Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования на уровне начального общего образования осуществляется:
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие обучающими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Таким образом, основной целью курса является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Программа образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» предусматривает выполнение проектов и учебных исследований. Участие младших школьников в проектной и учебно-исследовательской деятельности будет способствовать самореализации и самовыражению детей, развивать их личностные качества.
Базовыми технологиями на «Уроках гражданственности и духовности Донбасса» должны быть проблемно-диалогическая, проектная, информационно-коммуникационная. Основными видами деятельности должны стать: «открытие» нового знания, проблемно-поисковая и исследовательская деятельность, ситуативное моделирование. Поэтому на этих уроках рекомендуем использовать следующие формы работы: деловая игра, устный журнал, защита проектов, анкетирование, викторина, практикум, конкурс рисунков и газет, конкурс сочинений, экскурсия и т.д.
Обращаем внимание на то, что в программе образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» усилена содержательная составляющая «развития и совершенствования духовно-нравственных основ личности», введена новая макросфера «Духовный свет моей Отчизны». Следовательно, перераспределены часы на изучение других макросфер.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
В 2018-2019 учебном году предлагаем для использования учебно-методические пособия, которые успешно прошли апробацию, доработаны :и рекомендованы к использованию в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики:
1. Прописи Донецкие/ сост. Полищук Е.Н. и др. В 2-х частях. – Ч.1. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
2. Прописи Донецкие / сост. Полищук Е.Н. и др. В 2-х частях. – Ч.2. –– 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
3. Букварь Донецкий/ сост. Полищук Е.Н. и др. В 2-х частях. – Ч.1. – – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. Букварь Донецкий/ сост. Полищук Е.Н. и др. В 2-х частях. – Ч.2. – – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
4. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 1 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
5. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс /Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк:Истоки, 2016. – 100 с.
6. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс /Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
7. Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 4 класс /Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
8. Донбасс – мой родной край. Сборник материалов регионального компонента предмета «Окружающий мир». 1-4 класс /Сост. Грабовая Г.С.,Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В., Солодкая Е.В., Марковская В.А., Ролик И.Н., Ткач Л.А. –– 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
9. Украинский язык 1 (2) класс: учебное пособие в помощь учителю начальных классов. / Сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н.,Калафат О.В., Полищук Е.Н. и др.– – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
10. Украинский язык. 2 класс: учебное пособие / сост. Седова Н.Н., Калафат О.В. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».– Донецк: Истоки, 2017.
11. Хрестоматия «Тропинками родного края»: хрестоматия 1-4класс / сост. Грабовая Г.С – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». и др. – Донецк: Истоки, 2017.
12. Проверочные работы по русскому языку в начальной школе. Методическое пособие:1-4 классы/сост. Грабовая Г.С и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.
13. Золотая коллекция интерактивных упражнений LearningApps.org для младших школьников. / Под ред. Е.В. Сипачёвой – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Творческих и инициативных педагогов Донецкой Народной Республики приглашаем принять участие в апробации учебно-методических пособий:
1. Украинский язык. 3 класс: учебное пособие/ сост. Седова Н.Н., Калафат О.В. и др. – Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО".– Донецк: Истоки, 2018.
2. Окружающий мир. Сборник упражнений по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. 1 класс: учебно-методическое пособие: / сост. Полищук Е.Н. и др. – Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО". – Донецк: Истоки, 2018.
Особенности современного урока в концепции системно-деятельностного подхода
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у детей завтра
Джон Дьюи
Всё, выше названное, предъявляет особые требования, направленные на повышение эффективности, к организации учебно-воспитательного процесса и, в частности, к уроку как основной форме организации.
«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»
Академик РАО В.С. Лазарев.
Каким должен быть урок в начальной школе сегодня? Что должен изменить учитель в подготовке и проведении урока?
Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов, которые сформулированы в Стандарте не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти отражение в описании хода урока. Учитель должен освоить умениее проектировать урок. В помощь ему предлагается современный методический инструментарий конструирования урока – технологическая карта, как процесс (способ) детализации и алгоритмизации всех его составляющих целей, содержания, процессов учения и преподавания, в отборе средств обучения таким образом, чтобы гарантированно получить требуемый результат. (А.М. Новиков)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 550.