Законы управления. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями (БСЭ). Возникает закономерный вопрос, какие существуют общие законы управления? Исчерпывающего ответа на этот вопрос сегодня не известно.
Во-первых, дело в том, что следует разделять два устоявшихся значения термина «закон управления». Первое (общее) значение приведено выше. Второе (узкое) значение: закон управления – зависимость (или класс зависимостей) управляющих воздействий от информации о состоянии управляемой системы. Такого рода законов известно множество – пропорциональный, пропорционально-интегральный и др. законы управления. Но нас интересует первое – общее – значение этого термина.
Во-вторых, казалось бы, многие закономерности, известные в науке об управлении, не являются законами управления в общем смысле этого термина. Так, например, такой распространенный в управлении «закон», как закон обратной связи, не является универсальным – существует программное управление и другие виды управлений, не использующие непосредственную информацию о текущих состояниях управляемой системы.
В-третьих, встречающиеся в литературе «законы управления» (наличие цели, обратной связи и т.п.) являются, скорее не законами, а принципами (см. ниже).
И, наконец, общие законы управления – это скорее предмет теории управления, а не методологии. Поэтому, осознавая востребованность формулировки и анализа общих законов управления, все же рассмотрим принципы управления.
Принципы управления. Принцип, в соответствии с [92]:
1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности;
2. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения;
70
3. Основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
Мы будем использовать термин «принцип» в первом его значении, понимая под принципами управления основные правила управленческой деятельности.
Выделим следующие принципы управления (см. раскрытие их содержания ниже):
1) Принцип иерархии;
2) Принцип унификации;
3) Принцип целенаправленности;
4) Принцип открытости;
5) Принцип эффективности;
6) Принцип ответственности;
7) Принцип невмешательства;
8) Принцип общественно-государственного управления;
9) Принцип развития;
10) Принцип полноты и прогнозирования;
11) Принцип регламентации и ресурсного обеспечения;
12) Принцип обратной связи;
13) Принцип адекватности;
14) Принцип оперативности;
15) Принцип опережающего отражения;
16) Принцип адаптивности;
17) Принцип рациональной централизации;
18) Принцип демократического управления;
19) Принцип согласованности;
20) Принцип этичности (доминирования этических норм). Подробному рассмотрению перечисленных принципов посвящена работа [72], где их изложение иллюстрируется примерами управления образовательными системами.
Принципы 1-13 и 17-19 (см. Рис. 23, на котором числами обозначены номера принципов) соответствуют отношениям системы управления со следующими объектами и субъектами:
• собой (принципы: 3, 9-11, 17-19 - целенаправленности, развития, полноты и прогнозирования, регламентации управленческой деятельности, рациональной централизации, демократического управления, согласованности);
• государством (принципы 1 и 20 - иерархии и этичности);
71
• обществом (принципы 4, 5, 8, 20 - открытости, эффективности, общественно-государственного управления и этичности);
• управляемой системой (принципы 2, 6, 7, 12, 13, 20 - унификации, ответственности, невмешательства, обратной связи, адекватности и этичности);
• другими системами (принципы 2 и 20 - унификации и этичности).
Выделенная пунктиром «петля» на Рис. 23 отражает следующие требования к системе управления: она должна быть развивающейся (9) целенаправленной (3) институализированной (11) эффективно функционирующей (17), а также в полной мере учитывающей (18) специфику и собственные цели всех управляемых объектов/субъектов (19).
Принципы 14-16 (соответственно, принципы: оперативности, опережающего отражения и адаптивности) отражают временные отношения – свойства системы управления, позволяющие ей эффек-
72
тивно функционировать в изменяющейся обстановке, то есть реагировать на текущие изменения (14) и прогнозировать будущие изменения (15) с учетом всей предыстории деятельности (16) – см. Рис. 24 и [72].
