Знание как элемент и как продукт познавательных действий. Виды знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знание – это смысловые массивы информации, регулирующие человеческую деятельность.

Оно не имеет единую адекватную форму. Каждый из видов знания своим основанием имеет определенный тип человеческой деятельности.

Знание, как правило является результатом познавательных действий, но может также приобретаться в виде опыта.

Распространенной является следующая типология знаний:

1) Донаучное знание

2) Научное знание

3) Вненаучное знание

Виды знания соотносятся со способами освоения человеком действительности:

1. Материально-практический (донаучное, обыденное).

2. Духовно-практический (ненаучное).

3. Теоретический (научное и философское знания).

 

1. Материально-практический способ освоения действительности (Донаучное знание)

Знание о свойстве материалов, предметов, порядке действий как в повседневной, так и в специализированной деятельности.

Обыденное знание отражает только те объекты, которые могут быть преобразованы в различных способах практической деятельности.

Его цель - изучить свойства реальных объектов и на этой основе предвидеть результаты действий.

Основные черты:

1.Это знание лишено системности, и представляет собой сумма сведений, предписаний и правил, накопленных на основе индивидуального и общественного опыта.

2.Достоверность такого знания устанавливается благодаря применению.

3.Это знание бесписьменно.

4.Оно не ограничено ни каким либо регламентом.

5.Совокупность приемов выделения и фиксации объектов познания, как правило не осознается, методы познания вплетены в опыт.

6.Процесс получения данного знания осуществляется в ходе социализации индивида, не требует специальной подготовки и соблюдения правил данного вида деятельности.

 

2. Теоретический способ освоения дейст-ти (Научное знание)

Основанием научного знания является теоретический способ освоения, который проявляется в специально организованной познавательной деятельности.

Если познавательная деятельность базируется на идеалах и нормах доказательного познания, а также опирается на эмпирический материал, то её результатом становится знание, отвечающие критериям научности.

Критерии научности:

1. Объективность – НЗ свободно от субъективных особенностей (независит от сознания человека). (Ф – нет)

2. Рациональная обоснованность – Н исп. эмпирические и теоретические способы док-ва. Ф только теоретический.

3. Эссенциональность – постижение сущности и закономерностей существования объекта. Ф – интересует сущность объекта, как такового, в максимально общих связях и отношениях.

4. Проверяемость Н допускает эмпир. и теор. способы проверки. ФЗ не может быть не подтверждено, ни опровергнуто ни каким опытом, т.к опыт всегда конечен, а Ф претендует на универсальное суждение.

5. Системность. Системообразующие элементы:

Н – конкретные предметы Ф – образ бытия

6.Наука в любой деятельности выделяет предметную структуру и рассматривает свойства объекта через неё, т.о. наука возможна даже в отношениях субъективных структур.

7.Четкая фиксация понятий и их определений.

8.Осознанное применение методов и принципов, как самого познания, так и фиксации результатов, при помощи специальных средств воздействия на объект.

9.Овладение и соблюдение целевых установок и овладение этими установками.

НЗ ориентировано на изучение не только наличных объектов, но и тех предметов и явлений, которые в будущем могут быть включены в деятельность.

Цель НП – это преобразование предметов научной действительности в соответствующие продукты, причем это преобразование определяется сущностными связями, закономерностями существования и развития объекта.

Наука всегда дает истинности, а не наука – нет.

 

3. Духовно-практический способ освоения дейст-ти (вненаучное знание)

К нему относят: религию, мифологию, художественное творчество.

Вненаучное знание носит интуитивный характер. Процесс получения такого знания не включает в себя осознавательного, логического способа получения знания.

Но такое знание объективно, к нему в последствии может быть применена процедура обоснования.

Вненаучное знание тесно связано с чувственным опытом.

2. Зависимость качества знаний от особенностей действий, используемых при их усвоении.

Процесс усвоения знаний состоит из таких звеньев: восприятие — осмысление и понимание — обобщение — закрепление — применение на практике.

Восприятие — отображение предметов и явлений окружающего мира, что действуют сделанный вид момент на органы чувств человека.

Этому предшествует: подготовка учеников к участию в процессе обучения; формирование активного позитивного отношения к будущей познавательной деятельности; создание мотивационного фона; опора на предыдущие знания и опыт; сосредоточение внимания учеников на объекте познания. Такая подготовка положительно влияет на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому новый учебный материал необходимо выкладывать лаконично, обобщая и унифицируя его, акцентируя на смысловых моментах учебной информации. В то же время следует "очистить" этот материал от лишней информации, размежевать относительно самостоятельные единицы учебного материала, чтобы он имел четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, отличную от структуры других единиц информации.

Важнее всего на этом этапе – первое впечатление ученика от учебной информации, которое надолго останется в его сознании. Поэтому оно должно быть правильным. Главное внимание следует сосредоточить на визуальной подаче учебной информации (90% получаемой человеком информации – зрительная).

Осмысление учебного материала – процесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулировки теоретических понятий, идей, законов.

Понимание мыслительный процесс, направленный на выявление существенных черт, свойств и связей предметов, явлений и событий действительности.

Без глубокого проникновения в сущность процесса или явления невозможно добиться полного усвоения учебного материала. Этот процесс состоит из таких этапов: осознание, осмысление, понимание (постижение). Ученики могут достичь полного осмысления и понимания учебного материала благодаря анализу, синтезу, сравнению, индукции, дедукции.

Обобщение логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщая учебный материал, учитель должен обращать внимание на самые важные признаки предметов, явлений, процессов, добирать варианты, которые полнее всего раскрывают существенные признаки явлений и понятий. Вариативный характер несущественных признаков отражается на характере и эффективности познавательной деятельности учеников.

На особенное внимание заслуживает абстрагирование (процесс мыслимого выделения одних признаков конкретного предмета из многочисленных других признаков). Различают два вида абстрагирования: выделение существенных признаков (позитивное абстрагирование), выделение и отклонение несущественных признаков (негативное абстрагирование). В некоторых случаях осмысления и обобщения зависят от умения учителя соединять позитивное и негативное абстрагирование.

Полноценное осмысление и обобщение возможно при условии, что оно базируется на достаточных научных знаниях, которые обеспечивают широкое использование сравнения, аналогии и доведения. На этом этапе происходит систематизация учебного материала, в основе которой — классификация фактов, явлений, процессов.

Закрепление знаний, умений и навыков специальная работа учителя относительно реализации дидактического принципа прочности усвоения учениками учебного материала.

Запоминание учебного материала начинается с его восприятия и осмысления, однако этого не достаточно, чтобы ученик свободно им владел. Поэтому учитель проводит закрепление учебного материала, которое зависит от количества и качества этого материала, а также от эмоционального состояния учеников. Важное значение имеет первичное, текущее и итоговое повторение.

Повторение должно быть целеустремленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, осуществляться частями или в целом в зависимости от окончательного результата, не допускать механического запоминания.

Применение знаний, умений и навыков переход от абстрактного конкретному.

Оно реализуется в выполнении разнообразных упражнений, самостоятельных работ, на лабораторных и практических занятиях, в разных видах повторения, произведениях и др. Крепкому усвоению знаний способствует применение их в решении варіативних заданий. Особенное значение для полноценного применения знаний на практике имеют межпредметные связки, решение разных жизненных заданий, когда приходится использовать комплекс знаний из разных учебных предметов.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 282.