Организация учебного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

всех направлений подготовки

 

Новотроицк, 2018

 

УДК 316

ББК 60.5

Я – 81

 

Рецензенты

Декан ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет

«МИСиС» к.э.н., доцент Жантлисова Е.А.

 

Доцент кафедры истории, философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета к.и.н., доцент Коробецкий И.А.

Яскевич Л. В. Философия. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов всех направлений подготовки заочной формы обучения. – Новотроицк, НФ НИТУ МИСиС, 2018.

Настоящие методические указания по организации самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии со стандартами НИТУ «МИСиС»  и рабочими программами по всем направлениям подготовки.

 Методические указания предназначены для использования в учебном процессе студентами заочной формы обучения.

 

Рекомендовано Методическим советом НФ НИТУ «МИСиС».

ФГАОУ ВО Национальный

исследовательский 

технологический

университет «МИСиС»

Яскевич Л.В., 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 4
1 Организация учебного процесса 2 Программа курса………………………………………………………............................. 5 7
3 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям……………………. 11
3.1. Общие указания……………………………………………………………………….. 11
3.2.Тематика семинарских занятий………………………………………………………. 12
4 Методические указания по выполнению контрольной работы………………………. 14
4.1. Тематика контрольных работ………………………………………………………… 14
4.2. Требования к оформлению контрольной работы…………………………………… 32
4.3. Критерии оценки контрольной работы преподавателем…………………………… 33
5 Методические указания по подготовке к экзамену……………………………………. 34
Приложение А……………………………………………………………………………… 36
Приложение Б………………………………………………………………………………. 37

 

Введение

Настоящие «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов» разработаны для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки в соответствии со стандартами НИТУ «МИСиС», а также в соответствии с Учебными планами и Рабочими  программами дисциплины «Философия».

Цель изучения данной дисциплины - формирование у студентов универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных Рабочими программами дисциплины «Философия» по указанным направлениям. Студент должен уметь выявлять структуру, формы и методы научного познания, уметь логически излагать собственную позицию, вести диалог, дискуссию, владеть приемами доказательства и опровержения.

Используя данные методические указания в учебном процессе, студент сможет получить как представление о структуре курса «Философия» в целом, так и конкретные указания по отдельным видам своей учебной деятельности. Настоящие «Методические указания» позволят студенту заочной формы обучения эффективно организовать самостоятельное изучение дисциплины «Философия», т.к. охватывают все виды его деятельности. Для аудиторных занятий студенту предлагается план семинарских занятий. В «Методических указаниях» также разработана тематика контрольных работ, к каждой теме прилагается перечень обязательных вопросов и список рекомендуемых источников, что значительно упрощает процесс ее выполнения. Формой итогового контроля по дисциплине «Философия» является экзамен. Экзамен проводятся в форме компьютерного тестирования.

Раздел 1 История философии

1 Древняя и средневековая философия. 2 Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3 Немецкая классическая философия. 4 Современная западная философия

 

Тематика семинарских занятий отражена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Тематика семинарских занятий.

№ занятия Тема семинарского занятия

Программа курса

 

Тема 1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе

 

Мироощущение и миропонимание. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Их особенности. Специфика философских проблем. Генезис философии. Происхождение термина “философия”: мудрость и любовь к мудрости.

Основные аспекты философского знания: онтология, гносеология, логика, аксиология, философская антропология, этика, эстетика, социальная философия, философия науки и техники. Соотношение философии и других форм духовной жизни общества (языка, морали, религии, искусства, идеологии, науки). Функции философии: мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Особенности философского и научного мышления, их взаимодействие.

 

Тема  2 Философия Древнего мира

 

Соотношение трех главных очагов цивилизации: древнеиндийского, древнекитайского и европейского. Натурализм, малосистемность, социально-нравственный характер, житейско-практический настрой древнекитайской философии. Ее основные школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, школа имен. Космизм, экологизм, альтруизм как основные принципы философской мысли Древней Индии. Ее школы и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхъя, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).

Основные этапы развития философской мысли Древней Греции и Рима: ионийский (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит), италийский ( школа элеатов. Пифагорейский союз, Эмпедокл), классический (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель), эллино-римский (стоики, скептики, эпикурейцы), неоплатонизм. Всесторонность и универсальность античной философии, ее роль в историческом развитии человечества. Космоцентрический принцип мировосприятия в философии Древнего мира.

