Цикл управления и функции управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов (см. также описание временнóй структу­ры управленческой деятельности в пятой главе). На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческо­го цикла, в том числе:

• цикл А. Файоля (Планирование - Организация - Стимулиро­вание (мотивация) - Контроль (Рис. 30));

• цикл У. Деминга PDCА (Plan - планируй, Do -делай, Check -проверяй, Act - воздействуй);

• комплекс задач и функций управления (Рис. 26);

• цикл СПРУКАР (см. ниже); и многие другие.

Цикл А. Файоля. Выделяют четыре основные функции управле­ния: планирование, организация, стимулирование и контроль.30 Непрерывная последовательность реализации этих функций как раз и составляет цикл управленческой деятельности - см. Рис. 30 и Рис. 26.

30 Отметим, что при управлении техническими системами используется несколько другая терминология – функциями являются, например, реализа­ция программных движений, или стабилизация системы и т.д. 88


Цикл А. Файоля является, наверное, одним из наиболее распро­страненных в теории менеджмента. Объяснение этому простое – входящие в него четыре основных управленческих функции свой­ственны любой управленческой деятельности – процессной, проект­ной и др. Поясним это утверждение.

В проектном управлении (см. [75]) выделяют следующие фазы жизненного цикла проекта:

начальная фаза (концепция): сбор исходных данных и анализ существующего состояния; определение целей задач, критериев, требований и ограничений (внешних и внутренних) проекта, экспер­тиза основных положений, утверждение концепции проекта;

фаза разработки: формирование команды, развитие концеп­ции и основного содержания проекта, структурное планирование, организация и проведение торгов, заключение договоров и субдого­воров с основными исполнителями, представление проектной разра­ботки и получение ее одобрения. Начальную фазу и фазу разработки можно считать стадиями фазы планирования (см. введение и главу 5);

89


фаза реализации проекта: ввод в действие разработанной на предыдущих фазах системы управления проектами, организация выполнения работ, ввод в действие системы мотивации и стимулиро­вания исполнителей, оперативное планирование, управление матери­ально-техническим обеспечением, оперативное управление;

завершающая фаза: планирование процесса завершения про­екта, проверка и испытание результатов реализации проекта, подго­товка персонала для эксплуатации результатов реализации проекта, их сдача заказчику, реализация оставшихся ресурсов, оценка резуль­татов и подведение итогов, расформирование команды проекта.

Исходя из этих фаз, можно считать основными соответствую­щие им функции планирования, организации, стимулирования и контроля.

Выше выделены следующие основные структурные компоненты деятельности (см. Рис. 3): мотив, цель, технология и результат. Им также можно поставить в соответствие (в зависимости от компонен­тов деятельности, являющихся предметом управления) четыре ос­новные функции управления (см. Табл. 6).

Следовательно, можно выделить следующие общие функции управления: планирование, организация, стимулирование и кон­троль.

Табл. 6. Типы и функции управления

 

 

 

           

 

 

   

 

 

                   
                   
                   

Соответствие между методами (видами) и функциями управле­ния устанавливается Табл. 8.

90


Так, например, при осуществлении функции планирования мо­гут использоваться все методы управления и, в первую очередь, управление составом. При осуществлении функции контроля методы управления составом и структурой почти не используются, зато существенно используются методы институционального, мотиваци-онного и информационного управления. И т.д.

Цикл СПРУКАР. Приведем альтернативное циклу А. Файоля описание цикличности управленческой деятельности – на Рис. 31 показаны этапы управленческого цикла СПРУКАР: Сбор информа­ции – Планирование – Реализация – Учет – Контроль - Анализ – Регулирование [39].

Этапы (функции) управленческого цикла СПРУКАР:

1. Сбор и анализ информации для выработки и принятия управ­ленческого решения.

2. Планирование действий – разработка и принятие управленче­ского решения.

3. Реализация – организация исполнения, в том числе мотивация его исполнителей, и исполнение управленческого решения.

4. Учет результатов реализации управленческого решения.

5. Контроль – сравнение факта с намеченными результатами и построение контрольных индикаторов, оценивающих степень их реализации.

6. Анализ – выявление и анализ причин отклонения от намечен­ных результатов.

