Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

5. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1–2 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.– 384 с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли./А.Г.Асмолов.- М.: Просвещение, 2011.- 152 с.

Конаржевский Ю.А. Анализ урока.– М.: Педагогический поиск, 2000.– 336 с.

Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие / С. В. Кульневич; автор Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2002 - Ч.1: Математика, природоведение. - 152 с.

Кульневич С. В. Современный урок : науч.-практич. пособ. / С. В. Кульневич ; автор Т. П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2005. - Ч.2 : Не совсем обычные и совсем необычные уроки. - 288 с.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М: Академия, 2007. - 512 с.

11. Полат Е.С. Современные образовательные технологии в системе образования.– М.: Академия, 2008.– 368 с.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособ. / Симонов В.П. - Москва : Высшее образование, 2006. - 357 с.

14. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru (сайт Федерального государственного образовательного стандарта).

7.2.Периодические издания

«Начальная школа»,

«Начальная школа плюс До и После»,

«Воспитание школьников»,

приложение к газете «Первое сентября» (начальная школа).

 

7.3. Интернет-ресурсы

http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.

http://www.trizminsk.org/   Педагогические проблемы.

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.

http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.

http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии

http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.

http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.

http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.

http://window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам).

http://www.proshкolu.ru (школьный интернет портал).

http://www.4stupeni.ru (клуб учителей начальной школы).

http://www.mon.gov.ru (сайт Министерства образования и науки РФ).

http://www.standart.edu.ru (сайт ФГОС).

http://www.schoolguide.ru (информационный сайт по УМК начальной школы).

http://www. school 2100.ru (сайт Образовательной системы «Школа 2100»).

http://www.zankov.ru (официальный сайт государственной системы обучения Л.В. Занкова)

 

Содержание практики

В ходе выполнения заданий практики студент должен показать следующие знания, умения и навыки:

Должен знать:

1. физиологические и санитарно-гигиенические аспекты образовательного процесса в начальной школе;

2. цели и задачи начального общего образования;

3. психологические особенности детей младшего школьного возраста;

4. способы осуществления процесса обучения в соответствии с образовательными программами в начальной школе;

5. принципы планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программ и в соответствии с учебным планом;

6. современные научно-обоснованные приемы, методы и средства обучения предметам;

7. современные средства оценивания результатов обучения;

8. личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

9. пути обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

10. способы организации контроля за результатами обучения;

11. особенности организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.

Должен уметь и владеть:

1. Разбираться в содержании и требованиях программы и других руководящих документов по предметам, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Ставить и решать задачи воспитания на уроках.

3. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по дисциплинам, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, речи, решения задач, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.

4. Подготавливать и использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

5. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курсов, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

6. Изучать уровень умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся.

7. Соотносить и связывать материал по методики преподавания дисциплин со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, математике и т.д.

8. Изучать передовой опыт учителей, элементарно оценивать его.

 

В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:

А. Изучить:

* деловую (формальную) и личностную (неформаль­ную) структуры коллектива учащихся;

* содержание коллективной деятельности младших школьников.

Б. Усовершенствовать:

* умение подготовить к урокам необходимый дидактический материал и наглядные пособия;

* умение планировать учебно-воспитательную работу с учащимися начальных классов;

* умение проектировать и осуществлять формирование и развитие личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания;

* умение определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения;

* умение организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность младших школьников по усвоению содержания учебного материала;

* умение использовать разнообразные методы и формы организации обучения и воспитания младших школь­ников;

* умение осуществлять диагностику воспитанности младших школьников, анализировать ее результаты и использовать их в своей педагогической деятельности;

* умение организовывать практическую деятельность и общение младших школьников;

* умение определять эффективность проводимой учебно-воспитательной работы, осуществлять ее коррекцию;

* умение учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;

* умение организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся начальных классов и добиваться вместе с ними педагогически целесообразного воздействия на ребенка;

* умение использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся;

* умение осуществлять научно-исследовательскую работу и использовать ее результаты в обучении и воспитании младших школьников;

* умение анализировать свою педагогическую деятельность.

* умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие с педагогами и детьми;

* умение пользоваться методическими приемами в соответствии с задачами и структурой урока;

* умение разрабатывать и проводить уроки и внеклассные мероприятия;

* умение подбирать необходимую информацию, пользоваться ей и вовлекать детей в работу с информацией;

* умение фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений, осуществлять их устный и письменный анализ;

* умение пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений академии и факультета.

 

Организация педагогической практики студентов

1 неделя практики – наблюдение за работой учителя и учащихся в своем классе, посещение и анализ открытых уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителем, подготовка наглядных и дидактических материалов к своим урокам.

2-6 недели практики – активная практика студентов: проведение уроков по всем предметам, посещение и анализ уроков своих товарищей, подведение итогов практики и оформление документации.

