Тема 3.1. «Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз)»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анатомические особенности строения головы. Анализ строения головы. Анализ конструкции частей лица. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Поэтапное ведение рисунка. Особенности работы в тоне.

В основе формы носа лежит призма, образованная 2-мя боковыми, одной передней плоскостью, лежащей между переносицей и кончиком носа, и одной нижней (основание носа). Сопоставляя размеры всех этих поверхностей, с учётом точки зрения рисующего, идя от общего к частному, от простого к сложному, от большой формы к малой строится изображение носа.

Губы представляют собой ещё более сложную форму, состоящую из целого ряда плоскостей: от носа до подбородка. При построении рисунка губ необходимо взять пропорции всей массы гипса и, проведя срединную линию, определить место и величину разреза губ, степень возвышения середины верхней губы над углами рта, толщину губ и т.д. При этом тоже необходимо соблюдать принцип: вести рисунок от больших форм к малым, от общего к частному.

Ухо состоит из следующих частей: полость ушной раковины, окружающий её сверху и сзади противозавиток сложной формы; завиток в виде продолговатого выступа, обрамляющего противозавиток. Внизу расположена мочка. На передней части полости ушной раковины имеется выступ- козелок.

Строя овал уха, в первую очередь следует правильно взять направление оси этого овала. Далее, идя от общего к частному, определяют пропорции овала, пропорции и форму полости раковины, выпуклости завитков и т.д.

 

Практическая работа.

Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение зарисовок с натуры губы, глаз, нос, ухо Давида с разных точек зрения.

 

Тема 3.2. «Рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».

Анатомические особенности конструкции гипсовой анатомической головы. Анализ строения головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка. Специфические особенности работы в тоне. Цельность видения натуры, цельность ее изображения.

Рекомендуется выполнить несколько предварительных набросков, решая композицию рисунка.

Первая стадия - композиционное расположение изображения;

приблизительная передача пропорций и «характера» головы, включая изображение шеи;

намечаем крестовину, определяя степень поворота головы в сторону, вверх, намечая «ребро» формы, направление лицевой и боковой поверхности в глубину; боковая поверхность, находящаяся в тени, штрихуется.

Вторая стадия - уточнение пропорций объёма головы;

-отношение мозгового черепа и величина лицевого; сокращение лобной, височной и теменной костей;

-уточнение изгиба серединной линии; вертикалью определить взаимоположение переносицы и середины подбородка;

-уточнение изгиба поперечной линии, т.е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали;

-уточнение разделения лицевой поверхности от боковой (краем виска, углом скулы и подбородка); намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха; определяется величина глазных полушарий, носа, длина и ширина губ.

Третья стадия - дальнейшее, более углубленное изучение и анализ формы поверхности; тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазными впадинами и т.д. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях.

Определяем пропорции носа: высоту горбинки и ширину у основания и кончика, величину крыльев, у губ намечаются основные направления поверхностей; более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век; у нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы.

Строя объём, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям - это хорошо помогает познанию конструкции формы.

Прокладывая светотень - не просто копировать светлые и теневые места, а согласовывать штрих с направлением поверхности каждого участка объёма - в этом случае процесс лепки формы светом и тенью будет сознательным (лёгкой штриховкой начинаются самые основные тени).

Четвертая стадия - идёт процесс дальнейшей углубленной проработки всей формы, её детализация. Например, уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности - лепится форма крыла, намечаются ноздри, уточняется толщина носа; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаза и т.д. Тени (собственные и падающие) усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.

 

Практическая работа.

 

Тональный рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение набросков фигуры человека фломастером и тушью.

 

Тема 3.3. «Рисунок гипсовой маски головы человека . Нерон».

Анатомические особенности конструкции гипсовой маски головы. Анализ строения маски головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка.

Приемы освещения гипсовой маски головы. Задачи предварительного наброска. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти).

Первый этап. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги с учётом тяжести, равновесия. Определение масштаба изображения маски головы, включая шею. Выполнение наброска головы вместе с шеей. Рисуя крестовину, намечается пространственное положение головы. Благодаря крестовине, определяется степень поворота головы по отношению к рисующему.

