Раздел 1. Упражнения для рисования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Рисунок»

 

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

 

Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

 

 

 

Тамбов 2007

 

 

Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»     Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
  Протокол №1 от 5.09.2007 Председатель предметно-цикловой комиссии /С.В.Караваева/      
    «Утверждаю» Зам. директора по УР /А.Г. Малышкина/      

 

Автор: Фалеев А.В. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», заслуженный учитель РФ

Караваева С.В. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Рецензенты: Золотов П.Ю. – председатель правления Тамбовского отделения Союза художников России

Киселев Ю.И. – зав. кафедрой «Дизайн» МОСА, старший преподаватель кафедры «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ

 

 



Пояснительная записка.

Программа по дисциплине «рисунок» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ по специальности 070802.

Курс академического рисунка вместе с живописью и композицией является основополагающей частью художественного образования и эстетического воспитания будущего специалиста .

Академический рисунок изучается в педагогическом колледже в течение пяти лет обучения.

   Задача курса – изучить теоретические вопросы изобразительной грамотности и овладеть практическими умениями и навыками в области рисунка.

     Обучение теоретическим основам и практическим навыкам строится в форме академических занятий. Результатом профессионального изучения рисунка должно быть прочное знание законов построения объемной трехмерной формы объекта на плоскости, моделирование формы изображаемых объектов средствами светотени, передачи глубины в пространстве средствами линейной и воздушной перспективы, а также знание конструктивного строения типичных важнейших объектов и основ пластической анатомии человека.

В результате изучения курса рисунка студент должен

знать и уметь использовать:

инструменты оборудования, основные техники и материалы рисунка, законы линейной перспективы;

владеть навыками:

профессионального изображения натуры средствами рисунка.

Процесс обучения рисунку проводится на основе глубокого изучения натуры, а также выполнения кратковременных зарисовок с натуры, по памяти, наблюдению и представлению.

Учащиеся должны рисовать, логически обосновывая построение формы в пространстве, перспективные сокращения, размещение предметов на плоскости и пространстве.

        Обязательным условием овладением академическим рисунком, является последовательность в работе над каждым заданием, начиная с зарисовки простейших геометрических форм, переходя затем и изучению объектов «мертвой» натуры более сложной формы, заканчивая курс рисунка изучением фигуры человека.

Задания по рисунку выполняются в следующей последовательности:

эскиз-набросок небольшого размера, компоновка изображения на листе бумаги, пластическая характеристика главных пластических масс, разработка деталей, подчинение их целому.

Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко определить задачу данной постановки.

Законченность рисунка определяется степенью решения поставленной задачи.

В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков на полях, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в его рисунок и направляя дальнейший ход работы.

На занятиях по рисунку дополнительно могут быть показаны репродукции произведений мастеров реалистической школы и лучшие работы методического фонда.

На первом курсе рисунки выполняются на формате А4 в первом семестре, А3 во втором, на третьем и четвертом А2, А3.

Основной рабочий материал – графитный карандаш различной твердости.

Для полного уяснения формы изображаемого предмета, рисунок проводится с направленным источником света.

Кроме рисования в классе, учащиеся выполняют домашние задания, которые педагог систематически контролирует и анализирует.

Курс рисунка предусматривает тесную связь с такими предметами, как пластическая анатомия, живопись, перспектива, история искусств.

Программа по дисциплине «Рисунок» рассчитана на 652 часа.

 

Формой итогового контроля по дисциплине «Рисунок» в соответствии      с рабочим учебным планом являются семестровые просмотры работ студентов.

 

 

Учебный план курса «Рисунок» для специальности 070809 «Художник - мастер»

Содержание 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем. 9 сем 10 сем
1 Число недель в семестре 17 19 17 19 16 19 16 19 9 9
2 Число часов в неделю 4 3 4 3 3 4 3 4 4 4
3 Форма аттестации Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм
4 Всего учебных часов в семестре 68 57 68 57 48 76 48 78 32 32
5 Всего часов                   564

 


Тематический план.

 

Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка студента,

Кол-во аудиторных часов

Самостоятельная работа студента

ВСЕГО Теоретические занятия Практические занятия Дополнительная работа
1 семестр            
Введение 2 2 2      
Раздел 1. Упражнения для рисования. 4 2 1 1 2 2
Тема 1.1.Элементарные упражнения для рисования.   2 1 1 2 2
Раздел 2. Перспективное рисование. 20 18 9 9 8 2
Тема 2.1. Перспективное рисование квадрата, шестиугольника, круга.   6 3 3 2 1
Тема 2.2. Перспективное рисование куба, цилиндра, шара, призмы.   12 6 6 6 1
Раздел 3. Рисование натюрморта. 51 46 14 32 24 5
Тема 3.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел.   20 8 12 10 2
Тема 3.2. Рисунок натюрморта из предметов быта   12 5 7 6 2
Тема 3.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.   14 1 13 8 1
Итого: 77 68 26 42 34 9
2 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 1. Рисование тканей. 20 17 6 11 12 3
Тема 1.1. Рисование драпировки с цилиндрическими складками.   5 2 3 4 1
Тема 1.2. Рисование драпировки с конусообразными складками.   6 2 4 4 1
Тема 1.2. Рисование драпировки со свободно образованными складками.   6 2 4 4 1
Раздел 2. Рисование натюрморта с использованием драпировок. 12 9 1 8 6 3
Тема 2.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.   9 1 8 6 3
Раздел 3. Рисование орнаментальных форм с гипсовых слепков. 33 30 4 26 20 3
Тема 3.1. Рисование гипсовой плиты с симметричным орнаментом.   9 2 7 6  
Тема 3.1. Рисование гипсовой плиты с несимметричным орнаментом.   9 1 8 6 3
Тема 3.2. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками. Контрольная работа   12 1 11 8  
Итого: 66 57 12 45 38 9
3 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 1. Рисование интерьера. 15 11 5 6 3 4
Тема 1.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе.   11 5 6 3 4
Раздел 2. Рисование головы человека. 61 56 22 34 14 5
Тема 2.1. Копирование рисунков черепа.   12 4 8 3 2
Тема 2.2. Рисунок черепа в трех положениях.   12 5 7 3 1
Тема 2.3. Копирование рисунков головы человека в различных поворотах   12 5 7 3 2
Тема 2.4. Рисунок « обрубовки» гипсовой головы.   20 8 12 5  
Итого: 77 68 28 40 17 9
4 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 3 . Изучение строения и пропорций частей лица 16 14 6 8 5 2
Тема 3.1. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).   14 6 8 5 2
Раздел 4. Рисование гипсовой головы 48 42 12 30 14 6
Тема 3.2. Рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».   15 2 13 5 2
Тема 3.3. Рисунок гипсовой маски головы человека . Нерон.   15 6 9 5 2
Тема 3.3. Рисунок гипсовой головы человека . Антиной . Контрольная работа   12 4 8 4 2
Итого: 65 57 19 38 19 8
5 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 1. Рисунок головы человека. 56 47 17 29 16 9
Тема 1.1. Рисунок головы человека с гипсового слепка.   8 2 7 3 3
Тема 1.2. Рисунок с натуры мужской головы.   12 5 7 4  
Тема 1.3. Рисунок с натуры женской головы.   12 6 6 4 3
Тема 1.4. Рисунок с натуры головы человека с плечевым поясом.   15 4 9 5 3
Итого 57 48 18 30 16 9
6 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 2. Рисование верхней и нижней конечности человека. 84 75 33 42 19 9
Тема 2.1. Рисунок скелетной основы руки человека.   15 8 7 4  
Тема 2.2. Рисунок с гипсового слепка мышц руки   12 5 7 3  
Тема 2.3. Рисунок с натуры кисти руки человека   16 7 9 4 9
Тема 2.4. Рисунок стопы с гипсового слепка.   12 5 7 3  
Тема 2.5. Рисунок стопы человека с натуры. Контрольная работа   20 8 12 5  
Итого 85 76 34 42 19 9
7 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 1. Рисование костной основы торса. 15 15 4 11 8  
Тема 1.1. Рисунок скелета туловища (позвоночный столб, грудная клетка, таз); линейно-конструктивное изображение с легкой моделировкой тоном.   15 4 11 8  
Раздел 2. Рисование гипсовой фигуры человека. 40 32 5 27 16 8
Тема 2.1. Рисунок гипсовой анатомической фигуры человека («экорше»). Рисунок спереди и со спины.   32 5 27 16 8
Итого 56 48 10 38 24 8
8 семестр            
Раздел 2. Рисование гипсовой фигуры человека. 24 24 10 14 6  
Тема 2.2. Рисунок гипсовой фигуры человека («Дорифор») Линейно-конструктивное построение рисунка с дальнейшей проработкой тоном.   24 10 14 6  
Раздел 3. Рисование фигуры человека. 63 54 24 30 21 9
Тема 3.1. Кратковременные зарисовки обнаженной фигуры человека с натуры.   12 4 8 7  
Тема 3.2. Кратковременные зарисовки фигуры человека в одежде.   12 4 8 7 9
Тема 3.3. Рисунок обнаженной мужской фигуры. Контрольная работа   30 16 14 7  
Итого 87 78 34 44 27 9
9 семестр            
Введение   1 1      
Тема 3.4. Рисунок обнаженной женской фигуры.   16 6 10 8  
Тема 3.5. Рисунок фигуры человека в одежде.   15 5 10 8 9
Итого 41 32 12 20 16 9
10 семестр
Введение   1 1      
Тема 3.6. Рисунок фигуры человека в русском костюме.   15 6 9 8 9
 Тема 3.7. Поясной портрет с руками.   16 7 9 8  
Итого 41 32 14 18 16 9
Итого всего 652 564 207 357 126 88

 

 

Содержание учебной дисциплины.


Семестр.

Введение

       Содержание и специфика дисциплины «рисунок» на 1-ом курсе в первом семестре. Задачи 1-ого семестра. Материалы, используемые на занятиях по рисунку. Оборудование кабинета, правила пользования им. Техника безопасности.

Самостоятельная работа.

Упражнения в штриховке.

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Линейный рисунок коробок с различных точек зрения.

Задание 2. Линейный рисунок банки в горизонтальном и вертикальном положении.

 

Тема 3.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел.

 

Понятие «натюрморт». Ведущие художники, работающие в жанре натюрморта, их произведения. Виды натюрморта. Анализ натюрморта. Приёмы ведения рисунка от общего к частному, от большей формы к меньшей. Последовательность построения рисунка натюрморта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и углов. Специфика линейно- перспективного построения натюрморта. Основные тональные отношения в натюрморте, тоновой масштаб. Приёмы передачи объёма геометрических тел средствами светотени. Плановость и освещённость в натюрморте. Целостность восприятия изображения натюрморта.

 

Практическое задание.

Тональный рисунок натюрморта из геометрических тел. 

М: карандаш. Размер бумаги: А 4.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок натюрморта (2 предмета в основе лежат простые геометрические тела).

 

Тема 3.2. Рисунок натюрморта из предметов быта.

 

Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.

 

Практическое задание.

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта.

       М: карандаш. Размер бумаги: А 4.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок натюрморта (3 предмета)

 

Тема 3.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.

 

Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.

 

Практическое задание.

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта.

М: карандаш. Размер бумаги: А 4.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок натюрморта (3 предмета)

 

 

Семестр.

 

Введение.

Основные задачи 2-ого семестра. Содержание практических работ и учебной дисциплины. Программное содержание.

 

Раздел 1. Рисование тканей.

В работе над рисунком тканей студент должен грамотно закомпоновать рисунок, определить местоположение в пространстве, передавать пропорции и характер тканей, соподчинять главное и второстепенное, пользоваться средствами линейной и воздушной перспективы, уметь «лепить» форму складок в пространстве средствами светотени, иметь представление о тоне, применять его, уметь передать материальность тканей, характер складок.

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок драпировки с цилиндрическими складками.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок драпировки со свободно образованными складками.

 

Тема 2.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.

