ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН:
1. Основные понятия эстетического воспитания.
2. Задачи и содержание эстетического воспитания.
3. Эстетическое воспитание в школе.
I. Основные понятия эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое
воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания
прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с
целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
вкусов, интересов и потребностей.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и
совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности,
имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и
внутренними факторами.
Эстетические качества личности:
1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).
2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение,
идеал).
3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).
4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).
5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям,
искусству, природе, суждениям, поведению).
Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных
ценностей человечества.
Эстетическая культура личности - это результат активного творческого
освоения личностью культурного наследия общества.
Задачи эстетического воспитания:
1. Формировать культуру отношений к различным явлениям жизни
(обществу, человеку, себе, природе, искусству и т.д.).
2. Развивать при помощи искусства творческую установку личности
(общение с искусством развивает ассоциативно-образное мышление,
способность создавать художественный образ и воспринимать его в
произведениях искусства).
3. Осваивать язык искусства, системы языков (живописи, музыки,
художественной культуры и т.д.).
Содержание эстетического воспитания заложено в программных
документах образовательных учреждений, что определяется формированием
у детей знаний, умений, интересов, потребностей, оценок, вкусов. При этом
школьники приобщаются к эстетической художественной деятельности, у
них развиваются соответствующие умения и навыки, влияющие на развитие
эмоционально-волевой сферы и общения.
Основными критериями освоения эстетических понятий является
формирование эстетических норм: прекрасное - безобразное, возвышенное -
низменное, трагическое - комическое, что помогает освоить ценностную
шкалу личностных ориентаций в развитии сознания, формировании чувств и
эмоций.
Эстетическое воспитание в школе.
Человек по своей натуре - художник, он интуитивно вносит в свою
жизнь красоту, поэтому в любом виде деятельности человек может
развиваться эстетически. Эстетика быта, среды является основополагающей
в становлении личности ребенка, его поведения.
Критерии эстетической воспитанности:
а) эстетический идеал;
б) художественный вкус;
в) общая способность к глубокому переживанию чувств;
г) эстетические суждения;
д) способность к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание средствами искусства называется
художественным воспитанием. В искусстве в более концентрированном виде,
чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории,
оказывая эмоционально-эстетическое воздействие на все стороны личности,
способствуя ее художественному образованию. Познавательная и
воспитательная функции искусства неразрывны. Человек получает объем
сведений из области теории и истории одного из видов искусств, что может
быть усилено через практическую деятельность.
Различные виды деятельности по отношению к эстетическому можно
Различать как:
а) деятельность восприятия. Это сложное социальное явление, в котором
сочетаются эмоциональное и интеллектуальное. Здесь предполагается
целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценка
(деятельность сенсорного восприятия).
б) деятельность исполнительства. Это воспроизведение усвоенной
системы действий в определенных условиях, ступень к овладению
творческой деятельностью (исполнение песен, танцев, лепка и т.п.)
в) деятельность творчества. Это более высокий уровень создания
нового и оригинального продукта, представляющего общественную
ценность. Условием этого будут являться: замысел, его разработка, поиск,
отбор выразительных средств и т.д.
ДЕТСКАЯ ИГРА.
ПЛАН:
1. Особенности детской игры.
2. Игры с правилами. Дидактическая игра.
3. Игрушка.
4. Влияние игры на умственное развитие ребенка.
1. Особенности детской игры.
Игра - исторически возникший вид деятельности детей, где
воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Игра
направлена на познание предметной и социальной действительности,
является социальной деятельностью по происхождению, направленности и
содержанию.
Виды игр отличаются большим разнообразием - по правилам,
содержанию, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по
видам используемых предметов. Поэтому их условно делят на три группы:
1. Творческие игры (содержание дети придумывают сами и отражают в
них свое понимание мира) - сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные,
игры-драматизации, режиссерские и т.д.
2. Игры с правилами (они создаются взрослыми) - дидактические,
подвижные, музыкальные и т.д.
3. Игры-развлечения, игры-забавы.
Действия:
1. Целенаправленно обогащает практический и игровой опыт ребенка.
2. Постепенно переводит этот опыт в условный игровой план.
3. Побуждает детей к творческому отражению действительности.
