Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

 

Тема 9. Психологические основы методов воспитания

Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости.

Н.Е. Щуркова так опре­деляет, что такое показатель: «то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо».

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

■ внешний вид ребенка;

» мимический и пластический образ;

■ речь;

■ поведение, складывающееся из отдельных поступков;

■ избирательная деятельность;

• реакции на социальные явления;

■ система его взаимоотношений с окружающими;

■ качественность его предметной деятельности;

■ идеалы.

Аналогичным образом может быть намечена перспектива лич­ностного развития — воспитуемость.Это откликаемость на вос­питательные воздействия извне, готовность к переходу на но­вые уровни развития личности.

 

Основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности.

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нрав-ственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень): слабые нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы не согласованы с общепринятыми правилами и нормами. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности - следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость - барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.