Анализ формы и строения предметов, входящих в натюрморт. Анализ пространственного положения предметов, относительно выбранной точки зрения и линии горизонта. Этапы ведения рисунка натюрморта из предметов быта и драпировки со складками. Особенности композиционного размещения рисунка натюрморта. Визирование пропорций и направлений. Особенности линейно-перспективного построения конструкции предметов, входящих в натюрморт. Основные светотональные отношения. Тоновой масштаб в натюрморте. Светотональная проработка формы предметов. Светотональный контраст в натюрморте. Освещение и плановость.

 

Практическое задание.

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.

     М: карандаш. Размер бумаги: А 3.

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (2предмета).

 

Самостоятельная работа.

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (3 предмета).

Семестр.

Введение

Содержание учебной дисциплины на 3-ий семестр. Особенности и своеобразие. Основные задачи 3-его семестра. Материалы, используемые для рисунка. Специфика практических работ 3-его семестра.

 

Тема 1.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе.

Понятие «интерьера». Законы и приемы построения угловой перспективы. Основные особенности рисования интерьера в угловой перспективе. Выполнение предварительных эскизов с различных точек зрения. Этапы выполнения рисунка. Особенности композиции, передачи плановости, пространства и освещения.

Рисование интерьера имеет свои особенности: рисуя натюрморт или пейзаж, студент наблюдает натуру снаружи, на определённом расстоянии от неё, то при рисовании интерьера он находится или должен представлять себе, что находится внутри замкнутого пространства, которое можно уподобить геометрическим телам: кубу, параллелепипеду и т.д.

Рисовать лучше небольшой участок комнаты под случайным углом к картинной плоскости.

 

Практическая работа.

       Линейный рисунок интерьера с легкой проработкой собственных и падающих теней.

Эскизы интерьера с различных точек зрения.

М: карандаш, формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Рисование интерьера комнаты в угловой перспективе.

 

 

Практическая работа.

       Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах (фас, профиль, три четверти).

М: карандаш, формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение набросков фигуры человека карандашом.

 

Тема 2.2. Рисунок черепа в трех положениях.

Конструктивные особенности строения черепа: форма и пропорции костей. Геометризация рисунка, как средство изучения формы и строения костей черепа. Особенности компоновки и построения рисунка черепа. Тоновое решение рисунка. Выполняя рисунок черепа с натуры, всё внимание студентов должно быть направлено на изучение формы и пропорций костей. Сложные поверхности следует расчленить на отдельные участки, более или менее приближающиеся к плоскостям. Рисунок приобретает несколько гранёный вид, что не совсем соответствует натуре, но такой способ очень помогает изучению формы, приобретая твёрдые знания в области и рисунка, и пластической анатомии.

                                       

Практическая работа.

Тональный рисунок черепа в трёх положениях.

М: карандаш Размер бумаги: формат А 4

Решение светотеневое.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение тональных набросков фигуры человека в технике гризайль.

 

Практическая работа.

Копирование головы человека в трёх положениях.

М: карандаш, формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение копий рисунков головы человека в различных ракурсах.

 

Тема 2.4. Рисунок « обрубовки» гипсовой головы.

Анализ постановки «обрубовки» головы. Специфические особенности « обрубовки» головы. Анатомический анализ головы. Пропорции головы. Методы рисования гипсовой головы. Этапы построения изображения головы.

Рисованию головы живой модели предшествует работа над рисунком головы с гипсового слепка, так называемая «обрубовочная модель». В такой модели наиболее полно и обобщённо представлены главные, существенные плоскости составных частей головы: плоскость глазниц, плоскости призмы носа, плоскость уха и т.д. Это способствует сосредоточению внимания студентов на передаче в рисунке положения каждой плоскости в пространстве.

Первая стадия рисунка - композиционное размещение изображения на листе бумаги (1/4 ватмана); приблизительно наносим пропорции головы, включая пропорции шею; затем рисуем овал с крестовиной, которая даёт возможность уже на первой стадии рисунка наметить пространственное положение всей головы.

Затем отмечаем линию, разделяющую лицевую поверхность от боковых . Последние находится в тени и покрывается свободной лёгкой штриховкой.

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА.

Вторая стадия. Уточняются пропорции всего объёма головы и отношение величины лицевой и мозговой части головы. Уточняется изгиб срединной линии. Особенно важно точно определить взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. Намечаются линии разреза глаз, надбровных дуг, основания носа, разреза губ, линия верхнего и нижнего краёв уха. Определяется величина плоскостей глазниц, носа, губ, уха.

Весь объём головы расчленён на основные плоскости, что очень хорошо помогает студентам познанию конструктивной формы головы.

Уясняя направление этих плоскостей, легче определяется направление их штриховки, легче определяется тоновое различие. Таким образом, процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным со стороны студентов.

Третья стадия - дальнейшая, более точная проработка светотеневыми отношениями всех плоскостей объёма головы с учётом линейного и тонового объёма: чем ближе форма, тем она контрастнее, т.е. сильнее и свет, и тень. Чем дальше от рисующего форма, тем контрасты слабее, т.е. ослабевает и свет, и тень. На данной стадии заканчивается работа над рисунком «обрубовочной» гипсовой головы.

Практическая работа.

Тональный рисунок гипсовой « обрубовочной »головы.

Освещение: сверху, спереди

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

Семестр

Введение

 

Содержание учебной дисциплины на 4-ый семестр. Особенности и своеобразие. Основные задачи 4-ого семестра. Материалы, используемые для рисунка. Специфика практических работ 4-ого семестра.

 

Раздел 3. «Рисунок гипсовой головы человека с гипсовых слепков.

При рисовании гипсовой головы студент должен:

знать основные принципы построения головы человека,

передавать характер модели,

уметь скомпоновать рисунок головы в листе,

передавать пропорции,

изображать части лица, применяя метод анатомического анализа,

строить большую форму головы,

определять связь головы и шеи;

иметь представления об этапах построения головы.

Практическая работа.

Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение зарисовок с натуры губы, глаз, нос, ухо Давида с разных точек зрения.

 

Тема 3.2. «Рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».