Каждый студент должен:

- провести не менее 25 уроков из них:

математика – 5 уроков;

 русский язык – 5 уроков;

 литературное чтение - 5 уроков;

 «Окружающий мир» – 4 урока;

технология – 3 урока;

ИЗО – 3 урока;

- провести одно внеклассное (или внеурочное по предметам) мероприятие и сделать самоанализ (см. схему системного анализа по В.П. Симонову)

- проанализировать 3 урока учителя-стажиста (по выбору) по трем схемам анализа (см. приложение).

По окончании практики в семидневный срок студенты представляют документацию согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду.

Обязательными яв ляются:

1) отчёт по практике;

2) конспекты уроков с наглядностью по:

- русскому языку,

-литературному чтению,

- математике;

- дисциплине «Окружающий мир»,

- технологии,

- изобразительному искусству;

3) конспект внеклассного мероприятия (или внеурочного по предмету) с самоанализом

4) психолого-педагогическая характеристика класса.

5) психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

6) анализ 3 уроков учителя - стажиста (по 3-м схемам)

7) характеристика студента с оценкой учителя, печатью и подписью директора школы.

8) дневник практики.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать образовательную среду прохождения практики: ее образовательные возможности и негативные факторы.

2. Провести диагностику по изучению детей и детского коллектива.

3. Подобрать материалы для методической копилки.

4. Спроектировать и провести 25 уроков по предметам.

5. Спроектировать и провести воспитательное мероприятие.

6. Посетить уроки и воспитательные мероприятия коллег, изучить их опыт.

7. Оформить дневник практики, сделать подборку фотографий, отражающих разные аспекты деятельности практиканта.

8. Провести самоанализ собственной  деятельности (подготовить отчет).

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

1. Отчетная документация студентов

В последний день педагогической практики в школе проводится педагогический совет, на котором выступает зам. директора образовательного учреждения, ответственный за практику, учителя начальных классов с анализом работы студентов-практикантов, оценивают его готовность к самостоятельной педагогической деятельности, степень сформированное профессионально-педагогических умений и навыков, профессиональной направленности и социальной активности (интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, ответственность, творческое отношение к работе и т.д.), высказываются студенты о результатах пройденной практики.

По итогам педагогической практики (после проверки отчетной документации) на факультете проводится заключительная конференция, на которой анализируются результаты преддипломной педагогической практики студентов. К конференции готовится выставка детских рисунков и изделий, выполненных учащимися на уроках изобразительного искусства и труда. На конференции происходит обсуждение результатов и выставление окончательной оценки за педагогическую практику.

 

2.Дневник практики

Образец оформления и заполнения дневника

1 лист

•     ФИО студента-практиканта

•     База практики

2 лист

  1. Сведения о школе (адрес, ФИО руководителей).
  2. Сведения о классе (ФИО классного руководителя, расписание уроков, расписание звонков, список класса, социометрия – характеристика класса).
  3. Оформление наблюдения и работы:
Дата Содержание практики Анализ просмотренной работы Замечания и предложения
         

В дневнике должны быть отражены все направления деятельности студента:

• Психолого-педагогическая работа,

• Воспитательная работа,

• Учебно-методическая работа,

• Оформительская деятельность,

• Взаимопосещения пробных и зачетных мероприятий других студентов с их последующим анализом,

• Оценивание и анализ зачетных уроков учителем, к которому прикреплен студент на время практики.

Приложение 1

Примерная схема характеристики студента-практиканта

- Владение программой начальной школы, по которой обучается класс, и содержания учебного материала в ней.

- Умение планировать учебный материал по урокам.

- Умение осуществлять на уроке связь преподавания с жизнью, разрешить задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю детей.

- Умение организовывать детей на работу, овладевать их вниманием и активизировать их умственную деятельность, вызывать интерес к изучаемому на уроке материалу, обеспечивать при помощи самостоятельной тренировочной работы приобретение школьниками прочных навыков и умений.

- Умение осуществлять индивидуальный подход к детям и предупреждать их отставание и неуспеваемость в учебных занятиях.

- Степень владения методикой преподавания по каждому предмету начальной школы.

- Умение проводить внеклассную работу с детьми и культурно-просветительскую работу с родителями и населением.

- Положительные стороны и основные пробелы в педагогической подготовке студента-практиканта.

- Отношение практиканта к работе и его дисциплинированность.

- Общая оценка практики.



Приложение 2.

Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики коллектива учащихся класса

1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

2. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива:

* сплоченность и организованность учащихся (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения; проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание младших школьников и т.д.);

* актив класса (характеристика активистов; их активность, инициативность, ответственность, статус в коллективе; отношение к требованиям учителя; требовательность к себе и другим; умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль и т.д.).

3. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, их направленность, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися и т. д.).

4. Содержание коллективной деятельности класса:

* учебно-познавательная деятельность (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т.д.);

* внеучебная деятельность (виды совместной деятельности и участие в них младших школьников; проявление ими активности и самостоятельности; участие учащихся в кружках и спортивных секциях; посещение учреждений дополнительного образования и т.д.).

5. Общие выводы:

* характеристика уровня развития коллектива учащихся;

* предложения по дальнейшему формирования коллектива учащихся.



Приложение 3.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.