Русский язык и литературное чтение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Приоритеты Государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Система начального общего образования в Донецкой Народной Республике постоянно работает в режиме развития, что обусловлено обновлением содержания и нормативно-правовой базы. Инновационные процессы, модернизация, рефлексия результатов педагогической деятельности, творческий поиск учителей – это ведущая тенденция развития начального образования Донецкой Народной Республики.

В основу Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2018 г. (далее Стандарт) положен системно-деятельностностный, метапредметный, личносто ориентированный и компетентностный подходы, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира составляет цель и основной результат образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [п.1.4].

Так какие же основные инновации Государственного образовательного стандарта начального общего образования? Это:

  • идеологическая основа Стандарта — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, которое направлено на:

1) формирование базовых национальных ценностей;

2)  овладение родиноведческими и краеведческими знаниями;

3) обеспечение поликультурности содержания образования;

  • методологическая и методическая основы Стандарта — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов;
  • устанавление требований к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и  предметным.

Личностные результаты предполагают формирование способности учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности.

Таким образом, Стандарт ориентирует на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального общества Донецкой Народной Республики, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты  —  это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Для достижения метапредметных результатов  требуется включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

 Решение данных задач, выдвигаемых жизнью, требует системного включения младших школьников в учебную,  социально-значимую проектную деятельность, освоения компьютерной грамотности, развития здоровьесберегающих навыков, обучения основам безопасной жизнедеятельности, гармоничного сочетания этих задач с решением базовых задач начального образования: овладение навыками смыслового чтения, письма, правильной речи, основами математики, познания окружающего мира; определёнными трудовыми навыками.

Стандартом определяются  следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рас­суждений, отнесения к известным понятиям.

11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

12) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с со­держанием конкретного учебного предмета.

15) Овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты  включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Решение основных задач реализации содержания всех предметных областей начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта, представлено в программах начального общего образования; в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспечении.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся.

Педагогическое проектирование - функция, связанная с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Основными элементами проектно-технологической деятельности учителя являются:

· построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования;

· планирование способов управления этим процессом, проектирование методического обеспечения освоения учебного предмета (календарно-тематическое планирование, технологические карты, оценочные листы и др.).

Детальное проектирование позволяет целостно и системно описать достижение планируемых результатов и осознать эффективность педагогической деятельности, дать ей обоснованную оценку.

С целью гарантированного достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в процессе проектирования содержания, необходимо учитывать следующие требования:

  • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
  • использование воспитательного потенциала каждого предмета;
  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
  • использование проектных, творческих заданий, практических работ, учебных диалогов;
  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
  • наличие возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • реализация педагогики сотрудничества, возможностей  для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников;
  • формирование навыков работы с современной информационно-образова­тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
  • ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
  • целесообразное использование разнообразных организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

Освоение  стратегии проектирования и конструирования, приобретение определённых навыков для её реализации - ключевая задача педагогов начальной школы.

Следовательно, для реализации основных задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения  планируемых результатов образования учителю необходимо:

  • ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей начальное общее образование;
  • осознать и принять необходимость инновационных изменений в системе начального общего образования;
  • проанализировать свою деятельность и выработать траекторию индивидуального развития и самосовершенствования;
  • изучить и использовать современные достижения педагогической теории и практики, лучшие традиции в развитии начальной школы, продуктивный опыт коллег ближнего зарубежья;
  • овладеть навыками проектирования и конструирования образовательного процесса.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

В 2018-2019 учебном году 33 рабочие недели в 1 классе и 34 – во 2-4 классах. Следовательно, в Программах по всем предметам изменено количество часов на изучение отдельных тем, откорректировано количество часов, предусмотренных для обязательных видов контроля.

Вид п рове рки

Клас с

Клас с

Клас с

Клас с

І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч Аудирование – – 1 1 1 1 1 1 Диалог – – 1 – 1 – 1 – Устное изложение – – – 1 – – – – Устное сочинение – – – – – 1 – 1 Чтение – 1 1 1 1 1 1 1 Письменное изложение – – – – – 1 1 – Письменное сочинение – – – – – – – 1 Проверка языковых знаний, умений и навыков – – 1 1 1 1 1 1 Диктант – – 1 1 2 2 2 2 Списывание – 1 1 1 1 1 1 1 Общее количество прове рок – 2 6 6 7 8 8 8

 

Напоминаем, что периодический контроль по русскому языку (проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы) проводится на уроках развивающего контроля или рефлексии.