 

Тема 3 Философия Средневековья

 

Теоцентризм как ведущий принцип философской мысли в Средние века. Роль Библии в развитии средневековой философии Западной Европы. Периодизация западноевропейской философии: период патристики (Аврелий Августин), ранняя схоластика (номинализм, реализм), расцвет схоластики (Фома Аквинский). Философские воззрения мыслителей средневекового Востока (Авиценна, Аверроэс и др.). Основные философские проблемы: божественное предопределение и свобода человека, разум и воля, душа и тело.

 

Тема 4 Философия эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения

 

Философия эпохи Возрождения. Процесс секуляризации. Натурфилософия, естествознание и диалектика в философии Возрождения. Гелиоцентризм и его влияние на восприятие эпохи. Антропоцентризм, пантеизм как основные принципы философского мировоззрения. Основные философские подходы: гуманистический (Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский), неоплатонический (Н. Кузанский, Парацельс), натурфилософский (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Л. да Винчи).

Научная революция и философия ХVII в. Экспериментально-математи­ческое естествознание и актуальность проблемы методологии познания. Приоритет гносеологии в философии Нового времени. Философское обоснование новой картины мира. Философия, теология, пантеизм. Проблема достоверности знания: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии с онтологией: монизм, дуализм, множественность субстанций.

Французские энциклопедисты и механистический материализм (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) в философии Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия гражданского общества.

Английский субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм). Критика субстанции.

 

Тема 5 Немецкая классическая философия

 

Социоцентризм как тип мировоззрения. Максима философского сознания XIX в.: идея принципиального различия природы и культуры. Основные проблемы классической философии (целостность бытия, проблема развития, всеобщая сущность человека, всеобщие нормы нравственности). Окончательное отделение гносеологии от онтологии. Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания (И. Кант). Обоснование автономии нравственной сферы человеческой деятельности. Послекантовский идеализм. Диалектический метод Гегеля и его система. Создание онтологии культурно-исторической деятельности субъекта. Антропологический материализм Л. Фейербаха, критика христианства.

 

Тема 6 Современная западная философия

 

Основа общественного сознания XX в.: проблема смысла истории и ком­плексного изучения человека. Новые типы философствования: антропологический и сциентистский. Иррационалистические философские направления: "философия жизни" (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). Школы позитивистского направления: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер), постпозитивизм ( Т. Кун, И. Лакатос). Герменевтика (Гадамер) – проблема толкования текста.

Прагматизм или "реалистическая" философия (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Религиозная философия XX века - традиционализм и попытка обновления (Г. Марсель, Ж. Маритэн, Жильсон). Эволюционизм (Тейяр де Шарден).

 

Тема 7 Русская философская мысль

 

Основные периоды развития русской философской мысли: формирование самобытной русской философской мысли (IХ-ХП вв.), становление национального самосознания и русского типа мудрствования (ХIV-ХVШ вв.): жития святых, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий. Возникновение русской философии (ХVШ-1 пол. XIX вв.): М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев. Теоретическая философия в России в XX в.

Религиозная и светская философия в России (Н. Федоров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский). Философия естествознания (К. Циолковский, В.И. Вернадский,  А.Л. Чижевский). Место России между Востоком и Западом. Концепция евразийства. Русская философия в социально-политической государственной системе.

 

Тема 8 Философское понимание мира

 

Проблема происхождения и сущности мира и проблема человека во Вселенной. Мифология, религия, теология, философия о происхождении, сущности мира и человека. Становление и развитие научной картины мира: коперниканский переворот и его последствия. Формирование идей о саморазвивающейся Вселенной. Научная картина мира в XX в. Современные стационарные и релятивистские модели Вселенной. Проблема возникновения жизни во Вселенной и поиска внеземных цивилизаций. Идея коэволюции общества и биосферы, возникновение ноосферы.

Философский смысл проблемы бытия. Бытие, небытие, ничто. Хаос и порядок, упорядоченность и гармоничность мира. Реальность объективная и субъективная. Формы бытия, их специфика. Бытие и субстанция: монизм, дуализм, плюрализм. Материя как субстанция. Современное естествознание о материи, движении, пространстве и времени.

Идея развития. Философские концепции развития: метафизика и диалектика. Исторические формы диалектики (древнегреческая диалектика, диалектика в немецкой классической философии, марксистская диалектика).

