Как принцип соответствия был нарушен в условиях рынка

 

Если экономика равного обмена является с точки зрения истории исходным видом экономических отношений и единственной альтернативой экономике неравного обмена, которая близится к концу, мы должны задаться вопросом, каким же образом был нарушен принцип соответствия. Для этого нужно обратиться к экономической теории.

 

Аристотель является основателем научной теории познания, включая логику, которая позволяет верно судить о сущности вещей, используя понятийный аппарат. Он выделил отдельные науки 2 300 лет назад, включая и экономику, и он является их первым теоретиком - теоретиком в истинном смысле этого слова, который, размышляя о действительности, определил принципы научного исследования и описания результатов. Он рассматривал экономику в связи с политикой, этикой, правом, историей.

 

Обогащение не является экономикой

 

В трактате Аристотеля об экономике ее цель определяется удовлетворением насущных потребностей и созданием средств, необходимых для поддержания хозяйства, как индивидуального, так и в масштабах государства. Но также он описывает и другой вид деятельности, который возник позднее и не был связан с этой исходной задачей. Этот вид деятельности не имеет отношения к экономике, он представляет собою особое явление и был назван «хрематистикой» (хрематистика = обогащение). «Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика», - говорил Аристотель.

 

 

Конфликт прибыли и потребностей

 

В Греции и Средней Азии Аристотель познакомился с деревенскими общинами, в которых товары обменивались преимущественно самими производителями по принципу равного обмена. Об этом он говорит так: «Этот обмен не является способом зарабатывания денег, поскольку обеспечивает лишь естественную свободу». Затем Аристотель описывает, как с распространением денег (первые монеты были отчеканены в Средней Азии за триста лет до Аристотеля) родилась торговля, которая имела своей целью только денежную прибыль. Для Аристотеля это обогащение (хрематистика) было противоестественным использованием человеческих способностей, нарушением экономических законов. Он указывает на ненасытный характер хрематистики: экономика имеет естественный предел потребностей, а хрематистика направлена не на удовлетворение потребностей, а на увеличение денежного богатства, и «в своей сущности направлена… на эксплуатацию». Сюда же относится и ростовщичество, «которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый».

 

Здоровое самолюбие или эгоизм

 

Наконец, он отвергает и эгоизм, кульминацией которого является хрематистика. «Каждый человек любит самого себя, это заложено в нас Природой». Но он справедливо критикует эгоизм, потому как это не просто самоуважение, а слепая самовлюбленность вне каких-либо разумных границ.

 

Вообще, для Аристотеля экономика не является независимой категорией, поэтому у нее нет каких-либо специфических законов. Человек является существом общественным, которое не живет изолированно само для себя, а существует в рамках общины, государства. Экономика, по Аристотелю, рассматривается в рамках общественных законов государственного устройства. Поэтому для него высшей наукой является политика, которая включает экономику, военное дело и риторику. Таким образом, Аристотель не посвящал своих трудов конкретно экономической теории, она была лишь органичной частью его учения о политике и этике.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 205.