Все виды обязательного контроля (обозначенные в таблице) и периодический контроль учитель планирует самостоятельно и вносит в календарно-тематическое планирование.

Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предмету.

Уроки развития речи во 2-4 классах проводятся учителем один раз в 2 недели. Тематику и содержание этих уроков учитель планирует в соответствии с учебной программой. Содержанием этих уроков могут быть и обязательные виды речевого контроля (составление диалога, устных и письменных изложений и сочинений).

Напоминаем, что соблюдение «Единого орфографического режима» есть обязательным. Методические рекомендации по «Единому орфографическому режиму» размещены на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).

Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. В 1 классе (в период обучения грамоте) на работу по внеклассному чтению отводится 20 мин урока литературного чтения один раз в неделю. Во 2-4 классах на уроки внеклассного чтения отводится один урок раз в две недели. Перечень рекомендованной литературы для уроков внеклассного чтения расположен в конце учебников по «Литературному чтению» в I части на первое полугодие и во II части на второе полугодие.

Напоминаем, что проверку сформированности навыка чтения в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года  на литературном материале, который подобран учителем в соответствии с возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями учащихся класса.

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуется осуществлять в конце II и IV четвертей. Проверке подлежат все качества навыка чтения вслух (способ чтения; правильность чтения; скорость, понимание прочитанного,выразительность, темп). Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3-4 классах рекомендуем проверять и оценивать два раза в год в конце полугодия.При проверке учитываются такие характеристики данного вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции - внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.

В 3 классе  с целью формирования у учащихся навыков анализа художественного текста в конце II четверти целесообразно провести обучающую самостоятельную письменную работу под руководством учителя. В работе целесообразно использовать задания трех типов:

1) задания первого типа - преусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;

2) задания второго типа предусматривают наличие коротк ого письменного ответа на поставленный вопрос, это задания на установление соответствия, правильной последовательности и т.п.;

3) задания третьего типа - требующие развернутого ответа.

Самостоятельная работа  в 3 классе должна состоять из незнакомого текста (объемом 250 - 300 слов), включать в себя 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 - второго и 1 - третьего типа). Напоминаем, что работа носит обучающий характер и не оценивается.

 С целью проверки уровня сформированности у учащихся навыков смыслового чтения в 3 классе в конце IV четверти  и в 4 классе в конце II четверти проводится итоговая контрольная работа по литературному чтению.

В 3 классе (IVчетверть) контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 300 - 350 слов), включает в себя 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 задания - второго и 1задание  - третьего типа).

В 4 классе (II четверть) контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 350 - 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 заданий - второго и 1 задание - третьего типа).

Напоминаем, что контрольные работы по литературному чтению  подлежат обязательному оцениванию. Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предмету.

 

Математика

Обращаем внимание на то, что с целях соблюдения преемственности начального общего образования и основного общего образования, пропедевтики математических знаний в Программу по математике (4 класс) в раздел «Величины» добавлена тема «Понятие о дробях» (Чтение и запись правильных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)

В условиях реализации системно-деятельностного подхода обучение математике должно рассматриваться как обучение математическим знаниям и математическим действиям. С целью обучения младших школьников математическим действиям, советуем использовать на уроках математики метод математического моделирования (Например, моделирование дробей, задач на движение и т.п.). Работа с моделями в большой степени развивает логическое и алгоритмическое мышление младших школьников, самостоятельность в получении нового знания и дальнейшего его преобразования с целью применения. Обучение начальному математическому моделированию происходит в процессе создания и применения учащимися различных видов моделей: рисунков, условных рисунков, чертежей, схем, таблиц, графиков, алгоритмов, при выполнении проектов и т.п.

Обращаем внимание на то, что содержанием основной образовательной программы по «Математике» предусмотрена проектная деятельность младших школьников.

