Логическая структура управленческой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде чем переходить к описанию логической структуры управленческой деятельности, обсудим один из аспектов соотноше­ния методологии управления и науки об управлении.

Методология управления является учением об организации управленческой деятельности, то есть деятельности субъекта управ­ления. Наука об управлении («теория управления» на жаргоне своих представителей) акцентирует свое внимание, в основном, на взаимо­действии субъекта управления и управляемой системы – см. Рис. 25.

Рис. 25. Методология управления и наука об управлении

Поэтому, с одной стороны, управленческая деятельность име­ет ту же общую логическую структуру, что и любая другая прак­тическая деятельность (см. [64]). С другой стороны, в силу своей специфики (в частности, направленности на деятельность управляе­мого субъекта) логическая структура управленческой деятельности, точнее – «внешняя» ее составляющая, описывается и общими подхо­дами теории управления. Поэтому, во-первых, столь значительное внимание в настоящей главе уделяется теории управления. Во-вторых, говоря о формах, методах, средствах и т.д. управления в настоящей главе мы будем, в основном, иметь в виду не столько формы, методы и средства деятельности субъекта управления,

77


сколько формы, методы и средства его взаимодействия с управляе­мым субъектом.


Комплекс задач управления

Комплекс задач управления21 приведен на Рис. 26. Этот комплекс включает.

Мониторинг и анализ текущего состояния, который необходим для получения той «точки отсчета», относительно которой будет оцениваться развитие системы с учетом управляющих воздействий или без таковых22. Сравнение текущего состояния системы с теми представлениями, которые отражают ее «идеальное состояние», позволяют в первом приближении оценивать текущую эффектив­ность ее функционирования.

Прогноз развития, проводимый без учета управляющих воздей­ствий, позволяет судить о том, какова будет динамика поведения управляемой системы, и насколько она будет удаляться или прибли­жаться к «идеальному состоянию», если не предпринимать никаких дополнительных мер.

Целеполагание подразумевает формулировку общих целей раз­вития, а также критериев эффективности, отражающих соответствие настоящего и/или будущего состояния системы целям ее развития.

На этапе планирования (в узком смысле) осуществляется опре­деление набора конкретных задач – действий, мероприятий и т.д., которые позволяют достичь или максимально приблизиться к по­ставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях.

Определенный в результате планирования набор мероприятий требует, помимо распределения функций между участниками систе­мы, соответствующего обеспечения ресурсами, включая мотиваци-

21 В настоящей главе мы будем в целях конкретики рассматривать, в
основном, управление в организационных и/или социально-экономических
системах.

22 Отметим, что управление по отклонению (с использованием обратной
связи – см. выше
) невозможно без использования средств измерения состо­
яния управляемой системы. В организационных системах в качестве таких
средств могут использоваться информационные системы, регламенты
отчетов, системы оценки деятельности и т.д. В технических системах –
датчики, сенсоры и другие технические средства измерений.
78


онные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, что является одной из основных обеспечивающих функций управле­ния развитием. Также, естественно, необходима мотивация (стиму­лирование) персонала, задействованного в реализации запланиро­ванных мероприятий.

К онтроль развития управляемой системы заключается в посто­янном мониторинге изменений состояния системы, вызванных дей­ствиями управляемых субъектов, предпринимаемыми в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана. Так как разви­тие управляемой системы является непрерывным (во времени) про­цессом, то по мере поступления новой информации (получаемой в результате осуществления функции контроля) о ходе решения задач развития может потребоваться внесение корректирующих воздей­ствий, что составляет суть оперативного управления.

79


По мере завершения каждого из запланированных этапов разви­тия, включая в том числе (и в первую очередь) весь горизонт плани­рования, для успешного осуществления следующих этапов необхо­дим анализ произведенных изменений, обобщение опыта развития, который должен использоваться при разработке стратегии и тактики дальнейшего управления.

Последовательно реализуемая совокупность функций управле­ния (решение совокупности задач управления – Рис. 26) может рас­сматриваться как проект по переводу управляемой системы из теку­щего еѐ состояния в целевое (желательное).

Перечисленные этапы (соответствующие основным функциям управления – планирование, организация, стимулирование и кон­троль – см. ниже) могут повторяться, образуя управленческий цикл; также возможен временный возврат к предыдущим этапам и их корректировка (см. пунктирные стрелки на Рис. 26).











Типы управления

С точки зрения регулярности, повторяемости управляемых про­цессов можно выделить следующие типы управления [75]:

проектное управление (управление развитием в динамике – изменениями в управляемой системе, инновационной деятельностью и т.д.)

