Содержание обучения учебного предмета «Украинский язык и литературное чтение» основывается на речевой, языковой, социокультурной и деятельностной линиях, которые тесно взаимосвязаны между собой и направлены на достижение планируемых результатов в течение всего периода обучения.
Ведущая содержательная линия – речевая. Она реализуется на каждом уроке в течение всего года и направлена на развитие и совершенствование коммуникативных умений (умения общаться в устной и письменной формах).
В отличие от родного языка в начальной школе при овладении вторым (украинским) языком специальным предметом обучения являются не языковые средства, как таковые, а речевые. Теоретические знания о языке (языковая линия), которые усваивают обучающиеся, выполняют хоть и важную, но лишь вспомогательную функцию и подчиняются практическим заданиям, а именно, овладению устной и письменной формами речи.
Социокультурная линия направлена на ознакомление обучающихся с особенностями украинской культуры, творчеством украинских поэтов и прозаиков, этикетной лексикой, устным народным творчеством, фольклорными сокровищами Донбасса; на воспитание духовно-моральных ценностей подрастающего поколения. Социокультурная линия является очень важной в достижении поставленных перед школой целей и усиливает практическую направленность учебного процесса, его связь с жизнью. Обращаем внимание, что социокультурная линия реализуется не на отдельных уроках, а через основное содержание курса и основную деятельность на каждом уроке в течение всего года.
Особенностью является то, что для развития речи и внеклассного чтения не предусмотрены отдельные уроки. Развитие монологической и диалогической речи осуществляется на каждом уроке.
Изучение предмета «Украинский язык и литературное чтение» начинается со 2 класса, следовательно, содержание программы этого класса полностью откорректировано. В программу 3 класса также внесены изменения в части литературного чтения. Это связано с тем, что при создании учебного пособия для 3 класса возникла необходимость заменить некоторые, ранее предложенные, тексты.
П еречень видов обязательного контроля
по украинскому языку и литературному чтению (таблица 3)
Таблица 3
№ п/п |
Виды проверок
Количество проверок по классам
2
3
4
Напоминаем, что учебный курс «Украинский язык и литературное чтение» – интегрированный, объединяет язык и литературное чтение, поэтому недопустимо на уроке проведение 20 минут чтения и 20 минут языка. Целесообразным есть изучение языковых явлений, развитие коммуникативных навыков на материале художественного текста с использованием текстоцентрического подхода.
Окружающий мир
Обращаем внимание на то, что в Программе по окружающему миру с целью систематизации содержания, предупреждения неоправданных повторов были укрупнены (объединены) отдельные темы.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний в рамках предмета «Окружающий мир» могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство общества как важнейшее национальное достояние.
Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, крае), содействовать общему развитию ребёнка.
Акцентируем внимание на то, что Программой предусмотрена проектная деятельность (Таблица 4) младших школьников, в том числе и выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению обучающихся, достижению метапредметных, личностных и предметных результатов. Младшие школьники, осуществляя поиск информации из разных источников (в том числе и в сети Интернет), учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).
Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.
П еречень видов проектной деятельности (таблица 4)
Таблица 4
II четверть | IV четверть | |
1 класс | Моя малая родина (фоторассказ о своей малой родине) | Мой класс и моя школа. (фотоальбом о жизни класса и его презентация) |
2 класс | Красная книга. Возьмём под защиту. (составление Красной книги родного края) | Страны мира (фоторассказ о разных странах и его презентация) |
3 класс | Богатства, отданные людям (презентация проекта) | Музей путешествий. (энциклопедия путешествий) |
4 класс | Имя на глобусе. Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта) | Охрана природы в нашем крае. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае. (фотоальбом и его презентация) |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.