Особенности классической науки, ее оснований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для классической науки характерно:

1. Стремление к завершенной системе знаний (ориентация на классическую механику, на неизменные законы механики). Это приводило к механическому характеру классической науки и в целом человеческого мировоззрения.

2. Рассмотрение природы (живой и не живой) как неизменных явлений.

3. Сведение живого к ряду механических закономерностей (Декарт смотрит на человека как на определенную машину).

4. Окончательное разведение знания и веры. Религиозные воззрения все больше начинают уступать место научному рационализму.

Классическое научное мировоззрение базируется на трех принципах: ньютоново пространство (бесконечное, однородное и изотропное) и однородное время, текущее во всех системах отсчета с одинаковой скоростью, принципиальный редукционизм и, наконец, жесткий, лапласовского типа детерминизм.

Но постоянно складываются предпосылки (и это естественно, ибо наука постоянно находиться в движении) для новых научных открытий (теория бесконечно малых величин, открытие клетки, (Шлейденом и Шванном)). В основе животных и растительных существ биологическая клетка, открытие превращения и сохранения энергии, эволюционные учения Дарвина). Особенно большие научные открытия совершаются в конце 19.- начале 20 вв. в физике (открытие электрона, радиоактивности, проницаемости вещества, закономерностей квантовой механики).

Эти и ряд других открытий и явились основой появления нового типа науки – неклассической науки, которая связана, прежде всего, с квантово-релятивистской картиной мира.

Этап классической науки охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон. Начало ее было положено в трудах Н. Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она не сводилась только к перестановке центра Вселенной, но обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов. Кроме того, Коперник показал ограничен­ность чувственного познания, неспособного отличить наши пред­ставления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому при­надлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по мнению Галилея, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. В Новое время, таким обра­зом, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теорети­ческого естествознания. Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики. В его учении она приобрела оконча­тельный характер, что положило начало длительному периоду гос­подства механических представлений о мире в науке. Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классичес­кая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Попытаемся суммировать ее основные принципы. Прежде всего, она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового по­рядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие по­ложения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выра­жение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время су­ществует убежденность в социальной нейтральности науки. Счита­ется, что она ориентирована собственными автономными ценнос­тями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной карти­ны природы. Полагалось, что объективность и предметность по­знания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной де­ятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходи­мость их элиминации с помощью специальных процедур. Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск ме­ханических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укреп­ляло претензии на обнаружение единственно верного метода, га­рантирующего построение истинной теории. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носи­ла механистический характер. Она продуцировала образ линейно­го развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изна­чально определяло настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной сис­теме координат. Был выработан и категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира. Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. Классическим примером первых научно-технических знаний служит сконструированные X. Гюйгенсом механические часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит уже существенные отклонения от классических ее канонов.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.