Анатомические особенности конструкции гипсовой анатомической головы. Анализ строения головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка. Специфические особенности работы в тоне. Цельность видения натуры, цельность ее изображения.

Рекомендуется выполнить несколько предварительных набросков, решая композицию рисунка.

Первая стадия - композиционное расположение изображения;

приблизительная передача пропорций и «характера» головы, включая изображение шеи;

намечаем крестовину, определяя степень поворота головы в сторону, вверх, намечая «ребро» формы, направление лицевой и боковой поверхности в глубину; боковая поверхность, находящаяся в тени, штрихуется.

Вторая стадия - уточнение пропорций объёма головы;

-отношение мозгового черепа и величина лицевого; сокращение лобной, височной и теменной костей;

-уточнение изгиба серединной линии; вертикалью определить взаимоположение переносицы и середины подбородка;

-уточнение изгиба поперечной линии, т.е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали;

-уточнение разделения лицевой поверхности от боковой (краем виска, углом скулы и подбородка); намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха; определяется величина глазных полушарий, носа, длина и ширина губ.

Третья стадия - дальнейшее, более углубленное изучение и анализ формы поверхности; тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазными впадинами и т.д. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях.

Определяем пропорции носа: высоту горбинки и ширину у основания и кончика, величину крыльев, у губ намечаются основные направления поверхностей; более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век; у нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы.

Строя объём, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям - это хорошо помогает познанию конструкции формы.

Прокладывая светотень - не просто копировать светлые и теневые места, а согласовывать штрих с направлением поверхности каждого участка объёма - в этом случае процесс лепки формы светом и тенью будет сознательным (лёгкой штриховкой начинаются самые основные тени).

Четвертая стадия - идёт процесс дальнейшей углубленной проработки всей формы, её детализация. Например, уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности - лепится форма крыла, намечаются ноздри, уточняется толщина носа; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаза и т.д. Тени (собственные и падающие) усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.

 

Практическая работа.

 

Тональный рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение набросков фигуры человека фломастером и тушью.

 

Тема 3.3. «Рисунок гипсовой маски головы человека . Нерон».

Анатомические особенности конструкции гипсовой маски головы. Анализ строения маски головы. Анализ конструкции частей лица. Классические нормы и пропорции. Опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии. Этапы ведение рисунка.

Приемы освещения гипсовой маски головы. Задачи предварительного наброска. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти).

Первый этап. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги с учётом тяжести, равновесия. Определение масштаба изображения маски головы, включая шею. Выполнение наброска головы вместе с шеей. Рисуя крестовину, намечается пространственное положение головы. Благодаря крестовине, определяется степень поворота головы по отношению к рисующему.

Далее приблизительно намечается передний план - линия, отделяющая лицевую поверхность от боковой. Боковая поверхность, находящаяся в тени, покрывается лёгкой штриховкой.

Второй этап. Уточняются пропорции всего объёма головы. Определяется отношение величины мозговой части головы к величине лицевой части. Мозговая часть из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости сократились в большей степени. Далее уточняется изгиб срединной линии, определяется взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. Уточняется изгиб поперечной линии, т.е. взаимоположения глаз, скул, ушей по горизонтали.

На втором этапе работы идёт уточнение общей формы маски головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу.

Третий этап. Продолжается дальнейший, более углубленный анализ изображаемой формы; точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается со скуловыми костями, глазничными впадинами, призмой носа, строятся основные повороты формы. Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Сообразовываясь с направлением поверхности каждого участка объёма, штриховка выполняется по направлению этой формы, т.е. процесс лепки формы средствами светотени должен быть сознательным.

Штриховкой намечаются самые основные собственные и падающие тени.

Четвёртый этап. В этой стадии идёт дальнейшая углубленная проработка всей формы, её детализация. Уточняется форма нижней челюсти, у носа строятся остальные мелкие поверхности- лепится форма крыльев носа, уточняется толщина носа на всё его протяжении; строятся веки глаз, зрачки, форма круговой мышцы глаз, рта и т.д. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы.

На этом этапе заканчивается работа над рисунком.

Практическая работа.

 

Тональный рисунок гипсовой маски головы человека.

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение копирования рисунков головы человека с работ художников.

Тема 3.4.. «Рисунок гипсовой головы человека . Антиной ».

Основы конструктивно-анатомического строения гипсовой головы человека. Основные принципы и особенности построения гипсовой головы. Методическая последовательность ведения рисунка. Выбор точки зрения. Особенности изображения разных положений головы (фас, профиль, три четверти), относительно рисующего и линии горизонта.

В данном задании методическая последовательность выполнения рисунка аналогична предыдущему заданию.

Сохраняя последовательность выполнения всех этапов работы, на последнем этапе - самом ответственном, идёт более углубленная детальная лепка формы головы средствами светотени, сравнение всех теней, полутеней, освещённых мест, моделируются поверхности формы, устраняется первоначальная схематичность рисунка, свойственная предыдущему заданию.

Практическая работа.

Тональный рисунок гипсовой головы человека.

М: карандаш. Размер бумаги: формат А 4.

 

Самостоятельная работа.

Выполнение копирования рисунков головы человека с работ художников.

 

Семестр

Введение.

Цели и задачи третьего года обучения. Оборудование и материалы. Содержание классных заданий и самостоятельной работы. Распределение учебных часов на выполнение каждого задания. Карандашный портрет в истории русского изоискусства.

 

Раздел 1. Рисунок головы человека.

 

При рисовании живой головы студент должен:

передавать характерные черты живой головы,

строить голову на основании анатомического анализа формы,

уметь предавать ракурс, сокращенные формы в пространстве,

строить большую форму головы;

иметь представления об этапах построения головы.

 

Тема 1.1.Рисунок головы с гипсового слепка.

 Основные закономерности строения формы головы человека. Метод анализа изображения головы. Античные пропорции головы человека. Метод линейно-конструктивного построения рисунка головы с гипсового слепка.

 

Практическая работа.

Линейно-конструктивное построение головы с гипсового слепка.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа.

Копирование с образцов рисунков головы человека (фас, профиль, три четверти).

