Данный этап является наиболее ответственным в процессе написания курсовой работы. Сложность и трудоемкость этого этапа состоит в том, что необходимо проработать библиографические каталоги, ознакомиться с большим количеством литературы, эмпирическими данными, различными подходами и мнениями авторов, разнообразием путей и методов решения проблемы.
Сбор материала по теме исследования начинается с анализа литературы (нормативной, научной, практической, учебной, периодической, первоисточников). Необходимо помнить, что исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы курсовой работы. Студенту на основе анализа литературных источников необходимо ясно представлять себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Особую направленность эта работа приобретает после установления конкретных задач исследования.
Так, например, рассмотрение ключевого понятия необходимо начинать с описания всех его значений по разным словарям с тем, чтобы выявить наиболее общие признаки этого понятия и определиться, на какое определение можно опираться в данном исследовании, то есть какое определение наиболее соответствует позиции, подходу автора исследования.
Процесс изучения литературы требует внимательного и обстоятельного ее изучения, осмысления, обязательного конспектирования. Работы, не требующие детального изучения, просматривают («беглое чтение»). Весьма полезным является также и прием неполного, или «выборочного» чтения различных разделов книги. Распространенным является прием «сплошного» чтения. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы. В тех случаях, когда высказывания автора могут быть использованы студентом для раскрытия содержания исследуемой темы, делаются необходимые выписки со ссылками на источник. Запись может иметь форму как конспекта, так и выписок. Если используется форма цитирования, то дословная запись берется в кавычки и указывается страница цитируемого источника. При свободном изложении также следует периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы в случае необходимости можно было быстро обратиться к первоисточнику.
Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система теоретических сведений по существу исследуемого вопроса – аналитический обзор. Обзор, как правило, включает в себя три параграфа, посвященных основным вопросам темы и резюме по ним. Этот труд и представляет из себя фактически первую главу курсовой работы. Результаты аналитического обзора, составляющие основное содержание первой главы, завершаются 2-3 выводами (по одному на каждый из параграфов) и служащими теоретической основой для написания второй главы.
Излагая материал исследования, нужно связывать абзацы между собой. Этого можно достичь, если в каждом предыдущем абзаце упоминать то, что будет разворачиваться в следующем.
В изложении текста исследования (и особенно первого параграфа) должно быть ясно видно, где излагается собственная позиция исследователя, а где - позиции других авторов (исследователей). Это можно показать, используя определенные речевые обороты.
Для указания на то, что это мнение (позиция) автора данного исследования, можно пользоваться оборотами типа:
- «с нашей точки зрения»;
- «по нашему мнению»;
- «на наш взгляд»;
- «как нам представляется (думается)»;
- «согласно подходам, представленным в нашем исследовании»;
- «согласно позиции, (концепции) нашего исследования»;
- «в соответствии с нашими предположениями»;
- «мы считаем (полагаем, предполагаем), что...»;
- «на основании вышеизложенного (сделанного анализа, результатов опытно-экспериментальной (или экспериментальной) работы) можно сделать вывод о том, что...»;
- «представленный анализ позволяет нам (дает основание, дает возможность) сделать вывод (заключить, утверждать, говорить, настаивать)»;
- «из этого можно сделать вывод...»;
- «все сказанное позволяет сделать вывод...»;
- «на основании изложенного можно сделать умозаключение...»;
- «исходя из этого, мы может высказать несколько суждений...» и пр. т. п.
Для указания на то, что это мнение (позиция) других авторов других исследований можно пользоваться цитированием, различными речевыми оборотами, придаточными предложениями.
1) Цитирование в форме прямой речи. Приведем пример. По данному вопросу целесообразно привести мнение такого-то: «Далее излагаются слова указанного автора в точном соответствии с текстом оригинала» и в квадратных скобках делается ссылка на первоисточник, то есть указывается порядковый номер данного первоисточника в списке использованной и цитированной в данном исследовании литературы, и номер страницы (или страниц), на которой (или на которых) расположена данная цитата. Например, (13, с. 22). При этом точка в конце цитаты ставится после (!!!) скобок, а после кавычек, заключающих цитату, точка не ставится (!!!).
2) Речевыми оборотами типа: «согласно позиции (точке зрения, мнения, утверждения, суждения, умозаключения) такого-то или таких-то», «как считает (думает, говорит, утверждает, заключает, полагает, размышляет, предполагает и т. д.) такой-то или такие-то», «по мнению (утверждению, суждению, умозаключению) такого-то или таких-то», «согласно положениям, изложенным в работе (или работах)/(исследовании или исследованиях) такого-то или таких-то» и т. д.
3) Придаточными предложениями: «Рассуждая о том-то, такой-то говорит (утверждает, делает вывод, заключает, полагает), что...».
В таблице 1 приведены речевые клише - перечень глаголов и словосочетаний, которые можно использовать в курсовой работе при анализе литературных источников.
Таблица 4 - Речевые клише
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие, условие и следствие | (и) поэтому, потому, так как, поскольку, отсюда следует, откуда следует, вследствие, в результате, в силу этого, в виду этого, в зависимости от, в связи с этим, согласно этому, в таком случае, в этом случае, в этих условиях, в таких условиях, (а) если (же)..., то ..., что свидетельствует, что указывает, что говорит, что соответствует, что дает возможность, что позволяет, что способствует, что имеет значение и т.д. |
Временная соотнесенность и порядок изложения | сначала, прежде всего, в первую очередь, первым шагом, последующим шагом, предшествующим шагом, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы |
Ссылка на авторские высказывания (суждения) и выражение своего к ним отношения | Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему (вопрос), поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.