Паспорт учебного проекта
Тема (название учебного проекта) | Изучение наследственности человека при помощи генеалогического метода |
Тип учебного проекта | Информационный |
Цель учебного проекта | Цель: изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных |
Планируемый результат | Презентация, реферат, буклет |
Форма представления результата (продукта) | экспертиза и представление на заседании кружка |
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.4-5
I. Теоретическая часть...………………………………………….……....стр.6-19
1. Генеалогический метод изучения генетики человека..….....………..стр.6
2. Составление и анализ родословных.....…………………………….стр.7-10
2.1. Типы наследования признака.……………..……….………............стр.10-17
2.2. Определение типа наследуемого признака……………….............стр.17-19
II. Практическая часть……………………...……………………….…..стр.20-21
Задание 1…………………………………………………………………стр.20
Задание 2………………………………………………………………..стр.20-21
Заключение……………..……………………….……………………….стр.22
Список литературы………...………………………….………………...стр.23
Введение
Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своем происхождении. Изучить историю рода, происхождение фамилии и судьбы своих предков – что может быть интереснее? Полученная информация может быть настолько ценной, что позволит ознакомиться с привычками, образом жизни, манерами поведения и социальным положением родственников. История поколения разрабатывается на основании ономастических исследований родословной, которые под силу квалифицированным специалистам. Применение метода анализа патологии людей в XVIII — XIX вв. можно считать, как предпосылку к формированию генеалогического метода. Этот метод является доступным и информационным, он даёт возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск проявления его у близких родственников.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи.
Актуальность:
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками, узнавать определенные болезни, которые передаются из поколения в поколение.
Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.
Цель:
Изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных.
Задачи:
1. Дать определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучить цели генеалогии.
2. Рассмотреть генеалогический метод изучения генетики человека, научиться составлять и анализировать схемы родословных.
3. В практической части составить варианты заданий для закрепления материала по изучаемой теме.
4. Проанализировать полученные сведения, сделать вывод.
Объект исследования: генеалогический метод.
Предмет исследования: изучение генетики человека при помощи генеалогического метода.
Гипотеза исследования: изучая прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.
Используемые методы: поисково-исследовательский метод (работа с источниками информации: периодические издания, научная литература, интернет), сравнение, наблюдение.
Ожидаемые результаты: подготовлены: реферат, презентация, буклет.
Практическая значимость: данный информационный проект может быть использован учениками, студентами, преподавателями для подготовки и проведения уроков биологии, генетики, патологической анатомии, клинических дисциплин.
I. Теоретическая часть
Типы наследования признака
Кратко рассмотрим основные закономерности наследования различных типов, отклоняющихся от нормы признаков.
II. Практическая часть
Задание №1: Рассмотрите примеры родословных схем и их анализ (см. рис. 2-6).
Задание №2: Выполните самостоятельно один из предложенных вариантов.
Вариант №1
1. Рассмотрите родословную семьи с наследованием ихтиоза (см. рис.7):
Рисунок 7. Родословная семьи с наследованием ихтиоза
2. Определите тип наследования указанного признака;
3. Укажите членов семьи, которые являются «вероятными носителями дефектного гена;
4. Определите: какова была вероятность ихтиоза для IV-3?
Вариант №2
1. Рассмотрите родословную схему семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины (рис.8).
Рисунок 8. Родословная семьи с наследованием гипертрихоза ушной раковины
2. Определите тип наследования указанного признака;
3. Укажите генотипы мужчин и женщин в этой семье;
4. Определите вероятность гипертрихоза у детей в браке III-1 с III-2.
Заключение
В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, чтобы изучить генеалогический метод исследования генетики человека и принцип составления родословных.
Выполнены поставленные задачи:
1) дано определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучена цель данного метода исследования и науки в целом;
2) подробно рассмотрен генеалогический метод изучения генетики человека, изучен принцип составления и анализа графического изображения типов родословных;
3) составлены варианты заданий для закрепления материала по изученной теме.
4) на основе полученных сведений можно сделать вывод о том, что генеалогический метод исследования генетики человека является наиболее универсальным методом изучения наследственности и изменчивости человека. Он заключается в изучении какого-либо нормального или чаще патологического признака в поколениях людей, которые находятся друг с другом в родственных отношениях. Генеалогический метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Сутью генеалогического метода является составление и анализ родословных. Анализу по изучаемому признаку подвергается одна или несколько десятков семей с многочисленными родственниками разных поколений. При помощи генеалогического метода можно изучить прошлое в генетике человека. А изучив прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.
