Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1–2 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.– 384 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли./А.Г.Асмолов.- М.: Просвещение, 2011.- 152 с.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока.– М.: Педагогический поиск, 2000.– 336 с.
Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие / С. В. Кульневич; автор Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2002 - Ч.1: Математика, природоведение. - 152 с.
Кульневич С. В. Современный урок : науч.-практич. пособ. / С. В. Кульневич ; автор Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2005. - Ч.2 : Не совсем обычные и совсем необычные уроки. - 288 с.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М: Академия, 2007. - 512 с.
11. Полат Е.С. Современные образовательные технологии в системе образования.– М.: Академия, 2008.– 368 с.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособ. / Симонов В.П. - Москва : Высшее образование, 2006. - 357 с.
14. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru (сайт Федерального государственного образовательного стандарта).
7.2.Периодические издания
«Начальная школа»,
«Начальная школа плюс До и После»,
«Воспитание школьников»,
приложение к газете «Первое сентября» (начальная школа).
7.3. Интернет-ресурсы
http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.
http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.
http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.
http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.
http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии
http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.
http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.
http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
http://window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам).
http://www.proshкolu.ru (школьный интернет портал).
http://www.4stupeni.ru (клуб учителей начальной школы).
http://www.mon.gov.ru (сайт Министерства образования и науки РФ).
http://www.standart.edu.ru (сайт ФГОС).
http://www.schoolguide.ru (информационный сайт по УМК начальной школы).
http://www. school 2100.ru (сайт Образовательной системы «Школа 2100»).
http://www.zankov.ru (официальный сайт государственной системы обучения Л.В. Занкова)
Содержание практики
В ходе выполнения заданий практики студент должен показать следующие знания, умения и навыки:
Должен знать:
1. физиологические и санитарно-гигиенические аспекты образовательного процесса в начальной школе;
2. цели и задачи начального общего образования;
3. психологические особенности детей младшего школьного возраста;
4. способы осуществления процесса обучения в соответствии с образовательными программами в начальной школе;
5. принципы планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программ и в соответствии с учебным планом;
6. современные научно-обоснованные приемы, методы и средства обучения предметам;
7. современные средства оценивания результатов обучения;
8. личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
9. пути обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
10. способы организации контроля за результатами обучения;
11. особенности организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.
Должен уметь и владеть:
1. Разбираться в содержании и требованиях программы и других руководящих документов по предметам, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.
2. Ставить и решать задачи воспитания на уроках.
3. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по дисциплинам, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, речи, решения задач, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.
4. Подготавливать и использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.
5. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курсов, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.
6. Изучать уровень умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся.
7. Соотносить и связывать материал по методики преподавания дисциплин со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, математике и т.д.
8. Изучать передовой опыт учителей, элементарно оценивать его.
В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:
А. Изучить:
* деловую (формальную) и личностную (неформальную) структуры коллектива учащихся;
* содержание коллективной деятельности младших школьников.
Б. Усовершенствовать:
* умение подготовить к урокам необходимый дидактический материал и наглядные пособия;
* умение планировать учебно-воспитательную работу с учащимися начальных классов;
* умение проектировать и осуществлять формирование и развитие личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания;
* умение определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения;
* умение организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность младших школьников по усвоению содержания учебного материала;
* умение использовать разнообразные методы и формы организации обучения и воспитания младших школьников;
* умение осуществлять диагностику воспитанности младших школьников, анализировать ее результаты и использовать их в своей педагогической деятельности;
* умение организовывать практическую деятельность и общение младших школьников;
* умение определять эффективность проводимой учебно-воспитательной работы, осуществлять ее коррекцию;
* умение учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;
* умение организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся начальных классов и добиваться вместе с ними педагогически целесообразного воздействия на ребенка;
* умение использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся;
* умение осуществлять научно-исследовательскую работу и использовать ее результаты в обучении и воспитании младших школьников;
* умение анализировать свою педагогическую деятельность.
* умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие с педагогами и детьми;
* умение пользоваться методическими приемами в соответствии с задачами и структурой урока;
* умение разрабатывать и проводить уроки и внеклассные мероприятия;
* умение подбирать необходимую информацию, пользоваться ей и вовлекать детей в работу с информацией;
* умение фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений, осуществлять их устный и письменный анализ;
* умение пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений академии и факультета.
Организация педагогической практики студентов
1 неделя практики – наблюдение за работой учителя и учащихся в своем классе, посещение и анализ открытых уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителем, подготовка наглядных и дидактических материалов к своим урокам.
2-6 недели практики – активная практика студентов: проведение уроков по всем предметам, посещение и анализ уроков своих товарищей, подведение итогов практики и оформление документации.