 

Тема 1.Рисунок с натуры мужской головы.

 

 Основные отличия рисования живой головы человека от рисования с гипсового слепка.

Особенности рисунка с живой модели. Научные основы учебного рисунка головы человека.

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры мужской головы.

М: бумага, карандаш.

 

Тема 1.3.Рисунок с натуры женской головы.

       Закономерности построения изображения головы человека, находящейся выше линии горизонта. Методическая последовательность выполнения рисунка от общего к частному, от простого к сложному. Связь головы с шеей и плечевым поясом

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры женской головы.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

Копирование мужской и женской головы с утвержденного образца.

 

Тема 1.4.Рисунок с натуры головы человека с плечевым поясом.

       Закономерности выяснения взаимности положения головы человека, шеи и плечевого пояса натуры. Яремная ямка – важный пункт построения связи верхней части торса (плечевого шва) с шеей и головой. Методическая последовательность ведения рисунка.

 

Практическая работа.

 Объемно-конструктивное изображение с натуры женской головы с плечевым поясом.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

 Выполнение силуэтного изображения головы человека (автопортрет) с соблюдением этапов работы

 

Семестр

 

Тема 2.2Рисунок мышц руки с гипсового слепка.

.

       Анатомическая взаимосвязь мышц с костной основой верхней конечности. Характер форм мышц руки и их взаимное расположение. Анализ закономерностей строения мышечных структур.

Практическая работа.

 Линейно-конструктивный рисунок мышц руки с гипсового слепка

М: бумага, карандаш.

 

 

Тема 2.3.Рисунок с натуры кисти руки человека. .

       Характерные анатомические опорные и узловые точки кисти руки человека. Формы и пропорции основных составных частей кисти руки. Перспективное построение изображения кисти руки. Методика и прием выполнения рисунка.

 

Практическая работа.

       Рисунок с натуры кисти руки

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

Выполнение зарисовок фигуры человека в одежде с целью дальнейшего развития способности целостного ведения и умения выделить главное в рисунке.

 

Тема 2.4.Рисунок стопы с гипсового слепка.

       Анатомическая связь костной основы стопы с берцовыми костями. Постановка стопы (следка) на горизонтальную плоскость (три опорные точки). Взаимоположение лодыжек и большого пальца и остальным пальцам стопы.

 

Практическая работа.

       Выполнение рисунка стопы с гипсового слепка.

М: бумага, карандаш.

 

 

Тема 2.5.Рисунок с натуры стопы человека.

 Внутренняя конструкция стопы. Индивидуальные особенности живой модели. Положение стопы человека в пространстве.

 

Практическая работа.

Рисунок стопы человека с натуры.

М: бумага, карандаш.

 

 

Семестр

Введение

Цели и задачи курса четвертого года обучения. Содержание заданий и распределение учебных часов. Материалы учебного рисунка.

 

Тема 1.1.Рисунок скелета туловища.

 

 Теоретическое обоснование строения костных основ тела человека. Грамотное графическое его изображение на основе методического принципа – «от простого к сложному, от общего к частному».

 

Практическая работа.

 Рисунок скелета туловища

 М: бумага, карандаш.

 

Практическая работа.

 Рисунок гипсовой анатомической фигуры человека. «Экорше».

       М: бумага, карандаш.

 

 

Семестр

 

Тема 2.2.Рисунок гипсовой фигуры человека. «Дорифор».

 Теоретический анализ постановки (гипсовой слепок статуи копьеносца «Дорифора» со скульптуры Поликлета): пропорции, движение основных форм туловища. Методическое обоснование ведения работы над рисунком.

 

Практическая работа.

.      Рисунок гипсовой фигуры человека. «Дорифор».

М: бумага, карандаш.

 

Практическая работа.

Кратковременные зарисовки обнаженной фигуры человека с натуры

М: бумага, мягкий карандаш, уголь, сангина.

 

Тема 3.2.Кратковременные зарисовки фигуры человека с натуры в одежде.

 

 Принципы образования складок одежды, умение их изображения на рисунке фигуры человека. Связь одеяния с пластической формой тела человека.

 

Практическая работа.

.      Кратковременные зарисовки фигуры человека с натуры в одежде.

М: бумага, карандаш.

 

Самостоятельная работа

Выполнение кратковременных (1,5 – 2 часа) зарисовок фигуры человека в несложном движении.

Практическая работа.

.Рисование обнаженной мужской фигуры.

М: бумага, карандаш.

 

Семестр

 

Введение

 

Цели и задачи курса рисунка завершающего года обучения. Содержание аудиторных заданий. Материалы выполнения заданий. Оборудование для работы углем.

 

Практическая работа.

Рисование обнаженной женской фигуры

 М: бумага, соус, уголь, сангина (по выбору студента).

 

Практическая работа.

. Рисование женской фигуры в одежде.

М: бумага, карандаш, уголь, соус или сангина (по выбору студента).

 

Самостоятельная работа

Выполнение кратковременных зарисовок группы людей (3 – 5 человек) в интерьере.

 

Семестр

Введение

 

Цели и задачи курса рисунка завершающего года обучения. Содержание аудиторных заданий. Материалы выполнения заданий. Оборудование для работы углем.

 

 

Практическая работа.

Рисование фигуры человека в русском национальном костюме.

М: бумага, соус, уголь, сангина (по выбору студента).

 

 Самостоятельная работа

Выполнение зарисовок различными мягкими материалами.

 

 

Практическая работа.

 

Рисунок: поясной портрет с руками.

М: бумага, соус, уголь, сангина (по выбору студента).

 

 


Контрольно-измерительный материал по дисциплине «Рисунок»


Содержание материала для экзаменационного просмотра.

II курс. Рисунок.

Семестр

Пояснительная записка.

В течение 3-его семестра по дисциплине рисунок изучается два раздела «Рисование интерьера», и «Рисование головы человека».

