Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов (см. также описание временнóй структуры управленческой деятельности в пятой главе). На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческого цикла, в том числе:
• цикл А. Файоля (Планирование - Организация - Стимулирование (мотивация) - Контроль (Рис. 30));
• цикл У. Деминга PDCА (Plan - планируй, Do -делай, Check -проверяй, Act - воздействуй);
• комплекс задач и функций управления (Рис. 26);
• цикл СПРУКАР (см. ниже); и многие другие.
Цикл А. Файоля. Выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.30 Непрерывная последовательность реализации этих функций как раз и составляет цикл управленческой деятельности - см. Рис. 30 и Рис. 26.
30 Отметим, что при управлении техническими системами используется несколько другая терминология – функциями являются, например, реализация программных движений, или стабилизация системы и т.д. 88
Цикл А. Файоля является, наверное, одним из наиболее распространенных в теории менеджмента. Объяснение этому простое – входящие в него четыре основных управленческих функции свойственны любой управленческой деятельности – процессной, проектной и др. Поясним это утверждение.
В проектном управлении (см. [75]) выделяют следующие фазы жизненного цикла проекта:
– начальная фаза (концепция): сбор исходных данных и анализ существующего состояния; определение целей задач, критериев, требований и ограничений (внешних и внутренних) проекта, экспертиза основных положений, утверждение концепции проекта;
– фаза разработки: формирование команды, развитие концепции и основного содержания проекта, структурное планирование, организация и проведение торгов, заключение договоров и субдоговоров с основными исполнителями, представление проектной разработки и получение ее одобрения. Начальную фазу и фазу разработки можно считать стадиями фазы планирования (см. введение и главу 5);
89
– фаза реализации проекта: ввод в действие разработанной на предыдущих фазах системы управления проектами, организация выполнения работ, ввод в действие системы мотивации и стимулирования исполнителей, оперативное планирование, управление материально-техническим обеспечением, оперативное управление;
– завершающая фаза: планирование процесса завершения проекта, проверка и испытание результатов реализации проекта, подготовка персонала для эксплуатации результатов реализации проекта, их сдача заказчику, реализация оставшихся ресурсов, оценка результатов и подведение итогов, расформирование команды проекта.
Исходя из этих фаз, можно считать основными соответствующие им функции планирования, организации, стимулирования и контроля.
Выше выделены следующие основные структурные компоненты деятельности (см. Рис. 3): мотив, цель, технология и результат. Им также можно поставить в соответствие (в зависимости от компонентов деятельности, являющихся предметом управления) четыре основные функции управления (см. Табл. 6).
Следовательно, можно выделить следующие общие функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.
Табл. 6. Типы и функции управления
| |||||
| |||||
Соответствие между методами (видами) и функциями управления устанавливается Табл. 8.
90
Так, например, при осуществлении функции планирования могут использоваться все методы управления и, в первую очередь, управление составом. При осуществлении функции контроля методы управления составом и структурой почти не используются, зато существенно используются методы институционального, мотиваци-онного и информационного управления. И т.д.
Цикл СПРУКАР. Приведем альтернативное циклу А. Файоля описание цикличности управленческой деятельности – на Рис. 31 показаны этапы управленческого цикла СПРУКАР: Сбор информации – Планирование – Реализация – Учет – Контроль - Анализ – Регулирование [39].
Этапы (функции) управленческого цикла СПРУКАР:
1. Сбор и анализ информации для выработки и принятия управленческого решения.
2. Планирование действий – разработка и принятие управленческого решения.
3. Реализация – организация исполнения, в том числе мотивация его исполнителей, и исполнение управленческого решения.
4. Учет результатов реализации управленческого решения.
5. Контроль – сравнение факта с намеченными результатами и построение контрольных индикаторов, оценивающих степень их реализации.
6. Анализ – выявление и анализ причин отклонения от намеченных результатов.
7. Регулирование хода исполнения управленческого решения, коррекция (при необходимости) ранее принятых решений, применение к исполнителям предусмотренных мотивационных воздействий с целью усиления выявленных положительных тенденций и нейтрализации отрицательных.
В основе любой управленческой деятельности лежит идея непрерывного цикла управления, повсеместно использующего метрики и показатели (для «описания и измерения») и количественные модели. Основной фокус внимания при этом сконцентрирован на методах, инструментах и решениях, направленных на повышение количественно выраженной эффективности деятельности. Все компоненты системы управления эффективностью деятельности представляются в применяемых моделях управленческого цикла через систему конкретных количественных описаний, показателей и моделей.