Рис. 24. Принципы управления (временные отношения)
П ринцип 1 (иерархии). Система управления имеет, как правило, иерархическую структуру. Она должна соответствовать функциональной структуре управляемой системы и не должна противоречить иерархии смежных (по горизонтали и вертикали) систем. Задачи и ресурсы, обеспечивающие деятельность управляемой системы, должны быть декомпозированы в соответствии со структурой последней.
Принцип 2 (унификации). Управляемые и управляющие системы и подсистемы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единых принципов (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающих, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной системы. Большинство реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых типовых, в которых оптимальны соответствующие типовые решения (см. управление знаниями в разделе 2.1).
С другой стороны, управление неизбежно порождает специализацию (ограничение разнообразия) как субъектов управления, так и управляемых субъектов.
73
Принцип 3 (целенаправленности). Любое воздействие системы управления на управляемую систему должно быть целенаправленным.
Принцип 4 (открытости). Функционирование системы управления должно быть открытым для информации, инноваций и т.д.
Принцип 5 (эффективности). Система управления должна реа-лизовывать наиболее эффективные из допустимых управляющих воздействий.
Принцип 6 (ответственности). Система управления несет ответственность за принимаемые решения и за эффективность функционирования управляемой системы.
Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему элементы не обеспечивают (в настоящее время и/или с учетом прогноза) реализации комплекса необходимых функций.
Принцип 8 (общественно-государственного управления, соучастия). Управление социальной системой должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в совершенствование функционирования управляемой системы и самой системы управления.
Принцип 9 (развития). Одним из управляющих воздействий является изменение самой системы управления (которое, будучи индуцированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие). То же касается и развития управляемой системы.
Принцип 10 (полноты и прогнозирования). Предлагаемый набор управляющих воздействий должен в заданном диапазоне внешних условий обеспечивать достижение поставленных целей (требование полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом с учетом возможных реакций управляемой системы на те или иные управляющие воздействия в прогнозируемых внешних условиях.
Принцип 11 (регламентации и ресурсного обеспечения управленческой деятельности). Управленческая деятельность должна быть регламентирована (стандартизована) и соответствовать ограничениям, установленным метасистемой (системой более высокого уровня иерархии). Любое управленческое решение должно быть
74
допустимым, в том числе – с точки зрения обеспеченности требуемыми ресурсами.
Принцип 12 (обратной связи). Для эффективного управления, как правило, необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться субъектом управления.
Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой системы. Задачи, которые стоят перед управляемой системой, должны быть адекватны его возможностям.
Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы (то есть система управления должна быть адекватна управляемым процессам в смысле скорости их изменений).
Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров. Следовательно, при выработке управляющих воздействий необходимо предсказывать и упреждать такие изменения.
Принцип 16 (адаптивности). Если принцип опережающего отражения выражает необходимость прогнозирования состояния управляемой системы и соответствующих действий управляющего органа, то принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имеющуюся информацию об истории функционирования управляемой системы, а, во-вторых, однажды принятые решения (и даже принципы их принятия) должны периодически (см. принцип оперативности) пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования.
Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в любой сложной многоуровневой системе существует рациональный
75
уровень централизации управления, полномочий, ответственности, информированности, ресурсов и т.д. Рациональная централизация, в том числе, подразумевает адекватную декомпозицию и агрегирование целей, задач, функций, ресурсов и т.д.
Принцип 18 (демократического управления). Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников управляемой системы без какой-либо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образовательных и других ресурсов.
Принцип 19 (согласованности). Это принцип отражает требование того, что управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.
Принцип 20 (этичности, гуманизма) рассматривался выше в разделе 2.2. В соответствии с ним при принятии управленческих решений учет существующих в обществе, организации и т.д. этических норм имеет приоритет перед другими критериями.
Отметим, что перечисленные принципы управления в большинстве своем универсальны для систем любой природы (исключение составляют, пожалуй, принципы соучастия, анонимности и согласованности, которые вряд ли имеют смысл при управлении техническими системами).
76
Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.