Каждый студент должен:
- провести не менее 25 уроков из них:
математика – 5 уроков;
русский язык – 5 уроков;
литературное чтение - 5 уроков;
«Окружающий мир» – 4 урока;
технология – 3 урока;
ИЗО – 3 урока;
- провести одно внеклассное (или внеурочное по предметам) мероприятие и сделать самоанализ (см. схему системного анализа по В.П. Симонову)
- проанализировать 3 урока учителя-стажиста (по выбору) по трем схемам анализа (см. приложение).
По окончании практики в семидневный срок студенты представляют документацию согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду.
Обязательными яв ляются:
1) отчёт по практике;
2) конспекты уроков с наглядностью по:
- русскому языку,
-литературному чтению,
- математике;
- дисциплине «Окружающий мир»,
- технологии,
- изобразительному искусству;
3) конспект внеклассного мероприятия (или внеурочного по предмету) с самоанализом
4) психолого-педагогическая характеристика класса.
5) психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.
6) анализ 3 уроков учителя - стажиста (по 3-м схемам)
7) характеристика студента с оценкой учителя, печатью и подписью директора школы.
8) дневник практики.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать образовательную среду прохождения практики: ее образовательные возможности и негативные факторы.
2. Провести диагностику по изучению детей и детского коллектива.
3. Подобрать материалы для методической копилки.
4. Спроектировать и провести 25 уроков по предметам.
5. Спроектировать и провести воспитательное мероприятие.
6. Посетить уроки и воспитательные мероприятия коллег, изучить их опыт.
7. Оформить дневник практики, сделать подборку фотографий, отражающих разные аспекты деятельности практиканта.
8. Провести самоанализ собственной деятельности (подготовить отчет).
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
1. Отчетная документация студентов
В последний день педагогической практики в школе проводится педагогический совет, на котором выступает зам. директора образовательного учреждения, ответственный за практику, учителя начальных классов с анализом работы студентов-практикантов, оценивают его готовность к самостоятельной педагогической деятельности, степень сформированное профессионально-педагогических умений и навыков, профессиональной направленности и социальной активности (интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, ответственность, творческое отношение к работе и т.д.), высказываются студенты о результатах пройденной практики.
По итогам педагогической практики (после проверки отчетной документации) на факультете проводится заключительная конференция, на которой анализируются результаты преддипломной педагогической практики студентов. К конференции готовится выставка детских рисунков и изделий, выполненных учащимися на уроках изобразительного искусства и труда. На конференции происходит обсуждение результатов и выставление окончательной оценки за педагогическую практику.
2.Дневник практики
Образец оформления и заполнения дневника
1 лист
• ФИО студента-практиканта
• База практики
2 лист
Дата | Содержание практики | Анализ просмотренной работы | Замечания и предложения |
В дневнике должны быть отражены все направления деятельности студента:
• Психолого-педагогическая работа,
• Воспитательная работа,
• Учебно-методическая работа,
• Оформительская деятельность,
• Взаимопосещения пробных и зачетных мероприятий других студентов с их последующим анализом,
• Оценивание и анализ зачетных уроков учителем, к которому прикреплен студент на время практики.
Приложение 1
Примерная схема характеристики студента-практиканта
- Владение программой начальной школы, по которой обучается класс, и содержания учебного материала в ней.
- Умение планировать учебный материал по урокам.
- Умение осуществлять на уроке связь преподавания с жизнью, разрешить задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю детей.
- Умение организовывать детей на работу, овладевать их вниманием и активизировать их умственную деятельность, вызывать интерес к изучаемому на уроке материалу, обеспечивать при помощи самостоятельной тренировочной работы приобретение школьниками прочных навыков и умений.
- Умение осуществлять индивидуальный подход к детям и предупреждать их отставание и неуспеваемость в учебных занятиях.
- Степень владения методикой преподавания по каждому предмету начальной школы.
- Умение проводить внеклассную работу с детьми и культурно-просветительскую работу с родителями и населением.
- Положительные стороны и основные пробелы в педагогической подготовке студента-практиканта.
- Отношение практиканта к работе и его дисциплинированность.
- Общая оценка практики.
Приложение 2.
Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики коллектива учащихся класса
1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).
2. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива:
* сплоченность и организованность учащихся (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения; проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание младших школьников и т.д.);
* актив класса (характеристика активистов; их активность, инициативность, ответственность, статус в коллективе; отношение к требованиям учителя; требовательность к себе и другим; умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль и т.д.).
3. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, их направленность, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися и т. д.).
4. Содержание коллективной деятельности класса:
* учебно-познавательная деятельность (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т.д.);
* внеучебная деятельность (виды совместной деятельности и участие в них младших школьников; проявление ими активности и самостоятельности; участие учащихся в кружках и спортивных секциях; посещение учреждений дополнительного образования и т.д.).
5. Общие выводы:
* характеристика уровня развития коллектива учащихся;
* предложения по дальнейшему формирования коллектива учащихся.
Приложение 3.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.