Список использованной литературы
1. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.Ю.Асанов, Н.С.Демикова, С.А. Морозов; Под ред. А. Ю. Асанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -247 с.
2. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 2007. -365 с.
3. Генетика / Под ред. Т.Т. Логутовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -172 с.
4. Замотайлов С. С., Бурдун А. М. Краткий курс генетики. - М.: Агропромиздат, 2004. -139 с.
5. Пригожин Н.Ю. Основы генетики: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Медицина, 2005. -173 с.
Паспорт учебного проекта
Тема (название учебного проекта) | Изучение наследственности человека при помощи генеалогического метода |
Тип учебного проекта | Информационный |
Цель учебного проекта | Цель: изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных |
Планируемый результат | Презентация, реферат, буклет |
Форма представления результата (продукта) | экспертиза и представление на заседании кружка |
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.4-5
I. Теоретическая часть...………………………………………….……....стр.6-19
1. Генеалогический метод изучения генетики человека..….....………..стр.6
2. Составление и анализ родословных.....…………………………….стр.7-10
2.1. Типы наследования признака.……………..……….………............стр.10-17
2.2. Определение типа наследуемого признака……………….............стр.17-19
II. Практическая часть……………………...……………………….…..стр.20-21
Задание 1…………………………………………………………………стр.20
Задание 2………………………………………………………………..стр.20-21
Заключение……………..……………………….……………………….стр.22
Список литературы………...………………………….………………...стр.23
Введение
Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о своем происхождении. Изучить историю рода, происхождение фамилии и судьбы своих предков – что может быть интереснее? Полученная информация может быть настолько ценной, что позволит ознакомиться с привычками, образом жизни, манерами поведения и социальным положением родственников. История поколения разрабатывается на основании ономастических исследований родословной, которые под силу квалифицированным специалистам. Применение метода анализа патологии людей в XVIII — XIX вв. можно считать, как предпосылку к формированию генеалогического метода. Этот метод является доступным и информационным, он даёт возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск проявления его у близких родственников.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. Целью генеалогического анализа является установление генетических закономерностей. Он позволяет решить многие теоретические и прикладные задачи.
Актуальность:
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками, узнавать определенные болезни, которые передаются из поколения в поколение.
Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.
Цель:
Изучение генеалогического метода исследования генетики человека, принципа составления родословных.
Задачи:
1. Дать определение понятиям: генеалогия, генеалогический метод исследования. Изучить цели генеалогии.
2. Рассмотреть генеалогический метод изучения генетики человека, научиться составлять и анализировать схемы родословных.
3. В практической части составить варианты заданий для закрепления материала по изучаемой теме.
4. Проанализировать полученные сведения, сделать вывод.
Объект исследования: генеалогический метод.
Предмет исследования: изучение генетики человека при помощи генеалогического метода.
Гипотеза исследования: изучая прошлое, легче понять настоящее и предсказать будущее.
Используемые методы: поисково-исследовательский метод (работа с источниками информации: периодические издания, научная литература, интернет), сравнение, наблюдение.
Ожидаемые результаты: подготовлены: реферат, презентация, буклет.
Практическая значимость: данный информационный проект может быть использован учениками, студентами, преподавателями для подготовки и проведения уроков биологии, генетики, патологической анатомии, клинических дисциплин.
I. Теоретическая часть
Генеалогический метод изучения генетики человека
Генеалогия – это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методике обоснования и составления родословных, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах.
Генеалогический метод — это метод изучения родословных, с помощью которого прослеживается распределение болезни или какого-либо признака в семье или роде с указанием типа родственных связей между членами родословной.
Задачи метода:
Данный метод можно считать универсальным. Клинико-генеалогический метод широко применяется при решении теоретических проблем:
v при установлении наследственного характера признака;
v при определении типа наследования признака или заболевания;
v для оценки пенетрантности гена;
v при анализе сцепления генов и картировании хромосом;
v при изучении интенсивности мутационного процесса;
v при расшифровке механизмов взаимодействия генов.
Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный, рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. На основе полученных сведений прогнозируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве, что имеет большое значение для предупреждения наследственных заболеваний.
Генеалогический метод включает в себя два этапа:
v составление родословной и ее графическое изображение;
v генетический анализ полученных данных [3, с. 179-180].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 637.