91
При использовании количественных показателей цикл управления СПРУКАР приобретает «количественную» детализацию [39, 40], приведенную на Рис. 31, где:
• Управляемая система описана с помощью показателей состояния: (действие или результат деятельности), ограничений деятельно сти (например, «производственные» возможности), сообщаемой информации, ограничений на возможные сообщения.
• Цели управления описаны посредством целевых критериев, задаваемых целевыми требованиями и показателями состояния.
• Методы планирования заданы посредством правил выбора плана - желательного с точки зрения субъекта управления действия или результат деятельности управляемой системы.
• Методы оценки и контроля результатов деятельности управляемой системы задаются посредством показателей оценки деятельности.
• Оперативное управление представлено корректировками планов, последующими за этим действиями и т.д.
• Стимулирование представлено функциями стимулирования.
Р ис. 31. Структура системы управления в виде цикла СПРУКАР
(широкими стрелками показаны два цикла
92 |
управления – цикл планирования и цикл реализации)
Механизмы управления
При включении человека в контур управления возникает необходимость управлять субъектом, который:
• субъективизирован и действует в соответствии с собственными предпочтениями - принцип рациональности;
• не полностью известен субъекту управления - принцип асимметричной информированности;
• может обманывать и не делать того, что от него хотят.
Механизм управления31 - это совокупность правил и процедур
принятия субъектом управления решений, влияющих на поведение управляемых субъектов - в частности, сообщаемую ими информацию и выбираемые ими действия. В дополнение к рассмотренным ранее задачам управления существует еще одна задача субъекта управления - разработка механизма управления и выбор действий в соответствии с этим механизмом.
Задачи управления (мониторинг и анализ текущего состояния управляемой системы; прогноз ее развития; целеполагание; планирование; распределение функций и ресурсов; стимулирование (мотивация); контроль и оперативное управление; анализ произведенных изменений) перечислены выше - см. Рис. 26.
Для эффективного управления любой системой необходимо иметь набор адекватных механизмов управления. На сегодняшний день в теории управления накоплен значительный опыт разработки, исследования и внедрения на практике механизмов управления, соответствующих всему управленческому циклу (то есть, позволяющих реализовывать функции планирования, организации, мотивации и контроля) - см. Рис. 30.
В теории управления выделены следующие базовые32 механизмы управления (см. Рис. 32) [72]:
- активной экспертизы;
31 Иногда механизмы управления называют инструментами управления.
32 Данный набор механизмов сложился исторически (то есть, не порожда
ется единым основанием классификации) – с одной стороны, в ответ на
запросы практики, с другой – как позволяющий решать широкий спектр
задач управления. Поэтому эти механизмы и называются базовыми.
93
- внутренних цен;
- выбора набора проектов;
- дополнительных соглашений;
- «затраты-эффект»;
- институционального управления;
- информационного управления;
- компенсационные;
- комплексного оценивания (агрегирования информации);
- конкурсные (тендеры);
- многоканальные;
- назначения;
- обмена;
- опережающего самоконтроля;
- оптимизации производственного и коммерческого циклов;
- освоенного объема;
- противозатратные;
- распределения ресурса (в том числе - затрат и доходов);
- самоокупаемости (самофинансирования);
- синтеза структуры;
- синтеза состава;
- смешанного финансирования;
- согласия;
- стимулирования;
- страхования;
- точек контроля;
- управления взаимодействием участников;
- управления договорными отношениями;
- финансирования инновационных проектов.
Более подробно сущность, свойства и особенности применения базовых механизмов управления описаны в [57, 74].
94
95
Структура теории управления
Содержание предыдущих разделов настоящей главы отражает, по сути, отдельные компоненты теории управления.
Теорией называется форма организации достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией. Любая научная теория состоит, во-первых, из взаимосвязанных структурных компонентов. Во-вторых, любая теория имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент [64].
Как отмечалось выше, центральным системообразующим элементом теории управления (социальными, организационными и др. системами) является категория33 организации, так как управление – процесс организации, в результате которого в управляемой системе появляется организация как свойство.