 

Перечень видов обязательного контроля по математике (таблица 2)

Таблица 2

Класс I II III IV Общее количество работ  

Класс

-

1

-

1

2

Класс

-

1

-

1

2

Класс

-

1

-

1

2

Класс

1

1

-

1

3

 

Обязательный контроль в 1 классе осуществляется  в I полугодии (в конце II четверти) и в конце года (в конце IV четверти).

Во 2-3 классах проводится 2 контрольные работы во II  и IV четвертях, как  промежуточная аттестации в форме административных контрольных работ с целью определения степени освоения учащимися содержания по предмету за год (полугодие).  

В 4 классе с целью соблюдения преемственности между начальной и основной школой, определения уровня готовности детей к переходу на основную ступень образования предусмотрено проведение мониторинговых контрольных работ: в сентябре диагностического характера и в мае итоговые мониторинговые исследования, которые являются промежуточной аттестации за год. Кроме того, в четвёртом классе во II четверти проводится промежуточная аттестация за полугодие.

Периодический контроль по русскому языку и математике (проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы) проводится на уроках развивающего контроля или рефлексии.

Все виды обязательного контроля (обозначенные в таблицах) и периодический контроль учитель планирует самостоятельно и вносит в календарно-тематическое планирование.

Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предметам.

 

Виды проверок

Окружающий мир

Обращаем внимание на то, что в  Программе по окружающему миру с целью систематизации содержания, предупреждения  неоправданных повторов были укрупнены (объединены) отдельные темы.

Основными задачами образовательного      процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний в рамках предмета «Окружающий мир» могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство общества как важнейшее национальное достояние.

Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, крае), содействовать общему развитию ребёнка.

Акцентируем внимание на то, что Программой предусмотрена проектная деятельность (Таблица 4) младших школьников, в том числе и выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению обучающихся, достижению метапредметных, личностных и предметных результатов. Младшие школьники, осуществляя поиск информации из разных источников (в том числе и в сети Интернет), учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).

Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.

П еречень видов проектной деятельности (таблица 4)

Таблица 4

  II четверть IV четверть
1 класс Моя малая родина (фоторассказ о своей малой родине)   Мой класс и моя школа. (фотоальбом о жизни класса и его презентация)
2 класс Красная книга. Возьмём под защиту. (составление Красной книги родного края) Страны мира (фоторассказ о разных странах и его презентация)
3 класс  Богатства, отданные людям (презентация проекта) Музей путешествий. (энциклопедия путешествий)
4 класс Имя на глобусе. Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта) Охрана природы в нашем крае. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае. (фотоальбом и его презентация)

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Приоритеты Государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Система начального общего образования в Донецкой Народной Республике постоянно работает в режиме развития, что обусловлено обновлением содержания и нормативно-правовой базы. Инновационные процессы, модернизация, рефлексия результатов педагогической деятельности, творческий поиск учителей – это ведущая тенденция развития начального образования Донецкой Народной Республики.

В основу Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2018 г. (далее Стандарт) положен системно-деятельностностный, метапредметный, личносто ориентированный и компетентностный подходы, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира составляет цель и основной результат образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [п.1.4].

Так какие же основные инновации Государственного образовательного стандарта начального общего образования? Это:

  • идеологическая основа Стандарта — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, которое направлено на:

1) формирование базовых национальных ценностей;

2)  овладение родиноведческими и краеведческими знаниями;

3) обеспечение поликультурности содержания образования;

  • методологическая и методическая основы Стандарта — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов;
  • устанавление требований к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и  предметным.

Личностные результаты предполагают формирование способности учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности.

Таким образом, Стандарт ориентирует на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального общества Донецкой Народной Республики, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты  —  это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Для достижения метапредметных результатов  требуется включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

 Решение данных задач, выдвигаемых жизнью, требует системного включения младших школьников в учебную,  социально-значимую проектную деятельность, освоения компьютерной грамотности, развития здоровьесберегающих навыков, обучения основам безопасной жизнедеятельности, гармоничного сочетания этих задач с решением базовых задач начального образования: овладение навыками смыслового чтения, письма, правильной речи, основами математики, познания окружающего мира; определёнными трудовыми навыками.

Стандартом определяются  следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рас­суждений, отнесения к известным понятиям.

11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

12) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с со­держанием конкретного учебного предмета.

15) Овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты  включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Решение основных задач реализации содержания всех предметных областей начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта, представлено в программах начального общего образования; в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспечении.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся.

Педагогическое проектирование - функция, связанная с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Основными элементами проектно-технологической деятельности учителя являются:

· построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования;

· планирование способов управления этим процессом, проектирование методического обеспечения освоения учебного предмета (календарно-тематическое планирование, технологические карты, оценочные листы и др.).

Детальное проектирование позволяет целостно и системно описать достижение планируемых результатов и осознать эффективность педагогической деятельности, дать ей обоснованную оценку.

С целью гарантированного достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в процессе проектирования содержания, необходимо учитывать следующие требования:

  • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
  • использование воспитательного потенциала каждого предмета;
  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
  • использование проектных, творческих заданий, практических работ, учебных диалогов;
  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
  • наличие возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • реализация педагогики сотрудничества, возможностей  для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников;
  • формирование навыков работы с современной информационно-образова­тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
  • ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
  • целесообразное использование разнообразных организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

Освоение  стратегии проектирования и конструирования, приобретение определённых навыков для её реализации - ключевая задача педагогов начальной школы.

Следовательно, для реализации основных задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения  планируемых результатов образования учителю необходимо:

  • ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей начальное общее образование;
  • осознать и принять необходимость инновационных изменений в системе начального общего образования;
  • проанализировать свою деятельность и выработать траекторию индивидуального развития и самосовершенствования;
  • изучить и использовать современные достижения педагогической теории и практики, лучшие традиции в развитии начальной школы, продуктивный опыт коллег ближнего зарубежья;
  • овладеть навыками проектирования и конструирования образовательного процесса.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

В 2018-2019 учебном году 33 рабочие недели в 1 классе и 34 – во 2-4 классах. Следовательно, в Программах по всем предметам изменено количество часов на изучение отдельных тем, откорректировано количество часов, предусмотренных для обязательных видов контроля.

Русский язык и литературное чтение

 

Обращаем внимание на то, что во избежание перегрузки детей количество проверочных работ по русскому языку  не должно превышать указанного в таблице «Перечень видов обязательного контроля по русскому языку». При организации промежуточной аттестации по русскому языку  учитель может использовать один из видов проверки обязательного контроля.

Перечень видов обязательного контроля по русскому языку (таблица 1)

Таблица1

Вид п рове рки

Клас с

Клас с

Клас с

Клас с

І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч І – II ч III – IV ч Аудирование – – 1 1 1 1 1 1 Диалог – – 1 – 1 – 1 – Устное изложение – – – 1 – – – – Устное сочинение – – – – – 1 – 1 Чтение – 1 1 1 1 1 1 1 Письменное изложение – – – – – 1 1 – Письменное сочинение – – – – – – – 1 Проверка языковых знаний, умений и навыков – – 1 1 1 1 1 1 Диктант – – 1 1 2 2 2 2 Списывание – 1 1 1 1 1 1 1 Общее количество прове рок – 2 6 6 7 8 8 8

 

Напоминаем, что периодический контроль по русскому языку (проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы) проводится на уроках развивающего контроля или рефлексии.

Все виды обязательного контроля (обозначенные в таблице) и периодический контроль учитель планирует самостоятельно и вносит в календарно-тематическое планирование.

Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предмету.

Уроки развития речи во 2-4 классах проводятся учителем один раз в 2 недели. Тематику и содержание этих уроков учитель планирует в соответствии с учебной программой. Содержанием этих уроков могут быть и обязательные виды речевого контроля (составление диалога, устных и письменных изложений и сочинений).

Напоминаем, что соблюдение «Единого орфографического режима» есть обязательным. Методические рекомендации по «Единому орфографическому режиму» размещены на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).

Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. В 1 классе (в период обучения грамоте) на работу по внеклассному чтению отводится 20 мин урока литературного чтения один раз в неделю. Во 2-4 классах на уроки внеклассного чтения отводится один урок раз в две недели. Перечень рекомендованной литературы для уроков внеклассного чтения расположен в конце учебников по «Литературному чтению» в I части на первое полугодие и во II части на второе полугодие.