При перспективном рисовании студент должен знать правила перспективного рисования интерьера, оперировать понятиями «перспектива», «воздушная и линейная перспектива», «угловая и фронтальная перспектива», «линия горизонта», «точка схода», уметь грамотно пользоваться приемами перспективного рисования интерьера, иметь представления о композиционном расположении рисунка на листе бумаги

При рисовании головы человека студент должен знать законы изображения головы и этапность построения изображения на плоскости листа, уметь использование в практической работе сведения пластической анатомии и специфические особенности техники различных графических материалов (карандаш, уголь, соус).

Работу вести по принципу : от большого к малому, от простого к сложному от общего к частному, , от уточненного частного к общему

 

Основные задачи:

1. Грамотное расположение листа бумаги для рисования.

2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов с учетом тяжести и равновесия.

3. Грамотно выбрать масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.

4. Правильно передана форма изображаемого объекта.

5. Относительно правильно переданы в рисунке пропорции изображаемого предмета или группы предметов.

6. Грамотно найдена и нарисована граница света и теней (собственных и падающих).

7. Грамотно выполнен линейный объем изображаемого предмета или группы предметов.

8. Относительно правильно передан в рисунке светотеневой объем.

9. Грамотная светотеневая проработка в рисунке группы предметов: блик, свет, переход от света к тени, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

10. Грамотная штриховка теней в рисунке.

 

Отметка «5» - при условии выполнения студентами всех требований к учебному рисунку.

Семестр

Пояснительная записка.

В течение 5-его семестра по дисциплине рисунок изучается один раздел «Рисование головы человека». В этом семестре большое внимание следует уделить рисунку живой модели головы и специфическим особенностям изображения головы на рисунке. Работу вести по принципу : от большого к малому, от простого к сложному от общего к частному, , от уточненного частного к общему

При выполнении рисунка живой модели головы студент должен уметь:

передавать  характерные черты живой головы;

строить голову на основании анатомического анализа формы;

уметь предавать ракурс, сокращенные формы в пространстве;

строить большую форму головы;

вести работу тоновыми отношениями;

иметь представления об основных этапах построения головы.

Основные задачи:

1. Грамотное расположение листа бумаги для рисования.

2. Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов на листе бумаги с учетом тяжести и равновесия.

3. Грамотно выбран масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.

4. Правильно передана форма изображаемого объекта.

5. Относительно правильно переданы в рисунке пропорции изображаемого предмета или группы предметов.

6. Грамотно найдена и нарисована граница света и теней ( собственных и падающих)

7. Грамотно выполнен линейный объем изображаемого предмета или группы предметов.

8. Относительно правильно передан в рисунке светотеневой объем.

9. Грамотная светотеневая проработка в рисунке группы предметов6 блик, свет, переход от света к тени, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

10. Грамотная штриховка теней в рисунке.

11. Грамотная передача объема изображаемого объекта.

12. Относительно правильная передача материальности изображаемого объекта.

13. Грамотное изображения фигуры человека, на основе точных знаний законов пластической анатомии.

Отметка «5» - при условии выполнения студентом всех тринадцати пунктов требования к учебному академическому рисунку.

I V курс. Рисунок.

Пояснительная записка.

Дальнейшее изучение закономерностей изображения с натуры трехмерных объектов на плоскости листа бумаги при рисовании гипсовой фигуры человека.

Осмысление опыта непосредственного наблюдения, дополнение его анализом формы и строения тела человека.

Содержание занятий седьмого семестра – рисование фигуры человека с гипсовых скелетов на основе знаний пластической анатомии.

Курс рисунка четвертого года обучения предусматривает овладение студентами следующих теоретических знаний и практических навыков:

знание костной и мышечной основы фигуры человека;

знание методической последовательности работы над рисунком фигуры человека на основе основных пропорций и пластической анатомии;

знания основных закономерностей построения изображения (от общего к частному);

знание техники работы различными материалами;

умение применять теоретические знания в практической работе;

уметь грамотно строить конструктивную форму модели на основе соблюдения пропорций;

владеть методом работы тоновыми пропорциональными отношениями;

уметь сохранять стилевое и теоретическое единство технических приемов изображения различными материалами.

Основные задачи:

1.Грамотное расположение листа бумаги для рисования.

2.Грамотное размещение изображения предмета или группы предметов на листе бумаги с 3учетом тяжести и равновесия.

.Грамотно выбран масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображения и размеров листа бумаги.

4.Правильно передана форма изображаемого объекта.

5.Относительно правильно переданы в рисунке пропорции изображаемого предмета или группы предметов.

6.Грамотно найдена и нарисована граница света и теней ( собственных и падающих)

7.Грамотно выполнен линейный объем изображаемого предмета или группы предметов.

8.Относительно правильно передан в рисунке светотеневой объем.

9.Грамотная светотеневая проработка в рисунке группы предметов6 блик, свет, переход от света к тени, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

10.Грамотная штриховка теней в рисунке.

11.Грамотная передача объема изображаемого объекта.

12.Относительно правильная передача материальности изображаемого объекта.

13.На основе точных знаний законов пластической анатомии, грамотное изображения фигуры человека.

14. Грамотное, правильное изображение головы, торса и фигуры человека на основе знаний законов взаимосвязи РИСУНКА и ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ.

 

Отметка «5» - при выполнении всех четырнадцати пунктов критерия оценки учебного академического рисунка.

Содержание материала контрольной работы

по дисциплине «Рисунок»

Первый курс, второй семестр

Тема: «Рисунок натюрморта с архитектурной деталью»

Задание: «Тоновой рисунок натюрморта с архитектурной деталью»

Цель: выявление знаний, умений и навыков работы над рисунком натюрморта с архитектурной деталью.

Задачи:

1. Грамотный выбор формата для рисунка натюрморта.

2. Грамотный выбор масштаба изображения рисунка.

3. Композиционное расположение изображения натюрморта с учетом центра тяжести и равновесия.

4. Линейно – перспективное построение изображения натюрморта.

5. Основные тоновые отношения в рисунке натюрморта.

6. Работа над объемом предметов натюрморта средствами светотени.

7. Передача плановости, пространства, освещения.

8. Цельность восприятия изображения, подчинение второстепенного главному.

Количество часов: 16 часов.

Материал: бумага.

Формат бумаги: А3.

