при помощи генеалогического метода.

Гипотеза исследования: изучая прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.

Используемые методы: поисково-исследовательский метод (работа с источниками информации: периодические издания, научная литература, интернет), сравнение, наблюдение.

Ожидаемые результаты: подготовлены: реферат, презентация, буклет.

Практическая значимость: данный информационный проект может быть использован учениками, студентами, преподавателями для подготовки и проведения уроков биологии, генетики, патологической анатомии, клинических дисциплин.

 

 

I. Теоретическая часть

Типы наследования признака

Кратко рассмотрим основные закономерности наследования различных типов, отклоняющихся от нормы признаков.

II. Практическая часть

Задание №1: Рассмотрите примеры родословных схем и их анализ (см. рис. 2-6).

Задание №2: Выполните самостоятельно один из предложенных вариантов.

Вариант №1

1. Рассмотрите родословную семьи с наследованием ихтиоза (см. рис.7):

Рисунок 7. Родословная семьи с наследованием ихтиоза

2. Определите тип наследования указанного признака;

3. Укажите членов семьи, которые являются «вероятными носителями дефектного гена;

4. Определите: какова была вероятность ихтиоза для IV-3?

Вариант №2

1.  Рассмотрите родословную схему семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины (рис.8).

Рисунок 8. Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины

2. Определите тип наследования указанного признака;

3. Укажите генотипы мужчин и женщин в этой семье;

4. Определите вероятность гипертрихоза у детей в браке III-1 с III-2.

 

Заключение

В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы изучить генеалогический метод исследования генетики человека и принцип составления родословных.

Выполнены поставленные задачи:

1) дано определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучена цель данного метода исследования и науки в целом;

2)  подробно рассмотрен генеалогический метод изучения генетики человека, изучен принцип составления и анализа графического изображения типов родословных;

3) составлены варианты заданий для закрепления материала по изученной теме.

4) на основе полученных сведений можно сделать вывод о том, что генеалогический метод исследования генетики человека является наиболее универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. При помощи генеалогического метода можно изучить прошлое в генетике человека. А изучив прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.

 

 

Список использованной литературы

1. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.Ю.Асанов, Н.С.Демикова, С.А. Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -247 с.

2. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 2007. -365 с.

3. Генетика / Под ред. Т.Т. Логутовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -172 с.

4. Замотайлов С. С., Бурдун А. М. Краткий курс генетики. - М.: Агропромиздат, 2004. -139 с.

5. Пригожин Н.Ю. Основы генетики: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Медицина, 2005. -173 с.

 

 

Паспорт учебного проекта

Тема (название учебного проекта) Изучение наследственности человека при помощи генеалогического метода
Тип учебного проекта Информационный
Цель учебного проекта Цель: изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных
Планируемый результат Презентация, реферат, буклет
Форма представления результата (продукта) экспертиза и представление на заседании кружка

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.4-5

I. Теоретическая часть...………………………………………….……....стр.6-19

1. Генеалогический метод изучения генетики человека..….....………..стр.6

2. Составление и анализ родословных.....…………………………….стр.7-10

2.1. Типы наследования признака.……………..……….………............стр.10-17

2.2. Определение типа наследуемого признака……………….............стр.17-19

II. Практическая часть……………………...……………………….…..стр.20-21

Задание 1…………………………………………………………………стр.20

Задание 2………………………………………………………………..стр.20-21

Заключение……………..……………………….……………………….стр.22

Список литературы………...………………………….………………...стр.23

 

Введение

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своем происхождении. Изучить историю рода, происхождение фамилии и судьбы своих предков – что может быть интереснее? Полученная информация может быть настолько ценной, что позволит ознакомиться с привычками, образом жизни, манерами поведения и социальным положением родственников. История поколения разрабатывается на основании ономастических исследований родословной, которые под силу квалифицированным специалистам. Применение метода анализа патологии людей в XVIII — XIX вв. можно считать, как предпосылку к формированию генеалогического метода. Этот метод является доступным и информационным, он даёт возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск проявления его у близких родственников.

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи.

Актуальность:
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками, узнавать определенные болезни, которые передаются из поколения в поколение.

Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

Цель:

Изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных.


Задачи:

1. Дать определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучить цели генеалогии.

2. Рассмотреть генеалогический метод изучения генетики человека, научиться составлять и анализировать схемы родословных.

3. В практической части составить варианты заданий для закрепления материала по изучаемой теме.

4. Проанализировать полученные сведения, сделать вывод.

Объект исследования: генеалогический метод.

Предмет исследования: изучение генетики человека при помощи генеалогического метода.

Гипотеза исследования: изучая прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.

Используемые методы: поисково-исследовательский метод (работа с источниками информации: периодические издания, научная литература, интернет), сравнение, наблюдение.

Ожидаемые результаты: подготовлены: реферат, презентация, буклет.

Практическая значимость: данный информационный проект может быть использован учениками, студентами, преподавателями для подготовки и проведения уроков биологии, генетики, патологической анатомии, клинических дисциплин.

 

 

I. Теоретическая часть

Генеалогический метод изучения генетики человека

Генеалогия – это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методике обоснования и составления родословных, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах.

Генеалогический метод — это метод изучения родословных, с помощью которого прослеживается распределение болезни или какого-либо признака в семье или роде с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Задачи метода:

Данный метод можно считать универсальным. Клинико-генеалогический метод широко применяется при решении теоретических проблем:

v при установлении наследственного характера признака;

v при определении типа наследования признака или заболевания;

v для оценки пенетрантности гена;

v при анализе сцепления генов и картировании хромосом;

v при изучении интенсивности мутационного процесса;

v при расшифровке механизмов взаимодействия генов.

Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. На основе полученных сведений прогнозируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве, что имеет большое значение для предупреждения наследственных заболеваний.

Генеалогический метод включает в себя два этапа:

v составление родословной и ее графическое изображение;

v генетический анализ полученных данных [3, с. 179-180].

Дата: 2018-12-21, просмотров: 591.