7. Регулирование хода исполнения управленческого решения, коррекция (при необходимости) ранее принятых решений, примене­ние к исполнителям предусмотренных мотивационных воздействий с целью усиления выявленных положительных тенденций и нейтрали­зации отрицательных.

В основе любой управленческой деятельности лежит идея не­прерывного цикла управления, повсеместно использующего метрики и показатели (для «описания и измерения») и количественные моде­ли. Основной фокус внимания при этом сконцентрирован на методах, инструментах и решениях, направленных на повышение количе­ственно выраженной эффективности деятельности. Все компоненты системы управления эффективностью деятельности представляются в применяемых моделях управленческого цикла через систему кон­кретных количественных описаний, показателей и моделей.

91


При использовании количественных показателей цикл управле­ния СПРУКАР приобретает «количественную» детализацию [39, 40], приведенную на Рис. 31, где:

• Управляемая система описана с помощью показателей состоя­ния: (действие или результат деятельности), ограничений деятельно­ сти (например, «производственные» возможности), сообщаемой информации, ограничений на возможные сообщения.

Цели управления описаны посредством целевых критериев, за­даваемых целевыми требованиями и показателями состояния.

• Методы планирования заданы посредством правил выбора плана - желательного с точки зрения субъекта управления действия или результат деятельности управляемой системы.

• Методы оценки и контроля результатов деятельности управля­емой системы задаются посредством показателей оценки деятельно­сти.

Оперативное управление представлено корректировками пла­нов, последующими за этим действиями и т.д.

Стимулирование представлено функциями стимулирования.

Р ис. 31. Структура системы управления в виде цикла СПРУКАР

(широкими стрелками показаны два цикла

92


управления – цикл планирования и цикл реализации)








Механизмы управления

При включении человека в контур управления возникает необ­ходимость управлять субъектом, который:

• субъективизирован и действует в соответствии с собственными предпочтениями - принцип рациональности;

• не полностью известен субъекту управления - принцип асим­метричной информированности;

может обманывать и не делать того, что от него хотят.
Механизм управления31 - это совокупность правил и процедур

принятия субъектом управления решений, влияющих на поведение управляемых субъектов - в частности, сообщаемую ими информа­цию и выбираемые ими действия. В дополнение к рассмотренным ранее задачам управления существует еще одна задача субъекта управления - разработка механизма управления и выбор действий в соответствии с этим механизмом.

Задачи управления (мониторинг и анализ текущего состояния управляемой системы; прогноз ее развития; целеполагание; планиро­вание; распределение функций и ресурсов; стимулирование (мотива­ция); контроль и оперативное управление; анализ произведенных изменений) перечислены выше - см. Рис. 26.

Для эффективного управления любой системой необходимо иметь набор адекватных механизмов управления. На сегодняшний день в теории управления накоплен значительный опыт разработки, исследования и внедрения на практике механизмов управления, соответствующих всему управленческому циклу (то есть, позволяю­щих реализовывать функции планирования, организации, мотивации и контроля) - см. Рис. 30.

В теории управления выделены следующие базовые32 механиз­мы управления (см. Рис. 32) [72]:

- активной экспертизы;

31 Иногда механизмы управления называют инструментами управления.

32 Данный набор механизмов сложился исторически (то есть, не порожда­
ется единым основанием классификации
) – с одной стороны, в ответ на
запросы практики, с другой – как позволяющий решать широкий спектр
задач управления. Поэтому эти механизмы и называются базовыми.

93


- внутренних цен;

- выбора набора проектов;

- дополнительных соглашений;

- «затраты-эффект»;

- институционального управления;

- информационного управления;

- компенсационные;

- комплексного оценивания (агрегирования информации);

- конкурсные (тендеры);

- многоканальные;

- назначения;

- обмена;

- опережающего самоконтроля;

- оптимизации производственного и коммерческого циклов;

- освоенного объема;

- противозатратные;

- распределения ресурса (в том числе - затрат и доходов);

- самоокупаемости (самофинансирования);

- синтеза структуры;

- синтеза состава;

- смешанного финансирования;

- согласия;

- стимулирования;

- страхования;

- точек контроля;

- управления взаимодействием участников;

- управления договорными отношениями;

- финансирования инновационных проектов.

Более подробно сущность, свойства и особенности применения базовых механизмов управления описаны в [57, 74].

