Схема психологического анализа занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Тема занятия, место данного занятия в общей системе занятий по теме.

2. Цель занятия и его задачи.

3. Организация занятия, приход учащихся на занятие и их готовность к занятиям. Организация психологом учащихся на работу (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность помещения к занятию.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков, методов проверки. Содержание практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера, качество ответов учащихся. Какие способы использовались при опросе? Активность учащихся. Каким образом преподаватель привлекал внимание учащихся к ответам товарищей, каким образом был подведен итог проверки знаний?

5. Тема и содержание устного изложения преподавателем учебного материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, ясность, доступность изложения. Связь с ранее пройденным материалом. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемы вопросов, познавательных задач перед учащимися, формулировка логических заданий. Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.

6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Какой материал отобран для закрепления, чем руководствовался преподаватель при его отборе? Методика закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера.

7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж его выполнения. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся.

8. Характеристика познавательной деятельности у учащихся:

Внимание. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид преподавателя, мимика, пантомимика; доброжелательный тон, ритм и темп занятия, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность в изложении. Как этими приемами обеспечивалась устойчивость внимания учащихся на разных этапах урока, как использовал преподаватель переключение внимания учащихся с разных видов деятельности?

Восприятие. Как создавались установки на восприятие нового материала?

Память. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечивалось ли развитие ими типов памяти учащегося?

Мышление. Создавалась ли проблемная ситуация в начале овладения учащимися материалом? Побуждал ли преподаватель к формулировке задачи самих учащихся? Имела ли место на занятии активность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, системой вопросов преподавателя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу? Соответствовала ли трудность учебного материала данной возрастной группе? Опирался ли преподаватель на коллективное мышление учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлекая внимание класса к ответам опрашиваемых? Были ли ответы учеников простым воспроизведением заученного материала или результатом переработки полученных знаний? Были ли использованы учащимися теоретические знания, полученные ими в школе, и непосредственный чувственный опыт для выводов и обобщений? Как формировались новые понятия? Какую роль выполняли первичные представления и образованные на их основе новые образы – результаты творческого воображения? В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий?

Личность. Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам преподавателя. Имело ли место у школьников удовлетворение выполненным заданием? Воодушевлял ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения?

9. Характеристика педагога (психолога). Знание материала. Методическое мастерство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.