Структурными компонентами теории управления (см. Рис. 33) являются34 рассмотренные выше:
– задачи управления;
– схема управленческой деятельности;
– условия управления;
– типы управления;
33 В соответствии с Философским энциклопедическим словарем, категория
(греч. kategoria – высказывание, обвинение; признак) – предельно общее
понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирова
ния) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует
более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минималь
ным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых
предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фунда
ментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной
действительности и познания. Своя система категорий присуща каждой
конкретной науке.
34 Такие важнейшие компоненты теории, как «свойства объекта/субъекта
управления» и «критерии эффективности управления» определяются
соответственно спецификой управляемой системы и целями управления.
96
– предметы управления;
– виды (методы) управления;
– формы управления;
– средства управления;
– функции управления;
– факторы, влияющие на эффективность управления;
– принципы управления;
– механизмы управления.
С труктура теории управления представляет собой совокупность устойчивых связей между ее компонентами.
Связи эти опишем иерархически – соответствие между такими компонентами теории управления, как: предметы, методы, функции, задачи и механизмы управления, устанавливается Табл. 7, в которой приведены ссылки на таблицы и рисунки, содержащие более детальную соответствующую информацию.
97
Т абл. 7. Соответствие между предметами, методами, функциями, задачами и механизмами управления
Предметы | – | Табл. 8 | Табл. 10 | ||
Методы | Табл. 8 | – | Табл. 9 | Табл. 12 | |
Функции | Табл. 9 | – | Рис. 26 | Табл. 11 | |
Задачи | Табл. 10 | Рис. 26 | – | ||
Механизмы | Табл. 12 | Табл. 11 | – |
Табл. 8 и Табл. 9 отражают связь между предметами и методами управления. Взаимосвязь между задачами и предметами управления устанавливается Табл. 10. В Табл. 11 установлено соответствие между базовыми механизмами управления и основными управленческими функциями. Подчеркнем, что приведенный в Табл. 11 набор механизмов организационного управления является универсальным, то есть, применимым к любым системам. Табл. 12 устанавливает соответствие между базовыми механизмами управления и методами управления.
Отметим, что пробелы в Табл. 7 могут быть заполнены в силу «транзитивности» отношений между рассматриваемыми компонентами теории управления. Так, например, связь между предметами и функциями управления может быть установлена на основании совместного рассмотрения Табл. 8 и Табл. 9, отражающих связь между предметами и методами управления и, соответственно, его методами и функциями. И т.д.
98
«+» – метод следует использовать35 |
|
| ||||
35 Данная система обозначений используется во многих таблицах настоящей работы. Следует признать, что устанавливаемое таблицами соответствие между различными структурными компонентами теории управления является качественной (неформальной) субъективной экспертной оценкой.
99
Т абл. 10. Задачи и предметы управления
ЗАДАЧИ | |||||
Мониторинг и анализ текущего состояния | • | • | • | • | + |
Прогноз развития | • | • | • | • | • |
Целеполагание | + | + | + | + | • |
Планирование | + | + | • | + | + |
Распределение функций и ресурсов | – | – | + | • | • |
Стимулирование (мотивация) | • | – | + | + | • |
Контроль и оперативное управление | • | – | – | • | + |
100
Т абл. 11. Механизмы и функции управления
МЕХАНИЗМЫ | ||||
Активной экспертизы [10] | + | • | • | + |
Внутренних цен [71] | + | + | • | • |
Выбора набора проектов [54] | + | • | – | – |
Дополнительных соглашений [10, 75] | • | • | • | + |
«Затраты-эффект» [8] | + | • | – | – |
Институционального управления [74] | • | + | + | • |
Информационного управления [76] | + | • | • | + |
Компенсационные [10, 38] | • | – | • | + |
Комплексного оценивания (агрегирования информации) [10] | + | • | • | + |
Конкурсные (тендеры) [10, 72] | + | • | • | – |
Многоканальные [10] | + | • | • | + |
Назначения [8, 10, 67] | • | + | • | – |
Обмена [41, 74] | + | + | • | – |
Опережающего самоконтроля [10, 38] | • | – | • | + |
Оптимизации производственного и коммерческого циклов [8] | + | • | • | • |
Освоенного объема [38] | + | • | • | + |
Противозатратные [10] | + | + | • | – |
Распределения ресурса (в том числе – затрат и доходов) [10, 32] | + | + | + | + |