Напоминаем, что проверку сформированности навыка чтения в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года  на литературном материале, который подобран учителем в соответствии с возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями учащихся класса.

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуется осуществлять в конце II и IV четвертей. Проверке подлежат все качества навыка чтения вслух (способ чтения; правильность чтения; скорость, понимание прочитанного,выразительность, темп). Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3-4 классах рекомендуем проверять и оценивать два раза в год в конце полугодия.При проверке учитываются такие характеристики данного вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции - внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.

В 3 классе  с целью формирования у учащихся навыков анализа художественного текста в конце II четверти целесообразно провести обучающую самостоятельную письменную работу под руководством учителя. В работе целесообразно использовать задания трех типов:

1) задания первого типа - преусматривают выбор одного правильного ответа из трех (четырех) предложенных вариантов;

2) задания второго типа предусматривают наличие коротк ого письменного ответа на поставленный вопрос, это задания на установление соответствия, правильной последовательности и т.п.;

3) задания третьего типа - требующие развернутого ответа.

Самостоятельная работа  в 3 классе должна состоять из незнакомого текста (объемом 250 - 300 слов), включать в себя 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 - второго и 1 - третьего типа). Напоминаем, что работа носит обучающий характер и не оценивается.

 С целью проверки уровня сформированности у учащихся навыков смыслового чтения в 3 классе в конце IV четверти  и в 4 классе в конце II четверти проводится итоговая контрольная работа по литературному чтению.

В 3 классе (IVчетверть) контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 300 - 350 слов), включает в себя 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 задания - второго и 1задание  - третьего типа).

В 4 классе (II четверть) контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 350 - 420 слов) и 12 заданий (6 заданий первого типа, 5 заданий - второго и 1 задание - третьего типа).

Напоминаем, что контрольные работы по литературному чтению  подлежат обязательному оцениванию. Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предмету.

 

Математика

Обращаем внимание на то, что с целях соблюдения преемственности начального общего образования и основного общего образования, пропедевтики математических знаний в Программу по математике (4 класс) в раздел «Величины» добавлена тема «Понятие о дробях» (Чтение и запись правильных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)

В условиях реализации системно-деятельностного подхода обучение математике должно рассматриваться как обучение математическим знаниям и математическим действиям. С целью обучения младших школьников математическим действиям, советуем использовать на уроках математики метод математического моделирования (Например, моделирование дробей, задач на движение и т.п.). Работа с моделями в большой степени развивает логическое и алгоритмическое мышление младших школьников, самостоятельность в получении нового знания и дальнейшего его преобразования с целью применения. Обучение начальному математическому моделированию происходит в процессе создания и применения учащимися различных видов моделей: рисунков, условных рисунков, чертежей, схем, таблиц, графиков, алгоритмов, при выполнении проектов и т.п.

Обращаем внимание на то, что содержанием основной образовательной программы по «Математике» предусмотрена проектная деятельность младших школьников.

 

Перечень видов обязательного контроля по математике (таблица 2)

Таблица 2

Класс I II III IV Общее количество работ  

Класс

-

1

-

1

2

Класс

-

1

-

1

2

Класс

-

1

-

1

2

Класс

1

1

-

1

3

 

Обязательный контроль в 1 классе осуществляется  в I полугодии (в конце II четверти) и в конце года (в конце IV четверти).

Во 2-3 классах проводится 2 контрольные работы во II  и IV четвертях, как  промежуточная аттестации в форме административных контрольных работ с целью определения степени освоения учащимися содержания по предмету за год (полугодие).  

В 4 классе с целью соблюдения преемственности между начальной и основной школой, определения уровня готовности детей к переходу на основную ступень образования предусмотрено проведение мониторинговых контрольных работ: в сентябре диагностического характера и в мае итоговые мониторинговые исследования, которые являются промежуточной аттестации за год. Кроме того, в четвёртом классе во II четверти проводится промежуточная аттестация за полугодие.

Периодический контроль по русскому языку и математике (проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы) проводится на уроках развивающего контроля или рефлексии.

Все виды обязательного контроля (обозначенные в таблицах) и периодический контроль учитель планирует самостоятельно и вносит в календарно-тематическое планирование.

Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в программе по предметам.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.