Логические игры.
1. Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой,
дидактическим предметным материалом, которые развивают сенсорное
восприятие.
2. Настольно-печатные игры - направлены на систематизацию,
формирование представлений о мире и развивают мыслительные процессы.
Игрушка
Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной
жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутников
жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в
обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними.
Так, например, кукла - обобщенный образ ребенка, позволяющий детям
воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить,
переодевать и т.д.
Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления,
возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках
условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят
от типа игрушки, ее конкретного назначения. Игрушки по степени
Виды игрушек:
1. Сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных,
предметы домашнего обихода).
2. Игрушки - орудия труда (совок, лопатка, сачок).
3. Технические игрушки с программным или беспрограммным
управлением (транспортные агрегаты, машины).
4. Игровые строительные конструкторы - сборно-разборные.
5. Дидактические игрушки и игры.
6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров,
костюмы, украшения).
8. Игрушки - забавы.
9. Звучащие музыкальные игрушки.
10. Игровые материалы и игрушки -самоделки.
11. Игровое оборудование ( домики, макеты).
12. Компьютерные игрушки и игры.
13. Развивающие игрушки ( игры-головоломки).
Часто любой предмет может служить игрушкой в руках ребенка или
взрослого.
Тремя видами моделей:
а) отражающими структуру отдельного объекта;
б) отражающими структуру класса объектов;
в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения.
Обучение моделированию следует начинать с умения отображать
пространственные отношения, позже - к отображению временных
отношений. И уже потом - все другие типы отношений (механических,
звуковысотных, математических, логических и др.). Если в начале детям
даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются
построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью
моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного
моделирования, выступающими в виде использования условных
обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению
возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме,
представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее
видеть возможные результаты собственных действий.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
ПЛАН:
1. Основные подходы к воспитанию.
2. Современные концепции воспитания.
3. Формы организации воспитательных систем школ.
4. Воспитательные системы в современных образовательных
пространствах.
Гавриловец).
Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое
самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек –
человек. Формирование «Я-концепций», «Я-личности».
Следующие концепции:
- Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В.,
Сериков В.В.).
- Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.).
- Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).
- Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).
- Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).
- Концепция воспитания как педагогического компонента
социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).
- Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
- Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П.
Сазонов).
- Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский ) и
др.
Системы:
- вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой
воспитательной системы лежит принцип свободы;
- школы глобального образования – здесь целью является
формирование планетарного мышления;
- "педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных
творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского,
Ф.Я. Шапиро);
- справедливые сообщества – это свободное общение администрации
учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг);
- школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на
основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С.
Библера, С.Ю. Курганова);
- воспитательная система школы-комплекса - основана на
взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта,
образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами -
в коллективной и индивидуальной форме занятий;
- воспитательная система сельской школы - это особый стиль
взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты
сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания
В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе);
- скаутизм как воспитательная система - добровольное движение,
связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью,
внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы,
военнизированные лагеря, трудовые десанты;
- пионерская организация;
- "педагогика успеха";
- гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др.
Современная система в России - это традиционная воспитательная
система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее
воспитание.
Содержание воспитательной системы состоит из следующих
Компонентов:
- мировоззренческий компонент;
- основные сферы жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье, среда,
общество);
- материальные и духовные ценности культуры - общечеловеческие и
национальные компоненты;
- формирование опыта гражданского поведения;
- накопление опыта гуманного поведения;
- овладение детьми ситуациями со свободным выбором поступков;
- самовоспитание, самооценка, самоанализ личного поведения.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН:
1. Основные понятия эстетического воспитания.
2. Задачи и содержание эстетического воспитания.
3. Эстетическое воспитание в школе.
I. Основные понятия эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое
воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания
прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с
целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
вкусов, интересов и потребностей.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и
совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности,
имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и
внутренними факторами.
Эстетические качества личности:
1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).
2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение,
идеал).
3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).
4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).
5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям,
искусству, природе, суждениям, поведению).
Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных
ценностей человечества.
Эстетическая культура личности - это результат активного творческого
освоения личностью культурного наследия общества.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.