Проблема детерминизма в философии и науке. Виды детерминации природных и социальных явлений. Индетерминизм. Понятие закона. Законы бытия и законы науки. Основные законы диалектики. Проблема источника развития. Закон противоречия: тождество, различие, противоположность, противоречие. Виды противоречий, способы их разрешения. Объективность и универсальность противоречий. Роль противоречия в развитии. Проблема механизма развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений: качество, количество, мера, скачок. Виды скачков. Соотносительность количественных и качественных характеристик объекта. Проблема направленности развития. Закон отрицания отрицания. Виды отрицания. Прогресс и регресс, их взаимосвязь в процессе развития.

Категории диалектики как выражение универсальных связей бытия и познания: единичное, особенное, общее; сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Принцип системности. Синергетика как учение о самоорганизующихся системах.

Тема 9 Философские проблемы сознания

 

Проблема идеального в философии. Сознание как субъективная духовная реальность. Сознание, подсознание, бессознательное. Современная теория отражения.

Сознание и мозг. Сознание и язык. Взаимосвязь психологического, интеллектуального и духовного в сознании. Проблема "искусственного интеллекта".

Понятие духовной жизни общества. Ее основные элементы: духовная деятельность, духовные потребности, ценности духовной сферы. Сознание общества. Состояние общественного сознания. Общественная психология, проблема манипулирования ею. Идеология и ее роль: концепции де - и реидеологизации. Общественное мнение, массовое сознание, духовная атмосфера как показатели состояния социума.

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь, коллективное бессознательное.  Архетипы в индивидуальном и общественном сознании.

Формы общественного сознания. Взаимосвязь и специфика нравственного, религиозного, эстетического, политического и правового сознания.

 

Тема 10 Философские проблемы познания

 

Познание как социально опосредованное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Знание, отражение, информация. Образ и знак. Рассудок и разум. Знание и вера. Соотношение веры и сомнения. Агностицизм, скептицизм.

Истина и заблуждение. Проблема критериев истины, различные способы ее решения в истории философии. Объективное и субъективное в истине. Абсолютная и относительная истина. Когерентная, корреспондентная и прагматистская теория истины.

Специфика научной истины. Значение ценностной ориентации субъекта познания. Роль практики в познании.

Особенности научного познания. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Критерии разграничения научного и обыденного познания. Формы организации научного знания (законы, категории, принципы, теории). Этапы и уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Парадигма и исследовательская программа, картина мира. Философские основания науки. Научный прогноз. Типы научных прогнозов. Этапы развития науки.

 

Тема 11 Проблема человека в философии

 

Основные традиции рассмотрения человека в истории философии. Объективистские концепции человека (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистская концепции человека (психоаналитическая, экзистенциалистская и др.)

Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Условия и механизмы формирования личности. Роль культуры в формировании личности.

Человек как биосоциальное существо. Биологические аспекты жизнедеятельности человека, их влияние на формирование и развитие личности.

Проблема самореализации личности. Человек как проект. Свобода, воля и познание. Социальная ответственность личности.

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека. Человеческая судьба. Смысл жизни, его различные трактовки. Проблема утраты смысла жизни.

 

Тема 12 Общество как объект философского анализа

 

Общество как подсистема объективной реальности. Общество и природа, специфика общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества: натурализм (географический детерминизм, социал-дарвинизм и др.), идеализм, материализм (экономический детерминизм). Структура общества, основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Роль материальных условий в жизни общества.

Общество как развивающаяся система. Необходимость сочетания синхронного и диахронного, стадиального и регионального, формационного и культурно - цивилизационного подходов к анализу сущности общественной жизни и ее истории.

Идеи прогресса, регресса, круговорота истории. Сущность и критерии общественного прогресса. Взаимосвязь научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху. Революция и реформа как формы социальных изменений.

Логика истории и ее смысл. История как деятельность преследующего свои цели человека. Формы и способы освоения исторической необходимости: каузальное и целевое, стихийное и планомерное, сущее и должное.

 

Тема 13 Проблемы и перспективы современной цивилизации

 

Вступление современной цивилизации в качественно новое состояние. Усиление интенсивности воздействия техносферы на космическую, геологическую, биологическую сферы. Тотальность отчуждения человека.

Формирование глобальных проблем современности: интерсоциальных,  антропосоциальных,  природосоциальных. Возникновение проблемы пределов роста. Научно-технические и социально-политические условия возможности преодоления всеобщего кризиса современной цивилизации. Альтернативные стратегии мирового развития: "традиционалистский реформизм" и "глобальная техно-экологическая перспектива". Переход к коэволюционному развитию. Культурные, правовые, психологические, этические проблемы перехода к глобальной ноосферной цивилизации.