Самоокупаемости (самофинансирования) [8, 10] | + | • | – | – |
Синтеза оргструктуры [25, 61, 68] | • | + | • | – |
Синтеза состава [36, 67, 68, 71] | + | + | • | • |
Смешанного финансирования [10, 32] | + | + | – | – |
Согласия [10] | + | • | – | – |
Стимулирования [71] | • | • | + | • |
Страхования [10, 32] | + | + | • | • |
Точек контроля [75] | + | • | • | + |
Управления взаимодействием участников [26, 53, 67] | • | + | • | • |
Управления договорными отношениями [10, 75] | • | + | • | + |
Финансирования инновационных проектов [10, 32, 38, 53] | + | • | – | • |
101
Т абл. 12. Механизмы и методы управления
МЕХАНИЗМЫ | |||||
Активной экспертизы | • | – | • | + | + |
Внутренних цен | • | – | + | + | – |
Выбора набора проектов | + | • | • | • | – |
Дополнительных соглашений | – | – | + | + | • |
«Затраты-эффект» | – | – | • | + | – |
Институционального управления | • | • | + | • | + |
Информационного управления | – | – | + | • | + |
Компенсационные | – | – | – | + | • |
Комплексного оценивания (агрегирования информации) | • | • | + | • | + |
Конкурсные (тендеры) | + | – | – | + | – |
Многоканальные | • | + | • | • | + |
Назначения | + | + | • | • | – |
Обмена | – | – | • | + | – |
Опережающего самоконтроля | – | – | • | + | • |
Оптимизации производственного и коммерческого циклов | • | + | – | + | – |
Освоенного объема | – | – | • | + | + |
Противозатратные | – | – | + | + | – |
Распределения ресурса (в том числе – затрат и доходов) | + | • | • | + | • |
Самоокупаемости (самофинансирования) | – | – | • | + | – |
Синтеза организационной структуры | • | + | • | • | • |
Синтеза состава | + | • | • | + | • |
Смешанного финансирования | + | • | – | + | – |
Согласия | • | • | – | + | • |
Стимулирования | + | • | • | + | • |
Страхования | + | – | • | + | • |
Точек контроля | – | – | + | + | • |
Управления взаимодействием участников | + | • | • | + | • |
Управления договорными отношениями | • | + | + | • | – |
Финансирования инновационных проектов | + | • | • | + | – |
102
Совокупность Табл. 7 - Табл. 12 позволяет комплексно подходить к разработке управленческих решений. Так, например, при решении задач контроля и оперативного управления следует, в первую очередь, акцентировать внимание на информированности участников, их ограничениях и нормах деятельности, а также на структуре системы (см. Табл. 10). Для воздействия на информированность участников следует использовать методы информационного и институционального управления (см. Табл. 8), применяя механизмы активной экспертизы, комплексного оценивания и др. (см. Табл. 12). И т.д.
Объекты управления. Выше мы рассматривали общую методологию управления, не делая акцентов на специфике конкретных объектов управления и их классов (за исключением, пожалуй, социально-экономических и организационных систем). Например, положив в основание классификации направленность человеческой деятельности: «природа - общество - производство», можно выделить организационные (человек), экологические (природа), социальные (общество), а также экономические и технические (производство) системы - см. Рис. 34. На «стыке» этих четырех классов систем возникают следующие попарные комбинации36:
• организационно-технические системы;
• социально-экономические системы;
• эколого-экономические системы;
• нормативно-ценностные системы;
• ноосферные системы;
• социально-экологические системы.
Соответственно можно выделять и классы задач управления теми или иными системами междисциплинарной природы (с учетом специфики) последних.
36 Следует признать, что последние три класса систем пока не стали предметом активных исследований в теории управления.
103
Специфика систем междисциплинарной природы (включающих человека) как объекта управления заключается, в первую очередь, в их способности к самостоятельному целеполаганию и целенаправленному поведению, а также в способности к рефлексии, к прогнозированию поведения управляющего органа или объекта/субъекта управления:
У Самостоятельное целеполагание, целенаправленность поведения (сознательное искажение информации, невыполнение обязательств и т.д.);
104
У Рефлексия (нетривиальная взаимная информированность, дальновидность, эффект обмена ролями и т.п.);
У Ограниченная рациональность (принятие решений в условиях неопределенности и ограничений на объем обрабатываемой информации);
S Кооперативное и/или конкурентное взаимодействие (образование коалиций, информационное и др. противодействие);
У Иерархичность;
S Многокомпонентность;
У Распределенность.
