Микротема – это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Микротемы в тексте выделяем по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа говорящего или пишущего с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности её воспроизведения. Это позволяет отнести её к особой разновидности фактического материала.
Приёмы цитирования.
Традиционно в редактировании рассматривается прямая цитата, тоесть дословное воспроизведение чужой речи. В письменном тексте она обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о её начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.
Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, то есть передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. К косвенному цитированию можно отнести аллюзийную цитату – переиначенный хорошо известный текст, в котором легко просматривается первоисточник.
Начиная работу с цитатами, говорящий оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
По роли в тексте условно можно выделить цитаты риторические. Их назначение – создать образ человека, автора цитируемых высказываний, или с помощью цитат, принадлежащих уважаемым, известным людям, охарактеризовать какой-либо объект, явление.
Цитата используется не только как риторический приём, но и в информационных целях. Автор прибегает к ней для обоснования каких-либо положений текста или как к первичному источнику ценных фактов. Увлекаться цитатами в таком случае вредно. Текст напоминает хаотичный набор фрагментов чужой речи, за которыми не видно авторской индивидуальности, теряется целостность и последовательность изложения.
Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений, – материал чаще всего иллюстративный, не входящий в концептуальную часть текста. Они должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.
Способы оформления цитат:
1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
2. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:
А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в “Маленьких трагедиях” Пушкина».
Задание 3.
Классификация ошибок при составлении описания, монолога и рассуждения.
Причина ошибки | Пример |
Грамматические ошибки
Речевые ошибки
Фактические ошибки
Логические ошибки
Задание 4.
Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий».
Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.
Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, то есть в процессе диалога происходит обмен информацией.
Реплики диалога – это речевые акты, то есть действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.
Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.
Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление.
Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: Не могли бы Вы? Не трудно ли Вам? и т. п.).
В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:
1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совета). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета.
2. Сообщение должно соответствовать теме разговора.
3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.
При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т. п.).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 578.