1. Системно-функциональный подход. Здесь сосредоточены теории и
технологии воспитания, направленные на развитие воспитательного
мастерства учителя и его умений организовывать классный корректив. В
основе данного подхода лежит концепция школьного воспитания (системно-
социальная концепция воспитания) H.М. Таланчука.
2. Личностно-ориентированный подход. Этот подход направлен на
развитие личности ребенка: формированием самоорганизации и
саморазвитием подрастающей личности. В основе лежит концепция О.С.
Газмана (обоснование новых целей и задач воспитания в условиях
общеобразовательной школы).
3. Личностно-деятельный подход. В основе лежит концепция Е.В.
Бондаревской (воспитание как возрождение гражданина, человека культуры
и нравственности).
Все эти три подхода лежат в основе новой концепции воспитания,
которая была принята в 1991 году в "Законе об образовании".
Предпосылками принятия этой концепции служит педагогика
сотрудничества с его идеями (идея сотрудничества, сопереживания, трудной
цели и т. д.). В основе педагогики сотрудничества лежат достижения школ
В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского. Их продолжателями являлись
школы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, технологии воспитания Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селиванова и т.д.
Сегодняшняя педагогика называется гуманистической педагогикой.
Современные концепции воспитания.
В основе воспитательной системы лежит концепция - это система
взглядов на что-либо, основная мысль которой определяет цели, задачи и
которая указывает пути его разрешения. Или под концепцией понимается
система взглядов, ведущий замысел, основная руководящая идея.
Каждая эпоха выдвигает свои концепции, каждые концепции
подкрепляются теорией, каждая теория оформляется через разные
технологии (понятие методика шире понятия технология, поэтому методика
может реализовываться через различные технологии). Каждая концепция
характеризует эпоху, поэтому смена концепций означает социальную
революцию.
Современные концепции воспитания:
Системы построения процесса воспитания (авторы В.А.
Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). В этой концепции
воспитание рассматривается как управление процессом развития личности,
ее социализации. Личность ребенка находится в центре процесса воспитания,
главное в котором – создание условий для целенаправленного, протекающего
под социальным и педагогическим контролем систематического развития
человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
2. Системно (социально) – ролевая концепция развития личности
(автор Н.И. Таланчук). Н.М. Таланчук определяет воспитание в качестве
процесса человековедения (вести человека к идеалу), протекающий как
целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных
ролей, неизбежно выполняемых человеком в семье, коллективе, мире и Я-
сфере. Подготовка к «проживанию» этих ролей и есть наиважнейшая задача
воспитания.
3. Формирование образа жизни, достойной Человека (автор Н.Е.
Щуркова). Н.Е. Щуркова рассматривает воспитание как целенаправленное,
организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре
современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно
строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель
выступает «предъявителем культуры». В цели воспитания Н.Е. Щуркова
закладывает триединство разумного, духовного и творческого: жизнь,
достойная Человека. Это, по ее мнению, жизнь, простроенная на вечных
ценностях, - Истине, Красоте и Добре, и служению им.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.