Административно-правовое регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сельского хозяйства

 

Статистическое понятие сельского хозяйства. Завершающий тему о регулировании экономики вопрос посвящается такой отрасли, как сельское хозяйство. Во многом он является частью и продолжением предшествующего, т.к. сельское хозяйство, наряду с лесным хозяйством, горнодобывающей и некоторыми другими отраслями экономики, относится к видам хозяйственной деятельности, производственный процесс которых непосредственно основывается на использовании природных богатств. Основополагающим для отрасли является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; в ряде субъектов федерации приняты собственные отраслевые законы, например, Закон Алтайского края от 4 февраля 2008 г. № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае». Мы к ним еще будем возвращаться, однако надо понимать, что значительная часть их содержания, добавим сюда также Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и все регулирование учетной документации сельскохозяйственной продукции (см. перечень в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93), относится не к административному, а финансовому праву (закрепление доли госбюджета на нужды села, финансовая помощь и налоговые льготы для сельхозтоваропроизводителей).

Сельское хозяйство – не синоним понятия «агропромышленный комплекс» (в правовых актах используются оба); в юридическом смысле следует для начала определиться с официальным объемом понятия «сельское хозяйство», дабы не подменять его обыденными представлениями. В статистических и иных административных целях в уже называемом Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 под кодом 01 «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» (практически не имеющем отличий от продолжающего временно действовать в регистрационных целях Классификатора ОК 029-2001) к сельскому хозяйству отнесены следующие виды экономической деятельности: 01.1 «Растениеводство» (включая декоративное садоводство и сбор дикорастущих плодов); 01.2 «Животноводство» (включая разведение пчел, лягушек, пушных зверей в условиях фермы, домашних, лабораторных и прочих животных, не включенных в другие группировки); 01.3 «Смешанное сельское хозяйство» (данный вид призван устранить трудность с определением основного вида деятельности разносторонних сельхозпроизводителей); 01.4 «Предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных» (включая уборку урожая и подготовку продукции к сбыту на рынке, опрыскивание полей, эксплуатацию мелиоративных систем, предоставление сельскохозяйственных машин вместе с экипажем, управление). Не отнесены к сельскому хозяйству такие сходные виды деятельности, как охота (включая разведение диких животных), лесное хозяйство (включая деятельность лесопитомников и сбор лесопродуктов), рыболовство и рыбоводство (включая осуществляемое сельскохозяйственными товаропроизводителями), производство пищевых продуктов (включая мясо, молоко, крупы, корма для животных, кроме их первичной обработки), ветеринарная деятельность, ремонт сельскохозяйственной техники, сбыт сельскохозяйственной продукции. Однако следует иметь в виду, что отдельные законы в своих целях могут определять сельское хозяйство шире. Так, в федеральном и алтайском законах о развитии сельского хозяйства под сельхозтоваропроизводителями понимаются лица, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе доля от ее реализации составляет не менее 70% в течение календарного года. Для целей взимания единого сельскохозяйственного налога в ст. 346.2 Налогового кодекса РФ сельхозтоваропроизводителями считаются лица, у которых доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (к которой отнесено и растениеводство лесного хозяйства, выращивание рыбы и других водных биологических ресурсов, а также рыболовство градо- и поселкообразующих лиц), включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (таким образом, последующая переработка здесь не учитывается). В налоговых целях к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям (это свежее и охлажденное мясо, масла и жиры растительные и животные, кожа, шерсть, шкурки меха, цельномолочная продукция, мука, крупы, переработанные овощи, фрукты, ягоды, грибы (быстроохлажденные, сушеные, законсервированные), комбикорма, дрожжи, соусы и др. (см. Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»; два перечня продукции в нем составлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Ниже и мы в отдельных примерах будем, не оговаривая это, выходить за рамки собственно сельского хозяйства, как в случае с ветеринарией.

