Я только перечислю эти части, а вам остается их самостоятельно изучить.
1. Антифоны. Они бывают трех видов: изобразительные, будничные и праздничные. Изобразительные носят некоторый праздничный оттенок, их поют на все попразнства, по субботам и воскресеньям, праздник святых с красными знаками. Праздничные – в господские двунадесятые праздники и на Светлую седмицу, на Пасху. Будничные – в будние дни. У нас в Русской Церкви будничные антифоны поют очень редко, в Греческой Церкви, заметим, будничные антифоны поют каждый день, там как раз изобразительные редко поют. Дело до того доходит, что некоторые греки на Пасху поют изобразительные, считают это очень важным и вместо праздничных антифонов поют изобразительные. На изобразительных (припеваются к третьему антифону) бывают тропари, они называются «на Блаженны». Устав этих тропарей смотрите у Розанова.
2. Входное песнопение.Всегда это бывает «Приидите, поклонимся …Сыне Божий», затем изменяемая вставка, в воскресный день – «воскресы из мертвых…», в будние дни – «во святых дивен Сый»,…дальше обычно окончание «поющие Ти Аллилуия». Этот Входной стих является составной частью третьего будничного антифона, хотя употребляется как вместе с будничными, так и вместе с изобразительными антифонами. Но в те дни, когда бывают праздничные антифоны, т.е. в Господские и двунадесятые праздники, на Пасху и в Светлую седмицу вместо «Приидите, поклонимся» поется праздничный Входной стих. Из этого правила есть два исключения: Духов день и Сретенье Господне. Здесь антифоны поются изобразительные, но после них бывает Входной стих..
3. Тропари, кондаки по ВходеЭто надо смотреть у Розанова. Все уставные моменты, касающиеся изменяемых частей Литургии, описаны в I части, IV разделе. Поется Трисвятое. На Рождество, Богоявление, Лазареву субботу, Великую субботу, Пасху, Пятидесятницу поется «Елицы во Христа…»; на Крестовоздвижение и Крестопоклонную поется «Кресту твоему».
4. Блок: Апостольское чтение, Евангельское чтение, Прокимен перед Апостолом, Аллилуарий перед Евангелием и причастен. Тоже смотрите у Розанова.
5. ХерувимскаяВ Великий четверг поется «Вечери Твоея тайныя днесь…», в Великую субботу «Да молчит всякая плоть …».
6. Достойно естьВ двунадесятые и некоторые другие праздники заменяется Задостойником, который поется до отдания. Сейчас идет попразнство Пасхи и поется Задостойник Пасхи. Будут два исключения:: на Преполовение и до отдания Преполовения будет петься Задостойник Преполовения.
7. Окончание ЛитургииБывают некоторые вариации, например, на Пасху и др.
Лекционарная система
(система чтения Священного Писания: кафизм, Апостола, Евангелия)
Богослужебное Евангелие, Апостол, Псалтирь от не богослужебного отличается наличием в них лекционарного аппарата. Лекционарный аппарат включает в себя:
1) разбивку на зачала или на кафизмы (отрывки для чтения),
2) сопровождение этих зачал специальными вводными словами (например, «Во время оно…» и др.),
3) к Апостолу и Евангелию прилагаются специальные таблицы – в какой день года какое зачало читается. Это если Апостол и Евангелие непрерывное. Бывают еще апрокосы. Здесь зачала сразу расставлены в нужном порядке. У нас текст идет как в Библии, а в конце таблицы. В апрососах сразу все идет в нужном порядке. Надо сказать, что в Греческой Церкви стандартными изданиями являются апрокосы, у нас в Русской Церквии – непрерывные.
Таких таблиц несколько, из них две главные таблицы в богослужебном Апостоле и Евангелии.
Первая называется Сказания или Синаксарь. Здесь чтения указываются от Пасхи (понедельник по Пасхи и т.д., Антипасха…неделя по Пятидесятнице), т.е. чтения образуют непрерывный ряд от Пасхи до следующей Великой субботы. Такие чтения из-за этого называются рядовыми, хотя могут быть совсем не рядовыми, а например, воскресными или праздничными.
Второе приложение называется Соборник (месяцеслов Евангелия). Здесь чтения указаны по дням календаря. Такие чтения называются праздничными. Здесь есть путаница. Чтение на Вознесение Господне будет рядовое, а чтение малоизвестного святого будет называться праздничным. Это достаточно условное название. Просто чтение рядовое – чтение подвижного цикла, зависящего от Пасхи, а праздничные чтения – чтения календарного цикла.
Как устроен годовой круг касательно рядовых чтений. От Пасхи до Пятидесятницы читается евангелист Иоанн. Начиная с Пятидесятницы счет недель прекращается по Пасхи и начинают считаться по Пятидесятнице. От Пятидесятницы до недели по Воздвижении читается евангелист Матфей и соответствующее ему чтение из Апостола. В неделю по Воздвижении (10 или 16 неделя) начинает читаться евангелист Лука. Какая-то часть чтения пропускается, она называется Воздвиженская преступка (какую-то часть чтения преступаем). Из-за этого в календаре возникает такая ситуация, может быть вы обращали внимание, написано «неделя 25 по Пятидесятнице – евангельское чтение 27. Возникает потому что неделя по Пятидесятнице может меняться.
Читается евангелист Лука до Недели о мытаре и фарисее. Тогда начинается уже чтение, относящееся к периоду Постной Триоди. Там разные евангелисты, но, в основном, Марк. Но здесь, в Неделю о мытаре и фарисее, чтение зависит не просто от Пасхи, а от следующей Пасхи, как будет в следующем году. Здесь чтения нужно как-то менять из-за соответствующего времени для одной и другой Пасхи. Здесь будет т.н. Богоявленская преступка или отступка. Но как бы мы ни читали, в неделю перед мытарем и фарисеем нужно закончить чтение ряд евангелиста Луки.. А последнее чтение в ряду евангелиста Луки – это чтение о Закхее. Мы должны что-то преступить или отступить. Поэтому неделя перед мытарем и фарисеем называется Неделей о Закхее – последнее чтение евангелиста Луки.
[1] Чтобы меч не натирал ногу при ходьбе.
[2] Здесь расположены аналои певческие.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.