Результаты теоретического исследования моделей и методов управления организационными системами (современное состояние отражено в монографии [74] и учебнике [9]) находят свое применение при решении широкого круга практических задач в самых разных областях. Примерами служат задачи управления:
- предприятиями, корпорациями и регионами [32, 71];
- проектами и программами [10, 38, 53, 54, 75];
- образовательными системами [73];
- социальными системами [24];
- многоагентными системами [67];
- организационно-техническими системами [8, 25, 74, 100];
- эколого-экономическими системами [11].
Завершив описание логической структуры управленческой деятельности, перейдем к рассмотрению еѐ временнóй структуры.
105
5. Временнáя структура управленческой деятельности
Как отмечалось во введении, в рамках общей методологии [64] завершенность цикла деятельности определяется тремя фазами:
– фаза проектирования, результатом которой является построенная модель деятельности субъекта управления и деятельности управляемой системы и план ее реализации;
– фаза реализации;
– рефлексивная фаза.
Не является исключением и управленческая деятельность. Но она имеет свою специфику, которая заключается, в частности, в том, что ее предметом является деятельность управляемого субъекта, которая, в свою очередь, реализуется в рамках тех же фаз. Однако, фазы деятельности субъекта управления и управляемого субъекта не синхронны – последовательность их реализации представлена на Рис. 35.
Как следует из Рис. 35, сначала субъект управления осуществляет фазы планирования и реализации, результатом которых является управленческое воздействие (жирная линия на Рис. 35). Затем осу-
106
ществляется деятельность управляемого субъекта, реализуется ее результат, являющийся и опосредованным результатом деятельности субъекта управления (см. разделы 1.2 и 2.1). И, наконец, осуществляется рефлексивная фаза деятельности субъекта управления.
Каждой из функций (Рис. 30) деятельности субъекта управления (см. раздел 4.7) соответствуют определенные фазы его деятельности. В рамках различных функций доминируют различные компоненты деятельности субъекта управления (а соответствующие компоненты деятельности управляемой системы являются предметом управления) – см. Рис. 36.
Содержание деятельности управляемого субъекта может быть различным, и специфика этого содержания должна отражаться в соответствующей отраслевой специфике управления. Тем не менее, мы сконцентрируем в настоящей главе внимание на временнóй структуре деятельности только субъекта управления (ведь настоящая работа посвящена методологии именно его деятельности).
107
Перейдем к рассмотрению фаз, стадий и этапов управленческой деятельности.
В Табл. 13 приведены фазы, стадии и этапы любой деятельности (см. также [64]). Их совокупность универсальна и отражает, в том числе, и фазы, стадии и этапы управленческой деятельности. При этом стадии и этапы фазы проектирования в управленческой деятельности такие же, как и в любой практической деятельности. Стадии же фазы реализации и рефлексивной фазы отражают специфику управленческой деятельности.
Табл. 13. Фазы, стадии и этапы деятельности
ФАЗЫ | СТАДИИ | ЭТАПЫ |
Фаза проектирования
Концептуальная стадия
Стадия моделирования
Стадия конструирования
Стадия «технологической» подготовки
Фаза реализации
Стадия организации
Стадия стимулирования и мотивации
Стадия мониторинга
Стадия оперативного управления
Рефлексивная фаза
Стадия учета и контроля
Стадия анализа деятельности и ее результатов
Стадия коррекции ранее принятых решений
Стадия улучшения деятельности
Подтверждением последнего утверждения может служить, во-первых Табл. 14, в которой установлено соответствие между этими фазами и тремя распространенными управленческими циклами (см. раздел 4.7) – циклом А. Файоля (см. Рис. 30), циклом СПРУКАР (см. Рис. 31) и комплексом циклически решаемых задач управления, 108
рассмотренным в разделе 4.1 (см. Рис. 26). Во-вторых, если рассмотреть различные принятые в системном анализе последовательности анализа (системного и стратегического) и решения проблем – см. Табл. 15, то легко видеть, что любая из этих последовательностей вполне вписывается в разбиение деятельности на три вышеупомянутые фазы.