94


95









Структура теории управления

Содержание предыдущих разделов настоящей главы отражает, по сути, отдельные компоненты теории управления.

Теорией называется форма организации достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержа­щая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Любая научная теория состоит, во-первых, из взаи­мосвязанных структурных компонентов. Во-вторых, любая теория имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент [64].

Как отмечалось выше, центральным системообразующим элементом теории управления (социальными, организационными и др. системами) является категория33 организации, так как управление – процесс организации, в результате которого в управляемой системе появляется организация как свойство.

Структурными компонентами теории управления (см. Рис. 33) являются34 рассмотренные выше:

– задачи управления;

– схема управленческой деятельности;

– условия управления;

– типы управления;

33 В соответствии с Философским энциклопедическим словарем, категория
(греч. kategoria – высказывание, обвинение; признак) – предельно общее
понятие. Образуется как последний результат отвлечения
(абстрагирова­
ния
) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует
более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минималь­
ным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых
предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фунда­
ментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной
действительности и познания. Своя система категорий присуща каждой
конкретной науке.

34 Такие важнейшие компоненты теории, как «свойства объекта/субъекта
управления» и «критерии эффективности управления» определяются
соответственно спецификой управляемой системы и целями управления.
96


– предметы управления;

– виды (методы) управления;

– формы управления;

– средства управления;

– функции управления;

– факторы, влияющие на эффективность управления;

– принципы управления;

– механизмы управления.

С труктура теории управления представляет собой совокуп­ность устойчивых связей между ее компонентами.

Связи эти опишем иерархически – соответствие между такими компонентами теории управления, как: предметы, методы, функции, задачи и механизмы управления, устанавливается Табл. 7, в которой приведены ссылки на таблицы и рисунки, содержащие более деталь­ную соответствующую информацию.

97


Т абл. 7. Соответствие между предметами, методами, функциями, задачами и механизмами управления

 

           
Предметы Табл. 8   Табл. 10  
Методы Табл. 8 Табл. 9   Табл. 12
Функции   Табл. 9 Рис. 26 Табл. 11
Задачи Табл. 10   Рис. 26  
Механизмы   Табл. 12 Табл. 11  

Табл. 8 и Табл. 9 отражают связь между предметами и методами управления. Взаимосвязь между задачами и предметами управления устанавливается Табл. 10. В Табл. 11 установлено соответствие между базовыми механизмами управления и основными управленче­скими функциями. Подчеркнем, что приведенный в Табл. 11 набор механизмов организационного управления является универсальным, то есть, применимым к любым системам. Табл. 12 устанавливает соответствие между базовыми механизмами управления и методами управления.

Отметим, что пробелы в Табл. 7 могут быть заполнены в силу «транзитивности» отношений между рассматриваемыми компонен­тами теории управления. Так, например, связь между предметами и функциями управления может быть установлена на основании сов­местного рассмотрения Табл. 8 и Табл. 9, отражающих связь между предметами и методами управления и, соответственно, его методами и функциями. И т.д.

98


«+» – метод следует использовать35

   

 

 

 

 

                       
                       
                       
                       
                       
                       

35 Данная система обозначений используется во многих таблицах настоя­щей работы. Следует признать, что устанавливаемое таблицами соот­ветствие между различными структурными компонентами теории управ­ления является качественной (неформальной) субъективной экспертной оценкой.

99


Т абл. 10. Задачи и предметы управления

 

ЗАДАЧИ          
Мониторинг и анализ текущего состояния +
Прогноз развития
Целеполагание + + + +
Планирование + + + +
Распределение функций и ресурсов +
Стимулирование (мотивация) + +
Контроль и оперативное управление +

100


Т абл. 11. Механизмы и функции управления

 