Развитие информационного общества, возможности и перспективы, идеалы общественного развития.

3 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

3.1 Общие указания

Для успешной подготовки к семинарскому занятию студент должен воспользоваться планом семинарского занятия. План семинарского занятия включает в себя перечень вопросов и список рекомендуемой литературы. Все литературные источники, рекомендованные в нем, имеются на абонементе или в читальном зале филиала. Студент должен готовиться по всем вопросам, относящимся к теме занятия, пользуясь рекомендованной литературой. Подготовку желательно начать с прочтения конспекта лекций, в котором в краткой форме излагаются основные положения, даются определения основных понятий. Далее необходимо воспользоваться учебниками. Для более глубоко освоения темы студент может обратиться к монографиям по теме занятия или публикациям в периодических изданиях. Желательно составить краткий конспект или план ответа, которым он может пользоваться. Речь студента должна быть самостоятельной. При ответе недопустимо чтение конспекта, использование учебника или ксерокопии. Желательно делать ссылку на литературный источник. Если студент не соблюдает этих требований, его ответ не засчитывается.

Семинар № 1

Фи­ло­соф­ские про­бле­мы бы­тия и сознания

Основные понятия: бытие, материя, виды материи, движение, пространство, время, развитие, самоорганизация, диалектика, категории диалектики, законы диалектики, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, прогресс, детерминизм, индетерминизм, сознание, идеальное.

План изучения темы

1 Понятие и сущность бытия. Многообразие видов бытия. Уровни развития материального мира.

2 Движение, пространство и время как формы существования материи.

3 Проблема развития и взаимосвязи материальных явлений. Законы и категории диалектики как выражение универсальных взаимосвязей в мире.

4 Детерминизм: сущность, виды. Индетерминизм. Проблема самоорганизации материи (синергетика).

5 Структура и свойства сознания.

 

Рекомендуемая литература

1 Диа­лек­ти­ка от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния / Ред. Б.М. Кедров. М.: Политиздат, 1983. 342 с.

2 Дуб­ров­ский Д.И. Ин­фор­ма­ция, соз­на­ние, мозг. М. Высшая школа, 1980. 286 с.

3 Дуб­ров­ский Д.И. Про­бле­ма иде­аль­но­го. М.: Мысль, 1983. 228 с.

4 Куп­цов В.И. Де­тер­ми­низм и ве­ро­ят­ность. М.: Политиздат, 1976. 255 с.

5 Ленк Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке. Пер. с нем. М. : Аспект Пресс, 1995. 183 с.

6 Мол­ча­нов Ю.Б. Про­бле­ма вре­ме­ни в со­вре­мен­ной нау­ке. М.: Наука, 1990. 136 с.

7 Мос­те­па­нен­ко А.М. Про­стран­ст­во и вре­мя в мак­ро-, ме­га- и мик­ро­ми­ре. М.: Политиздат, 1974. 240 с.

8 Нью­тон и фи­ло­соф­ские про­бле­мы фи­зи­ки ХХ в. М.: Наука, 1991. 207 с.

9 По­доль­ный Р.Г. Ос­вое­ние вре­ме­ни. М.: Политиздат, 1989. 143 с.

10 Про­ти­во­ре­чие как ис­точ­ник раз­ви­тия / Межвузовский сб. (Проблемы диалектики). Под ред. Ф.Ф. Вяккерева. Л: ЛГУ, 1988. 183 с.

11 Смо­лян Г.Л. Че­ло­век и ком­пь­ю­тер: со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ские ас­пек­ты ав­то­ма­ти­за­ции управ­ле­ния и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. М. : Политиздат, 1981. 192 с.

 

Вопросы для самопроверки

1 Назовите виды материи.

2 В чем отличие понятий «движение», «развитие», «прогресс»?

3 Что такое диалектика?

4 В чем смысл закона единства и борьбы противоположностей?

5 В чем смысл закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

6 Раскройте сущность закона отрицания отрицания.

7 Что такое детерминизм? Укажите виды детерминизма.

8 Что такое самоорганизация?

9 Как понимают сознание представители вульгарного материализма?

10 Какова структура сознания?

 

Семинар № 2

По­зна­ние. На­уч­ное по­зна­ние

Основные понятия: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, критерии истины, демаркация, научная картина мира, метод познания, уровень научного познания.

