Логика изложения материала во второй главе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВТОРАЯ ГЛАВА – практическая, либо теоретическая, но раскрывающая более детально тему, предмет исследования.

В зависимости от типа исследования, во-первых, по-разному формулируется название этой главы. Во-вторых, в ней содержится разное количество параграфов. Остановимся на некоторых вариантах представления материала во второй главе.

Вторая глава может быть посвящена анализу практики решения исследуемой проблемы на примере избранного предприятия. Процесс и результаты анализа должны содержать подробное описание наличного состояния объекта (характеристику исследуемого предприятия), состояния проблемы. Это, как правило, параграф 2.1. Затем дается прогнозируемая и уже проверенная динамическая характеристика объекта (изменение показателей проблемы под влиянием внедрения в практику работы предприятия предложения по ее решению). Это, как правило, параграф 2.2. В параграфе 2.3. формулируются методические рекомендации руководителю и (или) работникам исследуемого предприятия.

В работах теоретико-экспериментального характера (наиболее высокий уровень сложности, как правило, у бакалавров в курсовой не используется) она посвящена описанию про­цесса организации экспериментальной работы и защите, обоснованию гипотезы.

В работах тео­ретико-методического характера – описанию обнаруженных для решения проблемы наиболее эффективных методов и методик.

В названии второй главы не только отражается суть ее содержания, но и тип данного научного исследования.

В работах теоретико-экспериментального характера вто­рую главу целесообразно назвать: «Опытно-экспериментальная работа по проверке … условий …(далее текст темы исследования)».

В работах теоретического или теоретико-методического характера название второй главы можно формулировать одним из следующих способов: «Методические аспекты решения проблемы …» или «Анализ практики …».

Если работа теоретико-экспериментальная, то вторая глава состоит из трех параграфов, в которых последовательно описываются содержание экспериментальной работы (база, цель и задачи, этапы), которая проводилась исследователем с целью апробации в реальном процессе гипотезы, теоретических положений, представлен­ных в первой главе.

Если работа теоретического или теоретико-методического характера, то вторая глава может состоять как из двух, так и из трех параграфов.

Если во второй главе два параграфа, то в первом раскры­вается предлагаемый автором курсовой работы подход к реализации на практике разработанных им педагоги­ческих условий, а во втором представлены разработанные ав­тором критерии оценки достигнутых или прогнозируемых результатов, способы их выявления (диагностический аппарат исследования).

Если во второй главе три параграфа, то в первом пара­графе могут быть показаны подходы к разработке критериев оценки достигнутых или прогнозируемых результатов исследования. Может быть представлен анализ материалов или средств, которые призваны к использованию для достижения цели исследования.

В работах теоретико-методического характера в первом параграфе второй главы может описываться та методика, использование которой обеспечивает эффективное достижение результата. Если в работе планируется первый параграф вышеопи­санного характера, то параграф 2.1. становится параграфом 2.2., а параграф 2.2. - параграфом 2.3.

Каждую главу и каждый пара­граф следует начинать с аннотации – краткого плана того, о чем пойдет речь в каждом из этих раз­делов.

В теоретико-экспериментальных работах первый параграф (2.1) второй главы посвящен описанию органи­зации экспериментальной работы.

Если в первом параграфе второй главы описывается ор­ганизация опытно-экспериментальной работы, то после анно­тации можно дать краткую теоретическую справку о методе эксперимента. Затем излагаются цели и задачи эксперимен­тальной работы, принципы и этапы ее построения, дается ха­рактеристика видов эксперимента и ис­пользованных диагностических методик, тестов, анкет, опрос­ников и пр. В этом параграфе можно также описать способы описания результатов и выявления их уровней.

В теоретико-методических работах первый параграф второй главы может быть посвящен или описанию критериев оценки, или характеристике методики, использова­ние которой обеспечивает, по мнению автора, получение ис­комого результата.

В первом случае (если в параграфе 2.1. описываются раз­работанные автором критерии) изложение текста в параграфе осуществляется в логике, представленной в разделе «Логика изложения материала в параграфе 1.3.».

Во втором случае (если описывается методика), то логика изложения должна соответствовать требо­ваниям, предъявляемым к изложению материала в параграфе 1.1.

Следовательно, в первом параграфе второй главы описывается либо организация эксперимента (его цель, зада­чи, принципы и собственно организация), либо могут быть описаны результаты констатирующего этапа эксперимента, либо применяемые для выявления и описания результатов диагности­ки и методики, либо дается характеристика предприятия.

