ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»

«УТВЕРЖДАЮ»

____________________________________

Митрополит Пермский и Кунгурский

 

«_____» ____________________ 2017 г.

 

Программа дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ»

обсуждена и одобрена на заседании Ученого Совета

Пермской Духовной семинарии

протокол №___

от «__»____________2017 г.

Направление подготовки

Православная катехизация

 

Квалификация (степень выпускника)

Катехизатор

 

Форма обучения

Очно-заочная

Пермь, 2017 г.


I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели освоения дисциплины

 

 Целями освоения дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ» являются:

1.1. подготовка к осуществлению приходской педагогической работы с детьми, подростками и взрослыми;

1.2. подготовка к осуществлению приходского консультирования молодежи и взрослых прихожан по вопросам православной веры и церковной жизни, вопросам создания брака и семьи, христианского воспитания детей;

1.3.  создание уклада приходской жизни церковной общины, формирование духовно-воспитательной и образовательной среды в воскресной школе, содействующих укоренению прихожан в вере и приобщению к литургической жизни Церкви;

1.4. содействие катехизатору в осуществлении самостоятельной духовно-нравственной работы над собой, профилактики «профессионального выгорания», в формировании у него христианского мировоззрения, навыков самоконтроля и духовного рассуждения, в том числе, при разрешении трудных жизненных ситуаций воцерковляющихся мирян.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Психология» обучающийся может демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ 1.Основы личностной, возрастной, гендерной и семейной психологии, психологии общения. 2.Ценности православного воспитания детей. 3.Технологию эффективного общения. 4. Основы приходского консультирования.
УМЕТЬ 1.Выявлять специфику психологического развития человека с учетом его возрастных особенностей. 2.Оказывать помощь начинающим воцерковление людям в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту и традициям христианского образа жизни. 3.Организовать и вести диалог с людьми различных социальных групп, проявлять терпение, внимание, доброту, заботу. 4.Проектировать и осуществлять образовательный процесс с детьми, подростками и взрослыми людьми в воскресной школе с использованием знаний личностной, возрастной, гендерной и семейной психологии, а также психологии общения. 5.Выявлять затруднения у детей, подростков и взрослых в процессе воцерковления и приобщения к православному образу жизни. Находить варианты помощи в соответствии с выявленной проблемой. 6. Подготовить и провести беседу в соответствие с психолого-педагогическими требованиями к ней.
ВЛАДЕТЬ 1.Способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения в процессе приобщения к жизни Церкви и ее традициям. 2. Способами и формами духовно-нравственного просвещения в разных возрастных группах. 3. Способами профилактики своего «профессионального выгорания».
Быть компетентным В решении психолого-педагогических вопросов катехизаторской деятельности, ориентированной на воцерковление различных возрастных групп мирян.

 



II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Количество часов по учебному плану

Всего – 144 часа.

Аудиторные занятия – 32 часов.

Самостоятельная работа – 112 часов.

Раздел

Тема

 

Наименование раздела (темы)

Всего часов

Аудиторные часы

Формы проведения аудиторных занятий

Самостоятельная работа

 
Лекции Семинар. занятия Практ. занятия  
1 2 3 4 5 6 7 8 9  
I

Основы семейной психологии

  1 Богозданность семьи. Функции семьи. 6 2 2 - - 4   2 Православные идеалы семейной культуры. Таинство Венчания. 6 2 2 - - 4   3 Супружество. Муж, жена. 6 2 2 - - 4   4 Родительство. Отцовство и материнство. 6 2 2 - - 4   5 Православные ценности семейного воспитания. 5 1 1 - - 4   6 Конфликты в семье. Развод и его последствия. 6 2 2 - - 4   7 Современные угрозы институту семьи. 5 1 1 - - 4   II

Основы психологии общения

  9 Духовное общение. Роли и позиции в общении. 10 2 1 - - 4   10 Эффективное общение. Признаки и организация многогранного диалога. Виды диалога.  10 2 1 - - 4   11 Четыре этапа технологии эффективного общения. 22 6 4 - - 8   12 Признаки качественной речи. 12 2 1 - 1 10   13 Организация и проведение огласительной беседы с применением знаний по психологии общения. 20 4     4 16   IV