 

План изучения темы

1 Мно­го­об­ра­зие форм по­зна­ния ми­ра. Чув­ст­вен­ное и ра­цио­наль­ное по­зна­ние и их фор­мы. Роль ин­туи­ции в про­цес­се по­зна­ния.

2 По­ня­тие ис­ти­ны. Про­бле­ма объ­ек­тив­но­сти ис­ти­ны. От­но­си­тель­ная и аб­со­лют­ная ис­ти­ны. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. Про­бле­ма кри­те­ри­ев ис­ти­ны.

3 Спе­ци­фи­ка на­уч­но­го по­зна­ния. Про­бле­ма де­мар­ка­ции. Про­бле­ма ге­не­зи­са нау­ки. Ос­но­ва­ния нау­ки. Клас­си­фи­ка­ция на­ук.

4 Уров­ни на­уч­но­го по­зна­ния:

1) эм­пи­ри­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

2) тео­ре­ти­че­ский уро­вень: фор­мы и ме­то­ды по­зна­ния;

3) взаи­мо­связь эм­пи­ри­че­ско­го и тео­ре­ти­че­ско­го уров­ней по­зна­ния.

5 Эта­пы раз­ви­тия нау­ки.

Рекомендуемая литература

1 Бря­ник Н.В. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную тео­рию по­зна­ния. М.: Аадем Проект. Ека­те­рин­бург: Деловая книга, 2003. 288 с.

2 Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­ки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.

3 Кохановский В.П., Пржиленский В.И, Сергадеева Е.А.. Философия науки. 2-е изд. - М.: ИКЦ «Март». Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. 496 с.

4 Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.

5 Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. М.: Инфра-М., 2010. 333 с.

6 Никитич М.А. История и философия науки. Электр. учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электр. опт.диск.

7 Пет­ров Ю.А. Тео­рия по­зна­ния: на­уч­но-прак­ти­че­ское зна­че­ние. М.: Мысль, 1988. 142 с.

8 Се­ли­ва­нов Ф.А. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. М. : Политиздат, 1972. 96 с.

9 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Учебник для послевузовского образования. М.: Гардарики, 2007. 384 с.

10 Фи­ла­тов В.П. На­уч­ное по­зна­ние и мир че­ло­ве­ка. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

11 Фи­ло­со­фия нау­ки / Под ред. С.А. Ле­бе­де­ва. Учебное пособие. М. : Академ Проект, 2004. 736 с.

12 Швы­рев, В.С. На­уч­ное по­зна­ние как дея­тель­ность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.

13 Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­знании. М.: Наука, 1978. 382 с.

 

Вопросы для самопроверки

1 Укажите механизмы чувственного познания.

2 Укажите механизмы рационального познания.

3 В чем сущность корреспондетской теории истины?

4 Каковы достоинства и недостатки когерентной теории истины?

5 В чем состоят особенности прагматической трактовки истины?

6 Какие существуют критерии истины?

7 Раскройте специфику научногопознания.

8 Как связаны эмпирический и теоретический уровни научного познания?

9 Какие методы познания применяются на эмпирическом уровне?

10 Какие методы познания применяются на теоретическом уровне?

 

Тематика контрольных работ

Самостоятельная работа студента заочной формы обучения предполагает выполнение контрольной работы. Выбор темы производится в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Так, например, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой “7”, то номер контрольной работы может быть 7, 17, 27 (на выбор).

К каждой теме контрольной работы предлагается план ее выполнения, который включает обязательные для рассмотрения вопросы и рекомендуемый список научных и учебных изданий, в которых раскрываются вопросы темы.

Количество контрольных работ по дисциплине определяется Учебным планом.

Домашняя работа должна быть сдана на кафедру не позднее, чем за две недели до экзамена.

Таблица 4 - Тематика контрольных работ

№ темы

Тематика контрольных работ

1

Проблема человека в философии Древнего Востока

2

Проблема мироздания в античной философии

3

Концепция человека и общества в античной философии

4

Философские идеи Средневековья

5

Образ человека в средние века и в эпоху Возрождения

6

Эмпиризм и рационализм в философии XVII - XVIII веков

7

Проблема субстанции в философии XVII века

8

Социально-политические идеи в XVII-XVIII веках

9

Философия И. Канта

10

Проблема личности и государства в философии Гегеля

11

Сравнительный анализ философских взглядов Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева

12

Философия позитивизма XIX – начала ХХ вв.

