Обобщая сказанное выше, целью методической деятельности методических служб разных уровней является оказание поддержки образовательным организациям и педагогам в реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования; освоении задач и принципов системно-деятельностного, метапредметного, личностно ориентированного и компетентностного подходов; создании условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, становления их педагогического мастерства.
Одним из инструментов реализации данной цели является технологический подход организации методической работы. В данном контексте методическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и осуществлению методического процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для всех участников процесса.
Напоминаем, что как и любая технология, методическая технология результативна только тогда, когда она базируется на научных подходах педагогики, психологии, социологии и тщательно спланирована.
В связи, с чем основными направлениями адаптивного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начального образования являются: аналитическая, информационная, организационно-методическая, управленческая, образовательная деятельность.
Реализация основной цели адаптивного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начального образования осуществляется через решение ряда задач:
С целью развития методологической и предметной компетенций педагогов начального общего образования, обеспечения технологичности адаптивного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начального образования рекомендуем методическим службам городов (районов):
· совершенствовать систему научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы с целью создания оптимальных условий реализации задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования; более широко использовать метод супервизии;
· использовать мониторинговые отслеживания для выявления и идентификации педагогических проблем; анализа конкретных педагогических и методических ситуаций; чтобы грамотно планировать методическую деятельности педагогов и прогнозировать её результаты;
· мотивировать педагогов к творческой проектной и исследовательской деятельности, к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения;
· совершенствовать работу по моделированию, изучению, обобщению и презентации перспективного педагогического опыта внедрения Государственного образовательного стандарта начального общего образования и способствовать его распространению;
· способствовать привлечению педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства;
· продолжить работу по научно-методическому сопровождению деятельности педагога в межаттестационный период.
Педагогам начального общего образования рекомендуем:
для повышения методологической компетентности:
· продолжить работу по изучению нормативно-правовой базы начального общего образования;
· провести саморефлексию своей профессиональной компетентности, оценить её эффективность, выработать стратегию деятельности по реализации основных задач Государственного стандарта начального общего образования;;
· разработать индивидуальный маршрут профессионального роста через самооценку и самодиагностику результативности своей деятельности;
· направить деятельность по повышению методологической компетентности на овладение методикой проектирования образовательного процесса в целом и в частности на проектирование деятельности учителя и ученика;
· ознакомиться с перспективным педагогическим опытом педагогов, победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства «45 минут славы», «Педагогический Х-фактор», учителей-новаторов.
для повышения качества образовательного процесса:
· проанализировать результаты мониторинговых отслеживаний уровня достижения планируемых результатов своего класса ; определить условия, влияющие на эти результаты и на основании этого откорректировать свою работу в 2018-2019 учебном году;
· выявлять способности и склонности обучающихся, способствовать развитию их познавательных интересов и индивидуальности, через реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов;
· создавать условия для раскрытия творческих способностей детей, формирования ключевых компетентностей;
· организовывать работу по выявлению и поддержке одарённых детей;
· формировать у младших школьников потребность к саморазвитию и самосовершенствованию;
· уделять внимание организации пропедевтической работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания;
· привлекать обучающихся к самооценочной деятельности, к созданию портфолио, которое характеризует достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;
· направить воспитательную работу с обучающимися на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, воспитание у них нравственных установок, национальных ценностей и патриотизма, соблюдение правил здорового и безопасного для них и окружающих образа жизни.
На августовских педагогических конференциях и студиях, заседаниях методических объединений рекомендуем рассмотреть следующие вопросы и обсудить такие проблемы:
· Разработка индивидуальных образовательных маршрутов повышения квалификации педагогических работников.
· Тенденции развития начального общего образования в обозначенные в Государственном образовательном стандарте начального общего образования.
· Нормативно-правовое обеспечение функционирования начальной школы.
· Формирование информационно-развивающей среды в начальной школе.
· Формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (универсальных учебных действий) на уроках в начальной школе.
· Проектирование урока в концепции системно-деятельностного подхода.
· Критериальный подход к оценке образовательных достижений младших школьников. Разработка контрольно-оценочных материалов.
· Проектная деятельность в условиях реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
· Проблемно-поисковая деятельность как инструмент реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
· Современные стратегии смыслового чтения.
· Технологии развивающего обучения как условие реализации системно-деятельностного, метапредметного, личностно ориентированного и компетентностного подходов.
При организации работы августовских студий, конференций, заседаний методических объединений эффективным и продуктивным будет использование следующих инновационных интерактивных форм работы:
· аукцион педагогических идей;
· методический консилиум;
· панорама методических новинок;
· педагогические чтения;
· кейс-стади;
· дебаты;
· SWOT-анализ;
· коучинг;
· деловая игра;
· педагогический квест.
Начальная школа по праву считается фундаментом всего школьного здания, ведь именно здесь, на данном этапе обучения, ребёнок осваивает первую социальную роль – роль ученика. Именно здесь, на этом этапе обучения он обретает или теряет мотивацию. Именно здесь у него формируются и закрепляются определённые личностные качества (ответственность или безответственность, умение отвечать за свои поступки, самостоятельно преодолевать трудности или надеяться на других, искать обходные пути), с которыми он пройдёт по жизни. Именно здесь на этом этапе формируется стержень растущего человека, его самооценка, уровень притязаний, его отношение к миру, его мировоззрение. Наконец, именно здесь, на этом этапе, у ребёнка надлежит сформировать учебную деятельность, универсальные учебные умения, которые позволят ему включить ведущий резерв саморазвития – готовность и способность к самообразованию.
Всё это характерные психофизиологические и возрастные особенности младшего школьного возраста. Все они отражены в целях и задачах Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в требованиях к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В условиях реализации задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования педагоги начальной школы должны обеспечить всем поступающим в школу детям успешный старт и дальнейшее успешное движение; определить и создать для каждого ребёнка необходимые ему условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставить помощь детям, которые в ней нуждаются, учитывая их индивидуальные особенности.
В 2018-2019 учебном году ценности – приоритеты деятельности начальной школы можно определить так: «учиться быть», «учиться жить вместе», «учиться знать» и «учиться делать». А августовские студии – это время обсуждения нормативно-правового, научно-методического, психолого-педагогического обоснования и выработки единой стратегии деятельности педагогов начального общего образования.
Список рекомендованной для ознакомления литературы:
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева // М.: Просвещение - 2010.
2. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова // М.: Академия - 2010. – 338 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»/ под ред. А. Г. Асмолова. // М.: Просвещение – 2008.
4. Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процес се. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин.-М.: Народное образование, 1998.-132с.
6. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.
7. Логвинова И.М., Копотева Г.Л Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС./ И.М.Логвинова, Г.Л Копотева. // Управление начальной школой – 2011 - №12, с.12.
8. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований. / В.М. Монахов. // Школьные технологии. - 2001. - N 5.
9. Мороз Н.Я Конструирование технологической карты урока / Н.Я.Мороз// Научно–методическое пособие, Витебск – 2006.
10. Новиков,А.М. Понятие о педагогических технологиях / А.М. Новиков.-URL: www.anovikov.ru (15.04.2013).
11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.2. / Г.К. Селевко// М.: НИИ школьных технологий. - 2006 – с.738-742.
12. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008
13. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4.
14. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm
15. Шаталов, М.А. Методическая программа формирования универсальных учебных действий в процессе обучения / М.Шаталов // Вестник ЛОИРО «Образование: ресурсы развития».-2013 -№1 – с.25-34.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.