Инструменты: карандаши М, 2М, ТМ.

Оборудование: предметы, драпировка для натюрморта



Содержание материала контрольной работы

по дисциплине «Рисунок»

Третий курс, шестой семестр

Тема: «Рисунок стопы человека с натуры»

Задание: «Тоновой рисунок стопы человека с натуры»

Цель: выявление знаний, умений и навыков работы над рисунком стопы человека с натуры.

Задачи:

1. Грамотный выбор формата для рисунка.

2. Грамотный выбор масштаба изображения рисунка.

3. Композиционное расположение изображения с учетом центра тяжести и равновесия.

4. Линейно – перспективное построение стопы человека с натуры.

5. Основные тоновые отношения в рисунке стопы человека с натуры.

6. Работа над объемом стопы средствами светотени.

7. Передача плановости, пространства, освещения.

8. Цельность восприятия изображения, подчинение второстепенного главному.

Количество часов: 20 часов.

Материал: бумага.

Формат бумаги: А3.

Инструменты: карандаши М, 2М, ТМ.

Оборудование: гипсовый слепок стопы человека.

 



Содержание материала контрольной работы

по дисциплине «Рисунок»

ЛИТЕРАТУРА.

 

Барщ, А.О. Рисунок в  художественной школе. – М.1963.

Барщ, А.О. Наброски и зарисовки. – М.1970.

Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.1989.

Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.2004.

Рабинова, М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах. – М.1985.

Раблов, Н.Э. Рисование с натуры. – П. 1978.

Хитров. А.Е. Рисунок. – М. 1964.

Филиппов, В.А. Основы техники рисунка. – М. 1966.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Рисунок»

 

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

 

Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

 

 

 

Тамбов 2007

 

 

Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»     Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
  Протокол №1 от 5.09.2007 Председатель предметно-цикловой комиссии /С.В.Караваева/      
    «Утверждаю» Зам. директора по УР /А.Г. Малышкина/      

 

Автор: Фалеев А.В. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», заслуженный учитель РФ

Караваева С.В. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Рецензенты: Золотов П.Ю. – председатель правления Тамбовского отделения Союза художников России

Киселев Ю.И. – зав. кафедрой «Дизайн» МОСА, старший преподаватель кафедры «Архитектура и строительство зданий» ТГТУ

 

 



Пояснительная записка.

Программа по дисциплине «рисунок» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ по специальности 070802.

Курс академического рисунка вместе с живописью и композицией является основополагающей частью художественного образования и эстетического воспитания будущего специалиста .

Академический рисунок изучается в педагогическом колледже в течение пяти лет обучения.

   Задача курса – изучить теоретические вопросы изобразительной грамотности и овладеть практическими умениями и навыками в области рисунка.

     Обучение теоретическим основам и практическим навыкам строится в форме академических занятий. Результатом профессионального изучения рисунка должно быть прочное знание законов построения объемной трехмерной формы объекта на плоскости, моделирование формы изображаемых объектов средствами светотени, передачи глубины в пространстве средствами линейной и воздушной перспективы, а также знание конструктивного строения типичных важнейших объектов и основ пластической анатомии человека.

В результате изучения курса рисунка студент должен

знать и уметь использовать:

инструменты оборудования, основные техники и материалы рисунка, законы линейной перспективы;

владеть навыками:

профессионального изображения натуры средствами рисунка.

Процесс обучения рисунку проводится на основе глубокого изучения натуры, а также выполнения кратковременных зарисовок с натуры, по памяти, наблюдению и представлению.

Учащиеся должны рисовать, логически обосновывая построение формы в пространстве, перспективные сокращения, размещение предметов на плоскости и пространстве.

        Обязательным условием овладением академическим рисунком, является последовательность в работе над каждым заданием, начиная с зарисовки простейших геометрических форм, переходя затем и изучению объектов «мертвой» натуры более сложной формы, заканчивая курс рисунка изучением фигуры человека.

Задания по рисунку выполняются в следующей последовательности:

эскиз-набросок небольшого размера, компоновка изображения на листе бумаги, пластическая характеристика главных пластических масс, разработка деталей, подчинение их целому.

Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко определить задачу данной постановки.

Законченность рисунка определяется степенью решения поставленной задачи.

В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков на полях, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в его рисунок и направляя дальнейший ход работы.

На занятиях по рисунку дополнительно могут быть показаны репродукции произведений мастеров реалистической школы и лучшие работы методического фонда.

На первом курсе рисунки выполняются на формате А4 в первом семестре, А3 во втором, на третьем и четвертом А2, А3.

Основной рабочий материал – графитный карандаш различной твердости.

Для полного уяснения формы изображаемого предмета, рисунок проводится с направленным источником света.

Кроме рисования в классе, учащиеся выполняют домашние задания, которые педагог систематически контролирует и анализирует.

Курс рисунка предусматривает тесную связь с такими предметами, как пластическая анатомия, живопись, перспектива, история искусств.

Программа по дисциплине «Рисунок» рассчитана на 652 часа.

 

Формой итогового контроля по дисциплине «Рисунок» в соответствии      с рабочим учебным планом являются семестровые просмотры работ студентов.

 

 

Учебный план курса «Рисунок» для специальности 070809 «Художник - мастер»

Содержание 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем. 9 сем 10 сем
1 Число недель в семестре 17 19 17 19 16 19 16 19 9 9
2 Число часов в неделю 4 3 4 3 3 4 3 4 4 4
3 Форма аттестации Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм Итог. просм
4 Всего учебных часов в семестре 68 57 68 57 48 76 48 78 32 32
5 Всего часов                   564

 


Тематический план.