МЕХАНИЗМЫ        
Активной экспертизы [10] + +
Внутренних цен [71] + +
Выбора набора проектов [54] +
Дополнительных соглашений [10, 75] +
«Затраты-эффект» [8] +
Институционального управления [74] + +
Информационного управления [76] + +
Компенсационные [10, 38] +
Комплексного оценивания (агрегирования информации) [10] + +
Конкурсные (тендеры) [10, 72] +
Многоканальные [10] + +
Назначения [8, 10, 67] +
Обмена [41, 74] + +
Опережающего самоконтроля [10, 38] +
Оптимизации производственного и коммерческого циклов [8] +
Освоенного объема [38] + +
Противозатратные [10] + +
Распределения ресурса (в том числе – затрат и доходов) [10, 32] + + + +
Самоокупаемости (самофинансирования) [8, 10] +
Синтеза оргструктуры [25, 61, 68] +
Синтеза состава [36, 67, 68, 71] + +
Смешанного финансирования [10, 32] + +
Согласия [10] +
Стимулирования [71] +
Страхования [10, 32] + +
Точек контроля [75] + +
Управления взаимодействием участников [26, 53, 67] +
Управления договорными отношениями [10, 75] + +
Финансирования инновационных проектов [10, 32, 38, 53] +

101


Т абл. 12. Механизмы и методы управления

МЕХАНИЗМЫ          
Активной экспертизы + +
Внутренних цен + +
Выбора набора проектов +
Дополнительных соглашений + +
«Затраты-эффект» +
Институционального управления + +
Информационного управления + +
Компенсационные +
Комплексного оценивания (агрегирования информации) + +
Конкурсные (тендеры) + +
Многоканальные + +
Назначения + +
Обмена +
Опережающего самоконтроля +
Оптимизации производственного и коммерче­ского циклов + +
Освоенного объема + +
Противозатратные + +
Распределения ресурса (в том числе – затрат и доходов) + +
Самоокупаемости (самофинансирования) +
Синтеза организационной структуры +
Синтеза состава + +
Смешанного финансирования + +
Согласия +
Стимулирования + +
Страхования + +
Точек контроля + +
Управления взаимодействием участников + +
Управления договорными отношениями + +
Финансирования инновационных проектов + +

102


Совокупность Табл. 7 - Табл. 12 позволяет комплексно подхо­дить к разработке управленческих решений. Так, например, при решении задач контроля и оперативного управления следует, в первую очередь, акцентировать внимание на информированности участников, их ограничениях и нормах деятельности, а также на структуре системы (см. Табл. 10). Для воздействия на информиро­ванность участников следует использовать методы информационно­го и институционального управления (см. Табл. 8), применяя меха­низмы активной экспертизы, комплексного оценивания и др. (см. Табл. 12). И т.д.

Объекты управления. Выше мы рассматривали общую мето­дологию управления, не делая акцентов на специфике конкретных объектов управления и их классов (за исключением, пожалуй, соци­ально-экономических и организационных систем). Например, поло­жив в основание классификации направленность человеческой дея­тельности: «природа - общество - производство», можно выделить организационные (человек), экологические (природа), социальные (общество), а также экономические и технические (производство) системы - см. Рис. 34. На «стыке» этих четырех классов систем возникают следующие попарные комбинации36:

• организационно-технические системы;

• социально-экономические системы;

• эколого-экономические системы;

• нормативно-ценностные системы;

• ноосферные системы;

• социально-экологические системы.

Соответственно можно выделять и классы задач управления те­ми или иными системами междисциплинарной природы (с учетом специфики) последних.

36 Следует признать, что последние три класса систем пока не стали предметом активных исследований в теории управления.

103


Специфика систем междисциплинарной природы (включаю­щих человека) как объекта управления заключается, в первую оче­редь, в их способности к самостоятельному целеполаганию и целе­направленному поведению, а также в способности к рефлексии, к прогнозированию поведения управляющего органа или объек­та/субъекта управления:

У Самостоятельное целеполагание, целенаправленность пове­дения (сознательное искажение информации, невыполнение обяза­тельств и т.д.);

104


У Рефлексия (нетривиальная взаимная информированность, дальновидность, эффект обмена ролями и т.п.);

У Ограниченная рациональность (принятие решений в условиях неопределенности и ограничений на объем обрабатываемой инфор­мации);

S Кооперативное и/или конкурентное взаимодействие (образо­вание коалиций, информационное и др. противодействие);

У Иерархичность;

S Многокомпонентность;

У Распределенность.