Далее приблизительно намечается передний план - линия, отделяющая лицевую поверхность от боковой. Боковая поверхность, находящаяся в тени, покрывается лёгкой штриховкой.

Второй этап. Уточняются пропорции всего объёма головы. Определяется отношение величины мозговой части головы к величине лицевой части. Мозговая часть из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости сократились в большей степени. Далее уточняется изгиб срединной линии, определяется взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. Уточняется изгиб поперечной линии, т.е. взаимоположения глаз, скул, ушей по горизонтали.

На втором этапе работы идёт уточнение общей формы маски головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу.

Третий этап. Продолжается дальнейший, более углубленный анализ изображаемой формы; точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается со скуловыми костями, глазничными впадинами, призмой носа, строятся основные повороты формы. Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Сообразовываясь с направлением поверхности каждого участка объёма, штриховка выполняется по направлению этой формы, т.е. процесс лепки формы средствами светотени должен быть сознательным.

Штриховкой намечаются самые основные собственные и падающие тени.

Четвёртый этап. В этой стадии идёт дальнейшая углубленная проработка всей формы, её детализация. Уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности- лепится форма крыльев носа, уточняется толщина носа на всё его протяжении; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаз, рта и т.д. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.

На этом этапе заканчивается работа над рисунком.

Практическая работа.

 

Тональный рисунок гипсовой маски головы человека.

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение копирования рисунков головы человека с работ художников.

Тема 3.4.. «Рисунок гипсовой головы человека . Антиной ».

Основы конструктивно-анатомического строения гипсовой головы человека. Основные принципы и особенности построения гипсовой головы. Методическая последовательность ведения рисунка. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти), относительно рисующего и линии горизонта.

В данном задании методическая последовательность выполнения рисунка аналогична предыдущему заданию.

Сохраняя последовательность выполнения всех этапов работы, на последнем этапе - самом ответственном, идёт более углубленная детальная лепка формы головы средствами светотени, сравнение всех теней, полутеней, освещённых мест, моделируются поверхности формы, устраняется первоначальная схематичность рисунка, свойственная предыдущему заданию.

Практическая работа.

Тональный рисунок гипсовой головы человека.

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение копирования рисунков головы человека с работ художников.

 

Семестр

Введение.

Цели и задачи третьего года обучения. Оборудование и материалы. Содержание классных заданий и самостоятельной работы. Распределение учебных часов на выполнение каждого задания. Карандашный портрет в истории русского изоискусства.

 

Раздел 1. Рисунок головы человека.

 

При рисовании живой головы студент должен:

передавать характерные черты живой головы,

строить голову на основании анатомического анализа формы,

уметь предавать ракурс, сокращенные формы в пространстве,

строить большую форму головы;

иметь представления об этапах построения головы.

 

Тема 1.1.Рисунок головы с гипсового слепка.

 Основные закономерности строения формы головы человека. Метод анализа изображения головы. Античные пропорции головы человека. Метод линейно-конструктивного построения рисунка головы с гипсового слепка.

 

Практическая работа.

Линейно-конструктивное построение головы с гипсового слепка.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа.

Копирование с образцов рисунков головы человека (фас, профиль, три четверти).

 

Тема 1.Рисунок с натуры мужской головы.

 

 Основные отличия рисования живой головы человека от рисования с гипсового слепка.

Особенности рисунка с живой модели. Научные основы учебного рисунка головы человека.

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры мужской головы.

М: бумага, карандаш.

 

Тема 1.3.Рисунок с натуры женской головы.

       Закономерности построения изображения головы человека, находящейся выше линии горизонта. Методическая последовательность выполнения рисунка от общего к частному, от простого к сложному. Связь головы с шеей и плечевым поясом

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры женской головы.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

Копирование мужской и женской головы с утвержденного образца.

 

Тема 1.4.Рисунок с натуры головы человека с плечевым поясом.

       Закономерности выяснения взаимности положения головы человека, шеи и плечевого пояса натуры. Яремная ямка – важный пункт построения связи верхней части торса (плечевого шва) с шеей и головой. Методическая последовательность ведения рисунка.

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры женской головы с плечевым поясом.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

 Выполнение силуэтного изображения головы человека (автопортрет) с соблюдением этапов работы

 

Семестр

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 545.