ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

 

Кафедра теории и методики начального и дошкольного обучения

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

______________/ Н.В.Фролова /

«___» ________2017 г.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

 

 

Направление подготовки

«44.03.05 Педагогическое образование»

 (код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки

Дошкольное, начальное образование

(наименование профиля подготовки)

 

Форма обучения

Очная

 

2017


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1. Цели освоения дисциплины (модуля): обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности, выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и поведения учебно-воспитательного процесса в школах различного типа, определение степени их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности

Задачи:

1. Продолжить формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в начальной школе.

2. Включить студентов в выполнение следующих видов профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов:

* учебную (проведение уроков и внеурочных занятий по предметам);

* воспитательную (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися класса);

* методическую (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей начальных классов);

* исследовательскую (проведение педагогического эксперимента и сбор фактического материала для выпускных квалификационных работ).

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Производственная практика. Преддипломная практика» входит в блок «Учебная и производственная практика» основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Для прохождения производственной практики студенты используют знания, умения, навыки, сформированными в ходе изучения дисциплин базовой части: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение программы практики способствует углублению знаний по дисциплинам базовой и вариативной части профессионального цикла; формирует конкретное представление студентов о характере педагогической деятельности, определяющей роли учителя в учебно-воспитательном процессе, о ценности педагогической и психологической теории для практики воспитания и обучения подрастающего поколения; готовит к написанию выпускной квалификационной работы и, в целом – к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Основное содержание педагогической практики реализуется: в деятельности учителя по учебным предметам и классного руководителя, в деятельности организатора внеурочной деятельности младших школьников; в участии в опытно-экспериментальной и методической работе; в участии в работе с родителями, общественностью.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

б)общепрофессиональные (ОПК):

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в) профессиональные (ПК):

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

- процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

 

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

- физиологические и санитарно-гигиенические аспекты образовательного процесса в начальной школе;

- цели и задачи начального общего образования;

- психологические особенности детей младшего школьного возраста;

- способы осуществления процесса воспитания и обучения в соответствии с образовательными программами начальной школы;

- принципы планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программ и в соответствии с учебным планом;

- современные научно-обоснованные приемы, методы и средства развития, воспитания и обучения;

- современные средства оценивания результатов развития, воспитания и обучения;

- личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей с целью создания мотивации к обучению;

- пути обеспечения охраны жизни и здоровья детей младшего школьного возраста во время образовательного процесса;

- способы организации контроля за результатами обучения;

- особенности организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Уметь и владеть:

- разбираться в содержании и требованиях программы и других руководящих документов по предметам, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных и учебно-методических пособий для и учащихся; правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе;

- ставить и решать задачи воспитания при реализации образовательных областей и на уроках;

- самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по дисциплинам начальной школы, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать детям образцы чтения, письма, речи, решения задач, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на занятиях и уроках в соответствии с возрастом ребенка;

- подготавливать и использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность детей младшего школьного возраста;

- самостоятельно планировать изучение разделов и тем курсов, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе;

- изучать уровень умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок детей;

- соотносить и связывать материал по методике преподавания дисциплин и образовательных областей со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, математике и т.д.;

- изучать передовой опыт воспитателей и учителей, элементарно оценивать его.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетных единицы (54 часа).

4.1. Структура дисциплины

Таблица 1

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Аудиторные занятия

СР

ЛК ПЗ КСР
1 Подготовительный этап

9

- -    
2 Основной этап -      
3 Заключительный -      
  Дифференцированный зачет 9

 

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
1 Подготовительный этап Знакомство с местом прохождения практики, наблюдение за работой учителя и учащихся в своем классе, посещение и анализ открытых уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителем, подготовка наглядных и дидактических материалов к своим урокам.
2 Основной этап Активная практика студентов: проведение уроков по всем предметам, посещение и анализ уроков своих товарищей, подведение итогов практики и оформление документации.
3 Заключительный этап Представление документации согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду

Образовательные технологии

Таблица 3

№ раздела Тема занятия Виды образовательных технологий

1

 

Подготовительный этап

 

Консультация-проектирование
Консультация: мозговой штурм

2

 

Основной этап

Включенное наблюдение
Проблемное консультирование
Консультация- дискуссия

3

 

Заключительный этап

Круглый стол
Защита проектов
Рефлексивный тренинг

 

