Для классической науки характерно:
1. Стремление к завершенной системе знаний (ориентация на классическую механику, на неизменные законы механики). Это приводило к механическому характеру классической науки и в целом человеческого мировоззрения.
2. Рассмотрение природы (живой и не живой) как неизменных явлений.
3. Сведение живого к ряду механических закономерностей (Декарт смотрит на человека как на определенную машину).
4. Окончательное разведение знания и веры. Религиозные воззрения все больше начинают уступать место научному рационализму.
Классическое научное мировоззрение базируется на трех принципах: ньютоново пространство (бесконечное, однородное и изотропное) и однородное время, текущее во всех системах отсчета с одинаковой скоростью, принципиальный редукционизм и, наконец, жесткий, лапласовского типа детерминизм.
Но постоянно складываются предпосылки (и это естественно, ибо наука постоянно находиться в движении) для новых научных открытий (теория бесконечно малых величин, открытие клетки, (Шлейденом и Шванном)). В основе животных и растительных существ биологическая клетка, открытие превращения и сохранения энергии, эволюционные учения Дарвина). Особенно большие научные открытия совершаются в конце 19.- начале 20 вв. в физике (открытие электрона, радиоактивности, проницаемости вещества, закономерностей квантовой механики).
Эти и ряд других открытий и явились основой появления нового типа науки – неклассической науки, которая связана, прежде всего, с квантово-релятивистской картиной мира.
Этап классической науки охватывает период с XVII до конца XIX века и связан, прежде всего, с деятельностью таких мыслителей как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон. Начало ее было положено в трудах Н. Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она не сводилась только к перестановке центра Вселенной, но обосновывала движение как естественное свойство земных и небесных объектов. Кроме того, Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому принадлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по мнению Галилея, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. В Новое время, таким образом, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики. В его учении она приобрела окончательный характер, что положило начало длительному периоду господства механических представлений о мире в науке. Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности. Попытаемся суммировать ее основные принципы. Прежде всего, она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деятельности проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности. В Новое время существует убежденность в социальной нейтральности науки. Считается, что она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы. Полагалось, что объективность и предметность познания достигаются лишь тогда, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деятельности, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания трактовался как асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные характеристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации с помощью специальных процедур. Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики. Это укрепляло претензии на обнаружение единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носила механистический характер. Она продуцировала образ линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изначально определяло настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Был выработан и категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира. Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. Классическим примером первых научно-технических знаний служит сконструированные X. Гюйгенсом механические часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит уже существенные отклонения от классических ее канонов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.