Результаты теоретического исследования моделей и методов управления организационными системами (современное состояние отражено в монографии [74] и учебнике [9]) находят свое примене­ние при решении широкого круга практических задач в самых раз­ных областях. Примерами служат задачи управления:

- предприятиями, корпорациями и регионами [32, 71];

- проектами и программами [10, 38, 53, 54, 75];

- образовательными системами [73];

- социальными системами [24];

- многоагентными системами [67];

- организационно-техническими системами [8, 25, 74, 100];

- эколого-экономическими системами [11].

Завершив описание логической структуры управленческой дея­тельности, перейдем к рассмотрению еѐ временнóй структуры.

105


5. Временнáя структура управленческой деятельности

Как отмечалось во введении, в рамках общей методологии [64] завершенность цикла деятельности определяется тремя фазами:

фаза проектирования, результатом которой является постро­енная модель деятельности субъекта управления и деятельности управляемой системы и план ее реализации;

– фаза реализации;

– рефлексивная фаза.

Не является исключением и управленческая деятельность. Но она имеет свою специфику, которая заключается, в частности, в том, что ее предметом является деятельность управляемого субъекта, которая, в свою очередь, реализуется в рамках тех же фаз. Однако, фазы деятельности субъекта управления и управляемого субъекта не синхронны – последовательность их реализации представлена на Рис. 35.

Как следует из Рис. 35, сначала субъект управления осуществля­ет фазы планирования и реализации, результатом которых является управленческое воздействие (жирная линия на Рис. 35). Затем осу-

106


ществляется деятельность управляемого субъекта, реализуется ее результат, являющийся и опосредованным результатом деятельности субъекта управления (см. разделы 1.2 и 2.1). И, наконец, осуществля­ется рефлексивная фаза деятельности субъекта управления.

Каждой из функций (Рис. 30) деятельности субъекта управления (см. раздел 4.7) соответствуют определенные фазы его деятельности. В рамках различных функций доминируют различные компоненты деятельности субъекта управления (а соответствующие компоненты деятельности управляемой системы являются предметом управле­ния) – см. Рис. 36.

Содержание деятельности управляемого субъекта может быть различным, и специфика этого содержания должна отражаться в соответствующей отраслевой специфике управления. Тем не менее, мы сконцентрируем в настоящей главе внимание на временнóй структуре деятельности только субъекта управления (ведь настоящая работа посвящена методологии именно его деятельности).

107


Перейдем к рассмотрению фаз, стадий и этапов управленческой деятельности.

В Табл. 13 приведены фазы, стадии и этапы любой деятельности (см. также [64]). Их совокупность универсальна и отражает, в том числе, и фазы, стадии и этапы управленческой деятельности. При этом стадии и этапы фазы проектирования в управленческой дея­тельности такие же, как и в любой практической деятельности. Ста­дии же фазы реализации и рефлексивной фазы отражают специфику управленческой деятельности.

Табл. 13. Фазы, стадии и этапы деятельности

ФАЗЫ СТАДИИ ЭТАПЫ
























Фаза проектирования

Концептуальная стадия

Выявление противоречия

 

 

Формулирование проблемы

 

 

Определение целей

 

 

Выбор критериев

 

Стадия моделирования

Построение моделей

 

 

Оптимизация

 

 

Выбор (принятие решения)

 

Стадия конструирования

Декомпозиция

 

 

Агрегирование

 

 

Исследование условий

 

 

Построение программы

 

Стадия «технологической» подготовки

Фаза реализации

Стадия организации

 

Стадия стимулирования и мотивации

 

Стадия мониторинга

 

Стадия оперативного управления

Рефлексивная фаза

Стадия учета и контроля

 

Стадия анализа деятельности и ее результатов

 

Стадия коррекции ранее принятых решений

 

Стадия улучшения деятельности

Подтверждением последнего утверждения может служить, во-первых Табл. 14, в которой установлено соответствие между этими фазами и тремя распространенными управленческими циклами (см. раздел 4.7) – циклом А. Файоля (см. Рис. 30), циклом СПРУКАР (см. Рис. 31) и комплексом циклически решаемых задач управления, 108


рассмотренным в разделе 4.1 (см. Рис. 26). Во-вторых, если рассмот­реть различные принятые в системном анализе последовательности анализа (системного и стратегического) и решения проблем – см. Табл. 15, то легко видеть, что любая из этих последовательностей вполне вписывается в разбиение деятельности на три вышеупомяну­тые фазы.

