История отечественного государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.

История отечественного государства и права

Как

наука и учебная дисциплина

 

План.

1. Характеристика Истории отечественного государства и права как науки.

2. История отечественного государства и права как учебная дисциплина

3. Значение истории отечественного государства и права в становлении профессионального юриста и в системе юридических наук

4. Структура курса.

5. Методология и методика исследований, проводимых в рамках истории государства и права.

6. Организация учебного процесса.

7. Рекомендуемая литература.

Литература

1. Архиповская, А. Как на Руси появилось правоведение или почему мы стали тем, кем стали [Электрон. ресурс] // Сайт Юридического факультета СПБУ.– Режим доступа: http://jurfak.spb.ru/magazine/jurist/article.asp?artID=651 (Дата обращения: 20 мая 2007 г.)

2. Исаева, Т.С. История отечественного государства и права. Учебно-методическое пособие /Т.С. Исаева, М.А. Дорофеева.–Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2005.–152с.

3. Кодан, С. Образование юношества, предназначенного к частям службы государственной». Государственно-правовая подготовка чиновников в России в 1800–1850-е гг.

4. Малышева, Н. С. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина / Н. С. Малышева // В мире права. - 2001. - № 3.

5. Омельченко, Н.А. История государственного управления в России: Учебник.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.–464 с.

6. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.

7. Юшков, С.В. История государства и права СССР. Ч.1 / С.В. Юшков.–М., 1961.



Характеристика Истории государства и права как науки России.

История государства и права России – это историко-правовая общественная наука. Она имеет отношение к исторической науке, и к науке о государстве и праве. По своему характеру она является, прежде всего, правовой (юридической) наукой, а поэтому входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от исторической науки история государства и права не исследует общество целиком.

Основой для анализа исторической действительности в рамках данной науки является конкретно-исторический подход к государственно-правовым явлениям и процессам в нашем Отечестве. Поэтому содержание курса включает в себя множество фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государства, партий. Цель истории отечественного государства и права – это выявление конкретно-исторических закономерностей, построение моделей развития государства и права, характерных для нашей цивилизации в разные эпохи ее существования.

Хронологические рамки курса в рамках истории отечественного государства и права можно определить как VIII (складывания предпосылок возникновения государства и права у восточных славян) –XX (советская государственность как особая модель развития государства и права) вв.

Таким образом, история отечественного государства и права – это историко-правовая наука, которая изучает конкретные процессы развития государства и права России в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности и в определенном историческом пространстве.

 

История отечественного государства и права становится как отрасль знания не ранее XIX в. До этого она была неразрывно связана с общеисторическими исследованиями. Сама историческая наука в России берет свое начало с изучения проблемы образования древнерусского государства: известная Вам норманнская проблема (Байер и Миллер – Ломоносов). Фактически историческая наука в XVIII в. в тогдашнем ее понимании предметом своим имела историю государства Российского, правда, персонифицированную – через изучение деятельности монархов. Классический образец подобного сочинения – это История Российская с самых древнейших времен в 5 томах, написанная в 1768 г. В.Н. Татищевым.

Государство и право как социальные институты стали предметом научного внимания гораздо позже. Элементы юридического подхода можно найти в курсах А.Н. Манкиева "Ядро Российской истории (1784), Ф. Прокоповича "Правда воли монаршей", П.П. Шафирова "Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1770 г. имел" (1717).

Собственно научное изучение предмета начинается только в XVIII в. Первым русским профессором юридического факультета Московского университета был С.Е. Десницкий, которого интересовали проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и др. историко-правовые темы. В первой половине ХIХ в. историко-правовая наука становится самостоятельной отраслью знания. Выходит курс Н.М. Карамзина "История государства Российского..." (1842). Был обнаружен и исследован П.М. Строевым и К.Ф. Калайдовичем текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права был использован в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского в 30-е гг XIX .

Начинают складываться научные школы в области истории государства и права. Школа "официальной народности" основывалась на тезисе, что логика развития русского государства подчинялась вектору "православие, самодержавие, народность". Государственная или "юридическая" школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) отводила в историческом процессе главную роль государству. Ее приверженцы считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству. Известные историки А.Д. Градовский, В.Н.Сергеевич, М.Ф. Владимирский-Буданов являлись приверженцами данного направления.