13

Неопозитивизм о проблеме достоверности научного знания

14

Прагматизм

15

«Философия жизни»: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше

16

Философия экзистенциализма

17 Философские идеи психоанализа  
18 Современное естествознание о структуре и свойствах материального мира  
19 Проблема развития в философии и науке  
20 Проблема истины в философии  
21 Научное познание  
22 Философия науки  
23 Современные модели развития науки  
24 Проблема человека в философии  
25 Общество как система  
26 Проблема типологизации исторического процесса  
27 Проблемы и перспективы современной цивилизации  
28 Философия техники  
29 Философские аспекты научно-технического прогресса  
30 Русский космизм  

Рекомендуемое содержание тем контрольных работ

Тема 9 Философия И. Канта

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Теория познания И. Канта:

1) критика познавательных способностей субъекта. Априоризм Канта;

2) Кант о соотношении разума и веры. Проблема бога в философии Канта.

2 Этика И. Канта.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Аб­диль­дин Ж.М. Диа­лек­ти­ка Кан­та. Ал­ма-Ата: «Казахстан», 1974160 с.

2 Ас­мус В.Ф. Фи­ло­со­фия Им­ма­нуи­ла Кан­та. М. : Знание, 1957. 80 с.

3 Гу­лы­га А. Кант. 2 -е изд. М. : Молодая гвардия, 1981. 303 с.

4 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М. : Гардарики, 2003. 911 с.

5 КузнецовВ.Н. Немецкая классическая философия. Учебник, 2-е изд,, доп. М. : Высшая школа, 2003. 438 с.

6 Ма­пель­ман В.М. Клас­си­че­ский (не­мец­кий) пе­ри­од в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. Учебное пособие. М. : МИСиС, 1995. 74 с.

7 Су­сло­ва Л.А. Фи­ло­со­фия И. Кан­та: методологический анализ. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1988. 224 с.

8 Фи­ло­со­фия Кан­та и со­вре­мен­ность / Под общей ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. 469 с.

 

Тема 14 Прагматизм

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Гносеологические идеи прагматизма

1) теория сомнения - веры Ч. Пирса, принцип Пирса;

2) инструментализм Дж. Дьюи.

3) истина как польза (У. Джемс)

2 Отношение прагматизма к религии (У. Джемс).

 

Рекомендуемая литература

1 Бур­жу­аз­ная фи­ло­со­фия ХХ ве­ка / Ред. коллегия: Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Л.И. Шершнева. М.: Политиздат, 1974. 335 с.

2 Зо­тов А.Ф. Со­вре­мен­ная за­пад­ная фи­ло­со­фия. Учебник. 2-е изд., исправленное. М.: Высшая школа, 2005. 781 с.

3 Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­ки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.

4 Пас­смор Дж. Со­вре­мен­ные фи­ло­со­фы. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002. 192 с.

5 Современная западная философия: словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

 

Тема 21 Научное познание

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Специфика научного познания.

2 Методы и формы научного познания:

1) методы и формы познания эмпирического уровня;

2) методы и формы познания теоретического уровня;

3 Уровни научного познания: сравнительный анализ. Взаимосвязь эмпирического и теоретического в познании.

 

Рекомендуемая литература

1 Бря­ник Н.В. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную тео­рию по­зна­ния. М.: Аадем Проект. – Ека­те­рин­бург: Деловая книга, 2003. 288 с.

2 Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­киУчебное пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.

3 Кохановский Е.А., Пржиленский В.И., Сергадеева Е.А. Философия науки. 2-е изд. М.: ИКЦ «Март». Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. 496 с.

4 Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.

5 Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. М.: Инфра-М., 2010. 333 с.

6 Никитич М.А. История и философия науки. Электр. учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 1 электр. опт. диск.

7 Пет­ров Ю.А. Тео­рия по­зна­ния: на­уч­но-прак­ти­че­ское зна­че­ние. М.: Мысль, 1988. 142 с.

8 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Учебник для послевузовского образования. М.: Гардарики, 2007. 384 с.

9 Фи­ла­тов В.П. На­уч­ное по­зна­ние и мир че­ло­ве­ка. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

10 Фи­ло­со­фия нау­ки. Под ред. С.А. Ле­бе­де­ва. Учебное пособие. М. : Академ Проект, 2004. 736 с.

11 Швы­рев В.С. На­уч­ное по­зна­ние как дея­тель­ность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.

12 Швы­рев В.С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­знании. М.: Наука, 1978. 382 с.

 

Тема 22 Философия науки

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Проблема генезиса науки.

2 Этапы развития науки.