6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4

Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы

1

Подготовительный этап

Анализ образовательной среды
Проведение диагностик по изучению детей и детского коллектива
Пополнение методической копилки
Заполнение дневника практики

 

2

 

 

Основной этап

Проведение мониторинга воспитанности
Изучение деловой (формальной) и личностной (неформальной) структуры коллектива учащихся и содержание коллективной деятельности младших школьников.
Проектирование и проведение уроков и внеурочных мероприятий
Изучение опыта коллег
Заполнение дневника

 

3

Заключительный этап

Оформление документации
Рефлексивная деятельность

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Литература

а) основная литература:

  1. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; ред. В. А. Сластенин. - М: Академия, 2008. - 576 с
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК «Планета знаний», УМК «Перспективная начальная школа»/ Сост. Л.И. Жигалина.- М.: Планета, 2012. – 376 с.

б) дополнительная литература:

1. Булатова О.С. Искусство современного урока. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М: Академия, 2007. - 512 с.

11. Полат Е.С. Современные образовательные технологии в системе образования.– М.: Академия, 2008.– 368 с.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособ. / Симонов В.П. - Москва : Высшее образование, 2006. - 357 с.

14. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru (сайт Федерального государственного образовательного стандарта).

7.2.Периодические издания

«Начальная школа»,

«Начальная школа плюс До и После»,

«Воспитание школьников»,

приложение к газете «Первое сентября» (начальная школа).

 

7.3. Интернет-ресурсы

http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.

http://www.trizminsk.org/   Педагогические проблемы.

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.

http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.

http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии

http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.

http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.

http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.

http://window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам).

http://www.proshкolu.ru (школьный интернет портал).

http://www.4stupeni.ru (клуб учителей начальной школы).

http://www.mon.gov.ru (сайт Министерства образования и науки РФ).

http://www.standart.edu.ru (сайт ФГОС).

http://www.schoolguide.ru (информационный сайт по УМК начальной школы).

http://www. school 2100.ru (сайт Образовательной системы «Школа 2100»).

http://www.zankov.ru (официальный сайт государственной системы обучения Л.В. Занкова)

 

Содержание практики

В ходе выполнения заданий практики студент должен показать следующие знания, умения и навыки:

Должен знать:

1. физиологические и санитарно-гигиенические аспекты образовательного процесса в начальной школе;

2. цели и задачи начального общего образования;

3. психологические особенности детей младшего школьного возраста;

4. способы осуществления процесса обучения в соответствии с образовательными программами в начальной школе;

5. принципы планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программ и в соответствии с учебным планом;

6. современные научно-обоснованные приемы, методы и средства обучения предметам;

7. современные средства оценивания результатов обучения;

8. личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

9. пути обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

10. способы организации контроля за результатами обучения;

11. особенности организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.

Должен уметь и владеть:

1. Разбираться в содержании и требованиях программы и других руководящих документов по предметам, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Ставить и решать задачи воспитания на уроках.

3. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по дисциплинам, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, речи, решения задач, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.

4. Подготавливать и использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

5. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курсов, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

6. Изучать уровень умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся.

7. Соотносить и связывать материал по методики преподавания дисциплин со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, математике и т.д.

8. Изучать передовой опыт учителей, элементарно оценивать его.

 

В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:

А. Изучить:

* деловую (формальную) и личностную (неформаль­ную) структуры коллектива учащихся;

* содержание коллективной деятельности младших школьников.

Б. Усовершенствовать:

* умение подготовить к урокам необходимый дидактический материал и наглядные пособия;

* умение планировать учебно-воспитательную работу с учащимися начальных классов;

* умение проектировать и осуществлять формирование и развитие личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания;

* умение определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения;

* умение организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность младших школьников по усвоению содержания учебного материала;

* умение использовать разнообразные методы и формы организации обучения и воспитания младших школь­ников;

* умение осуществлять диагностику воспитанности младших школьников, анализировать ее результаты и использовать их в своей педагогической деятельности;

* умение организовывать практическую деятельность и общение младших школьников;

* умение определять эффективность проводимой учебно-воспитательной работы, осуществлять ее коррекцию;

* умение учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников;

* умение организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся начальных классов и добиваться вместе с ними педагогически целесообразного воздействия на ребенка;

* умение использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся;

* умение осуществлять научно-исследовательскую работу и использовать ее результаты в обучении и воспитании младших школьников;

* умение анализировать свою педагогическую деятельность.

* умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие с педагогами и детьми;

* умение пользоваться методическими приемами в соответствии с задачами и структурой урока;

* умение разрабатывать и проводить уроки и внеклассные мероприятия;

* умение подбирать необходимую информацию, пользоваться ей и вовлекать детей в работу с информацией;

* умение фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений, осуществлять их устный и письменный анализ;

* умение пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений академии и факультета.

 

Организация педагогической практики студентов

1 неделя практики – наблюдение за работой учителя и учащихся в своем классе, посещение и анализ открытых уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителем, подготовка наглядных и дидактических материалов к своим урокам.

2-6 недели практики – активная практика студентов: проведение уроков по всем предметам, посещение и анализ уроков своих товарищей, подведение итогов практики и оформление документации.

Каждый студент должен:

- провести не менее 25 уроков из них:

математика – 5 уроков;

 русский язык – 5 уроков;

 литературное чтение - 5 уроков;

 «Окружающий мир» – 4 урока;

технология – 3 урока;

ИЗО – 3 урока;

- провести одно внеклассное (или внеурочное по предметам) мероприятие и сделать самоанализ (см. схему системного анализа по В.П. Симонову)

- проанализировать 3 урока учителя-стажиста (по выбору) по трем схемам анализа (см. приложение).

По окончании практики в семидневный срок студенты представляют документацию согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду.

Обязательными яв ляются:

1) отчёт по практике;

2) конспекты уроков с наглядностью по:

- русскому языку,

-литературному чтению,

- математике;

- дисциплине «Окружающий мир»,

- технологии,

- изобразительному искусству;

3) конспект внеклассного мероприятия (или внеурочного по предмету) с самоанализом

4) психолого-педагогическая характеристика класса.

5) психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

6) анализ 3 уроков учителя - стажиста (по 3-м схемам)

7) характеристика студента с оценкой учителя, печатью и подписью директора школы.

8) дневник практики.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировать образовательную среду прохождения практики: ее образовательные возможности и негативные факторы.

2. Провести диагностику по изучению детей и детского коллектива.

3. Подобрать материалы для методической копилки.

4. Спроектировать и провести 25 уроков по предметам.

5. Спроектировать и провести воспитательное мероприятие.

6. Посетить уроки и воспитательные мероприятия коллег, изучить их опыт.

7. Оформить дневник практики, сделать подборку фотографий, отражающих разные аспекты деятельности практиканта.

8. Провести самоанализ собственной  деятельности (подготовить отчет).

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

1. Отчетная документация студентов

В последний день педагогической практики в школе проводится педагогический совет, на котором выступает зам. директора образовательного учреждения, ответственный за практику, учителя начальных классов с анализом работы студентов-практикантов, оценивают его готовность к самостоятельной педагогической деятельности, степень сформированное профессионально-педагогических умений и навыков, профессиональной направленности и социальной активности (интерес к педагогической деятельности, любовь к детям, ответственность, творческое отношение к работе и т.д.), высказываются студенты о результатах пройденной практики.

По итогам педагогической практики (после проверки отчетной документации) на факультете проводится заключительная конференция, на которой анализируются результаты преддипломной педагогической практики студентов. К конференции готовится выставка детских рисунков и изделий, выполненных учащимися на уроках изобразительного искусства и труда. На конференции происходит обсуждение результатов и выставление окончательной оценки за педагогическую практику.

 

2.Дневник практики

Образец оформления и заполнения дневника

1 лист

•     ФИО студента-практиканта

•     База практики

2 лист

  1. Сведения о школе (адрес, ФИО руководителей).
  2. Сведения о классе (ФИО классного руководителя, расписание уроков, расписание звонков, список класса, социометрия – характеристика класса).
  3. Оформление наблюдения и работы:
Дата Содержание практики Анализ просмотренной работы Замечания и предложения
         

В дневнике должны быть отражены все направления деятельности студента:

• Психолого-педагогическая работа,

• Воспитательная работа,

• Учебно-методическая работа,

• Оформительская деятельность,

• Взаимопосещения пробных и зачетных мероприятий других студентов с их последующим анализом,

• Оценивание и анализ зачетных уроков учителем, к которому прикреплен студент на время практики.

Приложение 1

Примерная схема характеристики студента-практиканта

- Владение программой начальной школы, по которой обучается класс, и содержания учебного материала в ней.

