Учение включает усвоение знаний, выработку умений и навыков.
Процесс усвоения учащимися знаний — это сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Выдвигая познавательную задачу, преподаватель не только заботится о том, чтобы предложить ее учащимся.
Здесь важно вызвать у учащихся внутреннюю потребность решить эту задачу. Это достигается различными способами. Можно создать проблемную ситуацию, в которой познавательная задача выступает очень четко. При этом преподаватель побуждает учащихся к учению, захватывая их воображение интересными для них целями. Здесь очень важно создать условия для заострения противоречий между новыми задачами и наличным уровнем знаний и умений учащихся.
Познавательная деятельность начинается с живого созерцания, в широком смысле — чувственного созерцания, то есть соприкосновения человека с предметами и явлениями внешнего мира с помощью различных органов чувств. Созерцание в учебном процессе всегда связано с конкретными учебно-познавательными действиями учащихся.
Рассказ помогает учащимся осмыслить свои труд, он положительно влияет на развитие элементов творчества при выполнении ими трудовых процессов.
Исходя из единства двух сигнальных систем показ и рассказ должны выступать только в тесной взаимосвязи.
После формирования у учащихся первичного представления об операции и о предстоящем результате труда, которое достигнуто в процессе показа и объяснения, они приступают к выполнению первых проб, в результате чего у учащихся формируются первичные умения и навыки. Но для их совершенствования учащиеся продолжают выполнять предложенные им упражнения. В результате многократных упражнений, проводимых под руководством преподавателя, мастера, инструктора, учащиеся приобретают прочные умения и навыки, которые по количественным и качественным показателям в конце концов могут быть близки к квалифицированным умениям и навыкам.
Время и количество повторений для усвоения операции или трудового процесса зависят от природы самой операции в качества педагогического руководства, условий проведения занятий (материально-технических), подготовленности учащихся к данному виду труда и др.
Что же касается формирования у учащихся умений и навыков выполнения сложных технологических процессов, то здесь имеется своя специфика. Их формирование зависит от количества операций, которые являются составными элементами сложного технологического процесса.
При изучении отдельных сложных трудовых процессов достигается положительный эффект, если соблюдаются следующие условия:
· вначале нужно продемонстрировать учащимся полный трудовой процесс с целью получения ими общего представления о его выполнении и результате
· после общего ознакомления с трудовым процессом следует осуществить упражнения по пооперационному овладению умениями и навыками;
· в процессе изучения отдельных операций па определенном этапе проводить упражнения по выполнению смежных двух-трех операций (звеньев);
· после овладения умениями и навыками выполнения отдельных операций и звеньев осуществлять упражнения по выполнению трудового процесса в целом, добиваясь определенного уровня совершенства.
Очень важное место в процессе формирования умений и навыков занимают характеристики квалифицированных умений и навыков (качество выполнения работы, скорость выполнения операций, ритм работы и др.), на что ориентирует учащихся преподаватель. Качественные и количественные характеристики являются для преподавателя критерием сравнения и оценки умений и навыков учащихся, а для учащихся они выступают регулятором действий. При конкретном представлении о качестве выполненных операций или трудового процесса, о темпе работы труд учащихся отличается четкой целенаправленностью собственной оценки качественной и количественной стороны умений и навыков.
Формирование умений и навыков выполнения операций, трудовых процессов — это активный, сознательный, целенаправленный процесс деятельности преподавателя и учащихся, который осуществляется на протяжении определенного времени. Успехи его зависят от подготовки учащихся, сложности трудового процесса и методики обучения.
Процесс формирования умений и навыков можно расчленить на отдельные этапы:
· этап — формирование представлений о выполнении операции (простого трудового процесса), о предстоящем результате труда и осмысливании действий;
· этап — формирование первичных умений и навыков выполнения операций (трудового процесса);
· этап — формирование умений и навыков, достигающих прочных основ квалифицированного труда;
· этап — формирование умений и навыков квалифицированного труда и творческой деятельности учащихся.
Для успешного формирования умений и навыков большое значение имеет наличие у учащихся теоретических знаний. Учащиеся, понимающие причинно-следственные связи при выполнении работы, более внимательно выполняют каждое указание преподавателя и достигают лучших результатов труда.
Тема 8. Ученик как субъект воспитания
1. Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение".
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя.
Самообучеиие — направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.
2. Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
§ самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
§ самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
§ осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
§ самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
1. Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
2. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
3. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение
Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.