109


Табл. 14. Фазы управленческой деятельности и управленческие циклы

 

Фазы управленческой деятельности Цикл А. Файоля Цикл СПРУКАР Комплекс задач управления
Фаза проектирования Планирование Сбор и анализ информации Планирование действий Мониторинг и анализ текущего состояния Прогноз развития Целеполагание
Фаза реализации Организация Стимулирование Реализация – организа­ция исполнения, в том числе мотивация его исполнителей. Регулирование хода исполнения управленче­ского решения Планирование (в узком смысле) Распределение функций, обеспечение ресурсами Стимулирование (мотивация)
Рефлексивная фаза Контроль Учет результатов Контроль Анализ Коррекция ранее принятых решений Контроль и оперативное управление Анализ и улучшения деятельности

110


Табл. 15. Системный и стратегический анализ решения проблем [23, 64]

 

Е.П. Голубков [19] П. Друкер [29] С.Л. Оптнер [80] А.Н. Райков [87] Н.П. Федоренко [96] Ю.И. Черняк [101] С. Янг [103]
1. Постановка 1. Классифика- 1. Идентифика- 1. Ознакомление с 1. Формулиро- 1. Анализ проблемы 1. Определение
задачи ция ситуации ция симптомов проблемой вание проблемы 2. Определение цели организации
2. Исследова-ние 2. Полное 2. Определение 2. Уточнение 2. Определение системы 2. Выявление
3. Анализ определение актуальности методики целей 3. Анализ проблемы
4. Предвари- проблемы и проблемы 3. Анализ и 3. Сбор структуры системы 3. Диагноз
тельное факторов 3. Определение планирование, информации 4. Формирование 4. Поиск решения
суждение 3. Определение целей включая: 4. Разработка общей цели и 5. Оценка и выбор
5. Подтвер- граничных 4. Определение – построение максимального критерия альтернатив
ждение условий и структуры взвешенного дерева количества 5. Декомпозиция 6. Согласова-ние
6. Окончатель- способа решения системы и ее целей; альтернатив цели, выявление решения
ное суждение 4. Определение дефектов – групповое 5. Отбор альтер- потребности в 7. Утверждение
7. Реализация «правильного», а 5. Определение когнитивное натив ресурсах и процессах решения
принятого не «приѐмлемо- возможностей моделирование; 6. Построение 6. Выявление 8. Подготовка к
решения го» решения 6. Нахождение – групповое модели в виде ресурсов вводу в действие
  5. Определение альтернатив формулирование уравнений, и процессов 9. Управление
  действия и 7. Оценка направлений программ или 7. Прогноз и анализ применением
  ответственности альтернатив действий; сценария будущих условий решения
  6. Проверка на 8. Выработка – построение 7. Оценка затрат 8. Оценка целей 10. Проверка
  соответствие решения оптимального плана 8. Испытание и средств эффективности
  реальности 9. Признание мероприятий чувствительности 9. Отбор вариантов  
    решения 4. Организация и (параметрическое 10. Диагноз  
    10. Запуск процесса решения 11. Управление процессом реализации решения 12. Оценка реализации и ее последствий мотивация испол­нения 5. Контроль реализации исследование) существующей системы 11. Построение комплексной программы развития 12. Проектирование организации для достижения целей  

111


И, наконец, в третьих, принятая в формальных теориях управле­ния логика постановки и решения задачи управления практически полностью соответствует стадиям и этапам фазы проектирования. Действительно, как отмечалось выше, задача управления формально может быть сформулирована следующим образом: найти допусти­мые управляющие воздействия, имеющие максимальную эффектив­ность (такое управление называется оптимальным управлением). Для этого нужно решить задачу оптимизации – осуществить выбор опти­мального управления (оптимальных управляющих воздействий) с учетом наличия обратных связей: состояние системы зависит от входа и управления, а критерий эффективности зависит от целевых требований и достигаемого состояния.

Этапы моделирования, оценки, оптимизации и выбора (общие для любой практической деятельности) в рамках управленческой деятельности (см. этапы 2 и 3 на Рис. 38) связаны единой логикой постановки и решения задачи управления (Рис. 37).