Государственные органы управления сельским хозяйством. Президент РФ, определяя основные направления политики, уделяет внимание и сельскому хозяйству, приняв, в частности, Доктрину продовольственной безопасности РФ (утв. указом Президента РФ от
30 января 20010 г. № 120). Особыми органами управления сельским хозяйством на федеральном уровне выступают Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), и лишь по отдельным аспектам ими могут быть Рослесхоз (находящийся в ведении Минсельхоза), Росрыболовство, Росреестр, Роспотребнадзор (глава которого по должности является также Главным государственным санитарным врачом РФ) и др. В Алтайском крае как примере субъекта РФ за сельскохозяйственную отрасль ответственно Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, но по-своему участвуют в управлении ею и управление ветеринарии, управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Алтайкрайохотуправление и др. Разумеется, немаловажную роль здесь играют и органы местного самоуправления, особенно сельских муниципальных образований[86].

Минсельхоз России в составе департамента растениеводства, химизации и защиты растений, департамента регулирования агропродовольственного рынка и др. (см. ранее названное Положение о нем 2008 г., а также Регламент Министерства сельского хозяйства РФ (утв. приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2008 г. № 31) являет собой пример совмещения различных функций: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), и в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Таким образом, Минсельхоз есть орган управления агропромышленным комплексом как более широким предметом, чем только сельское хозяйство, в своих функциях совмещающий в противоречие требованиям административной реформы, в виду ликвидации Федерального агентства сельского хозяйства, полномочия и правового регулирования и предоставления услуг. Россельхознадзор (см. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327) и Регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. приказом Россельхознадзора от 10 октября 2008 г. № 357) осуществляет полномочия по контролю и надзору, в т.ч. выдаче лицензий, в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений; безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (см. Положение о нем (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 22 мая 2006 г. № 218) осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса, включая рыбоводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения, среди прочего, проводит надлежащую экспертизу племенной продукции (материала), выдает в установленном порядке сертификаты (свидетельства), и регистрирует племенных животных и племенные стада соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре. Управление ветеринарии Алтайского края (см. Положение о нем (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 7 ноября 2006 г. № 449) управляет ветеринарным делом, организует и проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения, осуществляет оценку эпизоотической ситуации и дачу обязательных к исполнению распоряжений по осуществлению профилактики и ликвидации заразных болезней, а также по вопросам дератизации, дезинфекции, иных мер, проводит соответствующий контроль.

Государственный сельскохозяйственный контроль. К его видам, во-первых, отнесем карантинный фитосанитарный контроль, установленный Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» (см. также: Положение о Государственной службе по карантину растений в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. № 268; Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований (утв. приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. № 160; Перечень зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, подлежащих государственному надзору и контролю Россельхознадзором в сфере качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию РФ (утв. Россельхознадзором 19 декабря 2006 г.). Инспекторы Россельхознадзора в целях контроля вправе давать организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении нарушений правил и норм обеспечения карантина растений; принимать решения об обеззараживании, очистке, дегазации, возврате подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); изымать, уничтожать подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) (ст. 16 Закона о карантине растений). В целях карантинного контроля созданы и используются такие федеральные государственные учреждения, как: Российская станция защиты растений, Российская лаборатория диагностики и прогнозов появления и развития вредителей, болезней сельскохозяйственных растений и сорняков, Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений Минсельхоза РФ, центры биологической защиты растений, территориальные станции (центры) защиты растений в субъектах РФ, их лаборатории и пункты (контрольно-токсикологических, биологических методов борьбы с вредными организмами, диагностики и прогнозов появления и развития вредных организмов) (прибавим также федеральные государственные унитарные предприятия – резервные базы средств защиты растений). Во-вторых, сельскохозяйственным является государственный ветеринарный надзор (контроль), предусмотренный ст. 8-9 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» и ст. 10-11 Закона Алтайского края от 13 ноября 1998 г. № 59-ЗС «О ветеринарии» (см. также: Положение о государственном ветеринарном надзоре в РФ (утв. постановлением Правительства РФ 19 июня 1994 г. № 706; Положение о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.10.1994 № 13-7-2/173).
В-третьих, это государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (в т.ч. продовольственного сырья), согласно ст. 13 Федерального закона от 2 января 2000 г.
№ 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (см. также: Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»; Постановление Правительства РФ от
21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»), осуществляемый по разным направлениям Россельхознадзором, Роспотребнадзором и Ростехрегулированием.