На рубеже веков устанавливается своя методология историко-правовых исследований. Формальный метод исследований (то есть анализ истории кодификаций, основных форм права) был обозначен в курсах В.Н.Латкина и А.Н.Филиппова; культурно-исторический метод исследования права характерен для исследований В.О.Ключевского и П.Н.Милюкова; сравнительный метод государств и систем права разных народов  особенно широко применяли М.М.Ковалевский и Н.П.Павлов-Сильванский.

Специфическим течением в области историко-правовых и историко-государственных исследований стало т.н. евразийство. Это научное направление сложилось в 20-е годы XIX в. в среде русской эмиграции, однако его истоки были заложены еще в XIX в. такими мыслителями, как К.Н.Леонтьев и Н.Я.Данилевский. Евразийцы (наибольший вклад в историю государства и права России внесли Г.Вернадский, Г.Флоровский, Н.Алексеев) определяли Россию-Евразию, как особый культурный мир, со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него неприемлемы. Географические, этнографические и религиозные особенности определили его специфику. В этой связи концепция евразийской истории Российского государства и права выглядит так: Российское государство всегда было идеократичным, в его основу лежала главная идея (политическая или религиозная). Власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.

Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков М.Н.Покровского и Н.А. Рыжкова. Первый курс "Истории государства и права СССР" был подготовлен С.В.Юшковым. Проблемы курса исследовались также в работах историков: Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова, Л.В.Черепнина, С.О.Шмидта, Б.В. Вилеиского, П.А.Зайончковского и др.

 

2. История государства и права России как учебная дисциплина берет свое начало с XIX в.

В целом, преподавание правоведения в России началось с 28 января 1724 г., когда Петр I издал Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии и Университета, где «собрания учёных людей, которые наукам высоким, яко Теологии и Юриспруденции (Прав искусству), Медицины и Философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают». Однако истории российского права внимания не уделялось.

В начале XIX в. на юридическом факультете Московского университета преподавался по  одноименной кафедре курс "Натуральные права и узаконения древнейшей и новой истории". С 1804 г. в Императорском Московском университете на своеобразных философско-политических отделениях читалась учебная дисциплина –  "Права знатнейших как древних, так и новых народов".

Проведение реформ системы государственного управления в первой четверти XIX в., а затем преобразований в системе законодательства в 1820-1850-е гг. приводит власть к осознанию необходимости повышения профессионального уровня и правосознания бюрократии, необходимости перехода к подготовке специально подготовленных для государственной службы чиновников, имеющих юридическое образование. Модернизируемая система государственного управления и законодательство становились все менее доступными для чиновников, не обладавших элементарной юридической подготовкой, а для качественного их  обучения, как и для законотворческой деятельности, были необходимы юридические исследования.

В 1819 году по Указу Александра I Петербургский университет вышел из состава Академии Наук, возобновив свою деятельность на базе Главного педагогического института. Правоведение возобновилось как группа дисциплин в рамках философско-юридического (позднее юридического) факультета. Учебный план подготовки юристов, сложившийся в указанный период, был закреплен Уставом университетов 1863 г. Он отразил накопленный в первой половине XIX в. опыт и уровень развития юридического образования и науки, предусматривал изучение студентами юридических факультетов тринадцати юридических дисциплин, разделенных на три блока предметов. На Юридическом факультете СПБ университета было создано 13 кафедр, в том числе и три исторические – истории законодательств, истории русского права, истории славянских законодательств.

Как форма профессиональной научной деятельности  история государства и права берет свое начало с 14 марта 1828 г. – создание М.М. Сперанским при II отделении Собственной Е.И.В. канцелярии "школы профессоров российского права" – 3-х годичных Курсов для студентов кандидатов правоведения". На первом курсе студенты среди прочих слушали дисциплину – Пропедевтика, т.е. обозрение всех частей законоведения и история российских законов от С. Владимира до настоящего времени.

 

А) Общие принципы и подходы к изучению истории отечественного государства и права.

Методология – то есть совокупность приемов и методов исследования.

Общефилософская база науки – это диалектика, которая предусматривает наличие объективно существующих всеобщих законов развития природы, общества и мышления. Государство и право в этой связи рассматриваются как взаимосуществующие и взаимодополняющие явления, а также их развитие не может изучаться вне связи с экономикой, политикой, религией, моралью и т.д.

В рамках диалектики история государства и права основывается на принципе прогрессизма, или идее поступательного прогресса – как восходящего и поступательного развития общества с многочисленными историческими вариантами, обусловленными многообразием социальных факторов.