109
Табл. 14. Фазы управленческой деятельности и управленческие циклы
Фазы управленческой деятельности | Цикл А. Файоля | Цикл СПРУКАР | Комплекс задач управления |
Фаза проектирования | Планирование | Сбор и анализ информации Планирование действий | Мониторинг и анализ текущего состояния Прогноз развития Целеполагание |
Фаза реализации | Организация Стимулирование | Реализация – организация исполнения, в том числе мотивация его исполнителей. Регулирование хода исполнения управленческого решения | Планирование (в узком смысле) Распределение функций, обеспечение ресурсами Стимулирование (мотивация) |
Рефлексивная фаза | Контроль | Учет результатов Контроль Анализ Коррекция ранее принятых решений | Контроль и оперативное управление Анализ и улучшения деятельности |
110
Табл. 15. Системный и стратегический анализ решения проблем [23, 64]
Е.П. Голубков [19] | П. Друкер [29] | С.Л. Оптнер [80] | А.Н. Райков [87] | Н.П. Федоренко [96] | Ю.И. Черняк [101] | С. Янг [103] |
1. Постановка | 1. Классифика- | 1. Идентифика- | 1. Ознакомление с | 1. Формулиро- | 1. Анализ проблемы | 1. Определение |
задачи | ция ситуации | ция симптомов | проблемой | вание проблемы | 2. Определение | цели организации |
2. Исследова-ние | 2. Полное | 2. Определение | 2. Уточнение | 2. Определение | системы | 2. Выявление |
3. Анализ | определение | актуальности | методики | целей | 3. Анализ | проблемы |
4. Предвари- | проблемы и | проблемы | 3. Анализ и | 3. Сбор | структуры системы | 3. Диагноз |
тельное | факторов | 3. Определение | планирование, | информации | 4. Формирование | 4. Поиск решения |
суждение | 3. Определение | целей | включая: | 4. Разработка | общей цели и | 5. Оценка и выбор |
5. Подтвер- | граничных | 4. Определение | – построение | максимального | критерия | альтернатив |
ждение | условий и | структуры | взвешенного дерева | количества | 5. Декомпозиция | 6. Согласова-ние |
6. Окончатель- | способа решения | системы и ее | целей; | альтернатив | цели, выявление | решения |
ное суждение | 4. Определение | дефектов | – групповое | 5. Отбор альтер- | потребности в | 7. Утверждение |
7. Реализация | «правильного», а | 5. Определение | когнитивное | натив | ресурсах и процессах | решения |
принятого | не «приѐмлемо- | возможностей | моделирование; | 6. Построение | 6. Выявление | 8. Подготовка к |
решения | го» решения | 6. Нахождение | – групповое | модели в виде | ресурсов | вводу в действие |
5. Определение | альтернатив | формулирование | уравнений, | и процессов | 9. Управление | |
действия и | 7. Оценка | направлений | программ или | 7. Прогноз и анализ | применением | |
ответственности | альтернатив | действий; | сценария | будущих условий | решения | |
6. Проверка на | 8. Выработка | – построение | 7. Оценка затрат | 8. Оценка целей | 10. Проверка | |
соответствие | решения | оптимального плана | 8. Испытание | и средств | эффективности | |
реальности | 9. Признание | мероприятий | чувствительности | 9. Отбор вариантов | ||
решения | 4. Организация и | (параметрическое | 10. Диагноз | |||
10. Запуск процесса решения 11. Управление процессом реализации решения 12. Оценка реализации и ее последствий | мотивация исполнения 5. Контроль реализации | исследование) | существующей системы 11. Построение комплексной программы развития 12. Проектирование организации для достижения целей |
111
И, наконец, в третьих, принятая в формальных теориях управления логика постановки и решения задачи управления практически полностью соответствует стадиям и этапам фазы проектирования. Действительно, как отмечалось выше, задача управления формально может быть сформулирована следующим образом: найти допустимые управляющие воздействия, имеющие максимальную эффективность (такое управление называется оптимальным управлением). Для этого нужно решить задачу оптимизации – осуществить выбор оптимального управления (оптимальных управляющих воздействий) с учетом наличия обратных связей: состояние системы зависит от входа и управления, а критерий эффективности зависит от целевых требований и достигаемого состояния.