и

процессное управление (управление регулярным, повторяю­щимся функционированием системы).

Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное23 (ситуационное) управление и опережающее управ­ление. И т.д., вводя различные основания классификаций, можно

23 Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Ситуационным называется управление, в котором каждой типовой ситуации априори ставится в соответствие некоторое управляющее воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая, а затем реализуется соответствующее ей управляющее воздействие. Опережаю­ щее управление основывается на регулярном прогнозе условий и требований к функционированию системы. 80


расширять и детализировать список возможных видов и типов управления.

Кроме этого, с точки зрения динамики существуют две пробле­мы. Первая – проблема соотношения проектной (инновационной) и процессной (повторяющейся) деятельности. И та, и другая нацелены на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Но в процессном подходе действия совершаются до до­стижения результата, а содержание и технология (последователь­ность действий), как правило, не меняются (деятельность осуществ­ляется в практически неизменных внешних условиях). Так как про-процесс предполагает повторяемость и регулярность достижения результата, вероятность каких-то изменений минимальна. В проект­ном же подходе и технология, и содержание работ могут меняться, если результат недостижим или велика вероятность срыва времен-ных сроков. То есть, проектный и процессный подход не противоре­чат друг другу. С одной стороны, в настоящее время все больший приоритет приобретают проекты как завершенные циклы деятельно­сти. С другой стороны, как отмечалось выше, в условиях динамично меняющихся требований к результатам функционирования управля­емой системы ее деятельность является процессом постоянной реа­лизации проектов.

Вторая проблема касается характерных времен24 изменений внешних условий и управляемой системы (для любой системы суще­ствует предельный темп изменений, которые могут быть в ней реали­зованы при условии сохранения выполнения ею своих функций – слишком частые изменения могут разрушить или сильно деформиро­вать систему). Например, известно, что динамика любого инноваци­онного цикла имеет следующий вид: сначала изменения в системе происходят медленно, затем скорость изменений увеличивается, а потом опять уменьшается. Если изобразить эту зависимость в коор­динатах «время» (по горизонтали) – «эффект» (по вертикали), то получим так называемую S-образную (логистическую) кривую. Переход от одного инновационного цикла к другому может сопро­вождаться врéменным скачкообразным уменьшением эффекта, свя-

24 Характерным временем некоторого повторяющегося процесса (его жизненным циклом) называется его средняя длительность. Например, для современной средней школы характерным временем является период обучения учащихся – 11 лет.

81


занным с затратами на переход, адаптацию и т.д. [32]. Последова­тельность инновационных циклов может приводить к инновационно­му прогрессу, то есть к интегральному росту эффекта со временем – см. Рис. 27.


Время

Рис. 27. Инновационный прогресс

Если «инновации» будут следовать слишком часто, и система не будет успевать освоить одно новшество, как в ней будет появляться следующее, то интегральный эффект может оказаться отрицатель­ным. Соответствующий эффект называется инновационным регрес­сом - см. Рис. 28.

82






Предметы управления

Выше управление определялось как целенаправленное воздей­ствие на управляемую систему. Но эта система может иметь слож­ную внутреннюю структуру, поэтому необходимо определить, на что конкретно в ней можно и нужно воздействовать, осуществляя управ­ление с целью изменить ее состояние (поведение). Изменяемые в процессе и результате управления компоненты управляемой системы называются предметами управления.

Представление любой сложной системы в виде комплекса взаи­модействующих элементов всегда является моделью. Рассмотрим, например, модель организационной системы [74] (см. также третье определение термина организация на Рис. 1). С точки зрения систем­ного анализа любая система задается перечислением следующих еѐ компонент: состава, структуры и функций25. Значит, и любая

25 С точки зрения теории принятия решений любая модель принятия реше­ ний включает, как минимум, множество альтернатив, из которого произ­водится выбор в определенный момент времени; предпочтения, которыми руководствуется субъект, осуществляющий выбор; и информацию, кото­рой он обладает. В Словаре русского языка С.И. Ожегова функция опреде­ ляется как «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Следова-83


управляемая система, включающая элементов, способных к самосто­ятельному целеполаганию и принятию решений, определяется зада­нием следующих компонентов [72] (см. Рис. 29):

состава организационной системы (участников - людей, их групп и коллективов, входящих в организационной системе, то есть ее элементов);

структуры организационной системы (совокупности ин­формационных, управляющих, технологических и других связей между участниками ОС);

ограничений и норм деятельности участников организаци­онной системы, отражающих, в том числе, институциональ­ные, плановые, технологические и другие ограничения (условия) и нормы их совместной деятельности;

целей и предпочтений участников организационной системы;

информированности - той информации о существенных па­раметрах, которой обладают участники организационной си­стемы на момент принятия ими решений;

порядка функционирования - последовательности получения информации и выбора действий участниками системы.