3 Научные революции: теория и история.

4 Классификация наук: история и современность. Интеграция и дифференциация наук.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Бря­ник Н.В. Вве­де­ние в со­вре­мен­ную тео­рию по­зна­ния. М.: Аадем Проект. – Ека­те­рин­бург: Деловая книга, 2003. 288 с.

2 Кан­ке В.А. Ос­нов­ные фи­ло­соф­ские на­прав­ле­ния и кон­цеп­ции раз­ви­тия нау­киУчебное пособие. М.: Логос, 2004. 328 с.

3 Кохановский Е.А., Пржиленский В.И., Сергадеева Е.А. Философия науки. 2-е изд. М.: ИКЦ «Март». Ростов на Дону: ИЦ «Март», 2006. 496 с.

4 Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.

5 Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки. Уч. пособие для аспирантов и соискателей. М.: Инфра-М., 2010. 333 с.

6 Никитич М.А. История и философия науки. Электр. учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 1 электр. опт. диск.

7 Пет­ров Ю.А. Тео­рия по­зна­ния: на­уч­но-прак­ти­че­ское зна­че­ние. М.: Мысль, 1988. 142 с.

8 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Учебник для послевузовского образования. М.: Гардарики, 2007. 384 с.

9 Фи­ла­тов В.П. На­уч­ное по­зна­ние и мир че­ло­ве­ка. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

10 Фи­ло­со­фия нау­ки. Под ред. С.А. Ле­бе­де­ва. Учебное пособие. М. : Академ Проект, 2004. 736 с.

11 Швы­рев В.С. На­уч­ное по­зна­ние как дея­тель­ность. М.: Политиздат, 1984. 232 с.

 

Тема 28 Философия техники

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Основные подходы к определению понятия «техника».

2 Природа техники, ее структура и функции.

3 Этапы развития техники. Техницизм и антитехницизм в современном обществе.

Рекомендуемая литература

 

1 Аб­ду­ла­ев Д.С., Малькова Т.П., Урсул Т.А. Че­ло­век в ин­фор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ском ми­ре. Проблемы становления информационного общества. М. : МИ­СиС, 1995. 69 с.

2 До­б­ры­нин В.В. Тех­ни­ка и тех­ни­че­ская куль­ту­ра ХХ в. // Ак­ту­аль­ные про­бле­мы куль­ту­ры ХХ в. Ред. колл. В.В. Агеносов и др. М. : Общ-во «Знание» Российской Федерации, 1993. 191 с.

3 Ленк Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке. Пер. с нем. М.: Аспект Пресс, 1996. 183 с.

4 Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с. 

5 Мит­чем К. Что та­кое фи­ло­со­фия тех­ни­ки. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. 149 с.

6 Тавризян Г. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации». М.: Росс. ПЭН, 2009. 216 с.

 

Тема 30 Русский космизм

Рассмотрите следующие вопросы:

1 Концепция К. Циолковского.

2 Циклическая теория А. Чижевского.

3 Теория этногенеза Л. Гумилёва.

4 Ноосферные идеи В. Вернадского.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академ. Проект, 2007._ 1152 с.

2 Ев­лам­пи­ев И.И. Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2002. 584 с.

3 За­ма­ле­ев А.Ф. Курс ис­то­рии рус­ской фи­ло­со­фии. М: Наука, 1995. 191 с.

4 Зень­ков­ский В. Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии. М.: Академ. Проект, 2001. 880 с.

5 Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с. 

6 Лос­ский Н.О. Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

7 Ма­пель­ман В.М. Ис­то­рия рус­ской фи­ло­соф­ской мыс­ли. Учеб. по­со­бие. М.: МИ­СиС, 1992. 54 с.

8 Рус­ская фи­ло­со­фия. Ма­лый эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М. : Наука, 1995. 624 с.

9 Сер­би­нен­ко В.В. Рус­ская фи­ло­со­фия. Курс лек­ций. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2005. 464 с.

 

4.2 Требования к оформлению контрольной работы

 

Объем работы должен составлять в среднем - 18-20 страниц (или 25 - 40 тыс. печатных знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.

В списке использованных источников в контрольной работе должно быть не менее пяти названий, расположенных в алфавитном порядке.

Все структурные части контрольной работы сшиваются в той же последовательности, как они представлены в Содержании.

