Прежде чем переходить к описанию логической структуры управленческой деятельности, обсудим один из аспектов соотношения методологии управления и науки об управлении.
Методология управления является учением об организации управленческой деятельности, то есть деятельности субъекта управления. Наука об управлении («теория управления» на жаргоне своих представителей) акцентирует свое внимание, в основном, на взаимодействии субъекта управления и управляемой системы – см. Рис. 25.
Рис. 25. Методология управления и наука об управлении
Поэтому, с одной стороны, управленческая деятельность имеет ту же общую логическую структуру, что и любая другая практическая деятельность (см. [64]). С другой стороны, в силу своей специфики (в частности, направленности на деятельность управляемого субъекта) логическая структура управленческой деятельности, точнее – «внешняя» ее составляющая, описывается и общими подходами теории управления. Поэтому, во-первых, столь значительное внимание в настоящей главе уделяется теории управления. Во-вторых, говоря о формах, методах, средствах и т.д. управления в настоящей главе мы будем, в основном, иметь в виду не столько формы, методы и средства деятельности субъекта управления,
77
сколько формы, методы и средства его взаимодействия с управляемым субъектом.
Комплекс задач управления
Комплекс задач управления21 приведен на Рис. 26. Этот комплекс включает.
Мониторинг и анализ текущего состояния, который необходим для получения той «точки отсчета», относительно которой будет оцениваться развитие системы с учетом управляющих воздействий или без таковых22. Сравнение текущего состояния системы с теми представлениями, которые отражают ее «идеальное состояние», позволяют в первом приближении оценивать текущую эффективность ее функционирования.
Прогноз развития, проводимый без учета управляющих воздействий, позволяет судить о том, какова будет динамика поведения управляемой системы, и насколько она будет удаляться или приближаться к «идеальному состоянию», если не предпринимать никаких дополнительных мер.
Целеполагание подразумевает формулировку общих целей развития, а также критериев эффективности, отражающих соответствие настоящего и/или будущего состояния системы целям ее развития.
На этапе планирования (в узком смысле) осуществляется определение набора конкретных задач – действий, мероприятий и т.д., которые позволяют достичь или максимально приблизиться к поставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях.
Определенный в результате планирования набор мероприятий требует, помимо распределения функций между участниками системы, соответствующего обеспечения ресурсами, включая мотиваци-
21 В настоящей главе мы будем в целях конкретики рассматривать, в
основном, управление в организационных и/или социально-экономических
системах.
22 Отметим, что управление по отклонению (с использованием обратной
связи – см. выше) невозможно без использования средств измерения состо
яния управляемой системы. В организационных системах в качестве таких
средств могут использоваться информационные системы, регламенты
отчетов, системы оценки деятельности и т.д. В технических системах –
датчики, сенсоры и другие технические средства измерений.
78
онные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, что является одной из основных обеспечивающих функций управления развитием. Также, естественно, необходима мотивация (стимулирование) персонала, задействованного в реализации запланированных мероприятий.
К онтроль развития управляемой системы заключается в постоянном мониторинге изменений состояния системы, вызванных действиями управляемых субъектов, предпринимаемыми в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана. Так как развитие управляемой системы является непрерывным (во времени) процессом, то по мере поступления новой информации (получаемой в результате осуществления функции контроля) о ходе решения задач развития может потребоваться внесение корректирующих воздействий, что составляет суть оперативного управления.
79
По мере завершения каждого из запланированных этапов развития, включая в том числе (и в первую очередь) весь горизонт планирования, для успешного осуществления следующих этапов необходим анализ произведенных изменений, обобщение опыта развития, который должен использоваться при разработке стратегии и тактики дальнейшего управления.
Последовательно реализуемая совокупность функций управления (решение совокупности задач управления – Рис. 26) может рассматриваться как проект по переводу управляемой системы из текущего еѐ состояния в целевое (желательное).
Перечисленные этапы (соответствующие основным функциям управления – планирование, организация, стимулирование и контроль – см. ниже) могут повторяться, образуя управленческий цикл; также возможен временный возврат к предыдущим этапам и их корректировка (см. пунктирные стрелки на Рис. 26).