- Умение планировать учебный материал по урокам.

- Умение осуществлять на уроке связь преподавания с жизнью, разрешить задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю детей.

- Умение организовывать детей на работу, овладевать их вниманием и активизировать их умственную деятельность, вызывать интерес к изучаемому на уроке материалу, обеспечивать при помощи самостоятельной тренировочной работы приобретение школьниками прочных навыков и умений.

- Умение осуществлять индивидуальный подход к детям и предупреждать их отставание и неуспеваемость в учебных занятиях.

- Степень владения методикой преподавания по каждому предмету начальной школы.

- Умение проводить внеклассную работу с детьми и культурно-просветительскую работу с родителями и населением.

- Положительные стороны и основные пробелы в педагогической подготовке студента-практиканта.

- Отношение практиканта к работе и его дисциплинированность.

- Общая оценка практики.



Приложение 2.

Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики коллектива учащихся класса

1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

2. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива:

* сплоченность и организованность учащихся (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения; проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание младших школьников и т.д.);

* актив класса (характеристика активистов; их активность, инициативность, ответственность, статус в коллективе; отношение к требованиям учителя; требовательность к себе и другим; умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль и т.д.).

3. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, их направленность, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися и т. д.).

4. Содержание коллективной деятельности класса:

* учебно-познавательная деятельность (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т.д.);

* внеучебная деятельность (виды совместной деятельности и участие в них младших школьников; проявление ими активности и самостоятельности; участие учащихся в кружках и спортивных секциях; посещение учреждений дополнительного образования и т.д.).

5. Общие выводы:

* характеристика уровня развития коллектива учащихся;

* предложения по дальнейшему формирования коллектива учащихся.



Приложение 3.

Обработка результатов

Все показатели можно выразить через условные баллы (или проценты) Всего по всем пяти направлениям системного анализа проведенного занятия двадцать пять основных показателей (по личности воспитателя - пять, по учащимся — шесть, по содержанию занятия - пять, по способам деятельности — пять и по цели-результату деятельности — четыре). Если сумму этих показателей принять за 100%, то условное соответствие каждого из них — 4% (можно в баллах, тогда: 100 и 4 балла соответственно), т.е каждый показатель оценивается по 4-балльной системе (1-4)

Математическая оценка эффективности ос­нована на рейтинге (методе компетентных судей). Если при оценке на основе математической методики получено

85% (или баллов) и выше — то проведенное мероприятие оценивается на «отлично»,

65—84% — на «хорошо»,

45—64% — на «удовлетворительно».



Задачи урока

Образовательные_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________Развивающие_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________Воспитательные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО посетившего урок ___________________________________________

1.Первый компонент учебных занятий как системы — npeno даватель (субъект деятельности). Личность педагога анализирует и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:

1.1. Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция;

1.2. Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя

1.3.  Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая и специфическая грамотность;

1.4.  Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтере­сованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его тактичности и демократичности в общении с учащимися. В целом, это основной воспитывающий фактор любого занятия (воспитывающий пример личности педагога);

1.5.  Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.

2. Второй компонент учебных занятий как системы учащиеся, которые являются активным субъектом учебно-познавательной деятель­ности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:

2.1. Степень познавательной активности учащихся в ходе занятий, степень их творчества и самостоятельности (все это и позволяет говорить о них, как об активных субъектах деятельности);

2.2 Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии);

2.3. Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.);

2.4. Степень организованности, дисциплинированности и заин­тересованности учащихся.

3. Третий компонент учебных занятий как системы содержа­ние деятельности преподавателя и учащихся. В общем виде — это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа здесь является примерно следующее:

3.1 Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации;

3.2 Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью (теории с практикой);

3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учеб­ного материала для учащихся (рассматриваемой на этом этапе занятия учебной информации);

3.4. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).

4. Четвертый системообразующий компонент учебных занятий - способы деятельности преподавателя и учащихся, которые вклю­чают в себя принципы организации и методы учебной деятельно­сти (методы обучения и учения), анализируется и оценивается примерно по следующим основным показателям:

4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятий, а так же оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе этих занятий;

4.2. Наличие, целесообразность и эффективность использова­ния наглядности и ТСО;

4.3. Рациональность использования приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся;

4.4. Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого, степень оптимальности сочетания индивидуального диффе­ренцированного и фронтального подходов к учащимся;

4.5. Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка;

4.6. Степень эстетического воздействия занятий на учащихся;

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники без­опасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.