Данный курс формируется в рамках принципа материализма, в рамках которого первопричина возникновения и развития государства и права – это эволюция общественного строя, т.е. совокупности экономических и социальных отношений.

Принцип историзма базируется на идее исторической преемственности. Редко бывает, чтобы ВСЯ историческая эпоха канула в Лету. Последующие явления и процессы так или иначе вбирают опыт предшествующих поколений и институтов. Опора на данный принцип позволяет раскрыть связи между государством и правом прошлого и настоящего, а также уяснить логику в их развитии, сравнить государственно-правовую практику.

Принцип объективности заставляет ученых рассматривать изучаемые явления и институты с позиций независимого эксперта. Необходимо смотреть на данные события, не руководствуясь оценками сегодняшних реалий.

С принципом объективности соседствует принцип культурологического подхода, когда оценки (правильно-неправильно) тех или иных действий или правил поведения следует давать с позиций той эпохи. Поэтому когда будете читать соответствующие памятники права, не следует ужасаться "дикости" предков.

Методика науки включает в себя использование конкретно-исторического, сравнительно-правового и системного методов.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие.

Сравнительный метод позволяет выявлять закономерности и совпадения в разных странах, в разных эпохах.

Системный анализ позволяет всю совокупность изученных явлений и выявленных закономерностей и особенностей представить на новом уровне, обосновать некие модели развития российского государства и права в те или иные эпохи.

Б) Частные методологические подходы к истории отечественного государства и права.

Здесь рассматриваются ряд концепций (теорий), которые являются основополагающими для изучения именно родной истории государства и права. Необходимо иметь в виду следующее:

I. Геополитические теории. В частности имеет важное значение теория евразийства.

II. Современные теории модернизации, рассматривающие процессы коренных трансформаций обществ. Большинство исследователей признают, что для России с XVIII в. характерен догоняющий, форсированный тип модернизации по образу западноевропейской цивилизации. И это негативным образом сказалось на форме государства и управлении обществом. Государство и право развивалось по амплитуде катастрофической эффективности, катастрофической неэффективности и застоя.

 

Источники курса.

Под источниками истории отечественного государства и права понимаются, прежде всего, нормативные и нормативно-правовые акты предшествующих, изучаемых нами, эпох: правды, грамоты, договоры, судебники, уложения, рескрипты, регламенты, узаконения, уложения, своды, манифесты, кодексы, основы законодательств и т.д.

Вы будете читать их. Основные принципы работы с текстами актов являются принципы комплексности, целостности и критического анализа. Принцип комплексности подразумевает, что подходить к анализу источника бессмысленно, если Вы не владеете базовыми историческими знаниями, не представляете историческую ситуацию определенного периода.

Под целостностью мы имеем в виду работу со всей совокупностью или отраслевой группой норм, а не вычленение из текста акта какого-либо отдельного смысла.

Критический анализ подразумевает, что необходимо посмотреть на источник с проверкой: степень подлинности, влияние извне, цели создания акта и т.д.

 

Тема 1.

История отечественного государства и права

Как

наука и учебная дисциплина

 

План.

1. Характеристика Истории отечественного государства и права как науки.

2. История отечественного государства и права как учебная дисциплина

3. Значение истории отечественного государства и права в становлении профессионального юриста и в системе юридических наук

4. Структура курса.

5. Методология и методика исследований, проводимых в рамках истории государства и права.

6. Организация учебного процесса.

7. Рекомендуемая литература.

Литература

1. Архиповская, А. Как на Руси появилось правоведение или почему мы стали тем, кем стали [Электрон. ресурс] // Сайт Юридического факультета СПБУ.– Режим доступа: http://jurfak.spb.ru/magazine/jurist/article.asp?artID=651 (Дата обращения: 20 мая 2007 г.)

2. Исаева, Т.С. История отечественного государства и права. Учебно-методическое пособие /Т.С. Исаева, М.А. Дорофеева.–Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2005.–152с.

3. Кодан, С. Образование юношества, предназначенного к частям службы государственной». Государственно-правовая подготовка чиновников в России в 1800–1850-е гг.

4. Малышева, Н. С. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина / Н. С. Малышева // В мире права. - 2001. - № 3.

5. Омельченко, Н.А. История государственного управления в России: Учебник.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.–464 с.

6. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.

7. Юшков, С.В. История государства и права СССР. Ч.1 / С.В. Юшков.–М., 1961.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.