Выше мы привели в самом общем виде формулировку задачи управления. Для того чтобы показать, как эта задача ставится и решается, например, для организационных систем, рассмотрим общую технологию постановки и решения задачи управления, охва­тывающую все этапы, начиная с построения модели управляемой системы и заканчивая анализом эффективности внедрения результа­тов моделирования на практике (см. Рис. 38, на котором в целях наглядности опущены обратные связи между этапами) [72].

Первый этап – построение модели – заключается в описании управляемой системы и построении ее модели (см. [74]), в том числе – в указании состава, структуры и функций моделируемой системы.

Второй этапанализ модели (исследование поведения управля­емой системы при различных управляющих воздействиях). Решив

112


задачу анализа, можно переходить к третьему этапу – решению, во-первых, прямой задачи управления, то есть задачи синтеза опти­мальных управляющих воздействий, заключающейся в поиске допу­стимых управлений, имеющих максимальную эффективность, и, во-вторых, обратной задачи управления – поиска множества допусти­мых управляющих воздействий, переводящих управляемую систему в заданное состояние. Следует отметить, что, как правило, именно этот этап решения задачи управления вызывает наибольшие теорети­ческие трудности и наиболее трудоемок с точки зрения исследовате­ля.

Р ис. 38. Технология постановки и решения (теоретического и практического) задачи управления

113


Имея набор решений задачи управления, необходимо перейти к четвертому этапу, то есть исследовать их устойчивость. Исследова­ние устойчивости подразумевает решение, как минимум, двух задач. Первая задача заключается в изучении зависимости оптимальных решений от параметров модели, то есть является задачей анализа устойчивости решений (см. [62]). Вторая задача специфична для моделирования. Она заключается в теоретическом исследовании адекватности модели реальной системе, которое, в частности, под­разумевает изучение эффективности решений, оптимальных в моде­ли, которые при их использовании в реальных системах могут в силу ошибок моделирования отличаться от модели.

Итак, перечисленные четыре этапа заключаются в теоретиче­ском изучении модели управляемой системы. Для того чтобы ис­пользовать результаты теоретического исследования при управлении реальной системой, необходимо произвести настройку модели, то есть идентифицировать моделируемую систему и провести серию имитационных экспериментов – соответственно пятый и шестой этапы. Этап имитационного моделирования во многих случаях необ­ходим по нескольким причинам. Во-первых, далеко не всегда удается получить в явном виде аналитическое решение задачи синтеза опти­мального управления и исследовать его зависимость от параметров модели. При этом имитационное моделирование может служить инструментом получения и оценки решений. Во-вторых, имитацион­ное моделирование позволяет проверить справедливость гипотез, принятых при построении и анализе модели, то есть дает дополни­тельную информацию об адекватности модели без проведения натурного эксперимента. И, наконец, в-третьих, использование деловых игр и имитационных моделей в учебных целях позволяет участникам системы освоить и апробировать те или иные механизмы управления. Последним является седьмой этап – этап внедрения, на котором производится обучение сотрудников и руководителей, внедрение результатов в реальной системе с последующей оценкой эффективности их практического использования и т.д.

Завершая краткое изложение временнóй структуры управленче­ской деятельности, отметим, что основное содержание еѐ фаз, стадий и этапов перечислено ниже – в Табл. 18. Подробное их описание выходит за рамки настоящей работы.

114









Заключение

В настоящей работе предпринята попытка систематического из­ложения методологии управления (как учения об организации управ­ленческой деятельности) и структуры теории управления.

Описаны основания методологии управленческой деятельности, ее характеристики, логическая и временнáя структура. Выделен центральный системообразующий элемент теории управления – категория организации; систематизированы компоненты теории (задачи управления; схема управленческой деятельности; условия, типы, предметы, виды (методы), формы, средства, функции управле­ния; факторы, влияющие на эффективность управления; принципы и механизмы управления) и связи между ними.

По ходу изложения материала настоящей работы нам уже неод­нократно приходилось сравнивать отдельные аспекты организации управленческой деятельности. В заключение попытаемся провести такое сравнение системно, в логике основных положений, изложен­ных выше, а именно, рассмотрев основные характеристики, логиче­скую структуру и организацию процесса управленческой деятельно­сти (его временнýю структуру), что, в частности, отражено в Табл. 16 – Табл. 18.

115


Табл. 16. Характеристики управленческой деятельности


Дата: 2018-12-21, просмотров: 1427.