Способы административного регулирования сельского хозяйства. Государственная монополия почти не касается сельского хозяйства, исключением являются лишь виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: культивирование растений, включенных в Перечень наркотических средств (масличный мак и млечный сок любого мака, конопля, ряд грибов), разрешается государственным унитарным предприятиям в пределах государственных квот, при этом на территории РФ вообще запрещается культивирование опийного мака, кокаинового куста и сортов конопли, не внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также использование семян сортов конопли четвертой и последующих репродукций (ст. 5 и 18 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня
1998 г. № 681; Постановление Правительства РФ от 20 июля 2007 г. № 460 «О запрете культивирования конкретных сортов конопли на территории РФ»).

Разрешительный порядок ведения сельскохозяйственной деятельности в части необходимости лицензирования отдельных видов деятельности, таких как племенное дело и разведение элитных семян, в недавнем прошлом был упразднен. Ныне лицензирования требует лишь деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений и др.) (ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности; Положение об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии (утв. постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 453), а также непосредственно примыкающие к сельскому хозяйству ветеринарная фармацевтическая деятельность (торговля и изготовление лекарственных средств для животных) (ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности; Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416); Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных (утв. приказом Минсельхоза России от 8 июля 2009 г. № 265), виды деятельности, связанные с производством и оборотом спиртных напитков, например, плодовых вин (ст. 18-19 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), и внешняя торговля квотированными товарами, например, мясом птицы (ст. 24 Закона об основах государственно регулирования внешнеторговой деятельности). Но в вопросе о природопользовании нами уже отмечалось, что помимо такого лицензирования разрешительный порядок имеет место и при выдаче разовых и долгосрочных разрешений (лицензий). Так, требуются особые разрешения на: проведение искусственного осеменения и трансплантацию эмбрионов сельскохозяйственных животных (ст. 38 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»); применение пестицидов ограниченного использования (ст. 22 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»); ввоз (вывоз, транзит) в Россию подкарантинной животной и растительной продукции, кормов и лекарств для животных (Законы о ветеринарии и карантине растений); на пользование водными объектами (забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ), сброс сточных вод и т.п.) (ст. 21 Водного кодекса РФ); и др. Государственные аккредитация и аттестация практически не имеют места в сельскохозяйственном производстве. Лишь в связи с ним можно указать на аккредитацию органов экспертизы: например, испытательные лаборатории (центры ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии») по мясу, зерну и крупе аккредитует Россельхознадзор, а по муке, макаронным и хлебобулочным изделиям – Роспотребнадзор (см.: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий»; Порядок рассмотрения территориальными управлениями Россельхознадзора заявок на аккредитацию органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна (утв. приказом Россельхознадзора от
16 ноября 2005 г. № 281). А обязательной аттестации подлежат, с участием представителя органа ветеринарного надзора, для получения разрешения госветинспектора района (города) на клеймение мяса и мясопродуктов овальным клеймом – ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшера (п. 1.2 Инструкции по ветеринарному клеймению мяса (утв. Минсельхозпродом РФ 28 апреля 1994 г.). К разрешительному порядку относятся и обязательные согласования: например, предоставление земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускается только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам (ст. 12 Закона о ветеринарии). Фактически являются разрешениями и получение соответствующих сертификатов, о которых будет сказано ниже.

