Тематика семинарских занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 2 Актуальные проблемы современного философского знания

Семинар № 1

Фи­ло­соф­ские про­бле­мы бы­тия и сознания

Основные понятия: бытие, материя, виды материи, движение, пространство, время, развитие, самоорганизация, диалектика, категории диалектики, законы диалектики, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, прогресс, детерминизм, индетерминизм, сознание, идеальное.

План изучения темы

1 Понятие и сущность бытия. Многообразие видов бытия. Уровни развития материального мира.

2 Движение, пространство и время как формы существования материи.

3 Проблема развития и взаимосвязи материальных явлений. Законы и категории диалектики как выражение универсальных взаимосвязей в мире.

4 Детерминизм: сущность, виды. Индетерминизм. Проблема самоорганизации материи (синергетика).

5 Структура и свойства сознания.

 

Рекомендуемая литература

1 Диа­лек­ти­ка от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния / Ред. Б.М. Кедров. М.: Политиздат, 1983. 342 с.

2 Дуб­ров­ский Д.И. Ин­фор­ма­ция, соз­на­ние, мозг. М. Высшая школа, 1980. 286 с.

3 Дуб­ров­ский Д.И. Про­бле­ма иде­аль­но­го. М.: Мысль, 1983. 228 с.

4 Куп­цов В.И. Де­тер­ми­низм и ве­ро­ят­ность. М.: Политиздат, 1976. 255 с.

5 Ленк Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке. Пер. с нем. М. : Аспект Пресс, 1995. 183 с.

6 Мол­ча­нов Ю.Б. Про­бле­ма вре­ме­ни в со­вре­мен­ной нау­ке. М.: Наука, 1990. 136 с.

7 Мос­те­па­нен­ко А.М. Про­стран­ст­во и вре­мя в мак­ро-, ме­га- и мик­ро­ми­ре. М.: Политиздат, 1974. 240 с.

8 Нью­тон и фи­ло­соф­ские про­бле­мы фи­зи­ки ХХ в. М.: Наука, 1991. 207 с.

9 По­доль­ный Р.Г. Ос­вое­ние вре­ме­ни. М.: Политиздат, 1989. 143 с.

10 Про­ти­во­ре­чие как ис­точ­ник раз­ви­тия / Межвузовский сб. (Проблемы диалектики). Под ред. Ф.Ф. Вяккерева. Л: ЛГУ, 1988. 183 с.

11 Смо­лян Г.Л. Че­ло­век и ком­пь­ю­тер: со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ские ас­пек­ты ав­то­ма­ти­за­ции управ­ле­ния и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. М. : Политиздат, 1981. 192 с.

 

Вопросы для самопроверки

1 Назовите виды материи.

2 В чем отличие понятий «движение», «развитие», «прогресс»?

3 Что такое диалектика?

4 В чем смысл закона единства и борьбы противоположностей?

5 В чем смысл закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

6 Раскройте сущность закона отрицания отрицания.

7 Что такое детерминизм? Укажите виды детерминизма.

8 Что такое самоорганизация?

9 Как понимают сознание представители вульгарного материализма?

10 Какова структура сознания?

 

Семинар № 2

По­зна­ние. На­уч­ное по­зна­ние

Основные понятия: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, критерии истины, демаркация, научная картина мира, метод познания, уровень научного познания.

 

План изучения темы

1 Мно­го­об­ра­зие форм по­зна­ния ми­ра. Чув­ст­вен­ное и ра­цио­наль­ное по­зна­ние и их фор­мы. Роль ин­туи­ции в про­цес­се по­зна­ния.

2 По­ня­тие ис­ти­ны. Про­бле­ма объ­ек­тив­но­сти ис­ти­ны. От­но­си­тель­ная и аб­со­лют­ная ис­ти­ны. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. Про­бле­ма кри­те­ри­ев ис­ти­ны.

3 Спе­ци­фи­ка на­уч­но­го по­зна­ния. Про­бле­ма де­мар­ка­ции. Про­бле­ма ге­не­зи­са нау­ки. Ос­но­ва­ния нау­ки. Клас­си­фи­ка­ция на­ук.

4 Уров­ни на­уч­но­го по­зна­ния:

1) эм­пи­ри­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

2) тео­ре­ти­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

3) взаи­мо­связь эм­пи­ри­че­ско­го и тео­ре­ти­че­ско­го уров­ней по­зна­ния.

5 Эта­пы раз­ви­тия нау­ки.

Рекомендуемая литература

1 Бря­ник Н.В. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную тео­рию по­зна­ния. М.: Аадем Проект. Ека­те­рин­бург: Деловая книга, 2003. 288 с.

2 Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­ки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.

3 Кохановский В.П., Пржиленский В.И, Сергадеева Е.А.. Философия науки. 2-е изд. - М.: ИКЦ «Март». Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. 496 с.

4 Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.

5 Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. М.: Инфра-М., 2010. 333 с.

6 Никитич М.А. История и философия науки. Электр. учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск.

7 Пет­ров Ю.А. Тео­рия по­зна­ния: на­уч­но-прак­ти­че­ское зна­че­ние. М.: Мысль, 1988. 142 с.

8 Се­ли­ва­нов Ф.А. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. М. : Политиздат, 1972. 96 с.

9 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Учебник для послевузовского образования. М.: Гардарики, 2007. 384 с.

10 Фи­ла­тов В.П. На­уч­ное по­зна­ние и мир че­ло­ве­ка. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

11 Фи­ло­со­фия нау­ки / Под ред. С.А. Ле­бе­де­ва. Учебное пособие. М. : Академ Проект, 2004. 736 с.

12 Швы­рев, В.С. На­уч­ное по­зна­ние как дея­тель­ность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.

13 Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­знании. М.: Наука, 1978. 382 с.

 

Вопросы для самопроверки

1 Укажите механизмы чувственного познания.

2 Укажите механизмы рационального познания.

3 В чем сущность корреспондетской теории истины?

4 Каковы достоинства и недостатки когерентной теории истины?

5 В чем состоят особенности прагматической трактовки истины?

6 Какие существуют критерии истины?

7 Раскройте специфику научногопознания.

8 Как связаны эмпирический и теоретический уровни научного познания?

9 Какие методы познания применяются на эмпирическом уровне?

10 Какие методы познания применяются на теоретическом уровне?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.