Типы управления
С точки зрения регулярности, повторяемости управляемых процессов можно выделить следующие типы управления [75]:
– проектное управление (управление развитием в динамике – изменениями в управляемой системе, инновационной деятельностью и т.д.)
и
– процессное управление (управление регулярным, повторяющимся функционированием системы).
Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное23 (ситуационное) управление и опережающее управление. И т.д., вводя различные основания классификаций, можно
23 Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Ситуационным называется управление, в котором каждой типовой ситуации априори ставится в соответствие некоторое управляющее воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая, а затем реализуется соответствующее ей управляющее воздействие. Опережаю щее управление основывается на регулярном прогнозе условий и требований к функционированию системы. 80
расширять и детализировать список возможных видов и типов управления.
Кроме этого, с точки зрения динамики существуют две проблемы. Первая – проблема соотношения проектной (инновационной) и процессной (повторяющейся) деятельности. И та, и другая нацелены на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Но в процессном подходе действия совершаются до достижения результата, а содержание и технология (последовательность действий), как правило, не меняются (деятельность осуществляется в практически неизменных внешних условиях). Так как про-процесс предполагает повторяемость и регулярность достижения результата, вероятность каких-то изменений минимальна. В проектном же подходе и технология, и содержание работ могут меняться, если результат недостижим или велика вероятность срыва времен-ных сроков. То есть, проектный и процессный подход не противоречат друг другу. С одной стороны, в настоящее время все больший приоритет приобретают проекты как завершенные циклы деятельности. С другой стороны, как отмечалось выше, в условиях динамично меняющихся требований к результатам функционирования управляемой системы ее деятельность является процессом постоянной реализации проектов.
Вторая проблема касается характерных времен24 изменений внешних условий и управляемой системы (для любой системы существует предельный темп изменений, которые могут быть в ней реализованы при условии сохранения выполнения ею своих функций – слишком частые изменения могут разрушить или сильно деформировать систему). Например, известно, что динамика любого инновационного цикла имеет следующий вид: сначала изменения в системе происходят медленно, затем скорость изменений увеличивается, а потом опять уменьшается. Если изобразить эту зависимость в координатах «время» (по горизонтали) – «эффект» (по вертикали), то получим так называемую S-образную (логистическую) кривую. Переход от одного инновационного цикла к другому может сопровождаться врéменным скачкообразным уменьшением эффекта, свя-
24 Характерным временем некоторого повторяющегося процесса (его жизненным циклом) называется его средняя длительность. Например, для современной средней школы характерным временем является период обучения учащихся – 11 лет.
81
занным с затратами на переход, адаптацию и т.д. [32]. Последовательность инновационных циклов может приводить к инновационному прогрессу, то есть к интегральному росту эффекта со временем – см. Рис. 27.
Время
Рис. 27. Инновационный прогресс
Если «инновации» будут следовать слишком часто, и система не будет успевать освоить одно новшество, как в ней будет появляться следующее, то интегральный эффект может оказаться отрицательным. Соответствующий эффект называется инновационным регрессом - см. Рис. 28.
82
Предметы управления
Выше управление определялось как целенаправленное воздействие на управляемую систему. Но эта система может иметь сложную внутреннюю структуру, поэтому необходимо определить, на что конкретно в ней можно и нужно воздействовать, осуществляя управление с целью изменить ее состояние (поведение). Изменяемые в процессе и результате управления компоненты управляемой системы называются предметами управления.
Представление любой сложной системы в виде комплекса взаимодействующих элементов всегда является моделью. Рассмотрим, например, модель организационной системы [74] (см. также третье определение термина организация на Рис. 1). С точки зрения системного анализа любая система задается перечислением следующих еѐ компонент: состава, структуры и функций25. Значит, и любая
25 С точки зрения теории принятия решений любая модель принятия реше ний включает, как минимум, множество альтернатив, из которого производится выбор в определенный момент времени; предпочтения, которыми руководствуется субъект, осуществляющий выбор; и информацию, которой он обладает. В Словаре русского языка С.И. Ожегова функция опреде ляется как «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Следова-83
управляемая система, включающая элементов, способных к самостоятельному целеполаганию и принятию решений, определяется заданием следующих компонентов [72] (см. Рис. 29):
• состава организационной системы (участников - людей, их групп и коллективов, входящих в организационной системе, то есть ее элементов);
• структуры организационной системы (совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками ОС);
• ограничений и норм деятельности участников организационной системы, отражающих, в том числе, институциональные, плановые, технологические и другие ограничения (условия) и нормы их совместной деятельности;
• целей и предпочтений участников организационной системы;
• информированности - той информации о существенных параметрах, которой обладают участники организационной системы на момент принятия ими решений;
• порядка функционирования - последовательности получения информации и выбора действий участниками системы.