Этапы моделирования, оценки, оптимизации и выбора (общие для любой практической деятельности) в рамках управленческой деятельности (см. этапы 2 и 3 на Рис. 38) связаны единой логикой постановки и решения задачи управления (Рис. 37).
Выше мы привели в самом общем виде формулировку задачи управления. Для того чтобы показать, как эта задача ставится и решается, например, для организационных систем, рассмотрим общую технологию постановки и решения задачи управления, охватывающую все этапы, начиная с построения модели управляемой системы и заканчивая анализом эффективности внедрения результатов моделирования на практике (см. Рис. 38, на котором в целях наглядности опущены обратные связи между этапами) [72].
Первый этап – построение модели – заключается в описании управляемой системы и построении ее модели (см. [74]), в том числе – в указании состава, структуры и функций моделируемой системы.
Второй этап – анализ модели (исследование поведения управляемой системы при различных управляющих воздействиях). Решив
112
задачу анализа, можно переходить к третьему этапу – решению, во-первых, прямой задачи управления, то есть задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий, заключающейся в поиске допустимых управлений, имеющих максимальную эффективность, и, во-вторых, обратной задачи управления – поиска множества допустимых управляющих воздействий, переводящих управляемую систему в заданное состояние. Следует отметить, что, как правило, именно этот этап решения задачи управления вызывает наибольшие теоретические трудности и наиболее трудоемок с точки зрения исследователя.
Р ис. 38. Технология постановки и решения (теоретического и практического) задачи управления
113
Имея набор решений задачи управления, необходимо перейти к четвертому этапу, то есть исследовать их устойчивость. Исследование устойчивости подразумевает решение, как минимум, двух задач. Первая задача заключается в изучении зависимости оптимальных решений от параметров модели, то есть является задачей анализа устойчивости решений (см. [62]). Вторая задача специфична для моделирования. Она заключается в теоретическом исследовании адекватности модели реальной системе, которое, в частности, подразумевает изучение эффективности решений, оптимальных в модели, которые при их использовании в реальных системах могут в силу ошибок моделирования отличаться от модели.
Итак, перечисленные четыре этапа заключаются в теоретическом изучении модели управляемой системы. Для того чтобы использовать результаты теоретического исследования при управлении реальной системой, необходимо произвести настройку модели, то есть идентифицировать моделируемую систему и провести серию имитационных экспериментов – соответственно пятый и шестой этапы. Этап имитационного моделирования во многих случаях необходим по нескольким причинам. Во-первых, далеко не всегда удается получить в явном виде аналитическое решение задачи синтеза оптимального управления и исследовать его зависимость от параметров модели. При этом имитационное моделирование может служить инструментом получения и оценки решений. Во-вторых, имитационное моделирование позволяет проверить справедливость гипотез, принятых при построении и анализе модели, то есть дает дополнительную информацию об адекватности модели без проведения натурного эксперимента. И, наконец, в-третьих, использование деловых игр и имитационных моделей в учебных целях позволяет участникам системы освоить и апробировать те или иные механизмы управления. Последним является седьмой этап – этап внедрения, на котором производится обучение сотрудников и руководителей, внедрение результатов в реальной системе с последующей оценкой эффективности их практического использования и т.д.
Завершая краткое изложение временнóй структуры управленческой деятельности, отметим, что основное содержание еѐ фаз, стадий и этапов перечислено ниже – в Табл. 18. Подробное их описание выходит за рамки настоящей работы.
114
Заключение
В настоящей работе предпринята попытка систематического изложения методологии управления (как учения об организации управленческой деятельности) и структуры теории управления.
Описаны основания методологии управленческой деятельности, ее характеристики, логическая и временнáя структура. Выделен центральный системообразующий элемент теории управления – категория организации; систематизированы компоненты теории (задачи управления; схема управленческой деятельности; условия, типы, предметы, виды (методы), формы, средства, функции управления; факторы, влияющие на эффективность управления; принципы и механизмы управления) и связи между ними.
По ходу изложения материала настоящей работы нам уже неоднократно приходилось сравнивать отдельные аспекты организации управленческой деятельности. В заключение попытаемся провести такое сравнение системно, в логике основных положений, изложенных выше, а именно, рассмотрев основные характеристики, логическую структуру и организацию процесса управленческой деятельности (его временнýю структуру), что, в частности, отражено в Табл. 16 – Табл. 18.
115
Табл. 16. Характеристики управленческой деятельности
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1427.