Второй параграф второй главы (2.2) и в работах теоретико-экспериментального, и в работах теоретико-методического ха­рактера выстраивается одинаково: описывается процесс реализации разработанных автором условий, методов или методик, обеспечивающих достижение желаемого результата. Материал этого параграфа излагается в логике гипотезы, в которой эти условия прописаны. Причем теоретическое обоснование выделенных условий, как правило, было дано в первой главе. Здесь же рассказывается, каким образом их реализуют на практике.

Начать параграф можно с упоминания о сформулированной ранее гипотезе, а затем по­следовательно описать реализацию каждого из ее составляющих условий. При этом не допускается помещать во втором параграфе документов либо конспектов мероприятий, программ, сценариев. Все это относится в приложе­ние (о чем в тексте делается ссылка). Здесь же дается методическое описание использования всего этого в процессе реализации условий.

Завершается второй параграф второй главы выводом о целесообразности предлагаемого подхода к реализации разра­ботанных автором курсовой работы условий.

Таким образом, второй параграф второй главы, если она теоретико-экспериментальная, то связан с ги­потезой. В нем показывается, как обозначенные условия реализуются на практике в опыте работы самого автора или специалистов, реали­зующих его идеи.

В третьем параграфе второй главы (2.3) в теоретико-экспериментальных исследованиях представлен анализ резуль­татов экспериментальной ра­боты. Этот па­раграф так же, как и все предыдущие, начинается с аннотации. Затем описываются резуль­таты констатирующего и формирующего эксперимента, то есть те результаты, которые автор получил на этапе нулевого и кон­трольного срезов:

§ дается общая характеристика этих результатов;

§ поясняются причины их получения;

§ помещаются таблицы и диаграммы, наглядно отражающие динамику организуемого в иссле­довании процесса, его результативность.

В теоретико-методических работах третий параграф второй главы может быть посвящен описанию диаг­ностических методик. Также здесь могут быть представлены авторские рекомендации специалистам и менеджерам, повышающим, с точки зрения автора, результативность процесса и нацеленным на решение проблемы исследования.

В заключении второй главы также делаются ВЫВОДЫ объемом до 1-1,5 страниц.

НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические и методические положения, делаются выводы в целом по всей работе.

Аннотация в заключении не требуется.

Заключение курсовой работы складывается из выводов по главам, которые в свою очередь состоят из выводов по параграфам.

Для описания выводов вначале:

§ излагаются цель и задачи, которые были сформулированы на начальном этапе выполнения курсовой работы; излагаются выводы по результатам решения поставленных в курсовой работе задач;

§ если работа носила теоретико-экспериментальный характер, то напоминается формулировка гипотезы, перечисляются методы ее подтверждения.

На основании сказанного делается общий вывод о возможности решить проблему путем (например, внедрения выявленных, сформулированных и обоснованных условий или методов и методик).

Наконец, исходя из общего вывода, дается укороченная формулировка предложений руководителю предприятия или специалистам предприятия. Общий вывод по результатам выполнения курсовой работы на теоретико-экспериментальном уровне – подтверждение или опровержение гипотезы; на теоретико-методическом уровне – констатация факта достижения цели.

При этом следует стремиться к тому, чтобы в выводах заключения не повторялся текст выводы в параграфах и главах, хотя и отражал бы их.

Следует помнить, что заключение курсовой работы – это не только отчет о проделанной работе. В нем излагаются те основные резюмирующие положения, к которым автор пришел в результате проведенного ис­следования, дается характеристика результатов исследования, авторская самооценка:

§ что удалось сделать для решения проблемы;

§ что в проблеме требует дальнейшего изучения;

§ какие новые знания о проблеме и путях ее решения получены;

§ где и как (на практике) полученные в ходе исследования знания могут быть использованы.

Умение делать выводы – это один из главных показателей развития навыков научно-исследовательской деятельности автора курсовой работы. Выводы должны излагаться кратко, но содержательно и корректно. Они должны быть доказательны и последовательны.

Объем заключения не должен превышать 3-4-х страниц печатного текста.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список использованных источников составляется в строгом соответствии с ГОСТом, включает в себя нормативные и правовые акты, научную и методическую литературу: монографии, учебники и учебные пособия, справочные материалы, статьи, материалы конференций и семинаров, авторефераты диссертаций, статистические сборники, инструктивные письма, методические рекомендации, а также электронные ресурсы. Составляется список в алфавитном порядке. Литература на иностранных языках приводится в конце списка в порядке латинского алфавита.

Приложения сообщают сведения, не вошедшие в основной текст ВКР (образцы документов, статистический материал, фотографии, иллюстрации, программы, проекты, бизнес-планы, расчеты и т.п.).

Каждое приложение должно иметь свой заголовок и буквенное обозначение.

 


[1] Аннотация [от латинского annotatio - примечание, пометка] – краткая ха­рактеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее со­держание, идейную направленность, назначение и другие осо­бенности.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.