Государственная регистрация. Говоря о ней, начнем с того, что исходя из норм гражданского права в целях ведения сельского хозяйства регистрируются не только субъекты в обычных организационно-правовых формах, но и специфических правовых формах лишь для данной отрасли. Во-первых, это сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы (см. Федеральный закон от
8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»); в целях Закона для производственных кооперативов к сельскому хозяйству отнесены и рыболовство и рыбоводство, а для потребительских и ряд иных видов деятельности, включая аудит, кредитование и другое (доля сельхозпродукции должна составлять более 50% общего ее объема, а водные биоресурсы у рыболовецких кооперативов – более 70%). Во-вторых, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства (Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). И, в-третьих, это крестьянские (фермерские) хозяйства – сельскохозяйственная форма предпринимательства без образования юридического лица (Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). (Что касается такой непредпринимательской формы, как личные подсобные хозяйства, то их регистрации не требуется (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).) Некоторые субъекты обязаны проходить помимо общей особую регистрацию: специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта РФ (ст. 4 Закона о ветеринарии). Следует также учесть, что в целях управления и развития сельского хозяйства вводится особое административное деление сельхозпроизводителей на виды; например, в целях племенного дела Минсельхоз РФ присваивает статус: племенной завод; племенной репродуктор; организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; организация по трансплантации эмбрионов (ст. 29-34 Закона о племенном животноводстве; Правила определения видов организаций по племенному животноводству (утв. приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. № 402). Кроме регистрации субъектов, в области сельского хозяйства предусмотрена регистрация и ряда объектов. Ранее уже говорилось о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним (земельные участки, многолетние насаждения, предприятия), самоходных машин (тракторов и т.п.) и результатов интеллектуальной деятельности и сделок с ними (изобретения, наименования мест происхождения товаров). Последние имеют и характерную именно для сельского хозяйства разновидность – селекционные достижения (сорта растений и породы животных), регистрация которых удостоверяется патентом на селекционное достижение, а по желанию заявителя также авторским свидетельством (см.: ст. 1408-1447 Гражданского кодекса; Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение (утв. Минсельхозпродом РФ 14 октября 1994 г. № 2-01/3); Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 384). Теперь укажем, что еще, характерное для сельского хозяйства, подлежит регистрации: племенные животные и племенные стада посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр (ст. 18 Закона о племенном животноводстве; Закон Алтайского края от 9 сентября 1997 г. № 40-ЗС «О регулировании племенного дела в животноводстве»); генно-инженерно-модифицированные организмы (см. об этом Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»); потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции, в частности, пестициды и агрохимикаты (ст. 14 и 43 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 12 Закона о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами; Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов (утв. приказом Минсельхоза России от 10 июля 2007 г.
№ 357); лекарственные средства для животных и кормовые добавки (ст. 3 Закона РФ «О ветеринарии» и ст. 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»); новые пищевые продукты, материалы и изделия, в т.ч. продовольственное сырье, изготовленные в РФ или ввоз которых осуществляется впервые на территорию РФ (ст. 10 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов).

Государственный учет сельскохозяйственной деятельности имеет следующие особенности. Помимо обычной переписи населения и общего государственного статистического учета, законом предусмотрена особая всероссийская сельскохозяйственная перепись, проводимая не реже раза в 10 лет; участие в ней и представление сведений, подлежащих включению в переписные листы, являются обязательными для юридических лиц – объектов сельскохозяйственной переписи и добровольным (общественной обязанностью) для физических лиц (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»). В добровольном порядке производится и муниципальный учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах сельских поселений и городских округов
(ст. 8 Закона о личных подсобных хозяйствах). Отдельными видами сельскохозяйственного учета являются и отчет предприятий о деятельности за истекший календарный год с указанием количества выращенных или переработанных наркотических растений (ст. 37 Закона о наркотических средствах) и ежегодные статистические опросы в отношении индивидуальных хозяйств (Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 2 «Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан» (утв. приказом Росстата от 15 октября 2008 г. № 260). Среди разного рода перечней, ведущихся государством, обычно сопровождающих регистрационную деятельность, назовем: государственный земельный кадастр, включая показатели состояния плодородия сельхозземель (см.: Закон о государственном кадастре недвижимости; ст. 15 Федерального закона от 16 июля
1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. № 154); государственный племенной регистр (Закон о племенном животноводстве); государственный реестр селекционных достижений (Гражданский кодекс РФ); реестры саморегулируемых организаций, например, реестр саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (Административный регламент Министерства сельского хозяйства РФ по исполнению государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (утв. приказом Минсельхоза России от 26 мая 2009 г. № 200); государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами); перечень карантинных и особо опасных болезней животных (утв. приказом Минсельхоза России от 17 мая 2005 г. № 81); перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков) (утв. приказом Минсельхоза России от 26 декабря 2007 г. № 673); сводная таблица о наличии и состоянии мелиорированных земель (Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»; Административный регламент Министерства сельского хозяйства РФ по исполнению государственной функции по ведению учета мелиорированных земель (утв. приказом Минсельхоза России от 27 января 2009 г. № 33); и др. К форме учета относятся фитосанитарный мониторинг (Порядок проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ (утв. приказом Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. № 269), мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения (ст. 14 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов) и виды земельного мониторинга (мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения и др.). Вся совокупность информации о сельском хозяйстве в банках данных федеральных, региональных и местных органов власти, с обязательствами передачи значительной их части по форме на федеральный уровень, составляет систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (см.: ст. 17 Закона о развитии сельского хозяйства; Положение о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 2008 г. № 157; Регламент предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (утв. приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2008 г. № 189).