Перечисленные компоненты управляемой системы могут яв­ляться предметами управления.


Методы (виды) управления

Управление, понимаемое как воздействие на управляемую си­стему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затраги­вать каждый из перечисленных ее параметров (предметов управле­ния).

Выше были выделены следующие предметы управления26: со­став, структура, ограничения и нормы деятельности, предпочтения и информированность элементов. Следовательно, взяв за основание

тельно, для того, чтобы определить функции субъекта (в том числе, субъекта, принимающего решения), необходимо задать ограничения и нормы его деятельности, его предпочтения и его информированность. 26 Данное перечисление является агрегированным: в каждом конкретном случае должны выделяться соответствующие частные предметы управ­ления. 84


системы классификаций управлений предмет управления – изменяе­мый в процессе и результате управления компонент социальной и/или организационной системы, получаем, что по этому основанию можно выделить следующие методы (виды) управления (см. Рис. 29):

управление составом;

управление структурой;

институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);

мотивационное управление (управление предпочтениями и ин­тересами);

информационное управление (управление информацией, кото­рой обладают элементы системы на момент принятия решений)27.

Рис. 29. Классификация видов (методов) управления

Отметим, что выделенные виды управления согласованы с при­нятой выше схемой структурных компонент деятельности (см. Рис. 3). Действительно, воздействия внешней среды на потребности, мотивы и критерии оценки деятельности являются информационным


управлением (см. двойные стрелки (1) и (6) на Рис. 3), воздействия на цели – мотивационным управлением (см. двойную стрелку (2) на Рис. 3), воздействия на задачи и технологии – институциональным управлением (см. двойные стрелки (3) и (4) на Рис. 3).

Обсудим кратко специфику различных видов управлений28.

Управление составом касается, например, того, кто войдет во вновь создаваемую систему, или кого из персонала следует уволить, кого – нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала.

Задача управления структурой обычно решается параллельно с задачей управления составом и позволяет дать ответ на вопрос, кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д.

Институциональное управление является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно огра­ничивает множества возможных действий и результатов деятельно­сти подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями – правовыми актами, распоряжениями, приказами, выделяемыми ресурсами и так далее, или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.

Мотивационное управление является более «мягким», чем ин­ституциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществлять­ся, в том числе, введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности.

Наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институцио­нальным и мотивационным, является информационное управление.

Соответствие между видами (методами) и предметами управле­ния почти однозначное – см. Табл. 8.

Отметим, что в настоящем разделе, рассматривая методы (виды) управления мы рассматривали предметы управления, на которые направлена деятельность субъекта управления. То есть, это не столь­ко методы осуществления, собственно, управленческой деятельности

28 Естественно, на практике иногда трудно выделить в явном виде управ­ ление того или иного вида и/или типа, так как некоторые из них могут и должны использоваться одновременно. 86


(о них речь пойдет в пятой главе), сколько методы воздействия на управляемый субъект.




Формы управления

Выбирая различные основания классификации, выделяют раз­ные формы29 управления.

В зависимости от структуры системы управления выделяют:

иерархическое управление (система управления имеет иерархи­ческую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);

распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример – матричные структуры управ­ления);

сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами си­стемы; в том числе, один и тот же сотрудник по одним своим функ­циям может быть подчиненным, а по другим функциям – руководи­телем).

В зависимости от числа управляемых субъектов выделяют такие формы управления, как:

индивидуальное управление (управление одним субъектом);

коллективное управление (управление группой субъектов, в том числе – по результатам их совместной деятельности).

В зависимости от того, зависит ли управление от индивидуаль­ных особенностей управляемого субъекта, выделяют:

унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъ­ектов);

персонифицированное управление (когда управляющее воздей­ствие зависит от индивидуальных характеристик управляемого субъекта).

29 Напомним, что формой называется внутренняя организация содержа­ ния.

87



Средства управления

Средства организационного управления - приказы, распоряже­ния, указания, планы, стратегии, политики, нормы, нормативы, процедуры, регламенты, положения об организации деятельности и т.д. [57, 73] - мы подробно не рассматриваем, так как их описание можно найти в любом учебнике по менеджменту.

В технических системах средства управления (реализации управленческих воздействий на объект управления) - каналы пере­дачи и обработки информации, исполнительные органы, приводы и т.д.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 433.