Технология эффективного общения: управление говорящим собственным поведением, управление говорящим поведением слушателей, управление говорящим содержанием своей речи, управление слушателями собственным поведением.
Управление говорящим собственным поведением предполагает управление внутренним поведением и управление внешним поведением (невербальным, вербальным). Управление говорящим поведением слушателей предполагает умение говорящего считывать и анализировать информацию, идущую от слушателей через разного рода стимулы (мимику, жесты, реплики, вопросы и т.д.), а также своевременно реагировать на неё. Управление говорящим содержанием своей речи предполагает умение говорящего выявлять и учитывать особенности слушателей при общении с ними, проявить гибкость мышления и поведения, а также при необходимости изменять (корректировать, углублять, дополнять) содержание информации в соответствии с особенностями и потребностями слушателей. Управление слушателями собственным поведением предполагает умение слушающего уместно применять разные виды слушания (рефлексивный, нерефлексивный, эмпатический).
Тема 12. Признаки качественной речи.
Признаки качественной речи: правильность, логичность, точность, ясность, уместность, выразительность, краткость. Правильность речи – это соответствие речи действующим языковым нормам: нормам произношения, словообразования, лексическим, морфологическим, синтаксическим и стилистическим. Логичность речи предполагает соответствие речи законам логики. Точность речи – важное коммуникативное качество, которое обеспечивает понимание мыслей говорящего собеседником. Ясность речи предполагает, что смысл речи адресатом понимается без затруднений. Уместность речи предполагает текстовую и ситуативную уместность. Выразительность речи предполагает создание наглядно-чувственных образов средствами языка и речи. Краткость речи заключается в соразмерности содержания речи её объёму.
Построение иерархии признаков качественной речи для различных видов деятельности катехизатора: для огласительной беседы, для проведения группового и индивидуального занятия, для беседы консультанта с задавшим вопрос человеком в процессе работы консультационной службы по вопросам веры.
Тема 13. Организация и проведение огласительной беседы.
Система приходской катехизации для взрослых. Цель и задачи огласительной беседы. Выбор темы огласительной беседы и написание конспекта огласительной беседы с применением полученных знаний по разделу «Психология общения». Демонстрация подготовленной беседы.
Перечень примерных тем для подготовки беседы:
1. Значение Таинства Крещения.
2. Текст «Символ Веры».
3. Грехи и добродетели.
4. Ветхозаветные Заповеди.
5. Новозаветные Заповеди.
6. Библия и Евангелие. Другие книги для углубления понимания православия.
7. Подготовка родителей и крестных родителей к Таинству Крещения ребенка. Ответственность и задачи родителей после Крещения ребенка.
РАЗДЕЛ IV . Основы психологического консультирования
Тема 14. Организация деятельности приходских консультантов по вопросам веры богослужения и православного образа жизни.
Актуальность деятельности консультационной службы на приходе. Цель и задачи консультационной службы. Организация деятельности консультационной службы. Требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям консультанта. Алгоритм действий консультанта. Анализ вопросов, задаваемых консультантам из практической деятельности на приходе, совместный поиск ответов на данные вопросы.
Профилактика негативного влияния консультационной деятельности на личность консультанта («растворение» в проблемах клиента, «синдром профессионального выгорания»).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 218.