Сельскохозяйственное зонирование – это, в первую очередь, выделение в земельном фонде России такой категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения – земли за чертой населенных пунктов, предназначенные для сельскохозяйственных и связанных с ними целей (производства, обучения, посадки защитных лесонасаждений, деятельности охотничьего хозяйства, использования в период строительства дорог, линий электропередачи и др.), включающие сельскохозяйственные угодья (имеющие приоритетное значение в использовании и охране), а также земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, защитными лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77-79 Земельного кодекса РФ). Кроме этой категории предусмотрены также территориальные зоны сельскохозяйственного использования в категории земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ и ст. 34-35 Градостроительного кодекса РФ). Понятно, что и земли иных категорий, например, лесного фонда, могут отчасти использоваться в сельскохозяйственной деятельности. Изменение целевого назначения земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г.
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В землях сельскохозяйственного назначения, в свою очередь, могут постоянно или временно выделяться следующие зоны. Как уже говорилось, согласно Водному кодексу, на землях, в т.ч. сельскохозяйственных, примыкающих к водным объектам выделяются водоохранные зоны; согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ, зоны хозяйственного назначения (следует толковать, включая сельскохозяйственного), в т.ч. находящиеся в частной собственности, могут находиться в составе земель особо охраняемых природных территорий и их охранных зон (кроме заповедников); противоположностью являются земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, включая их охранные зоны, которые могут переводиться в земли запаса для консервации либо использоваться по целевому хозяйственному назначению с установлением особых условий использования или без такового при уровне загрязнения в пределах нормативов (ст. 14 Земельного кодекса РФ; Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения (утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. № 112). Кроме этого в ст. 62 Закона об охране окружающей среды названы редкие и находящиеся под угрозой исчезновения земли, которые не надо понимать только как часть особо охраняемых природных территорий; исходя из п. 4 ст. 79 и ст. 100 Земельного кодекса РФ об «особо ценных землях», это могут быть и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-произ-водственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (все они могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается). В качестве временных сельскохозяйственных зон выступают карантинные фитосанитарные и ветеринарные зоны (ст. 6 Закона о карантине растений; ст. 17 Закона о ветеринарии) с особым правовым режимом, право введения которого по представлению соответствующего инспектора в отношении фитосанитарной зоны имеет только федеральный орган, а в отношении ветеринарной – государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления. Нельзя не сказать и о такой законодательной инициативе властей Алтайского края, как создание особых экономических сельскохозяйственных зон, возможность чего в настоящее время рассматривается на федеральном уровне.

Количественные ограничения (нормирование) в сельском хозяйстве разнообразны. Пунктом 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаемые законами субъектов РФ, и для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 г. № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», максимальный размер участков в собственности одного лица составляет 10% сельхозугодий муниципального района, а минимальный – 70 га, кроме случаев выдела участка в счет доли в праве собственности для картофеле-, садо-, пчеловодства и ведения личного подсобного хозяйства, когда площадь должна быть не менее выделенного земельного участка. В сельском хозяйстве имеет место и квотирование: это квоты, в пределах которых осуществляются культивирование наркотических растений (ст. 15 и 18 Закона о наркотических средствах), но более обычны импортные квоты сельхозпродукции как специальные защитные меры (ст. 27 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности и Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров), предусмотренные, в частности, постановлением Правительства РФ для говядины, свинины и мяса домашней птицы, с распределением их отдельно по Евросоюзу, США, Парагваю и по остальным странам в целом. Важную роль в нормировании рассматриваемой сферы, в частности обеспечения положений Закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», играют санитарные и гигиенические нормативы (см. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.
№ 554); примеры по химическому составу почв: Санитарно-эпидемио-логические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы СанПиН 2.1.7.1287-03» (введ. постановлением Главного гос. санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 53); Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды. ГН 1.2.1323-03 (введ. постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 6 мая 2003 г. № 92); Гигиенические нормативы ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве» (утв. постановлением Главного гос. санитарного врача РФ от 18 июня 2009 г. № 32). Другой пример, в Постановлении Главного гос. санитарного врача РФ от 2 июня 2008 г.
№ 33 «О производстве и обороте мяса птицы» отмечалось, что участились случаи выявления искусственного добавления воды для увеличения массы продукции из мяса птицы, а также используется для охлаждения мяса вода с повышенным содержанием хлора, на основании чего требуется принять меры по недопущению содержания массовой доли жидкости, отделяющейся при размораживании мяса птицы, более 4%, а также использовать для охлаждения воду, отвечающую требованиям к питьевой воде.