 

Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка студента,

Кол-во аудиторных часов

Самостоятельная работа студента

ВСЕГО Теоретические занятия Практические занятия Дополнительная работа
1 семестр            
Введение 2 2 2      
Раздел 1. Упражнения для рисования. 4 2 1 1 2 2
Тема 1.1.Элементарные упражнения для рисования.   2 1 1 2 2
Раздел 2. Перспективное рисование. 20 18 9 9 8 2
Тема 2.1. Перспективное рисование квадрата, шестиугольника, круга.   6 3 3 2 1
Тема 2.2. Перспективное рисование куба, цилиндра, шара, призмы.   12 6 6 6 1
Раздел 3. Рисование натюрморта. 51 46 14 32 24 5
Тема 3.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел.   20 8 12 10 2
Тема 3.2. Рисунок натюрморта из предметов быта   12 5 7 6 2
Тема 3.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.   14 1 13 8 1
Итого: 77 68 26 42 34 9
2 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 1. Рисование тканей. 20 17 6 11 12 3
Тема 1.1. Рисование драпировки с цилиндрическими складками.   5 2 3 4 1
Тема 1.2. Рисование драпировки с конусообразными складками.   6 2 4 4 1
Тема 1.2. Рисование драпировки со свободно образованными складками.   6 2 4 4 1
Раздел 2. Рисование натюрморта с использованием драпировок. 12 9 1 8 6 3
Тема 2.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.   9 1 8 6 3
Раздел 3. Рисование орнаментальных форм с гипсовых слепков. 33 30 4 26 20 3
Тема 3.1. Рисование гипсовой плиты с симметричным орнаментом.   9 2 7 6  
Тема 3.1. Рисование гипсовой плиты с несимметричным орнаментом.   9 1 8 6 3
Тема 3.2. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками. Контрольная работа   12 1 11 8  
Итого: 66 57 12 45 38 9
3 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 1. Рисование интерьера. 15 11 5 6 3 4
Тема 1.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе.   11 5 6 3 4
Раздел 2. Рисование головы человека. 61 56 22 34 14 5
Тема 2.1. Копирование рисунков черепа.   12 4 8 3 2
Тема 2.2. Рисунок черепа в трех положениях.   12 5 7 3 1
Тема 2.3. Копирование рисунков головы человека в различных поворотах   12 5 7 3 2
Тема 2.4. Рисунок « обрубовки» гипсовой головы.   20 8 12 5  
Итого: 77 68 28 40 17 9
4 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 3 . Изучение строения и пропорций частей лица 16 14 6 8 5 2
Тема 3.1. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).   14 6 8 5 2
Раздел 4. Рисование гипсовой головы 48 42 12 30 14 6
Тема 3.2. Рисунок гипсовой анатомической головы «экорше».   15 2 13 5 2
Тема 3.3. Рисунок гипсовой маски головы человека . Нерон.   15 6 9 5 2
Тема 3.3. Рисунок гипсовой головы человека . Антиной . Контрольная работа   12 4 8 4 2
Итого: 65 57 19 38 19 8
5 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 1. Рисунок головы человека. 56 47 17 29 16 9
Тема 1.1. Рисунок головы человека с гипсового слепка.   8 2 7 3 3
Тема 1.2. Рисунок с натуры мужской головы.   12 5 7 4  
Тема 1.3. Рисунок с натуры женской головы.   12 6 6 4 3
Тема 1.4. Рисунок с натуры головы человека с плечевым поясом.   15 4 9 5 3
Итого 57 48 18 30 16 9
6 семестр            
Введение. 1 1 1      
Раздел 2. Рисование верхней и нижней конечности человека. 84 75 33 42 19 9
Тема 2.1. Рисунок скелетной основы руки человека.   15 8 7 4  
Тема 2.2. Рисунок с гипсового слепка мышц руки   12 5 7 3  
Тема 2.3. Рисунок с натуры кисти руки человека   16 7 9 4 9
Тема 2.4. Рисунок стопы с гипсового слепка.   12 5 7 3  
Тема 2.5. Рисунок стопы человека с натуры. Контрольная работа   20 8 12 5  
Итого 85 76 34 42 19 9
7 семестр            
Введение 1 1 1      
Раздел 1. Рисование костной основы торса. 15 15 4 11 8  
Тема 1.1. Рисунок скелета туловища (позвоночный столб, грудная клетка, таз); линейно-конструктивное изображение с легкой моделировкой тоном.   15 4 11 8  
Раздел 2. Рисование гипсовой фигуры человека. 40 32 5 27 16 8
Тема 2.1. Рисунок гипсовой анатомической фигуры человека («экорше»). Рисунок спереди и со спины.   32 5 27 16 8
Итого 56 48 10 38 24 8
8 семестр            
Раздел 2. Рисование гипсовой фигуры человека. 24 24 10 14 6  
Тема 2.2. Рисунок гипсовой фигуры человека («Дорифор») Линейно-конструктивное построение рисунка с дальнейшей проработкой тоном.   24 10 14 6  
Раздел 3. Рисование фигуры человека. 63 54 24 30 21 9
Тема 3.1. Кратковременные зарисовки обнаженной фигуры человека с натуры.   12 4 8 7  
Тема 3.2. Кратковременные зарисовки фигуры человека в одежде.   12 4 8 7 9
Тема 3.3. Рисунок обнаженной мужской фигуры. Контрольная работа   30 16 14 7  
Итого 87 78 34 44 27 9
9 семестр            
Введение   1 1      
Тема 3.4. Рисунок обнаженной женской фигуры.   16 6 10 8  
Тема 3.5. Рисунок фигуры человека в одежде.   15 5 10 8 9
Итого 41 32 12 20 16 9
10 семестр
Введение   1 1      
Тема 3.6. Рисунок фигуры человека в русском костюме.   15 6 9 8 9
 Тема 3.7. Поясной портрет с руками.   16 7 9 8  
Итого 41 32 14 18 16 9
Итого всего 652 564 207 357 126 88

 

 

Содержание учебной дисциплины.


Семестр.

Введение

       Содержание и специфика дисциплины «рисунок» на 1-ом курсе в первом семестре. Задачи 1-ого семестра. Материалы, используемые на занятиях по рисунку. Оборудование кабинета, правила пользования им. Техника безопасности.

Раздел 1. Упражнения для рисования

.

При рисовании элементарных упражнений студент должен знать правила посадки за мольбертом, грамотно располагать лист на мольберте, свободно выполнять приемы рисования дуг, окружностей, квадрата, шестиугольника, иметь представления о композиционном расположении рисунка на листе бумаги

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.