Как выделить микротемы в тексте?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Микротема – это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Микротемы в тексте выделяем по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа говорящего или пишущего с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности её воспроизведения. Это позволяет отнести её к особой разновидности фактического материала.

Приёмы цитирования.

Традиционно в редактировании рассматривается прямая цитата, тоесть дословное воспроизведение чужой речи. В письменном тексте она обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о её начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.

Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, то есть передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. К косвенному цитированию можно отнести аллюзийную цитату – переиначенный хорошо известный текст, в котором легко просматривается первоисточник.

Начиная работу с цитатами, говорящий оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.

По роли в тексте условно можно выделить цитаты риторические. Их назначение – создать образ человека, автора цитируемых высказываний, или с помощью цитат, принадлежащих уважаемым, известным людям, охарактеризовать какой-либо объект, явление.

Цитата используется не только как риторический приём, но и в информационных целях. Автор прибегает к ней для обоснования каких-либо положений текста или как к первичному источнику ценных фактов. Увлекаться цитатами в таком случае вредно. Текст напоминает хаотичный набор фрагментов чужой речи, за которыми не видно авторской индивидуальности, теряется целостность и последовательность изложения.

Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений, – материал чаще всего иллюстративный, не входящий в концептуальную часть текста. Они должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.

Способы оформления цитат:

1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

2. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:

А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в “Маленьких трагедиях” Пушкина».

Задание 3.

Классификация ошибок при составлении описания, монолога и рассуждения.

Причина ошибки Пример

Грамматические ошибки

Ошибочное словообразование Надсмехаться, дуэлем Ошибочное образование формы прилагательного Элен была красивше Наташи Ростовой Ошибочное образование формы место- имения Ихние дети тихо играли в саду Ошибка в построении сложного предло- жения Такова жизнь и героя романа «Преступ- ление и наказание», который был написан в 1866 году Ошибочное образование формы глагола Он ездиет на балы и ходит в театр Нарушение границ предложения Он писал о Петербурге. В котором прошла вся его жизнь Нарушение согласования Это строчка из знаменитого стихотворения А. С. Пушкина, посвящённое Е. Воронцовой Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая роман, у нас возникает много вопросов Ошибки в построении предложения с однородными членами Известный учёный организовал и руко- водит лабораторией по разработке новых синтетических материалов Ошибочное образование формы числительного С шестистами рублями в кармане Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

Речевые ошибки

Неправильный выбор слова Вчера шел огромный дождь Нарушение лексической сочетаемости Это очень плодотворный отрезок жизни в творчестве А. С. Пушкина Ошибка в выборе паронима Слово для доклада представили директору школы Ошибка в употреблении устойчивого сочетания слов Ребята работали спустив рукава Тавтология Этот случай случился со мной, когда я отдыхал в деревне у бабушки Плеоназм На линейке в лагере мне вручили памятный сувенир Неправильный выбор служебного слова Благодаря болезни он не присутствовал на собрании Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда я приехал к бабушке, она встретила меня приветливо. Когда мы прошли в дом, она показала мою комнату Ошибка в употреблении устойчивого сочетания слов Я не ударился лицом в грязь Речевой штамп Нам необходимо утрясти этот вопрос

Фактические ошибки

Искажена фамилия Стихотворение «Сожжённое письмо» посвящено Елизавете Ворониной Неверное изложение фактов «…Инвалид, по-собачьи преданно пере- хватив её взгляд, будто подтвердил: «Вот как я её люблю!» Это ещё раз говорит о том, что супруга издевается над своим мужем Ошибочно указан жанр произведения В повести «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал «нового человека» Неверное изложение фактов, не упомина- ющихся в исходном тексте Мурочке было сложно осознавать, что ею воспользовались, но любовь была сильнее Подмена понятий Жанр данного стихотворения – это природа Искажение фактов биографии поэта В Михайловской ссылке А. С. Пушкин познакомился с Е. К. Воронцовой Искажение фактов, содержащихся в тексте Онегин узнаёт, что Татьяна Ларина замужем и очень любит своего мужа Искажение факта Пушкин подарил бессмертие «подруге юности своей», воспев её в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Неверное изложение фактов, не упомина- ющихся в исходном тексте Мурочка заставляет инвалида войны застилать постели и отчитывает его за то, что он не уступает ей место на нижней полке

Логические ошибки

Алогизм: «натура» сопоставляется с героем (Вернером) Натуре Печорину, как и Вернеру, присуще насмешливое отношение к жизни Подмена понятия: демонстрировали фильм, а не его название Во всех кинотеатрах города демонстри- ровали одно и то же название фильма Алогизм: «образ» является портретом Одним из наиболее ярких второстепенных образов романа «Герой нашего времени» является портрет Вулича Неоправданная замена видового понятия родовым («головные уборы») В магазине мы приобрели зимние головные уборы Сочетание в одном ряду разнородных понятий: больница не является культурным учреждением Были отреставрированы больницы, школы, библиотеки, кинотеатры и другие культурные учреждения города Утверждение взаимоисключающих понятий («один из единственных») Печорин – один из единственных героев романа «Герой нашего времени», противостоящий светскому обществу Несоответствие посылки и следствия + неоправданное расширение посылки (тезиса) Всё описанное в начале романа «Пре- ступление и наказание» и послужило причиной убийства Раскольниковым старухи-процентщицы Неоправданная замена видового понятия родовым («живопись») На выставочном стенде были представ- лены поделки детей, висела их живопись Алогизм: «книга» сопоставляется с «идеей» Подобно другим книгам, идея этого романа вынашивалась автором в течение многих лет

 

Задание 4.

Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий».

Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, то есть в процессе диалога происходит обмен информацией.

Реплики диалога – это речевые акты, то есть действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.

Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление.

Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: Не могли бы Вы? Не трудно ли Вам? и т. п.).

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совета). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета.

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора.

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т. п.).

 

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 578.