Структура работы определяется содержанием поставленных задач. Темы параграфов этим задачам соответствуют.
Важно помнить, что при формулировании названий параграфов следует пользоваться преимущественно теми терминами, которые имеются в теме. В начале глав и параграфов желательно приводить аннотацию[1].
Аннотация к главам включает количество единиц информации, равное количеству параграфов в данной главе. По сути – это связное изложение названия параграфов данной главы.
Аннотация к параграфу представляет собой своеобразный план параграфа, в котором отражается логика изложения его содержания.
ПЕРВАЯ ГЛАВА – это второй раздел курсовой работы, ее теоретическая часть. Название первой главы связано с названием темы, но при этом обязательно незначительно отличается от нее, указывая на теоретический характер представленного в главе материала. Как правило, первая глава может формулироваться двумя способами: 1) теоретические аспекты проблемы (далее упоминается тема); 2) теоретическое обоснование проблемы (упоминается тема). Например, для темы «Оптимизация форм сервисной/туристской деятельности в целях повышения конкурентоспособности продукта/услуги» первая глава может формулироваться следующим образом: «Теоретическое обоснование проблемы оптимизации форм сервисной/туристской деятельности в целях повышения конкурентоспособности продукта/услуги».
В первой главе при теоретическом освещении исследуемого процесса представляется:
- раскрытие подходов, их трактовка в контексте избранной темы;
- извлечение наиболее правильного, целесообразного подхода/подходов для решения исследуемой проблемы;
- степень востребованности данного фактора, явления, объекта;
- обоснованность выбора подтверждением личного суждения: «думаем», «считаем», «на наш взгляд», «важно с нашей точки зрения».
- система организационных мер (виды стимулирования, роль человеческого фактора, нормативы и т.д.).
В первой главе в зависимости от темы и найденных материалов можно представить от двух до четырех параграфов, каждый их которых, так же как и глава, имеют свое название, отражающее суть содержания изложенного в них материала и конкретизирующее название главы.
В ней необходимо логически последовательно изложить суть исследуемой проблемы, представить результаты анализа научной и методической литературы, на описание которой (помещенной в списке использованных источников) в тексте основной части в обязательном порядке имеются библиографические ссылки.
Следует обратить внимание на то, чтобы объемы глав и параграфов были соразмерны друг другу.
В первой главе раскрываются теоретические основания проблемы, проводится ее теоретический анализ, описывается ряд или один из существующих подходов к ее решению. Из анализа должно быть ясно, что проблема имеется и она актуальна. Это, как правило, параграф 1.1. Затем даются определения ключевых понятий проблемы (чаще всего параграф 1.2). Наконец, раскрываются существующие пути решения проблемы (параграф 1.3.).
Возможно и несколько иное представление материалов в первой главе. Рассмотрим подробнее.
В первом параграфе (1.1) дается подробный анализ современного состояния науки и практики в области изучаемого вопроса, формулируется проблема и описывается имеющийся опыт ее решения. Отражается то, что уже сделано, каковы взгляды разных авторов на пути решения обозначенной проблемы.
Исследователь констатирует то, что именно является достаточным, то есть удовлетворяет современным требованиям, а что тормозит решение исследуемой им проблемы и может быть улучшено. Он цитирует, пересказывает мысли ученых и практиков, делает на этой основе свои выводы.
Первая глава и ее первый параграф строятся на основе анализа прочитанных первоисточников и представляет собой их обзор. Автор показывает, насколько он изучил разработанность проблемы в теории и практике.
Следует помнить, что курсовая работа – это не конспект чужих работ, а исследование (!). Это значит, что при изложении текста необходимо:
§ выделить из анализируемого главное;
§ сравнить позиции, взгляды на проблему разных авторов;
§ проаргументировать свое отношение к существующим в теориях положениям;
§ определить подходы, наиболее оптимальные в изучении проблемы с вашей точки зрения;
§ оценить современность (актуальность) раскрытых в работах других авторов аспектов проблемы.
В результате становится ясно, каким образом и может ли исследователь дополнить имеющийся опыт решения проблемы своими силами.
Второй параграф первой главы (1.2), как правило, посвящен рассмотрению ключевого понятия исследуемой проблемы. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы в теории, а также для того, чтобы показать, как подходит исследователь к ее трактовке, какой смысл вкладывает в решение.
В этом параграфе на основе анализа научных источников:
§ кратко излагается история ключевого понятия;
§ раскрывается его содержание, дается совокупность определений;
§ определяется ведущее из существующих определений, которое имеет наиболее важное значение для решения данной проблемы и с которым согласен автор курсовой работы.
Для этого проводится анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, раскрывается связь исследуемых понятий с другими.
Определения понятия заимствуется из словарей и энциклопедий по соответствующим наукам.
В случае если ни одно из найденных определений не соответствует позиции исследователя или не отвечает его требованиям, исследователь имеет полное право сформулировать свое собственное определение.
Завершается второй параграф первой главы, как правило, представлением определения, свойств и характеристик такого понятия исследования, которое в данной курсовой работе принято за основу, т.е. которым автор будет руководствоваться в своих дальнейших рассуждениях о решении проблемы.
В первой главе курсовой работы часто имеется третий параграф (1.3), посвященный описанию разработанных автором критериев оценки исследуемого процесса, модели или условий эффективного решения проблемы исследования. Структурируется параграф в соответствии с вышеизложенными требованиями:
§ дается аннотация параграфа;
§ излагаются определения понятия «критерий», «показатель», «признак», «уровень» (если параграф посвящен критериям), или «модель» и «моделирование» (если в параграфе описывается разработанная автором модель), «условия» (если в параграфе дается теоретическое обоснование условий, выделенных в гипотезе);
§ помещается таблица критериев или модель, после чего следует характеристика содержания критериев (показателей), описание модели.
Если параграф посвящен описанию разработанных автором критериев, то перед таблицей характеризуются основания для разработки критериев. После таблицы дается обоснование каждого критерия и показателя.
Если в параграфе представлена модель процесса, то перед моделью дается характеристика типа модели, а после помещения схемы дается описание каждого компонента модели с объяснением необходимости его наличия в данной модели.
В структурно-содержательной модели отражаются структурные компоненты исследуемого процесса и описывается содержание каждого компонента. В функционально-содержательной модели – элементы содержания процесса, функциональные связи между элементами. В структурно-функциональной модели отображаются структурные компоненты процесса и раскрываются функциональные связи между компонентами. Автор работы имеет право выбрать модель любого типа, обосновав свой выбор.
Если в параграфе представлено теоретическое обоснование условий эффективного решения проблемы исследования, то после раскрытия понятия условий приводится их перечисление (как в гипотезе, если она есть), а затем последовательно останавливаются на каждом условии и дают обоснование его необходимости. Если условия должны реализоваться в комплексе, то желательно показать схематично их взаимосвязь, а также описать, почему именно такое сочетание является достаточным для решения обозначенной проблемы.
В зависимости от темы, в курсовой работе может быть еще параграф, содержание и местоположение которого согласовывается с научным руководителем.
В конце первой главы излагаются ВЫВОДЫ, в которых кратко выделены основные положения по всем параграфам и результаты теоретического рассмотрения вопроса.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.