Перечисленные компоненты управляемой системы могут являться предметами управления.
Методы (виды) управления
Управление, понимаемое как воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затрагивать каждый из перечисленных ее параметров (предметов управления).
Выше были выделены следующие предметы управления26: состав, структура, ограничения и нормы деятельности, предпочтения и информированность элементов. Следовательно, взяв за основание
тельно, для того, чтобы определить функции субъекта (в том числе, субъекта, принимающего решения), необходимо задать ограничения и нормы его деятельности, его предпочтения и его информированность. 26 Данное перечисление является агрегированным: в каждом конкретном случае должны выделяться соответствующие частные предметы управления. 84
системы классификаций управлений предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент социальной и/или организационной системы, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления (см. Рис. 29):
– управление составом;
– управление структурой;
– институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);
– мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);
– информационное управление (управление информацией, которой обладают элементы системы на момент принятия решений)27.
Рис. 29. Классификация видов (методов) управления
Отметим, что выделенные виды управления согласованы с принятой выше схемой структурных компонент деятельности (см. Рис. 3). Действительно, воздействия внешней среды на потребности, мотивы и критерии оценки деятельности являются информационным
управлением (см. двойные стрелки (1) и (6) на Рис. 3), воздействия на цели – мотивационным управлением (см. двойную стрелку (2) на Рис. 3), воздействия на задачи и технологии – институциональным управлением (см. двойные стрелки (3) и (4) на Рис. 3).
Обсудим кратко специфику различных видов управлений28.
Управление составом касается, например, того, кто войдет во вновь создаваемую систему, или кого из персонала следует уволить, кого – нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала.
Задача управления структурой обычно решается параллельно с задачей управления составом и позволяет дать ответ на вопрос, кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д.
Институциональное управление является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно ограничивает множества возможных действий и результатов деятельности подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями – правовыми актами, распоряжениями, приказами, выделяемыми ресурсами и так далее, или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.
Мотивационное управление является более «мягким», чем институциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществляться, в том числе, введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности.
Наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институциональным и мотивационным, является информационное управление.
Соответствие между видами (методами) и предметами управления почти однозначное – см. Табл. 8.
Отметим, что в настоящем разделе, рассматривая методы (виды) управления мы рассматривали предметы управления, на которые направлена деятельность субъекта управления. То есть, это не столько методы осуществления, собственно, управленческой деятельности
28 Естественно, на практике иногда трудно выделить в явном виде управ ление того или иного вида и/или типа, так как некоторые из них могут и должны использоваться одновременно. 86
(о них речь пойдет в пятой главе), сколько методы воздействия на управляемый субъект.
Формы управления
Выбирая различные основания классификации, выделяют разные формы29 управления.
В зависимости от структуры системы управления выделяют:
– иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);
– распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управления);
– сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководителем).
В зависимости от числа управляемых субъектов выделяют такие формы управления, как:
– индивидуальное управление (управление одним субъектом);
– коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).
В зависимости от того, зависит ли управление от индивидуальных особенностей управляемого субъекта, выделяют:
– унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);
– персонифицированное управление (когда управляющее воздействие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).
29 Напомним, что формой называется внутренняя организация содержа ния.
87
Средства управления
Средства организационного управления - приказы, распоряжения, указания, планы, стратегии, политики, нормы, нормативы, процедуры, регламенты, положения об организации деятельности и т.д. [57, 73] - мы подробно не рассматриваем, так как их описание можно найти в любом учебнике по менеджменту.
В технических системах средства управления (реализации управленческих воздействий на объект управления) - каналы передачи и обработки информации, исполнительные органы, приводы и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 433.