Обязательное подтверждение соответствия широко распространено относительно процессов и продукции сельскохозяйственного производства по причине тесной связи последнего с безопасностью продуктов питания, в т.ч. продовольственного сырья (сырья растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и воды, используемых для изготовления пищевых продуктов) и охраной окружающей среды (см. ст. 6 Закона о техническом регулировании, Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов и Закон о государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки). С
2010 г. обязательное подтверждение соответствия всех видов продовольственного сырья и пищевых продуктов не предполагает обязательной сертификации, но только декларирование соответствия, что нередко расценивается не специалистами как отмена обязательного подтверждения названной продукции вообще. Декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке (см. Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утв. постановлением Правительства РФ от
1 декабря 2009 г. № 982). При изготовлении продовольственного сырья допускается использование кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов, прошедших санитарно-эпиде-миологическую экспертизу и государственную регистрацию (п. 2
ст. 17 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов). Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона о ветеринарии и п. 2 ст. 17 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе; партии грузов должны сопровождаться: ветеринарными свидетельствами форм № 1, 2, 3 – при перевозке грузов за пределы района (города) по территории РФ; ветеринарными справками формы № 4 – при перевозке грузов в пределах района (города); ветеринарными сертификатами форм № 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l – при вывозе грузов с территории РФ; ветеринарными сертификатами формы
№ 6.1, 6.2 и 6.3 – при перевозке грузов, ввезенных в РФ, по территории РФ от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами РФ, а также в иных установленных случаях; пчеловоды для экспертизы вместе с медом предоставляют ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, а при продаже меда за пределами района – ветеринарного свидетельства; места реализации продукции должны получать ветеринарные регистрационные удостоверения (см.: Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утв. приказом Минсельхоза СССР 27 декабря 1983 г.); Правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда при продаже на рынках (утв. Минсельхозпродом РФ 18 июля 1995 г. № 13-7-2/365); Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (утв. приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г.
№ 422); Положение о порядке выдачи ветеринарных регистрационных удостоверений (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 6 апреля 2009 г. № 143). В качестве дополнительной меры подтверждения соответствия следует считать получение фитосанитарного или карантинного сертификата, требуемого во исполнение Международной конвенции по карантину и защите растений (пересмотренный текст которой одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной ООН в ноябре 1997 г.) ст. 8 Закона о карантине растений; фитосанитарные сертификаты сопровождают ввоз и вывоз из России подкарантинной продукции, а карантинные сертификаты – партии подкарантинной продукции, вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны. Помимо продовольственного сырья и продуктов его переработки в административном праве уделено внимание и качеству почв: почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия (ст. 17 Закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»), для этой цели получается паспорт поля и сертификат качества поля учреждений – «центров агрохимической службы». Среди технических регламентов, стандартов и иных нормативных актов, содержащих обязательные требования к сельскохозяйственной продукции назовем: Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01» (введ. постановлением Главного гос. санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36); Санитарный кодекс наземных животных Международного эпизоотического бюро Всемирной организации здравоохранения животных и др.

