В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- общекультурные компетенции (ОК-4, ОК-5);
- профессиональные компетенции (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6);
- компетенции психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП-1, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-6);
- социально-педагогической деятельности (ПКСП-2).
После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений:
- Гностические – умение ориентироваться в методической литературе, способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий; умение эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности.
- Конструктивные – умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях; умение применять методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
- Коммуникативные – умение последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами; умение общаться с детьми, учитывая их возраст; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение взаимодействовать с педагогами учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности.
- Организаторские – умение организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития.
- Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования; умение осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
7. Структура и содержание производственной практики
Производственная практика имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы (таблица 1).
Таблица 1.
Этапы прохождения производственной практики
Разделы (этапы) практики | Виды деятельности | Формы текущего контроля |
1. Подготовительный этап. 1.1. Знакомство с программой практики, целями, задачами. 1.2.Распределение по базам. 1.3.Разъяснение заданий. 1.4.Инструктаж по технике безопасности | Участие в установочной конференции. Определение целей и задач практики; содержание заданий. | Явка на установочную конференцию. |
2. Ознакомительный этап. 2.1.Знакомство с учреждением.
2.2.Знакомство с профессиональной деятельностью психолога.
2.3. Изучение литературы
| Выявить общие сведения об учреждении (количество учеников, состав специалистов структуру, основные направления деятельности, задачи на учебный год, структуру психологической службы. | Ведение дневника практики. |
Изучить документацию психолога, направления работы. В беседе с психологом ознакомиться с: - должностными обязанностями; - планом работы на год; - циклограммой; - особенностями той группы учащихся (студентов), с которой предстоит работать. Самостоятельное изучение научной литературы по вопросам практики. | Зафиксировать в дневнике общие сведения: -основные направления работы специалиста и их особенности; -индивидуальные возрастные и психологические особенности детей, с которыми работает психолог. | |
3. Наблюдение за деятельностью психолога. | Присутствие в роли наблюдателя на занятиях у психолога. | В дневнике практики отразить количество и тематику занятий, собственные наблюдения. |
Присутствие в роли наблюдателя на занятиях у педагога. | Составить психолого-педагогический анализ занятия. | |
4. Исследовательский этап. 4.1. Исследование тревожности и агрессивности личности. 4.2. Психологический портрет личности; | Провести диагностику группы на выявление уровня тревожности и агрессивности. Исследование личности с использованием 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла. | Проанализировать полученные результаты и составить заключение по каждой методике. Составить психологическое заключение (см.прил.6) по данной методике, построить профиль личности (график по факторам). |
5. Разработка материалов для проведения собственных занятий. | Самостоятельно разработать программу тренинговых занятий по психологической проблематике и провести их с группой (тема занятий на выбор студента). | Конспекты занятий с самоанализом приложить к материалам практики. |
6. Другие виды деятельности. | Разнообразные виды деятельности (диагностика, проведение развивающих занятий и др. по желанию студента). | Описание деятельности отражается в дневнике практики. |
7. Заключительный этап. 7.1.Обобщение полученных на практике результатов. 7.2. Подготовка к итоговой конференции. | Подготовка отчета по установленной форме. Подготовка выступления по итогам практики в соответствии с предложенными вопросами для обсуждения. | Подготовка всех необходимых отчётных документов. |
8. Итоговая конференция Проведение конференции (в течение 2-х недель после окончания практики) | Студент предоставляет папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета за неделю до итоговой конференции. | Защита практики. Получение оценки. |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.
Проведение диагностики, наблюдение, технологии социально-психологического тренинга (п.2, 3, 5, 6 содержания практики), проведение развивающих занятий и иных видов деятельности (п.6, 7).
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
Осуществляется свободный доступ практикантов к библиотечным фондам и базам данных ВУЗа / отдельных кафедр, по содержанию программы практики. Практиканты обеспечиваются необходимым комплектом методических материалов (дневник, методические рекомендации по практике и др.).
В качестве обязательной документации, предъявляемой студентом курсовому руководителю практики по итогам практики, является:
1. Дневник практики (с индивидуальным планом) (прил.1);
2. Характеристика (прил.2);
3. Конспекты занятий с самоанализом (прил.3);
4. Психолого-педагогический анализ (прил.4)
5. Отчёт по результатам диагностики тревожности, агрессивности (прил.5, 6);
6. Отчёт по результатам диагностики методикой Р. Кеттела (прил.9);
7. Аналитический отчёт по практике (прил.7);
8. Тезисы к итоговой конференции (прил.8);
9. По желанию студента прикладываются наглядные материалы (буклеты, листовки, мультимедийные презентации).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.