5. Пятый компонент учебных занятий как системы главная дидактическая цель в соотношении с результатом анализируется и оценивается примерно со следующих позиций:

5.1 Степень четкости, лаконичности и конкретность формули­ровки цели учебных занятий;

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость дидактической цели в одно и то же время;

5.3. Степень обучающего воздействия занятий на учащихся (чему и в какой степени научились);

5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятий);

5.5. Степень воздействия проведенных занятий на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

 

Обработка результатов

Всего по пяти направлениям системного анализа проведенного занятия двадцать пять основных показателей (по личности педагога – пять, по учащимся — четыре, по содержанию деятельности - четыре, по способам деятельности — семь и по цели-результату деятельности — пять). Если сумму этих показателей принять за 100%, то условное соответствие каждого из них — 4% .

Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). Определены следующие критерии оценок, если при оценке на основе математической методики получено 85% и выше — то проведенное занятие оценивается на «отлично», 65—84% — на «хорошо», 45 – 64% - на «удовлетворительно».


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Класс_________           Дата___________________         ФИО посетившего урок ___________________________________________

ФИО учителя___________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________

Образовательные______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие___________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательные____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 уровень - 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла




Параметры

Критерии

Баллы

1 2 3

1.

Мотивация

1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)       2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др)       3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)      

2.

Целеполага-ние

1 уровень Цель урока определяется учителем       2 уровень Цель урока согласуется в обсуждении с учениками       3 уровень Оформляются несколько целей урока (учителем- для себя, учениками- для себя)      

3.

Характер учебных заданий

1 уровень Репродуктивный (выполнение по образцу)       2 уровень Репродуктивный с включением самостоятельной работы       3 уровень Поисковый, творческий      

4.

Коммуника-ция учащихся

1 уровень Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе       2 уровень Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.       3 уровень Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией      

8.

Формирова-ние УУД

1 уровень Наличие в конспекте урока. Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем;       2 уровень Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы       3 уровень Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер      

9.

10.

11.

Рефлексия

1 уровень Ученики высказываются по поводу результата урока       2 уровень Ученики оценивают результат и процесс деятельности       3 уровень Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности      

12.

Результатив-ность

Урока

1 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем       2 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками       3 уровень Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза      

13.

Домашнее задание

1 уровень Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы       2уровень Задания, дифференцированного характера.       3 уровень Контекстные задания, для решения которых необходима информация.      

ИТОГО БАЛЛОВ:

 

 

Задачи урока

Образовательные_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________Развивающие_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________Воспитательные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО посетившего урок ___________________________________________

*Примечание: 1 балл за каждый параметр

Критерии Баллы
I

16. Личностные универсальные учебные действия

Работает над смыслообразованием: -установление связи между учебной деятельностью и мотивом  
-формирование нравственно- эстетических ценностей  
II

Чтение. Работа с текстом.

1. Уделяет на уроке внимание процессу чтения   2. Находят в тексте конкретные факты, сведения   3. Определяют тему и главную мысль   4. Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации   5. Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами   6. Учит ориентироваться в словарях и справочниках.   IV

Общая сумма баллов

   

20-24 б.- показатель на достаточном уровне

16-19 б.- показатель на среднем уровне

менее 16 б.- показатель на низком уровне

Выводы и рекомендации: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ

 

Кафедра теории и методики начального и дошкольного обучения

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

______________/ Н.В.Фролова /

«___» ________2017 г.

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

 

 

Направление подготовки

«44.03.05 Педагогическое образование»

 (код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки

Дошкольное, начальное образование

(наименование профиля подготовки)

 

Форма обучения

Очная

 

2017


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1. Цели освоения дисциплины (модуля): обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности, выработка у студентов профессиональных умений и навыков организации и поведения учебно-воспитательного процесса в школах различного типа, определение степени их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности

Задачи:

1. Продолжить формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в начальной школе.

2. Включить студентов в выполнение следующих видов профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов:

* учебную (проведение уроков и внеурочных занятий по предметам);

* воспитательную (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися класса);

* методическую (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей начальных классов);

* исследовательскую (проведение педагогического эксперимента и сбор фактического материала для выпускных квалификационных работ).

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Производственная практика. Преддипломная практика» входит в блок «Учебная и производственная практика» основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».

