Виды и уровни мотивов учения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поводом, причиной, объективной необходимостью что-либо сделать выступает мотив. Под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности .                                                                                                       Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными .

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. Таким образом выделяют 2 вида мотивов:

· познавательные (внутренние) мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения.

· социальные (внешние) мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми, с окружающими его ситуациями.

 

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (в нашем случае учебная деятельность), связанное с удовлетворением определенной потребности . В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

Познавательные (внутренние) мотивы учения. Группа познавательных мотивов разделена на несколько подгрупп:

· - широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьника на овладение новыми знаниями. Эти мотивы определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям и т.п.;

· - учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний , к методам научного познания, рациональной организации своего учебного труда;

· - мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т.д.

Социальные (внешние) мотивы учения. Вторая большая группа мотивов так же распадается на несколько подгрупп:

· - широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования;

· - узкие социальные (позиционные) мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Выдающийся психолог В. В. Давыдов, утверждает: «Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимосвязей с ними».

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.

Позиционный мотив может состоять в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе и коллективе, в таком случае говорят о «престижной мотивации»;

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.