Таким образом, исходя из материалистической концепции, мы будем рассматривать исторические типы государств, существовавших на территории нашей страны в разные эпохи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поэтому в структуре курса выделяются для изучения три периода исторического развития государственно-правовых институтов, которым соответствуют три типа государств – феодальный, буржуазный (или капиталистический) и советский. Внутри каждого периода мы выделяем этапы, связанные с эволюцией формы российского государства, то есть мы изучаем его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

Критерий для выделения этапов – это форма правления как способ организации власти.

Цивилизационный подход к изучению исторического процесса, по мнению ряда исследователей, не очень подходит для характеристики государств, поскольку категория «цивилизация» сама по себе трудно уловима, а концепция делает упор больше на идеально-духовные, культурные факторы. Однако, как ни странно, в рамках цивилизационного подхода можно выделить соответствие этапов истории государства и права типам субцивилизаций Российской цивилизации. Субцивилизация – это этапы развития цивилизации, которые отличаются всей системой ценностей, типом культуры.

 

Итак, структура курса такова:

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – это эпоха существования феодального государства. Наиболее распространенной формой правления феодального государства на всех этапах его развития являлась монархия. Другой формой была аристократическая республика, встречавшаяся, правда, довольно редко.

 

Внутри данного периода можно выделить этапы: – первый этап – этап существования раннефеодальной монархии (IX–XII вв.), когда феодализм еще только консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа восточно-славянское государство организуется в большую, но весьма слабую по степени интеграции монархию. Происходит зарождение русского права.   Раннефеодальному периоду соответствует древнерусская субцивилизация, для которой характерно осознание принадлежности себя к общеевропейской христианской цивилизации. Тут отсутствует противопоставление Европе. Стиль управления связан со стремлением консолидировать население и территорию.
Второй этап (XIII–XV) связан с периодом феодальной раздробленности, в течение которого на территории восточных славян возникает полицентричность власти. Решающим фактором здесь является монгольское иго. Появляется новая форма правления – боярская аристократическая республика в Новгороде и Пскове (XII – XIV вв.).  

Монгольское иго прерывает общеевропейский путь эволюции Древней Руси и способствует формированию московской субцивилизации, которая отграничивает себя от Европы и даже противопоставляет себя ей. В связи с активной борьбой за национальный суверенитет с Литвой и Польшей, а также после падения Византии появляется идея о мессианстве России, что приводит к изоляции от Европы и резкому противостоянию с католичеством. Основа культуры – религиозные ценности. Стиль управления – пластичная культура, целостное представление о мире и устойчивые формы бытия, опора на традицию.

Основным содержанием третьего этапа является процесс централизации Русского государства (XIV– первая половина XV вв.). Происходит постепенный переход смены раннефеодальной монархии сословно-представительной, закладывается деспотическая модель управления.
Четвертый этап связан с периодом полного развития феодального строя, фазы его расцвета (вторая половина XVI – XVII вв.), для него типична централизованная сословно-представительная монархия. В это время становится система русского права.  
Для пятого этапа – периода позднего средневековья (XVIII–первая половина XIX в.), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерна абсолютная монархия.  

Формируется имперская субцивилизация, при которой налицо открытость страны, ее европеизация. Теперь сакральный смысл приписывается самому государству. Господствующая идея – государственный патернализм. Стиль мышления и действия – реформаторство. Россия вступает в полосу мирового соперничества империй и вынуждена играть по правилам догоняющей модернизации. Для этого времени характерны циклы реформ и антиреформ, связанные с неспособностью власти перейти от авторитарного стиля управления к демократическому. Неспособность ее к реформированию приводит к национальному кризису и ломке общественного устройства в 1917 г.

ВТОРОЙ ПЕРИОД – это существование типа буржуазного государства (вторая половина XIX – начало XXвв.). Сперва буржуазное государство выступает как компромисс между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены дворянства и новым классом – буржуазией, которая обладает экономической властью, а с помощью государства становится и политически господствующей силой. Поэтому в последнюю фазу существования буржуазное государство предприняло попытку создать и упрочить дуалистическую монархию. Несомненно, в период возникновения буржуазного государства общество пережило качественный скачок в развитии. Это связано с технической революцией, что, в свою очередь, привело к появлению новых форм организации эксплуатируемых масс, осознанию ими себя как совокупности личностей.  
ТРЕТИЙ ПЕРИОД связан с историей Советского государства и права. (1917–1991 г.). Внутри него вычленяются много этапов: I.  Этап социалистической революции и создание советского государства и права (февраль – октябрь 1917 г.). II.  Создание советского государства и права (1918 – 1920 гг.). III.  Государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.). IV.  Советское государство и право в период тоталитаризма (1930 – 1941 гг.). V.  Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). VI.  Советское государство в период кризиса социализма (1950 – 1980 гг.). VII. Перестройка и развал СССР (1985–1991 гг.). Формируется особая советская субцивилизация, декларирующая отказ от прежних традиций и ценностей, но, тем не менее имеющая корни в прошедших эпохах. Симбиоз коммунистической и мессианской идеологий дает результат крайней изоляции от Европы и обострение геополитических конфликтов. Проблему отставания призван решить авторитарный режим. Для стиля мышления и действия характерна крайняя пассивность и нетворческая исполнительность.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.