Для прохождения производственной практики студенты используют знания, умения, навыки, сформированными в ходе изучения дисциплин базовой части: «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение программы практики способствует углублению знаний по дисциплинам базовой и вариативной части профессионального цикла; формирует конкретное представление студентов о характере педагогической деятельности, определяющей роли учителя в учебно-воспитательном процессе, о ценности педагогической и психологической теории для практики воспитания и обучения подрастающего поколения; готовит к написанию выпускной квалификационной работы и, в целом – к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Основное содержание педагогической практики реализуется: в деятельности учителя по учебным предметам и классного руководителя, в деятельности организатора внеурочной деятельности младших школьников; в участии в опытно-экспериментальной и методической работе; в участии в работе с родителями, общественностью.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

б)общепрофессиональные (ОПК):

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в) профессиональные (ПК):

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

- процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

 

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

- физиологические и санитарно-гигиенические аспекты образовательного процесса в начальной школе;

- цели и задачи начального общего образования;

- психологические особенности детей младшего школьного возраста;

- способы осуществления процесса воспитания и обучения в соответствии с образовательными программами начальной школы;

- принципы планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программ и в соответствии с учебным планом;

- современные научно-обоснованные приемы, методы и средства развития, воспитания и обучения;

- современные средства оценивания результатов развития, воспитания и обучения;

- личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей с целью создания мотивации к обучению;

- пути обеспечения охраны жизни и здоровья детей младшего школьного возраста во время образовательного процесса;

- способы организации контроля за результатами обучения;

- особенности организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Уметь и владеть:

- разбираться в содержании и требованиях программы и других руководящих документов по предметам, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных и учебно-методических пособий для и учащихся; правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе;

- ставить и решать задачи воспитания при реализации образовательных областей и на уроках;

- самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по дисциплинам начальной школы, обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать детям образцы чтения, письма, речи, решения задач, обеспечивать целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на занятиях и уроках в соответствии с возрастом ребенка;

- подготавливать и использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность детей младшего школьного возраста;

- самостоятельно планировать изучение разделов и тем курсов, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе;

- изучать уровень умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок детей;

- соотносить и связывать материал по методике преподавания дисциплин и образовательных областей со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, математике и т.д.;

- изучать передовой опыт воспитателей и учителей, элементарно оценивать его.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетных единицы (54 часа).

4.1. Структура дисциплины

Таблица 1

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Аудиторные занятия

СР

ЛК ПЗ КСР
1 Подготовительный этап

9

- -    
2 Основной этап -      
3 Заключительный -      
  Дифференцированный зачет 9

 

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
1 Подготовительный этап Знакомство с местом прохождения практики, наблюдение за работой учителя и учащихся в своем классе, посещение и анализ открытых уроков и воспитательных мероприятий, проводимых учителем, подготовка наглядных и дидактических материалов к своим урокам.
2 Основной этап Активная практика студентов: проведение уроков по всем предметам, посещение и анализ уроков своих товарищей, подведение итогов практики и оформление документации.
3 Заключительный этап Представление документации согласно требованиям, предъявляемым к каждому ее виду

Образовательные технологии

Таблица 3

№ раздела Тема занятия Виды образовательных технологий

1

 

Подготовительный этап

 

Консультация-проектирование
Консультация: мозговой штурм

2

 

Основной этап

Включенное наблюдение
Проблемное консультирование
Консультация- дискуссия

3

 

Заключительный этап

Круглый стол
Защита проектов
Рефлексивный тренинг

 

6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4

Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы

1

Подготовительный этап

Анализ образовательной среды
Проведение диагностик по изучению детей и детского коллектива
Пополнение методической копилки
Заполнение дневника практики

 

2

 

 

Основной этап

Проведение мониторинга воспитанности
Изучение деловой (формальной) и личностной (неформальной) структуры коллектива учащихся и содержание коллективной деятельности младших школьников.
Проектирование и проведение уроков и внеурочных мероприятий
Изучение опыта коллег
Заполнение дневника

 

3

Заключительный этап

Оформление документации
Рефлексивная деятельность

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Литература

а) основная литература:

  1. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; ред. В. А. Сластенин. - М: Академия, 2008. - 576 с
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК «Планета знаний», УМК «Перспективная начальная школа»/ Сост. Л.И. Жигалина.- М.: Планета, 2012. – 376 с.

б) дополнительная литература:

1. Булатова О.С. Искусство современного урока. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.