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Экзамен

Экзамен проходит в форме проведения слушателями беседы на выбранную заранее тему с применением полученных знаний по основам семейной и возрастной психологии, психологии общения, основам психологического консультирования. Каждый выступающий в завершении своего выступления осуществляет анализ проведенной беседы с точки зрения уместности использования тех или иных психолого-педагогических приемов, дает оценку результативности своего выступления и рекомендации себе для повышения качества бесед в будущем. Оценку огласительной беседы дают и слушатели, для которых данная беседа проводилась, а также комиссия из преподавателей.

Перечень примерных вопросов к экзамену по дисциплине «Психология»

1. Богозданность семьи.

2. Семья как малая Церковь. Единство, святость, соборность, апостольство семьи.

3. Духовная функция родологии.

4. Условия правильного выбора спутника.

5. Супружество.

6. Что определяет мужчину как мужа?

7. Может ли муж не быть главой семьи?

8. Предназначение жены в православной семье, ее качества.

9. Виды любви.

10.  Условия благополучного родительства.

11.  Духовный смысл власти родителей.

12.  Роль отца в формировании личности ребенка.

13.  Роль матери в формировании личности ребенка.

14.  Черты позитивного отцовства и материнства.

15.  Родительская любовь: мудрая, искаженная.

16.  Основные задачи воспитания детей.

17.  Проблемы современного супружества (конфликт, механизмы согласования, рассогласования, примирения).

18.  Развод и его последствия.

19.  Предназначение и функции семьи.

20.  Православные идеалы семейной культуры.

21.  Семейные добродетели.

22.  Проблемы современной российской семьи.

23.  Роль семейных преданий. Честь семьи.

24.  Психология полов.

25.  Особенности воспитания приемных детей.

26.  Эффективное и неэффективное общение.

27.  Этика и психология общения: семейного, бытового, делового.

28.  Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Конфликты в религиозной среде.

29.  Психология разрешения конфликта.

30.  Основы психологической безопасности.

31.  Природа зависимостей. Проявление склонностей к зависимости.

32.  Методы работы с зависимостью.

33.  Виды и взаимосвязь зависимостей: алкоголизм, табакокурение, сексуальная зависимость, наркомания, игромания, токсикомания.

34.  Профилактика зависимостей. Помощь созависимым.

35.  Помощь в переживании горя.

36.  Приходское консультирование по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни.

 

 

 



V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1. Основная учебная литература по курсу «Психология»

1. Дивногорцева , С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М., 2012.

2. Культура семьи. Учебное пособие. – М. : Ин-т психолого-педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии. – 2009.

3. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. – М.: Покров, 2004.

4. Слободчиков , В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2013.

5. Практическая психология под ред. Акад. БПА М.К. Тутушкиной. Из-во «Дидактика Плюс», С-Пб.

6. Культура семьи: учебное пособие. Авторы: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., Алтушкина Т.А.– Москва. – 2009. – 184 с.

5.2. Дополнительная учебная литература по курсу «Психология»

1. Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.

2. Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч. I / Сергей Коротких. – М., 2003.

3. Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности, ч. II / Сергей Коротких. – М., 2003.

4. Супрун, В.И. Православия святые имена: Учебное пособие по истории религий / В.И. Супрун. – Волгоград: Книга, 1998.

5. Янушкявичене , О.Л. Дерево доброе / О.Л. Янушкявичене. – М., 2004.

6. Янушкявичюс , Р.В. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов / Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Яшункявичене. – М.: Про-Пресс, 2000.

ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»

«УТВЕРЖДАЮ»

____________________________________

Митрополит Пермский и Кунгурский

 

«_____» ____________________ 2017 г.

 

Программа дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ»

обсуждена и одобрена на заседании Ученого Совета

Пермской Духовной семинарии

протокол №___

от «__»____________2017 г.

Направление подготовки

Православная катехизация

 

Квалификация (степень выпускника)

Катехизатор

 

Форма обучения

Очно-заочная

Пермь, 2017 г.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.