Установление государственные регулируемых цен в отношении сельхозпродукции в настоящее время отсутствует, государственные же закупочные и товарные интервенции, предусмотренные ст. 14 Закона о развитии сельского хозяйства, а также закупки для государственных и муниципальных нужд (см.: Закон РФ от 14 мая 1993 г.
№ 4973-I «О зерне»; Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Закон Алтайского края от 7 сентября 1999 г. № 42-ЗС «О порядке закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных региональных нужд»; Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2280 «О либерализации зернового рынка в России») проводятся методами гражданско-правового, а не административного регулирования, в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, и только в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи, кукурузы и сухого молока, минимальные и максимальные цены публикуемые государством служат лишь целям проведения этих интервенций.

Административная ответственность за административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, на федеральном уровне предусмотрена гл. 10 КоАП (нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1); нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.2); нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3); непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли (ст. 10.4); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли (ст. 10.5); нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6); сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7); нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8); проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9); нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений; повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10); нарушение норм и правил ведения племенного животноводства (ст. 10.11); нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12); нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (ст. 10.13); нарушение порядка ввоза на территорию РФ семян сельскохозяйственных растений
(ст. 10.14). Законом об административной ответственности на территории Алтайского края добавлены такие связанные с сельским хозяйством правонарушения в области природопользования, как сжигание сорняков и остатков растительности на землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых территорий регионального значения, землях запаса, вдоль дорог, в зонах рек и озер (ст. 40-1) и уничтожение или повреждение защитных лесных полос и древесно-кустарниковой растительности (за исключением государственных защитных лесных полос) на землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых территорий регионального значения, землях запаса, а также в зонах рек и озер (ст. 40-2).

Программирование отрасли носит в настоящее время обязательный характер (ст. 8-10 Закона о развитии сельского хозяйства). Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия принимается на пятилетний срок (см. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446). Минсельхоз РФ ежегодно, до 15 мая, готовит и опубликовывает национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы в предыдущем году; представители Правительства РФ выступают с информацией о нем на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания. Кроме этой основной принимаются и более узконаправленные государственные программы развития: федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2012 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г.) и «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 г.» (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99), ведомственные целевые программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы» (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 48) и «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае» на 2009-2012 годы» (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. № 85) (утверждены также краевая целевая программа по кадровому обеспечению АПК и ведомственные программы по мясному и племенному животноводству, пчеловодству, свеклосахарному растениеводству, развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскому туризму).























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. – М.: РЮИД, 1997.

2. Административное право зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А.Н. Козырина. – М.: Спарк, 1996.

3. Административное право России: курс лекций / под ред.
Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перараб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

5. Алехин А.П. Административное право РФ: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

6. Американское правительство: единство в многообразии / под ред. М. Эслера, Б. Браун, Т. Макаффи, В. Федотовой. – М.: Магистр, 1997.

7. Аничкин Е.С. Основные черты развития конституционного законодательства Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв.: учеб. пособие / Е.С. Аничкин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007.

8. Аннерс Э. История европейского права: пер. со швед. / Э. Аннерс. – М.: Наука, 1996.

9. Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования / Г.В. Атаманчук. – М.: Юрид. лит-ра, 1975.

10. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М.: Мысль, 1997.

11. Бахрах Д.Н. Административный договор: вопросы теории / Д.Н. Бахрах, А.В. Демин // Российский юридический журнал. – 1995. – № 2.

12. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008.

13. Беляев И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси / И.Д. Беляев // И.Д. Беляев. Земский строй на Руси. – СПб.: Наука, 2004.

14. Берендтс Э.Н. Опыт системы административного права. Т. I. Вып. I: Обзор истории административного права и истории его литературы / Э.Н. Берендтс. – Ярославль: Типо-литография Э.Г. Фалька, 1898.

15. Гессен В.М. Исключительное положение / В.М. Гессен. – СПб.: Изд. юрид. книж. склада «Право», 1908.

16. Гессен В.М. Основы конституционного права / В.М. Гессен. – 2-е изд. – Пг.: Изд. юрид. книж. склада «Право», 1918.

17. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Избр. произв.: в 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т. 2.

18. Градовский А.Д. Начала русского государственного права.
Т. I: О государственном устройстве / А.Д. Градовский. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875.