Более подробно требования по оформлению домашней работы изложены в «Правилах оформления пояснительной записки выпускной квалификационной работы (ВКР)» (составитель – Басков С.Н.) на сайте НФ НИТУ «МИСиС»: nfmisis.net / Вход / Сведения об образовательной организации / Структура организации / Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук / Учебные материалы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Философия»»

 

на тему: «Русский космизм»

 

  Выполнил: студент группы БТМО-17з-24
  Иванов И.А. № зачетной книжки Проверил: Яскевич Л.В.
   
   

 

 

Новотроицк, 2018 г.

Приложение Б Образец оформления Содержания

Содержание

Введение ………………………………………………..............................3          

1 Название вопроса………………………………………………………..4

2 Название вопроса………………………………………………………..9

3 Название вопроса…………………………………….............................15

Заключение …………………………………………………………….. ..20

Список использованных источников…………………......................... ..22

 

Философия

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

всех направлений подготовки

 

Новотроицк, 2018

 

УДК 316

ББК 60.5

Я – 81

 

Рецензенты

Декан ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет

«МИСиС» к.э.н., доцент Жантлисова Е.А.

 

Доцент кафедры истории, философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета к.и.н., доцент Коробецкий И.А.

Яскевич Л. В. Философия. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов всех направлений подготовки заочной формы обучения. – Новотроицк, НФ НИТУ МИСиС, 2018.

Настоящие методические указания по организации самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии со стандартами НИТУ «МИСиС»  и рабочими программами по всем направлениям подготовки.

 Методические указания предназначены для использования в учебном процессе студентами заочной формы обучения.

 

Рекомендовано Методическим советом НФ НИТУ «МИСиС».

ФГАОУ ВО Национальный

исследовательский 

технологический

университет «МИСиС»

Яскевич Л.В., 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 4
1 Организация учебного процесса 2 Программа курса………………………………………………………............................. 5 7
3 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям……………………. 11
3.1. Общие указания……………………………………………………………………….. 11
3.2.Тематика семинарских занятий………………………………………………………. 12
4 Методические указания по выполнению контрольной работы………………………. 14
4.1. Тематика контрольных работ………………………………………………………… 14
4.2. Требования к оформлению контрольной работы…………………………………… 32
4.3. Критерии оценки контрольной работы преподавателем…………………………… 33
5 Методические указания по подготовке к экзамену……………………………………. 34
Приложение А……………………………………………………………………………… 36
Приложение Б………………………………………………………………………………. 37

 

Введение

Настоящие «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов» разработаны для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки в соответствии со стандартами НИТУ «МИСиС», а также в соответствии с Учебными планами и Рабочими  программами дисциплины «Философия».

Цель изучения данной дисциплины - формирование у студентов универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных Рабочими программами дисциплины «Философия» по указанным направлениям. Студент должен уметь выявлять структуру, формы и методы научного познания, уметь логически излагать собственную позицию, вести диалог, дискуссию, владеть приемами доказательства и опровержения.

Используя данные методические указания в учебном процессе, студент сможет получить как представление о структуре курса «Философия» в целом, так и конкретные указания по отдельным видам своей учебной деятельности. Настоящие «Методические указания» позволят студенту заочной формы обучения эффективно организовать самостоятельное изучение дисциплины «Философия», т.к. охватывают все виды его деятельности. Для аудиторных занятий студенту предлагается план семинарских занятий. В «Методических указаниях» также разработана тематика контрольных работ, к каждой теме прилагается перечень обязательных вопросов и список рекомендуемых источников, что значительно упрощает процесс ее выполнения. Формой итогового контроля по дисциплине «Философия» является экзамен. Экзамен проводятся в форме компьютерного тестирования.

Организация учебного процесса

Изучение данной дисциплины предполагает различные формы аудиторной и самостоятельной работы студента. Общее количество учебных часов и их распределение по видам работы отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Распределение часов по видам занятий

Виды занятий Всего часов
Общая трудоемкость 144
Аудиторные занятия 12
Лекции (Л) 8
Семинарские занятия (С) 4
Самостоятельная работа: 132
Вид итогового контроля экзамен

 

Аудиторная работа по данной дисциплине состоит из лекционных и семинарских занятий. Тематика лекционных занятий представлена в таблице 2.

 

Таблица 2– Содержание лекционного курса

№ лекции Тема лекции

Раздел 1 История философии

1 Древняя и средневековая философия. 2 Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3 Немецкая классическая философия. 4 Современная западная философия

 

Тематика семинарских занятий отражена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Тематика семинарских занятий.

№ занятия Тема семинарского занятия

Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.