19. Градовский А.Д. Начала русского государственного права.
Т. II: Органы управления / А.Д. Градовский. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1876.

20. Градовский А.Д. Начала русского государственного права.
Т. III: Органы местного управления / А.Д. Градовский. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1883.

21. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи: Из лекций по русскому государственному и административному праву / В.М. Грибовский. – Одесса: Тип. «Техник», 1912.

22. Григонис Э.П. Конституционное право России: курс лекций / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

23. Гриценко Г.М. Управление экономикой АПК муниципального района / Г.М. Гриценко, А.Н. Лукьянов. – Барнаул: [б.и.], 2009.

24. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс: учеб. пособие / Г.М. Даниленко. – М.: Юристъ, 2000.

25. Дигесты Юстиниана. Т. I. Кн. I-IV: пер. с лат. – М.: Статут, 2002.

26. Елистратов А.И. Очерк государственного права (конституционное право) / А.И. Елистратов. – 2-е изд., перераб. – М.: Тип. «Мысль» (Н.П. Меснянкин и Ко), 1915.

27. Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина: пер. с нем. / Г. Еллинек. – М.: Изд. И.Д. Сытина, 1905.

28. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

29. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Е.А. Ершова. – М.: Статут, 2008.

30. Золотарев С.В. Роль аграрного вуза в социально-экономи-ческом развитии сельских территорий / С.В. Золотарев, А.А. Фанненштиль, М.Л. Акишина, Ю.Н. Назаркина. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008.

31. Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) / Б.А. Кистяковский // Б.А. Кистяковский. Философия и социология права. – СПб.: РХГИ, 1999.

32. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т. 2: Курс русской истории. Ч. 2. / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1987.

33. Кодекс канонического права. – М.: Инст. философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.

34. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник /
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

35. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. Н.Г. Салищевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

36. Комментарий к Конституции РФ / под общ. ред. В.Д. Карповича. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

37. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008.

38. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I: Введение и Общая часть / Н.М. Коркунов. – 6-е изд. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909.

39. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. II: Часть Особенная / Н.М. Коркунов. – 6-е изд. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909.

40. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских основных законов / С.А. Котляревский. – М.: Тип. Г. Лисснера и
Д. Собко, 1912.

41. Лоор И.И. Роль местных органов управления в обеспечении занятости населения сельских территорий в современных условиях / И.И. Лоор // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. –
№ 40.

42. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т.: пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – Т. 2.

43. Парламентское право России: учебник / под ред. О.Н. Булакова. – М.: Эксмо, 2006.

44. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. – СПб.: Лань, 2000.

45. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. – М.: Статут, 1998.

46. Попов С.Н. Самоуправление в догосударственных обществах / С.Н. Попов // Вестн. Челябинского гос. ун-та. – 2007. – № 17.

47. Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2003.

48. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

49. Российское гражданство: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.Я. Кикотя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

50. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) / О.Г. Румянцев. – М.: Юрист, 1994.

51. Семиряга М.И. Тюремная империя нацизма и ее крах /
М.И. Семиряга. – М.: Юрид. лит-ра, 1991.

52. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты: пер. с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1993.

53. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: учебник / В.Д. Сорокин. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во  Р. Аслаханова «Юридический центр Пресс», 2008.

54. Тарасов И. Учение об акционерных компаниях / И. Тарасов. – Киев: Унив. тип., 1878.

55. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник / Ю.А. Тихомиров. – М.: Эксмо, 2008.

56. Тураев Б. История Древнего Востока / Б. Тураев. – Минск: Харвест, 2004.

57. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства /
И.Я. Фойницкий. –4-е изд. – СПб.: Тип. тов-ва «Общественная Польза», 1912. – Т. I.

58. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.: ИД «Артикул», 1997.

59. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права /
В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2005. – № 5.

60. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. I-III. Т. I: Общее государственное право / Б.Н. Чичерин. – М.: Тип. тов-ва
И.Н. Кушнерев и Ко, 1894.

61. Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице / Ю.В. Щербакова // Адвокат. – 2003. – № 12.

 

Учебное издание

 












ПОПОВ Игорь Николаевич

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 201.